Народное слово. 2014 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 4 февраля 2014 г. * № 12 (10313) * 2 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ (Продолжение.Начало в № 11 от 1.02.2014 г.) I. Текстовая часть 1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития сферы муниципального управления Общая численность муниципальных служащих в органах местного самоуправления Лев-Толстовского муниципального района по состоянию на 1 мая 2013 года составляет 100 человек. В настоящее время существует проблема соответствия муниципальных служащих квалификационным требованиям, установленным законодательством к замещаемым должностям муниципальной службы, в том числе по уровню профессионального образования. Одним из условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, которое взаимосвязано с созданием и эффективным применением системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих. При формировании кадрового состава муниципальной службы используются кадровые резервы на должности муниципальной службы. Всего в резерве кадров на должности муниципальной службы числится 87 человек. В 2013 году на должности муниципальной службы из кадрового резерва назначены 3 человека. На эффективность муниципального управления повлияет решение следующих проблем муниципальной службы: - низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности муниципальных служащих; - недостаточная эффективность кадровой политики в сфере муниципальной службы; - недостаточная ресурсная обеспеченность муниципальной службы; - привлечение к муниципальной службе молодых инициативных специалистов, соблюдение эффективной преемственности кадров. Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально- экономического развития района. Управление муниципальными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением. В муниципальном районе в рамках проводимой бюджетной реформы были созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления муниципальными финансами. В результате проведенных мероприятий по реформированию общественных финансов сформирована целостная нормативная правовая база, расширен горизонт финансового планирования, бюджетный процесс организован с учетом безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств и ресурсных возможностей бюджета, при формировании бюджета муниципального района применяются инструменты бюджетного планирования - долгосрочные целевые и ведомственные программы. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» определены новые требования к организации деятельности муниципальных учреждений, включающие как изменение форм и методов финансового обеспечения этих организаций, так и формирование количественных и качественных показателей их деятельности, определяемых в муниципальных заданиях. С 1 января 2012 года финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений района осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальными заданиями муниципальных услуг (выполнением работ), а также нормативных затрат на содержание имущества. В результате проводимой бюджетной реформы обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной политики, достигается долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета муниципального района, обоснованность планирования бюджетных расходов. Систематически ведется работа по координации действий администрации района с налоговыми органами, а также с главными администраторами неналоговых доходов для улучшения качества налогового администрирования, увеличения собираемости налогов, а также жесткого контроля за состоянием недоимки по налогам и сборам и принятия всех мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, для ее снижения. Основным доходным источником бюджета муниципального района - более 80 процентов - является налог на доходы физических лиц. В целях выполнения бюджетных обязательств отдел финансов района постоянно анализирует исполнение бюджета и обеспечивает ликвидность счета бюджета муниципального района, что гарантирует стабильное финансирование всех расходов бюджета, своевременное и полное выполнение принятых обязательств. Несмотря на принимаемые меры по укреплению доходной базы, бюджет района на 2013 год сформирован с дефицитом в объеме 27100,3 тыс. руб., или 23,9% от собственных доходов. В качестве источников его погашения в 2013 году предусмотрено привлечение бюджетного кредита и использованы остатки средств на счетах по учету средств бюджета на начало года. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Доходы всего: 298902,8 339055,1 332754,9 396228,8 в том числе налоговые и неналоговые 85722,2 87439 106141,4 113804,3 Расходы 329402,8 334655,1 349794,9 423329,1 Дефицит (-), профицит (+) -30500 -12071,4 -17040 -27100,3 в % к годовому объему доходов бюджета муниципального района (без учета объемов безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам отчислений) 35,6 13,8 16 23,8 Объем муниципального долга района 50200 31051 46000 61000 в % к общему годовому объему доходов бюджета муниципального района (без учета объемов безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам отчислений) 58,6 35,5 43,3 536, Расходы на обслуживание долга 555,9 850 1804,1 2000 в % к объему расходов бюджета муниципального района (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета) 0,65 1,0 1,7 1,8 Основные характеристики бюджета муниципального района тыс. руб. В 2014 году в связи с необходимостью выполнения поручений в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года увеличиваются расходные обязательства бюджета муниципального района, не обеспеченные в полном объеме собственными доходами бюджета, что приведет к увеличению объема муниципального долга района. В настоящее время в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе: отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, недостаточная увязка стратегического и бюджетного планирования, включая ограниченность практики планирования и применения всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных) и нормативного регулирования для достижения целей государственной политики; отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования; сохранение низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов; отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности; ограниченность применения практики оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления; недостаточная самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления при осуществлении своих расходных и бюджетных полномочий; низкая заинтересованность органов местного самоуправления в наращивании собственной налоговой базы; отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма; недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств. Кроме того, на развитие сферы управления муниципальными финансами и муниципальным долгом могут оказать влияние следующие риски. Заимствования, являясь источником покрытия дефицита бюджета, могут повлечь за собой существенные бюджетные риски. Итогом проведения рискованной долговой политики (политики необоснованного наращивания долга) может стать кардинальное ухудшение состояния долговой устойчивости бюджета. Актуальным вопросом муниципального управления остается грамотное, эффективное распоряжение муниципальным имуществом. Проводимая в последние годы работа в этом направлении дает определенные результаты, о чем свидетельствует рост неналоговых доходов бюджета муниципального района. Проведена большая работа по оформлению права собственности, права оперативного управления на муниципальное имущество. Объекты муниципальной казны сдаются в аренду в соответствии с действующим законодательством. Ведется работа по оформлению права собственности на земельные участки под объектами муниципальной собственности. Однако проводимая работа не в полной мере охватывает все направления деятельности с имуществом, имеются ряд объектов вновь построенных, не оформленных в собственность, требуется межевание земельных участков под новое строительство и предоставление отдельным категориям граждан. Все это вызывает необходимость формирования муниципальной программы, связанной с минимизацией рисков муниципального управления, по обеспечению в полном объеме финансовыми источниками возложенных на район расходных обязательств, управления муниципальным имуществом. 2. Приоритеты муниципальной политики в сфере муниципального управления, краткое описание целей и задач муниципальной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач С учетом современных потребностей и динамичности развития муниципальной службы необходимо сформировать систему профессионального развития муниципальных служащих на основе долгосрочного планирования и гарантированного финансирования из районного бюджета. В целях урегулирования указанных проблем существует необходимость развития на территории Лев-Толстовского муниципального района системы повышения квалификации муниципальных служащих непосредственно на базе администрации, без отрыва от основного места работы, что, в свою очередь, позволит существенно сократить затраты, и также шире использовать возможности дистанционного обучения. На решение указанных проблем муниципальной службы и решение задачи создания условий для результативной профессиональной деятельности и должностного роста муниципальных служащих в администрации Лев- Толстовского муниципального района будут направлены следующие мероприятия подпрограммы. Задачей подпрограммы является создание условий для результативной профессиональной деятельности и должностного роста муниципальных служащих. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы в части управления муниципальными финансами определены в следующих стратегических документах: Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах; Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах; Стратегии социально-экономического развития Лев-Толстовского муниципального района на период с 2014- 2020 годы; Основных направлениях бюджетной и налоговой политики, разрабатываемых в составе материалов к проекту бюджета муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период. В соответствии с указанными документами сформированы следующие приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы: 1) Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы путем: повышения надежности экономических прогнозов и консервативности предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования; формирования бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы района, основанных на реалистичных оценках; полноты учета и прогнозирования финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики; планирования бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств; принятия новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и с учетом сроков и механизмов их реализации. 2) Создание условий для повышения эффективности деятельности муниципального района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, которое реализуется путем: координации стратегического и бюджетного планирования; формирования муниципальных программ, исходя из четко определенных долгосрочных целей социально- экономического развития, индикаторов их достижения и действующих долгосрочных бюджетных ограничений; формирования и исполнения бюджета муниципального района и местных бюджетов на программной основе; повышения прозрачности бюджетной системы, расширения доступа к информации о деятельности органов власти, муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств, муниципального имущества. 3) Эффективное управление муниципальным долгом района путем: проведения взвешенной долговой политики; обеспечения экономически обоснованного объема муниципального долга района. 4) Развитие информационной системы муниципального управления, управления муниципальными финансами, открытости информации о результатах деятельности муниципального района. Целью муниципальной программы является создание системы эффективного муниципального управления, повышение качества управления муниципальными финансами и имуществом Лев- Толстовского муниципального района. Реализация муниципальной программы будет обеспечивать достижение целевых ориентиров Стратегии социально-экономического развития района на период с 2014 по 2020 год, внедрение системы эффективного муниципального управления. Достижение поставленной цели будет обеспечиваться путем решения следующих приоритетных задач: 1. Создание условий для повышения эффективности использования средств районного бюджета. 2. Эффективное управление муниципальным долгом Лев-Толстовского муниципального района. 3. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления муниципального района. 4. Эффективное использование муниципальной собственности. Муниципальная программа имеет три интегральных целевых показателя. 1. Муниципальный долг Лев- Толстовского муниципального района, в % к доходам. Показатель рассчитывается как отношение объема муниципального долга Лев-Толстовского муниципального района по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов районного бюджета в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений и дополнительных отчислений от федеральных и региональных налогов). В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации значение указанного показателя в ходе реализации Программы должно оставаться менее 100 процентов. Данный показатель определен с учетом сложившейся экономической ситуации, когда в условиях недостаточности доходных источников необходимо обеспечить сбалансированность бюджета и минимизировать риски невыполнения принятых расходных обязательств. 2. Уровень удовлетворенности граждан деятельностью органов местного самоуправления, в %. Показатель рассчитывается как отношение числа опрошенных граждан, удовлетворенных деятельностью органов местного самоуправления, к общему числу опрошенных граждан. 3. Объем доходов от использования муниципального имущества, в тыс. руб. Показатель определяется на основании отчета об исполнении бюджета и включает в себя доходы от аренды земельных участков, аренды муниципального имущества, реализации земельных участков и имущества. Показателем решения задачи 1 – «Создание условий для повышения эффективности использования средств районного бюджета» является объем дефицита районного бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации значение указанного показателя в ходе реализации Программы должно оставаться менее 10 процентов, за исключением условий, определенных Бюджетным кодексом РФ. Показателем решения задачи 2 – «Эффективное управление муниципальным долгом» является объем расходов на обслуживание муниципального долга. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации значение указанного показателя в ходе реализации Программы должно оставаться менее 15%. Показателем решения задачи 3 – «Совершенствование деятельности органов местного самоуправления муниципального района» является доля граждан, использующих механизмы получения муниципальных услуг в электронном виде, %. Значение данного показателя должно увеличиваться с каждым годом реализации Программы. Показателем решения задачи 4 – «Эффективное использование муниципальной собственности» является объем доходов от использования муниципального имущества, тыс. руб. Значение данного показателя должно увеличиваться с каждым годом реализации Программы. 3. Перечень подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами муниципальной программы Состав задач и соответственно подпрограмм муниципальной программы определен с учетом основных направлений реализации муниципальной программы, установленных в Перечне муниципальных программ Лев- Толстовского муниципального района. Состав подпрограмм определен исходя из состава трех задач муниципальной программы, решение которых необходимо для реализации муниципальной программы. Решение задач муниципальной программы реализуется посредством выполнения соответствующих им подпрограмм муниципальной программы: Задачи 1 и 2 реализуются посредством выполнения подпрограммы 1 «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом на 2014-2016 годы», мероприятия которой направлены на устойчивость бюджетной системы в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации региональной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов района на важнейших направлениях деятельности при безусловном соблюдении ограничений по объему дефицита районного бюджета, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Задача 3 реализуется посредством выполнения подпрограммы 2 «Создание условий для эффективной деятельности органов местного самоуправления на 2014-2016 годы» и подпрограммы 3 «Развитие гражданского общества на 2014-2016 годы», мероприятия которых направлены на повышение эффективности муниципальной службы, совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальных служащих, обеспечение роста профессионального уровня муниципальных служащих и кадрового резерва. Задача 4 реализуется посредством выполнения подпрограммы 4 «Управление муниципальной собственностью Лев- Толстовского муниципального района на 2014-2016 годы», мероприятия которой направлены на повышение эффективности использования муниципального имущества. 4. Краткое описание этапов и сроков реализации муниципальной программы Муниципальная программа «Развитие системы эффективного муниципального управления (2014-2016 г.г.) рассчитана на период с 2014 г. по 2016 г. и носит постоянный характер. В силу постоянного характера решаемых в рамках муниципальной программы задач выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается. Плановые значения индикаторов целей и показателей задач по годам реализации муниципальной программы приведены в приложении 1 к муниципальной программе. 5. Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы Реализация мероприятий муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального района. Общий объем финансирования муниципальной программы предусматривается в размере 141242,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 г. - 93915,3 тыс. руб., 2015 г. - 23156,1 тыс. руб., 2016 г. - 24170,8 тыс. руб. Обобщенная информация о ресурсном обеспечении муниципальной программы представлена в приложении 2 к муниципальной программе. Прогнозная оценка расходов по источникам ресурсного обеспечения на реализацию муниципальной программы представлена в приложении 3 к муниципальной программе. 6. Описание мер муниципального регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения целевых индикаторов и показателей задач муниципальной программы Меры муниципального регулирования (налоговые, тарифные, кредитные, гарантии, залоговое обеспечение) не применяются. 7. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы Реализация мероприятий муниципальной программы связана с различными группами рисков, обусловленных как внутренними факторами, так и рисками, обусловленными внешними факторами, оказать влияние на которые исполнитель не имеет возможности. К рискам муниципальной программы, обусловленным внешними факторами, относятся: - недофинансирование мероприятий Программы из районного бюджета; - недостатки в профессиональной подготовке муниципальных служащих; - отсутствие стабильности в структурах органов местного самоуправления; - отсутствие действенного общественного контроля за деятельностью муниципальных служащих. (Продолжение на 3стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz