Народное слово. 2015 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2015 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 5 марта 2015 г. * № 23 (10468) * 2 К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Нас бросала молодость... 1418 дней и ночей, ведя ожесточённые бои и неся невосполни - мые утраты, изнурительно работая в тылу, шёл советский народ к долгожданной Победе в Великой Отечественной войне. Всё дальше от нас 9 мая 1945 года, но бессмертный подвиг народа вечно будет жить в сердцах и памяти потомков. … У витрины нашего музея, по - свящённой знатным землякам, ча - сто останавливаются не только левтолстовцы, но и гости из Ли - пецкой и других областей России. Мы рассказываем им о знамени - том начальнике Московского Ме - тростроя Герое Социалистическо - го Труда Василии Дементьевиче Полежаеве, учёном-агрохимике Российской академии сельскохо - зяйственных наук Николае Серге - евиче Авдонине, ветеране 5 Гвар - дейской дивизии, участнике Ста - линградской битвы Александре Васильевиче Полежаеве. Все трое - двоюродные братья из рода По - лежаевых… Мое знакомство с Алексан - дром Васильевичем произошло в июне 2005 года. Совет ветеранов войны 5 Гвардейской трижды ор - деноносной стрелковой дивизии, принимавшей активное участие в обороне Москвы, членом которо - го он являлся, и поисковый отряд «Поклон», входящий в состав объ - единения поисковых отрядов Ка - лужской области, предложили на - шему музею в качестве экспонатов фрагменты деталей оружия и сна - ряжения, документы, боевые на - грады и другие военные реликвии, найденные при раскопках. Общаясь с Александром Ва - сильевичем, я узнала, что он ро - дился в 1922 году в селе Астапо - во Лев-Толстовского района Ря - занской (ныне Липецкой) области. Окончил с отличием среднюю шко - лу № 42 имени Л. Н. Толстого (пер - вый её выпуск) и в 1940 году был призван на службу в ряды Рабоче- крестьянской Красной Армии. В начале Великой Отечественной войны прошёл трёхмесячное обу - чение и в ноябре 1941 года после парада на Красной площади был направлен командиром взвода в 49-ю армию под Серпухов для уча - стия в обороне Москвы. Под командованием недавнего «пацана-десятиклассника» оказа - лись зрелые и опытные солдаты, перед которыми ему нужно было выглядеть взрослым и уверенным в себе. Поэтому в первом бою он не столько боялся быть убитым, сколько того, что сослуживцы уви - дят, как ему страшно. Пересказы - вая яркие эпизоды войны, Алек - сандр Полежаев часто употреблял фразу: «Как сейчас помню». Слу - шая его, отметила для себя: такое действительно не забывают! - В конце августа-начале сентя - бря 1942 года, - сообщил ветеран, - сформированная под Москвой ди - визия следовала под Сталинград на помощь тем, кто его оборонял. Прибыли в район назначения. Ког - да ставилась задача на предстоя - щий бой, я смотрел на оператив - ную карту: местность ровная и го - лая, как скатерть, ориентиров нет, а до пяти часов нужно занять око - пы. Решили выходить в темноте, взяв в руки телефонный кабель, и по нему продвигаться к перед - ней линии обороны. Необстре - лянные бойцы растеряны. Прика - зы почти не действуют, но я – ко - мандир взвода, и надо любой це - ной вести солдат вперёд, иначе ги - бель всем. Наконец окопы взяты. Изготовились к атаке. Мощный ар - тиллерийский огонь. Залпы наших «Катюш». «Утюжат» немцев само - лёты. Лёгкий ветерок гонит стену пыли и дыма вдоль переднего края фронта… Политруки первыми поднялись из окопов с громкими возгласами: «За Родину! За Сталина!» и тут же, сражённые пулями, рухнули в окопы. Теперь очередь была за нами, командирами взводов. На - брав полные лёгкие воздуха (была не была!), поднимаюсь из окопа, мельком смотрю в сторону бойцов: «Пойдут ли за мной?» Пошли! По - нимаю, что действовать надо вне - запно, быстро, броском вперёд – тогда есть ещё шанс уцелеть и вы - полнить приказ. От мощного удара немцы бегут, оборону держат толь - ко отдельные доты. Мы продвига - емся вперёд… Больше всего потерь нашей пе - хоте приносила немецкая авиация. От зари до зари, через каждый час на нас обрушивалось по 50 само - лётов в три захода. Первый за - ход: пикируют, сбрасывают бомбы, ужасно воет сирена. Кажется, что на нас падают небеса. Потом вто - рой заход, за ним – третий. Чтобы отогнать самолёты вверх, стреля - ем по ним изо всех видов оружия. Но атаки повторяются… Когда закончился первый день боя, подвели итоги: утром до атаки нас было в батальоне 840 человек, к ночи осталось 150… Мы атакуем противника, насколько можем, от - тягиваем силы немцев от Сталин - града. Восьмой день боёв. Полу - чил приказ комбата: срочно наве - сти проводную связь от КП ком - бата к стрелковой роте, занявшей новую позицию. Беру двух бой - цов, всё необходимое и – вперёд! Ночь, полнолуние. Нас обнаружи - ли немцы и дали пулемётную оче - редь. Мы залегли. Только попыта - лись подняться – опять пулемёт - ная очередь. Она прошила меня на уровне груди, разворочена ле - вая рука, кровь льётся ручьём… Ещё не осознал, куда попало, а в голове уже промелькнуло: «Ты ка - лека или ещё повоюешь?» Сам же командую: «Ребята, вперёд!» Достаю из нагрудного карма - на перевязочный пакет. Рву зуба - ми упаковку и здоровой рукой на - чинаю себя перевязывать. Рядом оказался окоп пехотинца, я пере - бираюсь к нему. Достаю из задне - го кармана ещё один перевязоч - ный пакет, солдат помогает мне. Потом хлопает по плечу, успокаи - вает: «Ну, вот и всё. Отдых! Впере - ди Крым, пески, туманные горы». Но Крым у немцев. До песков и гор ещё очень далеко… Несмотря на ранение, ещё трое суток не ухожу с поля боя. Во всём взводе не ранен только один пом - комвзвода. Однако стойко держат - ся все и даже, следуя нашему де - визу, умирая, падают головой впе - рёд… Пока удача на моей стороне: вторая пуля попала в плоскость малой сапёрной лопатки, прикрыв - шей сердце и комсомольский би - лет. Эту лопатку я случайно засу - нул за пояс, прихватив её, родную, чтобы рубить телефонный кабель. Другого инструмента не было. Под миномётным обстрелом осколки рвут кабель в куски. Но я придумал выход, сумев использо - вать полученные в школьные годы знания. Решение было достаточ - но простое: от телефона комбата протянули два параллельных про - вода на необходимом расстоянии друг от друга и подсоединили их к телефону командира стрелковой роты. Между проводами и кабе - лем сделали контактные перемыч - ки. Получилось нечто вроде лест - ницы, в результате электрический ток мог идти по цепи, даже если какой-либо участок провода ока - зывался повреждённым. Днём мы могли сохранять связь и почти не несли потерь среди бойцов, а но - чью восстанавливали перебитые куски сети. Десять дней продержался я на передовой. Затем всё же при - шлось лечиться в госпитале. Че - рез два месяца – снова под Ста - линград. На фронт, на фронт… На этот раз ненадолго, всего на трое суток. Контузия уложила в госпи - таль на полгода, а последствия её чувствую до сих пор. Но, несмотря на ранения, подлечившись, я сно - ва участвовал в боевых действи - ях в Курской битве, форсировании Днепра, Ясско-Кишиневской опе - рации, взятии Будапешта, Вены, в других больших и малых сраже - ниях. Финал был 13 мая 1945 года в Чехословакии, под Прагой: отча - янный бой с власовцами и груп - пой войск генерала Шернера, не желавшего капитулировать. Но я уцелел, поэтому число 13 для себя считаю счастливым… О нумерологическом казусе Александр Васильевич говорил уже с улыбкой. А я не могла ото - рвать взгляда от его груди, укра - шенной за многие боевые заслуги тремя орденами и более чем двад - цатью медалями. То, что было в жизни этого человека после войны, тоже заслуживает уважения. А. В. Полежаев окончил радиофакуль - тет Московского энергетического института, стал кандидатом тех - нических наук. Сорок лет работал на флоте, был награждён орденом «Знак почёта» и медалью «300 лет Российскому флоту» за разработ - ку и внедрение новой техники. Ему принадлежат пять изобретений и более двадцати научных трудов. Вспоминая свою непростую жизнь, посвящённую служению Родине, ветеран, перефразировав поэта Э.Багрицкого, сказал: Нас бросала молодость тех су - ровых дней В пекло, где опаснее Родине моей… Лидия БЕЛОУСОВА, директор Лев-Толстовского краеведческого музея. Фото из архива музея. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ Нарушение правил ведет к трагедиям Железная дорога является надежным, комфортным и эффектив - ным видом транспорта. В то же время она представляет для людей большую опасность, если пренебрегать элементарными правила - ми поведения в зоне железнодорожных путей. К нам регулярно поступает ин - формация о несчастных случаях, произошедших на сети дорог ОАО РЖД. Их анализ показывает, что основными причинами получения травм являются грубые нарушения правил безопасности на железно - дорожном транспорте. Это хож - дение по путям в неустановлен - ных местах, неоправданная спеш - ка и беспечность, нежелание поль - зоваться пешеходными мостами, тоннелями и настилами. Нередко несчастные случаи происходят, когда железнодорож - ное полотно используется как пе - шеходная дорожка, что категори - чески запрещено. Даже находясь вблизи железной дороги, необхо - димо проявлять повышенную бди - тельность. Основными причинами трав - мирования несовершеннолетних железнодорожным подвижным со - ставом являются незнание и на - рушение правил безопасности, от - сутствие контроля родителей за их местонахождением. Вот конкретные примеры. Два мальчика укладывали на рель - сы камни перед приближающим - ся поездом. При его приближении они стали убегать через соседний путь, по которому в это время сле - довал почтово-багажный поезд. Машинист, увидев неожиданно вы - бежавших на путь детей, применил экстренное торможение, но наезд ввиду малого расстояния предот - вратить не смог. Один ребенок скончался, а другой получил тяжё - лые травмы. Трое подростков вышли к же - лезной дороге и стали «развле - каться», бросая камни в проходя - щие поезда. Боясь быть пойман - ными, они убегали в расположен - ную вблизи путей лесопосадку. По - сле проезда состава они выходили и ждали следующий поезд. В оче - редной раз двое подростков оста - лись на насыпи, а один вышел на железнодорожное полотно перед поездом, чтобы бросить камень в лобовое окно локомотива. Но убе - жать с пути не успел и был сбит по - ездом, получив тяжелые увечья. Охотников понаблюдать за тем, что может случиться с поездом, если он наедет на какой-нибудь предмет, к сожалению, не убывает. Этим занимаются в основном дети 12 - 16 лет, которые уже в состоя - нии представить последствия сво - их «шалостей», но тем не менее продолжают их совершать. В ре - зультате могут пострадать люди, окружающая среда, причинен зна - чительный материальный ущерб. При отсутствии контроля и не - достаточной разъяснительной ра - боты в школах дети идут на боль - шой риск, забираясь на крыши ва - гонов, бесцельно расхаживая по железнодорожным путям, катаясь на подножках железнодорожных вагонов. Особое внимание следует об - ратить на случаи получения травм подростками, которые, находясь в зоне повышенной опасности (при пересечении или проходе вдоль железнодорожных путей), слуша - ют музыку через наушники плеера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредото - чено на том, как удобнее перейти через рельсы. Машинист не всегда может предотвратить наезд, ведь тормозной путь в зависимости от массы и скорости поезда состав - ляет от 700 до 1000 метров. Чтобы сохранить жизнь и здо - ровье, надо строго соблюдать основные правила безопасности на железной дороге: 1. При движении вдоль желез - нодорожного пути не подходите ближе 5 м к крайним рельсам. 2. Переходите железнодорож - ные пути только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там, где их нет – идите по насти - лам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути». 3. Перед переходом по пеше - ходному настилу необходимо убе - диться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов с обеих сторон. 4. При приближении поезда, локомотива или вагонов останови - тесь и пропустите их, и только убе - дившись, что на соседних путях от - сутствует движущийся состав, про - должайте переход. 5. При переходе через пути не подлезайте под вагоны и не пере - лезайте через автосцепки. 6. Подходя к железнодорожно - му переезду, внимательно следи - те за звуковой и световой сигнали - зацией, а также положением шлаг - баума. 7. Пути переходите при подня - том шлагбауме, а при его отсут - ствии – когда нет близко идущего подвижного состава. Сергей УВАРОВ, главный инженер Лев-Толстовской дистанции пути. Неприкосновенность жилища охраняется законом Право человека и гражданина на неприкосновенность жилища является одним из важнейших и закреплено Конституцией РФ на - равне с правом на жизнь, личную свободу, неприкосновенность и другими. Согласно ст. 25 Конституции РФ жилище человека неприкосно - венно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживаю - щих в нем лиц иначе как в случа - ях, установленных федеральным законом, или на основании судеб - ного решения. В целях защиты данного кон - ституционного права в Уголовном кодексе РФ в статье 139 предусмо - трена уголовная ответственность за незаконное проникновение в жи - лище против воли проживающих в нем лиц, то есть действия, нару - шающие данное конституционное право, являются уголовно наказуе - мым деянием – преступлением. Однако нормы и принципы уго - ловного права не всегда соблю - даются гражданами. Так, в янва - ре 2015 года С., будучи в состоя - нии алкогольного опьянения, имея умысел на незаконное проникнове - ние в жилище - квартиру Я., распо - ложенную в поселке Лев Толстой, незаконно, путем повреждения за - порного устройства входной две - ри, против воли проживающей там Я. проник в указанную квартиру. В настоящее время предваритель - ное следствие по данному уголов - ному делу окончено, дело направ - лено в суд для рассмотрения по существу, а гражданин С. ожидает наказания за совершенное престу - пление. Петр ЕМАШОВ, следователь по особо важным делам Чаплыгинского межрайонного следственного отдела следственного управления следственного комитета России по Липецкой области, старший лейтенант юстиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz