Народное слово. 2015 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2015 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 23 июля 2015 г. * № 77 (10522) * 2 Уголок России Карповка Село Карповка упоминается впервые в окладных книгах Рязан - ской митрополии 1676 года. Тогда оно называлось Архангельское. В 1900 году село Архангель - ское стало называться Большая Карповка, а деревню между ним и Топками назвали Малой Карпов - кой – она образовалась в резуль - тате отселения из родительских домов молодых семей из Большой Карповки. Я возьму на себя сме - лость называть то место, где были оба поселения, одним словом. Мы посетили село погожим июльским днем, когда погода дала природе передышку в чере - де холодных затяжных дождей и вознаградила за долготерпение наконец-то прояснившимся небом и теплым, ласковым солнышком. Миновали поселок Красный, Сви - щевку и выехали на прямой, с до - бротным асфальтовым покрыти - ем участок дороги, построенной, к сожалению, с большим опоздани - ем – по сути, к почти опустевшему селу. Справа от нас зеленели поля, а слева лениво несла свои воды Ягодная Ряса. Русло когда-то пол - новодной и широкой реки теперь сузилось местами до 4-5 метров, а кое-где полностью затянулось осо - кой и камышом. Тем не менее от - крывшийся взору живописный пей - заж заставлял радостно трепетать сердце, а воздухом, настоянном на луговой клубнике, иван-чае, ча - бреце и множестве других цвету - щих трав, казалось, невозможно было надышаться. На въезде в село притормо - зили возле двух домиков, в кото - рых, по признакам, еще теплилась жизнь. Мне навстречу, цыкнув на разволновавшихся собак, вышел голубоглазый мужчина средних лет. В ответ на его вопросительный взгляд я представилась и объясни - ла цель своего приезда. Слово за слово, после пары дежурных фраз разговор перешел на интересую - щую меня тему и незаметно Сер - гей – один из последних жителей Карповки - поведал мне о своем житье-бытье в опустевшем селе. Из его рассказа я поняла, что руки у мужчины золотые: все уме - ют, никакой работы не боятся. Отремонтировал старый домик, устроил в нем кое-какие удобства. Возделывает огород. Построил пи - лораму, которая дает небольшой доход, купил подержанную маши - ну - с ее ремонтом, если случает - ся поломка, у Сергея проблем нет, он и из кучи металлолома может запросто собрать нужную в хозяй - стве технику. На машине ездит в поселок продавать молоко от своей коровы, а на вырученные деньги покупает продукты и лекарства для матери: после перенесенного несколько лет назад инсульта она стала поч - ти беспомощной – он обеспечива - ет ей надлежащий уход. Во время нашей беседы мы прогуливались в сопровождении смирившихся с моим присутстви - ем собак мимо заброшенных стро - ений, разросшихся кустарников, мимо коровы Вики, которая моно - тонно жевала траву, будто не обра - щая на нас внимания. Но по тому, как, вздрогнув, навострились ее уши, было понятно, что ей очень любопытно, о чем это так увле - ченно рассказывает ее обычно не - многословный хозяин чужой, при - ехавшей из другого мира женщи - не? А хозяин рассказывал о том, что раньше они с мамой, как и его сосед, жили в другом месте села, в центре, но добираться туда про - блематичнее, поэтому и облюбо - вали для проживания опустевший домик с краю: до райцентра гораз - до ближе, асфальтированная до - рога рядом. Сергей признался, что неоднократно пытался устро - ить свою жизнь по-другому, уехав в другое место, поближе к циви - лизации. Но разорвать пуповину, накрепко связавшую его с родной землей, так и не смог – постоянно тянуло назад. Несмотря ни на что, считает себя по-своему счастли - вым человеком. Что жизнь сложи - лась именно так, не жалеет – каж - дому свое. В другом обитаемом доме Карповки проживают Владимир с гражданской женой Натальей. В последние годы у женщины поя - вились проблемы со зрением, по - этому ни выращивать огород, ни заготавливать грибы, как раньше, она уже не может. Вся надежда на мужа: чтобы прокормиться, он ухо - дит в соседнее село «калымить», к вечеру приносит домой что-нибудь съестное. Пообщавшись с народом, мы продолжили свой путь к центру села, туда, где раньше в плотном окружении незамысловатых дере - венских домов стояли школа, мед - пункт, почта, клуб, магазин. Теперь над царящим здесь запустением одиноко и угрюмо возвышается по - луразрушенный, но все еще вели - чественный храм. Согласно архивным данным, изначально здесь стояла деревян - ная церковь. В 1802 г. в селе име - лись два господских дома: тайного советника князя Александра Дол - горукова «с регулярным плодови - тым садом, при коем оранжерея персиковых, абрикосовых и шпан - ских вишен деревьев»; второй дом действительного камергера князя Михаила Долгорукова. В 1805 году князь Михаил Дол - горуков подал прошение Преосвя - щенному Амвросию, архиепископу Рязанскому и Зарайскому, о строи - тельстве новой каменной церкви. Уже в 1808 г. была выстроена каменная трапезная нового хра - ма, в которой были освящены два придельных алтаря: Архистратига Михаила и святителя Николая Чу - дотворца. Строительство же хра - мовой части и колокольни, зало - женных одновременно с трапез - ной, затянулось на несколько де - сятков лет. На месте разобранной деревянной церкви была постав - лена каменная часовня. В этот период с владельцами села судьба связала преподобно - го Илариона, Троекуровского за - творника, проживавшего в с. Го - ловинщино. Известного подвиж - ника князь М.А. Долгоруков, поля которого страдали от засухи, по - просил посланной запиской помо - литься Господу о ниспослании до - ждя. Тот ответным письмом обе - щал князю исполнить его просьбу, и в тот же день полил дождь, вос - кресивший погибавшие хлеба. Это уверило М. А. Долгорукова в том, что Иларион угоден Богу, и он ре - шил поселить подвижника в своём имении, построив для него удоб - ную келью у церкви. Произошло это около 1807 г. Семейство князя полюбило Илариона, а княгиня Елизавета Петровна даже собственноручно обила келью подвижника сукном. Князь М. А. Долгоруков, подол - гу проживавший в своём имении, находил отраду и утешение в бе - седах с Иларионом. После смер - ти князя в 1817 г. его дворовые и управляющий, не понимавшие ду - ховной силы подвижника, выжили его из села, и он вынужден был пе - ребраться в с. Колычево, где про - жил пять лет, не имея постоянно - го приюта. Затем он перебрался в Троекурово. В 1842 г. была достроена хра - мовая часть каменной церкви и в ней освящён главный престол во имя Иверской иконы Божией Ма - тери. В 1851 г. закончено строитель - ство каменной, в 4 яруса, коло - кольни, высотой 26 метров до вер - ха карниза. Двумя годами позже вокруг храма построена каменная ограда. Церковь внутри была окра - шена масляной розовой краской, украшена орнаментами и стенною живописью. Стены иконостасов украшены резьбою и колоннами, вызолочен - ными лучшим червонным золотом. Церковь отапливалась 7 изразцо - выми печами. При ней имелись кирпичная сторожка, построенная в 1803 г., а также дом священника с восточной стороны. К числу особых достопримеча - тельностей Иверской церкви от - носились, помимо прочего, резная икона святителя Николая Чудот - ворца в человеческий рост и по - жертвованная князем Долгоруко - вым Иверская икона Божией Ма - тери размером 1,5 х 1 метр, укра - шенная серебряно-вызолоченной ризой. В 1922 г. комиссией по изъятию церковных ценностей взяты из хра - ма с. Большая Карповка 15 культо - вых предметов, представлявших собой особую ценность. Храм был закрыт в конце 1930-х гг., а в конце 1950-х — на - чале 1960-х гг. разрушена его ко - локольня для мощения дороги, пи - лёные блоки известняка из цоколя выбраны для строительства клуба в райцентре Лев Толстой, в алтаре устроена мельница. Я стою возле центрально - го входа в храм, когда-то к нему вели массивные каменные ступе - ни. Провожу ладонью по шерша - вым, изъеденным за десятилетия дождями и ветрами стенам – сви - детелям многих событий, происхо - дящих в селе: как много они могли бы мне поведать, если б умели го - ворить… Это место не случайно было выбрано больше трех столе - тий назад под строительство церк - ви – отсюда открывается прекрас - ный обзор. За убегающими вдаль полями можно разглядеть и Дома - чи, и Топки. Смотрю на то место, где, по рассказам старейших жите - лей села, стоял дом барыни Кораб- линой. Рядом с домом имелся до - бротный погреб – ледник, где дли - тельное время могло храниться молоко с фермы, которой она вла - дела. Долгие годы, вплоть до пере - селения, ледником пользовались местные жители, проживающие рядом. Устремляю взгляд в сторо - ну реки: где-то здесь находился ко - лодец с кристально чистой студе - ной водой. Из множества колод - цев, имеющихся в селе, этот был самый знатный, многие приходи - ли сюда, чтобы напиться. Бары - ня следила, чтобы он всегда был в идеальном порядке. Правда, во - дой из колодца перестали пользо - ваться после того, как в нем уто - нул местный юродивый. Все мои попытки найти хотя бы то место не увенчались успехом. А недале - ко от колодца, по рассказам, на - ходился мост через реку. По нему переправлялись карповцы, прожи - вавшие на другом берегу Ягодной Рясы - на Выселках. За состояни - ем моста, по распоряжению Кора - блиной, тоже тщательно следили. После изгнания старых хозяев с карповской земли на мост махнули рукой, и он со временем обветшал и разрушился. Когда-то рядом с храмом было кладбище священнослужителей и представителей знатных ро - дов. Кое-где еще можно наткнуть - ся на массивные надгробные пли - ты с высеченными на них креста - ми. Видимо, «воинствующие ате - исты» посчитали, что построить счастливое будущее возможно, только сравняв старинное кладби - ще с землей. Уничтожили кресты и памятники, надгробные камни в большинстве своем растащили и приспособили под хозяйственные нужды и старательно делали вид, что никакого кладбища здесь ни - когда и не было. «На костях пред - ков» пасли скот, ездили на тяже - лой технике, играли в футбол. Но и этого оказалось мало для осквер - нения памяти предков: уже в наши дни «черные копатели» цинич - но разрыли несколько могил, ве - роятно, в поисках несметных со - кровищ, якобы зарытых в землю. В результате по весне, когда еще не выросла трава по пояс, возле церкви можно увидеть разбросан - ные человеческие останки. Какие чувства испытывали те, кто совер - шал этот вандализм, трудно пред - ставить. У меня же при виде этой картины неизменно возникает же - лание преклонить колени и выма - ливать у Бога прощения за всех нас, неразумных и грешных, и за поруганный храм, и за осквернен - ные могилы, и за сельский погост, что виднеется на пригорке - такой же заброшенный и забытый, как и все село… Но вернемся к истории. Из кни - ги А.Н.Больных об истории посе - лений нашего района я узнала, что когда-то Карповка была центром волостного правления. Здесь был базар, где можно было продать и купить многие виды сельхозпро - дукции и товары различных реме - сел. Работали 4 лавки, трактир, частная пекарня, крупорушки, ве - тряные мельницы. Село славилось своими мастерами. Были здесь и знатные сапожники, и плотники- краснодеревщики, и кузнецы. Поч - ти у каждого дома стоял колодец – в селе проживали отличные спе - циалисты по их строительству, ко - торых приглашали строить колод - цы и в соседние села, и в другие районы. Земледелие здесь было развито слабо из-за того, что зем - ли были не лучшего качества. Зато процветало кирпичное производ - ство, составлявшее основной ку - старный промысел здешних жите - лей благодаря месторождениям огнеупорной глины. Местный кир - пич пользовался спросом не толь - ко в нашем районе, но и за его пре - делами. В годы коллективизации в Кар - повке были образованы 4 колхоза: «Рассвет», «Инициатор», «Боль - шевик», «Память Ленина». В 1953 году они были объединены в один колхоз «Память Ленина», который в 1964 году вошел в состав совхо - за «Домачевский». Тяжелые времена пришли в село с началом войны. За годы во - енного лихолетья ушли на фронт 600 карповцев. Всем селом муж - чин провожали до Свищевки. Больше половины из них не вер - нулось назад. В Карповке форми - ровались и находились на отдыхе воинские части, их расквартировы - вали по домам. Вновь призванные бойцы обучались стрельбе из раз - ных видов оружия. При них нахо - дились лошади (конная разведка). Каждый день солдаты дрессирова - ли своих лошадей. После окончания войны жизнь в селе стала возвращаться в при - вычное русло. Функционировали фермы, школа, клуб и другие объ - екты соцкультбыта. Но все реже молодые люди после окончания школы задерживались на родной земле, уезжая в города в поисках счастливой доли. Настало время, когда карповцы, побросав дома, потянулись из села семьями. Основной причиной, по их словам, было бездорожье, из-за которого во время распутицы они были от - резаны от внешнего мира. В 1984 году закрылась школа – село было обречено. Дорога, которую начали строить с большим опозданием, уже не смогла изменить ситуацию. …Пройдут годы. Не станет лю - дей, которые здесь родились и жили, окончательно разрушится и зарастет бурьяном храм. И для тех, кто придет после нас, Карпов - ка станет лишь местом, где в изо - билии растут грибы и ягоды, где можно насладиться прекрасными пейзажами и надышаться насто - янным на травах воздухом. Но хо - телось бы, чтобы в памяти потом - ков сохранилась история старин - ного села Архангельское – «Боль - шой и Малой Карповки тож» - наша с вами история. Текст и фото Светланы ДРОЗДОВОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz