Народное слово. 2013 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 7 февраля 2013 г. * № 13 (10170) * 2 Участники районного конкурса «Учитель года - 2013» Главное - любить детей и свою профессию Галина АУЛОВА - учитель начальных классов основной школы села Митягино. Окончи - ла ЕГПИ. Получив направление в наш район, выбрала Митягин - скую сельскую школу, в кото - рой работает уже 22-й год. Име - ет высшую квалификационную категорию. По мнению Галины Алексеев - ны, учитель сегодня прежде все - го друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда нахо - дящийся в пути и, безусловно, все - сторонне развитый и образован - ный человек. В этом году Галина Аулова об - учает третьеклассников. Работа - ет над педагогической проблемой «Развитие и формирование чита - тельской компетентности», так как считает, что чтение является базо - вым компонентом, характеризую - щим жизнедеятельность челове - ка, и лежит в основе формирова - ния инновационных компетенций. В основе данной педагогической программы лежит идея учения с увлечением. С ее помощью млад - шие школьники учатся мыслить, чувствовать, осознавать необходи - мость чтения, у них пробуждается интерес к лучшим книгам. По мне - нию учителя, от достижения этих целей зависит успешность обуче - ния школьника как в начальной, так и в основной школе. Находясь в постоянном твор - ческом поиске, Галина Алексеев - на научилась сочетать традици - онные методы и формы обучения с инновационной практикой. При - меняет технологии развития кри - тического мышления и обучения чтению вслух и про себя. Исполь - зует проектный метод обучения, являющийся характерной особен - ностью учебников УМК «Планета знаний», по которому работает с 2006 года. Он позволяет создавать максимально благоприятные усло - вия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развития воображения, фантазии, мышления, коммуникативных спо - собностей. Галина Аулова учит детей ра - ботать с учебником и справочной литературой, пользоваться элек - тронными источниками информа - ции. Это формирует у них такие ка - чества, как креативность, любозна - тельность, умение работать в груп - пе, учебная самостоятельность. Результатом работы по формиро - ванию читательской компетентно - сти является участие учеников Га - лины Алексеевны в инновацион - ных проектах «Альбус», «Олим - пус», «ЭМУ-эрудит», завоева - ние призовых мест на региональ - ном уровне в конкурсе «Эрудит- марафон». Неграмотным человеком за - втрашнего дня, считает учитель, будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. Наталья ДУПЛИЩЕВА - учи - тель русского языка и литерату - ры основной школы села Ново - чемоданово. Выпускница Лебе - дянского педколледжа и Елецко - го государственного пединсти - тута. Квалификационная катего - рия первая, стаж работы 18 лет. На вопрос, почему выбрала профессию учителя, ответила так: -Я сделала это осознанно, по - тому что всегда хотела быть педа - гогом, школа – моя судьба. Опре - деленное влияние на мой выбор оказали бывшие учителя - замеча - тельные люди и прекрасные спе - циалисты своего дела, считавшие учительство своей судьбой и при - званием. Школа сегодня – это место, где детям не только дают качествен - ные знания, но и, что более важ - но, помогают раскрыться как лич - ности. Стараюсь в каждом из сво - их учеников находить «изюминку», ценить индивидуальность, поддер - живать уверенность в своих силах. Ведь любому ребенку важно пове - рить в то, что у него все получится, ощутить радость победы, захотеть идти дальше к новым вершинам. По мнению руководителя шко - лы и коллег, Наталья Дуплищева – учитель, который всегда находит - ся в поиске нового, интересного и полезного, использует в процессе обучения отвечающие требовани - ям времени методы и приемы, на - правленные на развитие познава - тельной деятельности школьников. Главными в своей работе она счи - тает принцип педагогики сотрудни - чества, любовь к детям и понима - ние, что каждый ученик – личность со своим маршрутом достижения успеха. Особое внимание при проведе - нии уроков уделяет учитель фор - мированию у своих воспитанни - ков умения высказывать и прове - рять свои предположения, овла - девать понятиями в их взаимосвя - зях, анализировать и исследовать причинно-следственные и логиче - ские связи. Для максимальной ре - ализации их потенциала исполь - зует в учебной и внеучебной дея - тельности различные технологии: личностно-ориентированные, раз - вивающие, информационные, про - ектные, здоровьесберегающие, игровые. Привлекает обучаемых к участию во внеклассной работе по предмету: в неделях русского язы - ка и литературы, конкурсах творче - ских работ, чтецов, вечерах русско - го языка и других мероприятиях. Все это способствует тому, что качество знаний у учеников Ната - льи Дуплищевой стабильное, сре - ди них нет неуспевающих. Многие по окончании школы успешно при - меняют полученные знания и уме - ния, продолжая учебу в вузах и колледжах. Жизненное кредо учителя – идти вперед, иногда ошибаться и оступаться, но, несмотря на это, верить в жизнь и научить этому своих учеников. Наталия КОННОВА - учитель географии и биологии средней школы № 42 имени Л. Н. Тол - стого. Окончила естественно- географический факультет ЛГПИ с красным дипломом, 14 лет работает в школе, выпуск - ницей которой является. Имеет высшую квалификационную ка - тегорию. По мнению Наталии Владими - ровны, учительство - не работа, а образ жизни. -Главным «оружием» педаго - га всегда были и остаются улыбка, доброта и любовь к детям, - счита - ет она. - Что касается учителя 21 века, он плюс к этому должен быть интересной личностью, професси - оналом своего дела и творцом. А еще вносить существенный вклад в воспитание и развитие своих учеников и помнить, что, как гово - рил известный педагог Дистервег, «плохой учитель преподносит ис - тину, хороший учитель учит ее на - ходить». Современный ритм жизни не щадит никого, нелегко приходит - ся и ученикам: объем информа - ции стремительно растет, требо - вания к учителям и учащимся по - вышаются. Выход из данной ситуа - ции Наталия Владимировна видит в новых технологиях, использова - нии современных электронных об - разовательных ресурсов – ком - пьютеров, интерактивных таблиц, карт, схем и других. Они расширя - ют и обогащают такие дидактиче - ские принципы обучения, как на - глядность, доступность, система - тичность и последовательность, способствуют индивидуализации обучения, повышают мотивацию к изучению географии, развивают образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные на - выки учащихся. Наталия Коннова комплексно использует в своей работе различ - ные методы, формы и приемы об - учения. Основополагающим счи - тает метод проектного обучения, с ним связана и тема ее самообразо - вания «Использование проектно- исследовательского обучения на уроках географии и биологии». Ра - ботая над проектом в учебном про - цессе, ее ученики овладевают ком - плексом различных умений, осно - вами взаимодействия друг с дру - гом, учатся приобретать новые знания, интегрировать их. Они ак - тивно участвуют в школьных, рай - онных, областных и всероссийских конкурсах и конференциях и ста - новятся их победителями и при - зерами, регулярно занимают при - зовые места в школьном и муни - ципальном турах Всероссийской олимпиады школьников по геогра - фии, биологии и химии. Наталия Владимировна счита - ет, что преподаваемые ею школь - ные предметы обладают значи - тельным потенциалом для реше - ния проблем всестороннего раз - вития школьников, помогают уча - щимся становиться личностями, способными самостоятельно до - бывать информацию и принимать нестандартные решения. Елена САВОСИНА - учитель русского языка и литературы филиала средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого основной школы в селе Знаменское, два года до этого работала в шко - ле села Астапово. Выпускница ЛГПИ. Имеет первую квалифи - кационную категорию, педстаж – 31 год. О том, что будет учителем, Елена Александровна знала еще в детстве. -Считаю, что сделала выбор, правильность которого подтверди - ла последующая жизнь, - сказала она. - Современный учитель, без - условно, должен применять в сво - ей работе инновационные техно - логии, которые делают наш труд более результативным. Но никакой компьютер даже самого новейшего поколения не может заменить учи - теля, не способен зажечь в детях стремление к самосовершенство - ванию, пробудить совесть, велико - душие, сочувствие и сострадание. Только человек может вырастить человека. Только педагог, тактич - ный и чуткий, добрый и отзывчи - вый, самозабвенно преданный де - тям и школе, способен воспитать достойных граждан своей страны. Главной целью своей педагоги - ческой деятельности Елена Алек - сандровна считает воспитание любви к родному слову, великой отечественной литературе. Осу - ществляет ее в соответствии с го - сударственными образовательны - ми стандартами и Концепцией фе - деральной программы развития образования. Владеет современ - ными образовательными техно - логиями и методиками, умело ис - пользует их в практической дея - тельности, обеспечивая единство обучения и воспитания, форми - рования интеллектуального, куль - турного и нравственного развития школьников. Стремясь идти в ногу со вре - менем, выбрала для самообразо - вания методическую тему «Приме - нение инновационных технологий, форм и методов обучения с це - лью повышения качества знаний школьников». Изучение ее помога - ет осуществлять поиск оптималь - ных способов развития познава - тельных интересов и активизации мыслительной деятельности уча - щихся. По мнению директора школы и коллег, Елена Савосина зареко - мендовала себя активным, творче - ски работающим педагогом, о чем свидетельствуют почетные грамо - ты отдела образования района и управления образования и науки Липецкой области. Является чле - ном комиссии районных предмет - ных олимпиад, входит в состав ко - миссии при проверке аттестацион - ных итоговых работ по литературе. Многие годы руководила школь - ным методическим объединени - ем учителей-предметников гума - нитарного цикла. Она щедро де - лится накопленным за годы рабо - ты опытом не только с коллегами своей школы и района, выступает с докладами, проводит открытые уроки. Лариса СЕЗЕНОВА - выпуск - ница Мичуринского педагогиче - ского института. Работает в фи - лиале средней школы № 42 име - ни Л. Н. Толстого средней шко - лы в селе Золотуха 26 лет, учи - телем биологии и химии - с 1992 года. Имеет первую квалифика - ционную категорию. Лариса Николаевна призна - лась, что ни разу не пожалела, что стала учителем: -Профессия, которую я выбра - ла, одна из самых важных и труд - ных. Но это именно то, что прино - сит мне радость и удовлетворе - ние, особенно, когда вижу добрые глаза детей, которые смотрят с та - кой любовью и безграничным ува - жением. И сама, как бы ни серди - лась иногда на своих ребят, всег - да помню, что доброта – вещь уди - вительная, она сближает как ничто другое, она тот язык, на котором всякий хочет разговаривать. По мнению Ларисы Сезеновой, современная школа должна ори - ентировать учащихся на социаль - ную значимость знаний, форми - ровать их лучшие личностные ка - чества, помогать не отставать от быстро меняющейся жизни, ори - ентировать на достижение своих целей. Недаром в народе говорят, что знание – сила. Педагогическое кредо Ларисы Николаевны: «Работать над собой – это значит искать, применять, совершенствовать, не останавли - ваться на достигнутом». Приори - тетные направления ее педагоги - ческой деятельности – развитие познавательного интереса и посто - янный творческий поиск методов и средств интеллектуального разви - тия детей. Тема самообразования – «Использование ИКТ на уроках биологии и химии». При организации учебного про - цесса с целью развития познава - тельной активности школьников она использует различные типы уроков, и в том числе нестан - дартные, деловые и дидактиче - ские игры. Применяет личностно- ориентированный подход, проект - ную и исследовательскую техноло - гии, дедуктивный принцип обуче - ния и другие педагогические тех - нологии. Учит своих воспитанни - ков видеть общее в частном, рас - суждать, делать выводы. По мнению Ларисы Николаев - ны, учитель для современных де - тей уже давно не является един - ственным источником информа - ции. Поскольку школьники зача - стую не умеют превращать ее оби - лие в знания, она старается учить их целенаправленному поиску ин - формации и правильному ее усво - ению, а для этого – выделять глав - ное, находить связи и структуриро - вать. Действенность и эффектив - ность используемых учителем ме - тодов и средств обучения под - тверждают высокое качество зна - ний учащихся, показатели пере - водных и выпускных экзаменов, успехи ее учеников, которые ста - новятся победителями и призера - ми школьных и районных олимпи - ад, конкурсов, выставок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz