Народное слово. 2015 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2015 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 28 июля 2015 г. * № 79 (10524) * 2 ДЕТИ ВОЙНЫ Не вошедшие в ранг победителей Дети войны. Они, рано повзрослевшие и полуголодные, взва- лившие на свои плечи заботы взрослых, - вносили свой вклад в Ве- ликую Победу, не забывая при этом учиться. Они не вошли в ранг победителей и по-разному сложились их судьбы. Наш рассказ о че- ловеке, чье детство выпало на военные годы. У Валентины Васильевны Ми - ляевой беспокойный, выразитель - ный, твердый и в то же время ве - ликодушный характер. Он пере - дался ей по наследству от мамы, а еще от ее любимой учительницы В. А. Гусевой, которая преподава - ла в сельской школе математику и английский язык. Опаленные войной …Она родилась за год до на - чала Великой Отечественной вой- ны в простой крестьянской семье в селе Ратчино Добровского рай - она. Жили очень бедно, но друж - но. Чтобы прокормить троих де - тей, родители с утра до ночи тру - дились в колхозе, вели подсобное хозяйство. И все бы шло своим че - редом, если бы не пришла страш - ная беда. Война принесла много горя и страданий. Отца призвали на тру - довой фронт, мать зимой ходи - ла на молочную ферму колхоза, а с ранней весны до поздней осе - ни трудилась в поле. Дети помога - ли ей, как могли, старалась и ма - ленькая, рано повзрослевшая Ва - лентина. - Нас тогда спасала корова, - вспоминает Валентина Васильев - на. - По кружке молока достава - лось в день. Помню, как-то зимой закончились корма. Нам и самим тогда кушать было нечего. А чтобы корова дожила до весны, до пер - вой травы, дед снял с крыши часть соломы. Ее и давали кормилице. А на крыше зияла дыра, через кото - рую было видно небо и звезды. Дети часто замечали на гла - зах уставшей матери слезы. Это уже потом они поняли, что слезы эти были не потому, что от отца не было вестей, а от того, что нечем было кормить семью. Имеющиеся в погребе запасы закончились еще в первый год войны. И не было дома ни муки, ни картошки. Летом дети трудились нарав - не со взрослыми. «Все для фрон - та, все для победы!» - это знали и стар и млад. На колхозных полях росли не только хлеба, но и табак. Маленькую Валю старшие брали с собой в поле. Показали, как надо дергать сорняки, обрывать плоды, собирать урожай. В цепкой детской памяти на всю оставшуюся жизнь отложи - лось, как жили они в годы войны. - Мама была бригадиром поле - водческой бригады, - вспоминает она. - Лошадей в колхозе не было. Их забрали на фронт. Весной жен - щины на себе пахали землю, ино - гда запрягали коров и быков. За семенами ходили в Чаплыгин. Вставали в два часа ночи и шли по бездорожью, чтобы принести по 16 килограммов зерна. Старшая се - стра варила нам еду из лебеды и крапивы, которые собирали мы с братом. А гнилую картошку, кото - рую выковыривали из замерзшей земли на колхозном поле, бабушка просушивала и перетирала в муку. Из нее она пекла пампушки. Мне шел тогда пятый год. Помнит она и о том, как соби - рали мама и бабушка яйца от семи кур. Яиц нужно было сдать госу - дарству 250 штук. А кроме этого - 40 килограммов шерсти от един - ственной овечки, 350 литров мо - лока, четыре центнера картошки. Яйца складывали в сундук. Иногда мать вытирала слезы, шла к печи, вынимала чугунку с горячей водой, разводила в ней одно яйцо, разли - вала воду по чашкам и приговари - вала: - Пейте, мои хорошие, пей - те, чтобы желудки не болели. А то вон, худющие какие. Но ничего, вот прогонят наши солдаты фаши - стов, и заживем мы хорошо. Все - го у нас будет вдоволь: и хлеба, и молока… Пролетели суровые военные годы. Наступил долгожданный день Великой Победы. Но работы в колхозе не уменьшилось. Нужно было восстанавливать разрушен - ное за годы войны хозяйство, по - правлять полуразвалившееся жи - лье, пахать, сеять, собирать уро - жай. Отец возвратился домой боль - ной, помощи семье ждать было не от кого, а потому вся тяжесть до - машнего труда так и осталась ле - жать на детских плечах. С ранней весны до поздней осени дети по - могали матери, работали с ней в поле, а потом спешили домой, что - бы подоить до ее прихода коро - ву, приготовить что-то на ужин... Жизнь вроде бы налаживалась, но семья по-прежнему голодала. Даже в послевоенные годы дети не могли наесться вдоволь хлеба, потому что его не хватало. Учиться, учиться и учиться Время хотя и было трудным, но летело незаметно. Валентина под - росла, пошла в школу. - В школе на перемене нам всем давали по куску хлеба, слег - ка посыпанного сахаром, - вспоми - нает Валентина Васильевна. - За годы войны мы совсем забыли, что такое сахар. Это было такое сча - стье, такая радость! Училась девочка на отлич - но, учителя хвалили ее за усид - чивость, старание и исполнитель - ность. Валентина старалась, она твердо решила, что будет учитель - ницей. Но в их селе была школа- семилетка, а она мечтала посту - пить в институт. Вот и пришлось оканчивать среднюю школу в со - седнем селе, которое находилось в пяти километрах от дома. К этому времени старшая се - стра вышла замуж за военного офицера и жила в Туркмении. Она и забрала к себе Валентину после окончания школы. - Здесь учиться будешь, - го - ворила она ей. - Все матери лег - че будет. В этом же году девушка посту - пила в институт. Но на втором кур - се стала часто болеть. Однажды, когда сестра в очередной раз от - вела Валентину к врачу, прозвучал его безоговорочный диагноз: - Не подходит жаркий азиат - ский климат, его нужно сменить, иначе может быть хуже. Так Валентина возвратилась в родные места. Учебу решила про - должить в Елецком педагогиче - ском институте. - Учителей иностранного язы - ка тогда не хватало, - вспомина - ет Валентина Васильевна, - и нас, студентов, посылали на работу в школы области. Меня направили в Лев-Толстовский район. Моя пер - вая педагогическая деятельность началась в школе № 42 имени Л. Н. Толстого. Не повторяется такое никогда Она никогда не забудет свой самый первый урок. Он проходил в выпускном классе, куда ее при - вела завуч О. А. Щукина. - Вот, ребята, - обратилась она к старшеклассникам, - ваш новый учитель иностранного языка. Ва - лентина Васильевна еще учится в институте, а потому я прошу вас уважительно относиться к молодо - му учителю. Если что - сама спро - шу с каждого, - улыбнулась она и, пожелав всем удачи, вышла из класса. Но Валентина уже тогда была не из робкого десятка. Познако - мившись с ребятами, она смело повела урок… Уже на первом уроке ее внима - ние привлек высокий худощавый паренек. Он сидел за последней партой и, не отрывая глаз, смотрел на почти ровесницу-учительницу своими красивыми, голубыми, как небо, глазами. Тогда она еще не знала, что паренька зовут Валерий Миляев, и что станет он ее судь - бой, второй половинкой. С ним она пройдет по жизни полвека, и будет он для нее надежной опорой и за - щитой. А пока она учила ребят ан - глийскому, проводила с ними инте - ресные школьные вечера, другие мероприятия. В апреле распроща - лась со своими полюбившимися учениками и возвратилась в Елец, где продолжила учебу. После окончания института Ва - лентина Васильевна работала в одной из школ Лебедянского райо - на. Все это время старшая сестра, жившая уже в Казахстане, позвала ее к себе. И Валентина решилась. Вскоре в отделе народного обра - зования города Шахтинска появи - лась молодая учительница. Заведующий роно очень обра - довался молодому специалисту. Учителей иностранного, тем бо - лее английского языка не хватало. Прочитав характеристику, он реко - мендовал ее директору одной из самых крупных средних школ го - рода. Сам же на следующий день пошел в райком партии. О чем там шла речь, Валентина Васильев - на могла только догадываться, по - тому что через несколько дней ей выдали ордер на двухкомнатную квартиру. А время неумолимо мчалось вперед. Все эти годы она перепи - сывалась со многими своими уче - никами, следила за их судьбами, радовалась их победам. Получала письма и от Валерия Миляева, ко - торый служил в армии. В 1967 году голубоглазый с военной выправкой парень приехал к ней в Шахтинск и предложил стать его женой… В Шахтинске они прожили до начала 80-х. Здесь она подарила мужу сына, которым оба очень гор - дились. Но из маленького поселка Лев Толстой все чаще стали при - ходить тревожные письма, в ко - торых Валерина мать писала, что она больна. Это и стало причиной переезда семьи Миляевых в наш поселок. Школа, которой нет В отделе народного образова - ния ее встретил заведующий М. А. Рындин. Расспросив о причине переезда, о школе, в которой она работала, он предложил В. В. Ми - ляевой должность завуча в Лев- Толстовской средней школе. - Справлюсь ли, - говорила она дома мужу, - здесь совсем другие учебные программы, другие люди. - Справишься, - отвечал он, - программы, может, и другие, а школьники - они везде школьники. Будут и хорошие, и озорные. Авось не впервой… В коллективе нового учителя иностранного языка, тем более завуча, многие встретили насто - роженно. Она заметила это сво - им опытным глазом сразу. Но в тот же момент забыла об этом, потому что рядом оказались замечатель - ные люди В. П. Челюканова, Н. А. Иванникова, супруги А. Н. и В. И. Больных, В. К. Обрывалина, Н. И. Архипкина и другие - надежные, уверенные в работе учителя, ко - торые давно уже сеяли в учениках разумное, доброе и вечное, поль - зовались большим авторитетом у учащихся и родителей. В 1986 году В. В. Миляева была назначена директором школы. Домой она приходила устав - шая, делилась с мужем школьны - ми новостями, рассказывала про учеников. Работая в Лев-Толстовской средней школе, Валентина Васи - льевна старалась внедрить в кол - лективе то хорошее, что уже было наработано раньше. Работа с не - полными и трудными семьями, с педагогически запущенными под - ростками велась. Но этого было недостаточно. С целью усиле - ния воспитания недисциплиниро - ванных учащихся, детей из труд - ных семей, трудных подростков в школе была создана психолого- педагогическая служба (психолога в школе не было, эту работу про - водили учителя), изучался и обоб - щался опыт работы лучших учите - лей. Так шел один учебный год за другим. Работа руководителя шко - лы требовала много усилий, вре - мени и терпения. Учитель, также как каждый из нас, многое пропу - скает через свое сердце. И сердце частенько не выдерживает… Пошатнулось и ее здоровье. Зато за эти годы она набралась еще больше мудрости, стала бо - лее предусмотрительной, даль - новидной. И хотя в 2001 году она ушла на заслуженный отдых, та - ким же выразительным и душев - ным остался ее беспокойный ха - рактер. Любимые ее ученики Говорят, что у учителей не бы - вает любимых учеников. Это не - правда. Есть у каждого учите - ля ученики, которыми он гордит - ся всегда. Одни, чистые, как род - ники, другие горят, зажигая пламе - нем своих сердец тех, кто рядом. Учитель гордится всю свою жизнь тем, что учил их и вместе с ними учился сам. Есть такие ученики и у В. В. Миляевой. …У ворот резко затормозила машина, раздался скрип калитки, во дворе громко залаяла собака. - Здравствуйте, - услышала хозяйка громкий женский голос. - Скажите, здесь живет Валентина Васильевна Миляева? - Да. Это я, - ответила Валенти - на Васильевна, идя навстречу не - знакомке. - Валентина Васильевна, род - ная моя. Неужели Вы меня не узнали? Я - Гуля Исмаилова… Немолодая женщина легко подбежала к постаревшей, но та - кой дорогой и любимой учитель - нице. Обняла ее и прошептала сквозь слезы: - Я 30 лет Вас искала… Весь вечер они вспоминали Шахтинскую школу, незабываемые школьные вечера, учителей и од - ноклассников. - Благодаря Вам я стала про - фессором, преподаю английский язык в одном из университетов го - рода Актау. Я очень часто расска - зываю о Вас своим студентам… Встреч со своими бывшими учениками у нее было много. Они продолжаются и сейчас, хотя она уже давно не работает в школе. И каждая оставляет в ее сердце свой неизгладимый след. Как-то к ней в школу зашел бывший ученик Юра Шацких. Му - жественный и сильный, он сидел перед ней за партой с обожжен - ным лицом, шеей, руками… - Что с тобой случилось? - спро - сила она его. - Афганистан, Валентина Ва - сильевна, - суровый край… Я там служил. Несколько раз горел… Он рассказал ей о том, что до - велось ему увидеть и испытать в той далекой горной стране, как от напалма (смесь бензина или ке - росина с алюминиевыми солями и магнием, разработан в США), кото - рым стреляли «духи», горела даже влажная земля, как спасал он сво - их товарищей, как вытаскивали они его из огня… - Я выжил в страшном аду. Я живой. И за все это хочу поблаго - дарить Вас, - говорил бывший сол - дат. - Часто рассказывал бойцам о Ваших уроках мужества, о класс - ных часах, о том, как говорили Вы нам: чтоб стать мужчиной - мало им родиться… «Надежда», как компас земной Так уж повелось: пока человек работает - он нужен, о нем помнят; а ушел на заслуженный отдых, и о нем забыли. Нередко такое отно - шение болью отзывается в сердце ветеранов труда. От однообразия многие из них предаются унынию и грусти. Не может смириться чело - век со старостью и одиночеством. Стало это болью и Валентины Васильевны. Усидеть дома ей не позволил ее беспокойный характер. Выйдя на пенсию, она организовала ве - теранский клуб «Надежда», пер - выми участниками которого стали школьные учителя-ветераны. Потом были второе заседание, третье… Сколько их прошло с той поры, сосчитать трудно. Председа - тели первичных ветеранских орга - низаций стали обращаться к В.В. Миляевой с просьбой помочь ор - ганизовать встречу. И она дела - ла это с большим удовольствием. Слух о ветеранском клубе «Надеж - да» разнесся по всей Липецкой об - ласти. Одно из таких мероприятий по - сетила работавшая в те годы за - местителем главы администрации области Людмила Куракова. Како - во же было ее удивление, когда в переполненном зале районного Дома культуры она увидела ожив - ленных, с горящими глазами пожи - лых людей. - Я поражена и восхищена вами, - сказала она ветеранам. - Такого я еще не видела ни в одном районе области. …Несмотря на возраст, а В.В. Миляевой уже 75 лет, своим жиз - нелюбием, умением общаться с людьми, многолетними трудовы - ми и полезными делами она сни - скала уважение у руководителей района и области, ветеранов вой - ны и труда. За добросовестный труд, чут - кость и отзывчивость, большую ра - боту с ветеранами ей присвоено высокое звание «Почетный граж - данин Лев-Толстовского района». В ее домашнем архиве хранятся также десятки Почетных грамот и Благодарственных писем, знак «Отличник просвещения», меда - ли. В настоящее время В. В. Миля - ева с помощью учителей бывшей Лев-Толстовской средней школы готовит к изданию книгу о школе, ее учителях и выпускниках. Тамара МОРОЗОВА. Супруги В. В. и В. Н. Миляевы (фото 1968 года). Фото из семейного альбома.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz