Народное слово. 2015 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 1 декабря 2015 г. * № 132 (10577) * 3 Уголок России Село Круглое Впервые село упоминается в окладной книге в 1676 году. Однако считается, что первые жители поселились в лесу на большой Кру - глой поляне задолго до этой даты. Из истории рождения села Это связано с тем, что все большее число жителей привле - кала Круглая поляна в лесу за се - лом Золотуха, здесь селились сво - бодолюбивые, трудолюбивые кре - стьяне. С каждым годом их стано - вилось больше. Они вырубали де - ревья, строили избы, распахива - ли огороды. Позже первые жители свое место поселения называли Слобода. Но в народе маленькая по тем временам деревушка назы - валась Круглое. Сюда приезжали крестьяне из разных мест, в том числе каза - ки с Запорожской Сечи и люди из соседствующих с ней районов, ко - торые боролись против Польши за свои национальные и религиозные права. Сюда бежали из-за войны с Турцией, из-за усиливающихся крепостнических порядков. Небольшая часть поселив - шихся государственных крестьян принадлежала графу Трущинско - му. Это были поляки. Екатерина II дала ему эти владения с услови - ем, что каждый крестьянин в опас - ный для России момент будет по - ставлен под ружье. Часть земель принадлежала помещице Лопати - ной, на которую работали крепост - ные крестьяне. За селом в сторону Золотухи находились земли барыни Манан - никовой, которая в середине 19 века разорилась и продала свое имение вместе с землями помещи - кам Желудкову и Леонову. «Круглое расположено по обе стороны оврагов Истопного и Зо - лотушинского, и на берегах по пру - ду и безымянного отвержка, и на берегах двух безымянных отверж - ков, один на правой стороне, дру - гой – на левой. В нем два пруда, церковь Николая Чудотворца и два дома господских деревянных. (Острый Камень). Церковь тоже деревянная». После отмены крепостного пра - ва в Круглом была община, кото - рая состояла из временно обязан - ных господина Трущинского с кре - стьянами, бывшими в собственно - сти помещика. Наделы крестьян тянулись «верст на шесть от уса - деб в сторону сел Сланское и Ро - маново, а также на четыре версты холстами на 150-240 саженей ши - риной в сторону сел Острый Ка - мень и Астапово». Поверхность земель была про - резана лощинами, но выгонов поч - ти не было. Местами земля была болотистой. Все земли в основ - ном принадлежали богатым или зажиточным хозяевам. За выпас на них скота нужно было отрабо - тать у владельца 52 дня на своих лошадях, обработать 18 десятин его земли и вывезти на его поля навоз. Богатых и зажиточных людей было меньшинство. У них были крепкие хозяйства, имелись ло - шади, сельхозинвентарь. Они брали землю внаем у односель - чан, иногда у крестьян из сосед - них сел и деревень и платили им «по 1 рублю и 14 копеек за деся - тину». Многие многодетные и бед - ные крестьяне батрачили на мест - ных богачей. Вокруг села был лес, который находился в общинном владении. Но с каждым годом лес редел: его вырубали по пять деревьев на каждый двор для топки. По источ - никам 17 века вся территория, за - нятая селом Круглое, и земли до Дубровки и Острого Камня, примы - кающие к селу, были заняты леса - ми. При этом Кругловские леса со - единялись с Ольховскими Лебе - дянского района. Храм Спаса Нерукотворного Образа Круглая поляна в качестве села с церковью впервые упоминается в окладных книгах Рязанской Митро - полии в 1676 году, где сказано: «У тое церкви двор попа Петра, двор дьячков, церковной земли, сенных покосов. Рыбных ловлей нету. Да в приходе к той церкви 36 дворов де - тей боярских, а всего 38 дворов». Словом, в селе была построе - на первая деревянная Васильев - ская церковь. (Во святых отца на - шего Василия Великого, который вместе с Григорием Богословом и Иоанном Богословом написали основы православного богослуже - ния в 13 веке). Вместо обветшавшей к середи - не 18 столетия Васильевской церк - ви был выстроен новый деревян - ный храм. По данным этой же книги «в оном селе дворов сто семьдесят, в них жителей мужского пола пять - сот пятьдесят, женска пять сот; а всего тысяча пятьдесят». В начале 19 века «на средства местного помещика Василия Ев - сигнеева на храме была заменена кровля, а в 1815 году им же цер - ковь была обита внутри холстом и украшена стенной живописью». В апреле 1853 года деревянная церковь сгорела. Это сподвигло помещицу из села Золотуха Мар - фу Кузьминичну Бабаеву присту - пить к постройке каменной холод - ной церкви Спаса Нерукотворного Образа. В 1856 году церковь была построена. Кроме главного престо - ла в ней были два придельных: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и святого Ва - силия Великого. По данным клировой ведомо - сти за 1861 год, «причт Спасской церкви состоял «издавна» из свя - щенника, диакона, дьячка и поно - маря. Дома у церковнослужителей были деревянные, у дьячка – ка - менный». Церковь имела три деся - тины леса и 30 десятин пахотных земель. Новая постройка была в виде крестовидного храма, окру - женного каменной оградой. Она была построена по проекту Кон - стантина Тона. Проект был утверж - ден царем Николаем I . При церкви было создано церковно-приходское попечитель - ство, главной задачей которо - го было строительство трапезной и новой колокольни. Пристрой - ка была выполнена старанием и иждивением священника Пав - ла Малинова и церковного старо - сты Максима Андреева. В связи с большим числом прихожан трапез - ную и колокольню увеличили. В начале 20 века при хра - ме была открыта церковно- приходская школа, в которой обу - чались 28 мальчиков. В то время в селе насчитывалось 290 дворов, в них 1126 мужчин и 1131 женщина. Сразу после революции пред - ставители советской власти соста - вили опись церковной утвари хра - ма, согласно которой в ризнице на - ходилось три дарохранительницы общим весом 3 фунта, 27 золот - ников, напрестольный крест, крест, потир, звездица, лжица (ложка), 4 блюдца. Итого: 8 фунтов 82 золот - ника». Вся эта утварь была изъя - та. Закрытый и разграбленный в 30-е годы прошлого века Спасский храм стали разрушать. Он долгое время использовался как склад, а в 90-е годы пришел в аварийное состояние и был заброшен. Последним священником церк - ви был Грацианский – отец первого священника Свято-Троицкого хра - ма Семена Грацианского. Восстановление храма нача - лось в 2000 году по инициативе приехавшей жить в село из Мо - сквы прихожанки Валентины Васи - льевны Удаловой. Социальное развитие села После отмены крепостного пра - ва в селе открылась земская шко - ла. Церковно-приходская школа была основана священником Ма - линовым. Там была богатая по тем временам библиотека, в ней на - считывалось около 700 книг. «На содержание школы с крестьян со - биралось в год по 194 рубля. Зако - ноучителем и учителем по другим предметам был П. Д. Тодорский». В 1932 году земская школа ста - ла семилеткой. В ней учились кре - стьянские дети из соседних сел. Через некоторое время школу сде - лали средней: в 1939 году здесь был первый выпуск десятикласс - ников. Во второй половине 19 века в селе существовало более 12 раз - личных предприятий: четыре лав - ки, трактир, паровая и ветряная мельницы, крупорушка, три печи для обжига кирпича и другие. Па - ровая мельница была у помещика Леонова, а ветряная принадлежа - ла помещику Ряховскому. В доку - ментах того времени имеются све - дения, что общий торговый обо - рот доходил до 21600 рублей в год и приходился большей частью на продажу жерновов. Крестьяне, которые большей частью работали по найму, лома - ли камни в Острокаменских каме - ноломнях. В зимнее время кам - ни таскали волокушами на лоша - дях. Их складывали в том месте, где нынче находится почтовое от - деление связи. Здесь камни об - тачивали, делали из них жерно - ва, которые покупали богатые кре - стьяне, в том числе из отдаленных сел. Жернова также вывозились на продажу в Воронеж, Орел, Москву и даже в Париж. Один жернов стоил 300 рублей. На эти деньги в то время можно было купить 20 коров. Кругловские жернова пользовались спросом и в Москве, и на Украине. Используя местные шамотные глины, крестьяне научились де - лать кирпич. Сначала строили из него дома, в которых жили, а потом стали изготавливать его на прода - жу. К концу 19 века в селе появи - лось много кирпичных домов. Кир - пич для печей изготавливали из специальной глины, которой бога - та кругловская земля. До 1917 года село занимало площадь более 300 десятин. Оно делилось на несколько слобод: Круглая поляна, Высечка, Барская, Карпухина, Знобиловка, Кабанщи - на, Поповка, Лукина, Мосев угол. Для того чтобы пользоваться во - дой, жители слободы находили на своей территории родники и выка - пывали пруды. Дно прудов было глиняным, и вода в них держалась круглый год. Каждая слобода име - ла свой пруд. А всего в селе было десять каскадных прудов. В конце 19 века мимо села про - тянулась железная дорога. Она ду - гой огибала село. Поезда останав - ливались на 11 километре и у разъ - езда «Коллективист». Появилась возможность съездить на базар, в магазины и лавки районных цен - тров. Грамотные крестьяне стали трудиться на железной дороге то - карями, путейцами, вагонниками и даже машинистами. В 90-е годы 20 века движение по железнодорожной ветке резко сократилось. В настоящее время его вообще нет. До 1941 года Круглое было большим селом с двумя рядами домов, которые располагались во - круг церкви. В селе был образован колхоз «Заветы Ильича». В 50-х го - дах прошлого столетия сельскохо - зяйственные предприятия стали укрупняться. В 1956 году Круглое стало отделением совхоза имени М. Горького, что в селе Золотуха. Здесь же располагалось централь - ное отделение хозяйства, которое впоследствии было связано с се - лом Круглым асфальтированной дорогой. В настоящее время в селе имеется отделение почтовой свя - зи, в нем магазин, действует крестьянско-фермерское хозяй - ство эко-база «Дубрава», принад - лежащее О. В. Акулову. …Уезжают люди в города, а села вымирают. А ведь они жили когда-то полной жизнью: здесь влюблялись, образовывали се - мьи, рожали детей, жили краси - вые сердцем и душой трудолюби - вые люди, а на полях летом стояли желтые стога… Много самых разных собы - тий произошло за три с половиной века существования села. Но зна - ют и помнят об этом лишь вековые деревья… В настоящее время в Круглом живут 144 человека. Тамара МОРОЗОВА. При подготовке материала использовалась литература: А. Ю. Клоков, А. А. Найденов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Чаплыгинский район. Лев-Толстовский район», а также книга А. Н. Больных «История поселка Лев Толстой и поселений Лев-Толстовского района». Фото Александра БОНДАРЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz