Народное слово. 2015 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 3 октября 2015 г. * № 108 (10553) * 3 К ЮБИЛЕЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА Дорога к Сергею Есенину 3 октября исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Есени - на. Трудно найти человека, который не был бы очарован его поэ - зией. Она поражает воображение свежестью чувств, поэтичностью, нежной любовью к родному краю. Его стихи полны звуков, запа - хов, красок. В них слышен девичий смех и перезвон белых берез, зори окликают друг друга и шепчут ивы, звенят удила и в бору пла - чут глухари, свищет серебряный ветер и шумит тростник. Его Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана и кадит черему - ховый дым. Стихи Есенина звучат во мне с тех пор, как я себя помню. Буд- то сквозь десятилетия он предуга- дал все мои мысли и чувства и за- годя облек их в поэтическую фор- му. В детстве вместе с ним я лю- бовалась белой березой, что «при- накрылась снегом, словно сере- бром», плакала от жалости к ста- рой, беззубой корове и несчаст- ной собаке, щенят которой утопил хозяин, до дрожи сочувствова- ла красногривому жеребенку с его тщетной попыткой обогнать «коня железного»: - Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница. По словам самого поэта, этот маленький жеребенок был для него «дорогим вымирающим об- разом деревни»… Огромная лю- бовь к родной земле, любование красотами природы и картина- ми деревенской жизни почти всег- да в его стихах соседствуют с гру- стью и тревогой по поводу неопре- деленности их дальнейшей судь- бы, бренности и недолговечности человеческого счастья, как и всего живого на земле. Всю свою жизнь он воспевал «всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь». Я любуюсь бескрайними далями и по-есенински захлебы- ваюсь от восторга: Гой ты, Русь моя родная. Хаты – в ризах образа. Не видать конца и края, Только синь сосет глаза. А когда сердце сжимается от боли за вымирающие села и де- ревни, в памяти воскресают его же строки: Край ты мой заброшенный, Край ты мой пустырь. Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы подбоченились, А их всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать… Осенней порой провожаю взглядом улетающих птиц, а в па- мяти: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком. И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком… Я приезжаю в родную деревню и констатирую: Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом… а дальше …Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. Есенин обладал даром пере- давать оттенки самых нежных, са- мых интимных настроений, кото- рые возникали в его душе. Отсю- да чудесные строки, полные гру- сти об ушедшей молодости, глубо- ких раздумий о смысле жизни. Ког- да у меня возникает ностальгиче- ское настроение и с тоской вспо- минаются безвозвратно канувшие в небытие времена, я вздыхаю со словами: - Снова выплыли годы из мрака, И шумят, как ромашковый луг… Поэзия Есенина настолько многогранна, что в каждом перио- де жизни в ней можно найти стро- ки, созвучные определенному со- стоянию души. Кто из нас, устав от череды неудач, не махнул бы с до- садой рукой: Мне осталась одна забава- Пальцы в рот, да веселый свист… а провожая в последний путь кого-то из близких, не размыш- лял: Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь да благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать… Его время совпало с такими ве- личайшими историческими собы- тиями, как первая мировая вой- на, Октябрьская революция, граж- данская война. Есенин пытался разобраться в происходящем, ис- кал себя в этом водовороте собы- тий, переживал и мучился, ведь перемены воспринимались им как первый шаг к гибели деревни. В «Письме к женщине» он призна- вался, что: Я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, Куда несет нас рок событий. Но, оглядываясь на прожитые годы, несмотря ни на что, подво- дит такой итог: - И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве. И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Все творчество поэта прони- зано чувством любви – к родной земле, природе, женщине. Есе- нин пользовался большим успе- хом у последних: «много женщин меня любило, да и сам я любил не одну». Влюбляясь, он вдох- новлялся на написание прекрас- ных стихотворений, многие из ко- торых я считаю образцом любов- ной лирики. Но мне хотелось бы остановиться подробнее на, по- жалуй, самом ярком и возвышен- ном, последнем в его жизни ро- мане - с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой Москов- ского камерного драматического театра. Его чувства к этой женщи- не с огромными прекрасными гла- зами не замедлили выплеснуться в поэтический цикл «Любовь хули- гана», в котором каждое стихотво- рение – о ней. До встречи они оба пережили немало разочарований в любви. Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет. - уже решил про себя поэт. У нее в прошлом был развод с нелюбимым мужем, бурный ро- ман с танцовщиком Большого те- атра Лощилиным, от которого ро- дился сын. Есенин с грустью говорил: Пускай, ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость… А в другом стихотворении он как бы оправдывает любимую: Ведь и себя я не сберег для тихой жизни, для улыбок. Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок… Какой же была женщина, про- будившая в душе поэта такое «по- ловодье чувств»? Вот как описы- вает ее друг Есенина Анатолий Мариенгоф: «Не полная, не тон- кая. Глаза, поражающие в сво- ем широком и свободном разрезе, безукоризненном по рисунку. Не- громко говорила, негромко смея- лась, больше пленительно улы- балась. Есть женщины такие: она еще только войдет, еще ничего не скажет, — а к ней все взоры прико- ваны — такая необыкновенная ма- гия красоты, нежной прелести. И еще… Грусть и печаль, будто лег- ким флёром, таинственным и при- тягательным, покрывали её чер- ты». Есенин с головой бросился в прекрасное чувство к Августе Ле- онидовне: «В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрека- юсь скандалить…». В нем вновь проснулась нежность - чувство, давно позабытое: - По-смешному я сердцем влип, Я по-глупому мысли занял. Твой иконный и строгий лик По часовням висел в рязанях. Я на эти иконы плевал, Чтил я грубость и крик в повесе, А теперь вдруг растут слова Самых нежных и кротких песен. Всем бросалось в глаза, как удивительно преобразила его эта любовь, каким тихим и умиротво- ренным становился он рядом с ней, словно именно в эти мгно- венья мог сказать с облегчением, что «душа моя, море безбрежное, дышит запахом меда и роз…». Он признается в стихах, что готов быть покорным, следовать за ней куда угодно, «хоть в свои, хоть в чужие дали», согласен мириться с тем, что «чужие губы разнесли» ее «тепло и трепет тела». Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Его умиляло в любимой жен- щине все: «поступь нежная, легкий стан», волосы «цветом в осень» и даже имя: «что ж так имя твое зве- нит, словно августовская прохла- да». Но, к сожалению, Августа суме- ла подчинить свое сердце разуму и не горела таким огнем, как Есе- нин. Она не смогла его полюбить, и он это почувствовал: …Ты целуешь, а губы как жесть. Знаю, чувство моё перезрело, А твоё не сумеет расцвесть. Их встречи становились все реже, пока и вовсе сошли на нет. Я помню, любимая, помню Сиянье твоих волос. Не радостно и не легко мне Покинуть тебя довелось. - последнее из посвященных Миклашевской стихотворений. Рок событий все стремитель- нее нес поэта к трагическому фи- налу. Августа пережила его бо- лее чем на полвека и все эти годы испытывала чувство вины, что не смогла его спасти. Кто знает, как повернулась бы жизнь Есенина, имей их роман другую развязку. Возможно, не было бы того роко- вого дня в гостинице «Англетер», и еще долгие годы он создавал бы свои незабываемые шедевры. Впрочем, во всем есть неотврати- мость судьбы, да и представить Сергея Есенина дряхлым стари- ком, дожившим до глубокой старо- сти, трудно даже при очень бога- том воображении. Я стараюсь использовать каж- дую возможность, чтобы прикос- нуться ко всему, что связано с именем Есенина. При посещении села Константиново всегда испы- тываю двоякое чувство: трепетной радости словно от предвкушения встречи с близким, горячо люби- мым человеком, и неизъяснимой тоски: поэт давным-давно поки- нул эту землю, прожив на ней все- го лишь 30 лет. Со светлой гру- стью я ступаю по тропинкам, по ко- торым когда-то ступали его ноги, так же, как и он когда-то, любуюсь прекрасным видом с высокого бе- рега Оки. А в уютной бревенчатой избе – отчем доме Есенина - охва- тывает такое чувство, что он здесь, рядом, и вот-вот войдет в горницу с приветливой, светлой улыбкой на лице. Я вижу воспетый в сти- хах «старомодный шушун» ма- тери, сундучок, в котором храни- лись его личные вещи, самовар, посуду, к которым прикасались его руки… Я представляю, как, при- двинув к окну стол, он склонил над ним свою «золотую» голову, рабо- тая над очередным творением. А в небольшом саду мое внимание привлек старый амбар, где когда- то Есенин спал на сеновале. Воз- можно, сюда приходила к нему на свидания Лидия Кашина, ставшая впоследствии прототипом главной героини поэмы «Анна Снегина»… В Константинове всегда мно- голюдно. Со всех концов света в село съезжаются люди, чтобы по- клониться рязанской земле, явив- шей миру великого поэта, земле, где провел он 17 лет своей жизни и куда неизменно стремился душой, будучи вдали от нее: Край родимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Во времена студенчества мне посчастливилось посетить в Ли- пецке домашний музей Сергея Есенина, обустроенный в одно- комнатной квартире поклонником творчества поэта Валентином Ива- новичем Синельниковым. Посеще- ние произвело на меня неизглади- мое впечатление и запомнилось на всю жизнь. Валентин Иванович со- брал уникальную коллекцию всего, что связано с именем кумира: ред- кие и прижизненные издания есе- нинских стихов, автографы, пись- ма от сестер и детей Есенина, ста- тьи, фотографии, открытки, значки и даже спичечные этикетки. Пом- ню, с каким интересом мы слуша- ли голос поэта, записанный во вре- мя одного из его выступлений. Он читал свои стихи – эмоциональ- но, громко, словно пытаясь сквозь годы докричаться до нас, пришед- ших в этот мир спустя десятиле- тия, и рассказать о своих чувствах, мыслях, переживаниях. Но еще больше эмоций вызвал просмотр видеозаписи с Есениным. Запом- нился неторопливый поворот голо- вы, открытый взгляд, копна бело- курых волос, на которые крупными хлопьями падал снег… Среди экс- понатов – копия посмертной ма- ски поэта, навечно запечатлевшей удивленно вскинутые брови, изо- гнутые в немом крике губы, стра- дальческое и по-детски наивное выражение лица. Каждый раз, бывая в Москве, я иду на Ваганьковское кладбище к могиле любимого поэта. Часто здесь можно застать есенинских фанатов, которые читают его сти- хи, общаются, обмениваются кни- гами. Но иногда возле Есенина ни- кого нет. И тогда можно с грустью постоять в тишине, перебирая в памяти строки его стихотворений, поразмышлять о бренности наше- го бытия и неотвратимости зако- нов природы: Все мы, все мы в этом мире тленны. Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Светлана ДРОЗДОВА. Фото с сайта www.smartwebsite.ru. Фото с сайта www.22.img.avito.st.ru. Фото с сайта www.fs00.infourok.ru.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz