Народное слово. 2014 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 31 июля 2014 г. * № 81 (10382) * 3 КО ДНЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА Заглянем в прошлое Фото с сайта Irnews.ru. Фото Юлии МАСЮТИНОЙ. Фото Юлии МАСЮТИНОЙ. В конце Х1Х века в России ве- лось активное строительство же- лезных дорог. Это диктовалось не- обходимостью облегчить вывоз из- бытков зерна из отдаленных зем- ледельческих районов, соединить, в первую очередь, хлеборобные районы с внутренними рынками, а затем - производительные рай- оны с портами сбыта сельскохо- зяйственной продукции за границу. Несмотря на то, что строительство велось вручную с помощью тачек, лопат, носилок и с использовани- ем конной тяги, оно продвигалось ускоренными темпами, земляные работы и укладка шпал и рельсов велись в нескольких местах одно- временно. В 1866 году была построена же- лезная дорога Рязань-Козлов. Эта линия положила начало существо- ванию и развитию Юго-Восточной железной дороги. В 1872 году об- разовалось общество Рязано- Уральской железной дороги, оно ввело в эксплуатацию линии: Богоявленск-Лебедянь , Астапово- Данков (1890 г.), Лебедянь-Елец (1894 г.), Данков-Волово (1899 г.). В январе 1898 года построена же- лезная дорога Раненбург-Павелец с ветвью Троекурово-Астапово. На месте, где сейчас располо- жен поселок, находились в былые времена болота, мелкие прудики, заросшие осокой, в которых води- лись журавли, дрофы, дикие утки и гуси. Узловая станция Астапово, ныне наша родная станция Лев- Толстой, возникла на пересече- нии железнодорожных направле- ний Козлов-Волово и Москва-Елец в 1890 году. Тогда же был постро- ен маленький деревянный вокзал (позднее это помещение было при- стройкой к новому зданию вокза- ла, в ней размещался привокзаль- ный буфет), на котором появилась вывеска: «Станция Астапово». Подрядчиком строительства путей выступал Смычков Василий Герасимович. Это был богатый че- ловек, живший в селе Астапово. Когда началось строительство же- лезнодорожной линии, он перее- хал поближе к будущему поселку – на Левашовку, где построил дом, ригу, имел наемных рабочих, дер- жал лошадей. С 1900 года у Смыч- кова был свой дом в поселке, кото- рый он сдавал в аренду под почту. Этот дом стоял до 1970 года на ме- сте нынешнего узла связи. Он со- держал при почте ямскую контору с пятью ямщиками, которые пере- возили почту, грузы, пассажиров. Служба ямщиков просуществова- ла до 1930 года. Подрядчик Смычков со сво- ей бригадой строителей возводил здания старого и нового вокзалов, круглого резервуара водокачки, деревянные дома (в которых за- тем разместились музей и желез- нодорожная милиция). Строил па- ровозное депо, кирпичные жилые дома на ул.Центральной, церковь, дом священника, дома на Привок- зальной улице (занятые затем же- лезнодорожным узлом связи), ам- булаторию, бараки для рабочих, здания бывшего магазина ОРСа (отдела рабочего снабжения), пе- карни, столовой. В 1894-1898 годы пассажирский поезд Москва-Елец ходил через Раненбург и Богоявленск, но по- сле строительства железнодорож- ной линии Троекурово-Астапово поезд курсировал на Елец через Троекурово и Астапово. С появле- нием железной дороги появилась дополнительная возможность вы- воза хлеба из нашей местности в сторону Волово и Ельца, Москвы и Прибалтики. Для закупки и хране- ния зерна были построены склад- ские помещения (напротив узла связи). Они принадлежали купцу- ростовщику Славину, который был самым богатым человеком в по- селке. Еще один астаповский купец Смирнов жил в двухэтажном доме на ул.Льва Толстого (рядом с тепе- решним магазином «Виктория»). На первом этаже была его пекар- ня, на втором – жилое помещение. Также он имел свой магазин-лавку и трактир. Купцы Древлевы имели две па- ровые мельницы, крупорушку, от- крыли пекарню, мясную лавку, ма- газин смешанного типа. У купца Стрельникова была мануфактурная лавка. Дом купца Мазина стоял на- против электростанции (с образо- ванием нашего района здесь раз- мещался райисполком). Недалеко от поселка, в двух верстах в сторо- ну Острого Камня, располагались три его пруда, в которых водились бобры, а за селом О.Камень нахо- дилось его имение. Предпринимательской дея- тельностью занимался купец Гри- горов. Его хозяйство размещалось у пруда (Григоровского пруда по нынешней улице 9 Мая). На территории райбольницы находился Арсентихин пруд с род- никами. Большое культурное хозяйство имел Кузнецов. Он жил у пруда, ко- торый стал носить название «Куз- нецовский». В 1895 году началось строи- тельство паровозного депо и жи- лых кирпичных двухэтажных до- мов, которые и сегодня стоят на улице Центральной. Красный кир- пич, бутовой камень и другие стройматериалы привозили и раз- гружали в тупике (за бывшим ма- газином ОРСа), откуда на вагонет- ке по узкоколейной дороге вдоль проходившей улицы Центральной доставляли до стройки. Все рабо- ты велись вручную, поэтому дол- го: первые два дома были сданы в эксплуатацию только в 1904 году, остальные четыре построились позже. Дома предназначались для железнодорожников. Здание конторы депо постро- ено в 1896 году. На первом этаже размещались конторские чиновни- ки, а на втором жила семья началь- ника депо. После революции 1917 года в этом здании размещался клуб Парижской Коммуны. Нынеш- нее здание конторы депо построе- но в один этаж в 1911 году, второй этаж достроен перед войной. Накануне 1917 года в посел- ке проживало около 900 человек, почти 300 из них работали на же- лезной дороге. Еще 200 железно- дорожников приходили на работу из окрестных сел. Позже многие из них перебрались жить в посе- лок. Все рабочие и служащие име- ли земельные участки, держали скот. Огороды находились в преде- лах улиц Володарского и 8 Марта, а пастбища размещались там, где сейчас располагаются улицы Ко- марова и Гагарина. Известно, что источником дви- жения паровозов является пар, вы- рабатываемый из воды. Изначаль- но ее добывали из скважины, рас- положенной на территории депо, но воды не хватало, поэтому ее возили из г. Данкова (из реки Дон) и сливали в водоемное хранилище (позже – котельная вокзала). С увеличением количества по- ездов росла и потребность в воде. Железнодорожники решили ис- пользовать ее из Астаповского озера. Для решения вопроса обра- тились к сельской общине. На схо- де астаповские мужики обсудили предложение, но, побоявшись об- меления озера, отказали желез- нодорожникам, несмотря на обе- щанную значительную финансо- вую компенсацию. Поэтому в селе Племянниково были построены водокачка, а в поселке в 1906 году - башня-резервуар круглой формы, куда из Племянникова по трубам подавалась вода, а из него шла в водоразборные колонки, располо- женные напротив вокзала. Из них и заправлялись паровозы. В 1927 году была построена новая башня, но артезианской водой из племян- никовской башни пользовались до 1947 года. Правда, несмотря на превосходные вкусовые качества, для заправки паровозов приходи- лось снижать ее жесткость специ- альной очисткой. В 1895 году было построено депо на пять паровозных стойл. Позднее здесь открылись механи- ческие мастерские, в которых ста- ли проводить ремонт локомотивов и вагонов. С ростом интенсивно- сти перевозок в 1911 году сделали пристройку еще на пять стойл. На территории депо, напротив паровозных стоянок, был установ- лен поворотный круг, с помощью которого вручную осуществлялся разворот паровозов на пути в стой- ла. Паровозы обслуживали 20 бри- гад, каждая из которых состоя- ла из машиниста, его помощника и кочегара. Вначале состав состо- ял из 5-8 вагонов, затем – из 15-20. Его обслуживали 5-6 кондукторов. Вагоны имели тормозные площад- ки, на которых сидели кондукторы, и при необходимости торможения должны были крутить рычаг тор- моза. От свистка паровоза через весь состав тянулась веревка. В случае, если вагон сам отцеплял- ся, веревка натягивалась и раз- давался свисток. Сцепление ваго- нов производилось ручным спосо- бом сцепщиками. Впереди парово- за закреплялся огромный фонарь с керосиновой лампой. Рефлектор из белой жести отбрасывал пучок света на рельсы. Если в конце Х1Х – начале ХХ веков через нашу станцию прохо- дили 2-3 поезда, то в 1914-1918 годы – уже 12-15. Из них два поез- да были пассажирскими: Москва- Елец и Козлов-Волово. Пассажир- ские вагоны были маленькими, двухосными, со скамейками по бо- кам и железной печкой посереди- не, вмещали 30 пассажиров. Стрелки для перевода подвиж- ного состава с одного пути на дру- гой были ручные. При роспуске со- става вагоны тормозились с помо- щью деревянных поленьев, кир- пичей, которые подкладывали на рельсы под колеса. Входные и выходные семафо- ры, т.е. сигнальные устройства, имели вид закрепленных на стол- бах подвижных крыльев. Они от- крывались и закрывались вруч- ную с помощью рычагов. Вначале было четыре поста, с которых про- изводилось открытие и закрытие семафоров. Затем были постро- ены две сигнальные вышки – Мо- сковская (на Троекурово и Чаплы- гин) и Елецкая ( на Данков и Лебе- дянь). С этих вышек дежурные пе- реводили стрелки всех путей, от- крывали и закрывали семафоры, т.е. обеспечивали проведение ма- невровых работ, отправление и прием поездов. На семафорах по- мещались керосиновые лампы, ко- торые заправлялись и зажигались на ночь. Перрон вокзала с начала 30-х годов освещался газовыми све- тильниками. В процессе строительства же- лезнодорожных путей росла по- требность в песке. В поселке на- чали действовать карьеры, песок добывался и загружался рабочими вручную. Лишь в 1934-1935 годах в карьере появились экскаваторы. Добыча песка продолжалась до 50-х годов и прекратилась в свя- зи с переводом железнодорожного полотна с песка на щебень. Для подготовки квалифициро- ванных кадров в 1931 году на же- лезнодорожном узле была открыта школа ФЗУ (фабрично-заводское училище), которая готовила слеса- рей, токарей, помощников маши- ниста паровоза. Она размещалась между переездами Раненбургской и Троекуровской линий (в развил- ке), рядом с топливным складом. Накануне Великой Отечествен- ной войны передовые машинисты уже водили поезда весом до 2000 тонн, а среднесуточный пробег паровозов достиг 290 км. В депо было 40 паровозов, работали 80 бригад, а в мастерских трудились 40 рабочих. В первые дни войны несколько паровозных бригад получили при- каз выехать в прифронтовые же- лезные дороги, где, рискуя жиз- нью, водили эшелоны под огнем врага. Трудная и поистине герои- ческая жизнедеятельность левтол- стовцев во имя Победы не прекра- щалась ни на минуту, как и в по- слевоенные годы при восстанов- лении народного хозяйства. Однако, судя по воспоминани- ям людей пожилого и среднего воз- раста, жизнь была нелегкой, но на- сыщенной и интересной. Об этом свидетельствуют и рассказы из- вестного краеведа Л.А.Полежаева. Он вспоминал, что в свободное от работы время жители поселка лю- били и умели отдыхать. В клубе имени Парижской Коммуны регу- лярно демонстрировались филь- мы, имеющие большое воспита- тельное значение. Интерес к кино был огромным, посмотреть два- три фильма в месяц считалось нормой. В клубе ежедневно рабо- тали библиотека и читальный зал, где были газеты, журналы, шашки, шахматы, домино. Там же прово- дились ежегодные творческие вы- ставки (художественные и женско- го рукоделия) с подведением ито- гов и премированием за лучшие работы, действовали кружки худо- жественной самодеятельности. Прекрасным местом отдыха был парк на ул. Центральной. В нем были читальный зал, летний кинотеатр, спортивная площадка с турником, брусьями, кольцами. На танцевальной площадке испол- нялись фокстрот, танго, краковяк и другие популярные танцы. В обыч- ные дни танцевали под радиолу и баян, по выходным играл духовой оркестр. На скамейках по всему саду си- дели отдыхающие, по аллеям про- гуливались влюбленные. В зимнее время спортплощад- ка превращалась в каток, заливае- мый из ближайшей паровозной ко- лонки. Местом прогулок был и перрон вокзала во время прихода и от- правления пассажирских поездов. Массовоидостойноотмечались праздники Первомая и Октябрь- ской революции. Поселковые орга- низации под музыку духового орке- стра собирались на демонстрацию на площади перед клубом, слуша- ли приветствия руководителей, ис- полняли гимн страны. Левтолстовцы были и участ- никами спортивных мероприятий, проводимых в поселке, и их ак- тивными болельщиками. Среди игр на первом месте был футбол. Стадиона тогда не было и все со- стязания проходили на футболь- ном поле за улицей Ленина. Тре- нировались и играли команды: «Локомотив-1», «Локомотив-2», юношеские – футбол тех времен был массовым. Играли, часто по- беждая, с командами Ельца, Ка- ширы, Павельца, Старого Оско- ла, Рязанской области, и даже с командами «Москва-3», «Москва- Товарная». Другой массовой и любимой игрой левтолстовцев была лапта. С развитием железнодорож- ного транспорта в поселке боль- шой популярностью стал пользо- ваться полюбившийся всем празд- ник – День железнодорожника, от- мечавшийся ежегодно 30 июля. С утра в лес вывозили два-три бу- фета с ящиками ситро, бочками пива и сладостями. Раздвигались составы напротив вокзала (пеше- ходного моста еще не было) и по этому проходу все желающие под марш духового оркестра направ- лялась в лес на праздничные гу- лянья. В лесу работала читальня с литературой, играми, бильярдом, были натянуты волейбольные сет- ки. Праздник продолжался вече- ром в парке и заканчивался огром- ным фейерверком елецких пиро- техников. При написании использованы сведения из книги А. Н. Больных «История поселка Лев Толстой и поселений Лев-Толстовского рай- она».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz