Народное слово. 2013 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 15 июня 2013 г. * № 61 (10218) * 2 к 85-летию лев-толстовского района Почетный железнодорожник Виталий Титов Основной задачей всех, кто трудится в дистанции пути, является обеспечение безопасного передвижения железнодорожного транс- порта. Люди, отдавшие многие годы непростой работе, - професси- оналы с большой буквы. Среди них и Виталий Андреевич Титов. Сорок лет он работал в дис - танции пути, почти четверть века был ее руководителем. Вита - лий Андреевич – Почетный работ - ник Юго-Восточной железной до - роги, Почетный железнодорожник ОАО «РЖД», награжден знаком 1 степени «За заслуги перед Юго- Восточной железной дорогой», именными часами от министра пу - тей сообщения. Он ветеран труда, четыре созыва подряд его изби - рали депутатом районного Сове - та депутатов, 16 лет Виталий Ан - дреевич помогал людям в реше - нии их насущных вопросов и про - блем. Его портрет был помещен на Доске почета «Лучшие люди рай - она». Неравнодушный человек, он и сейчас не остается в стороне от решения ветеранских проблем, 5 лет Виталий Андреевич возглав - ляет совет ветеранов дистанции пути. В этой организации состоят 203 человека, многие живут в Ле - бедянском, Краснинском, Данков - ском, Воловском районах, а также в Куркинском районе Тульской об - ласти. - Вся моя биография, - расска - зывает Виталий Андреевич,- свя - зана с железной дорогой. До сих пор помню свой первый рабочий день. Это было в Мичуринском от - делении Юго-Восточной железной дороги в Кочетовской дистанции пути. Меня отправили на околоток Избердей. Дорожным мастером, а заодно и наставником, у меня был Захар Фадеевич Нургалиев. Он принялся делать из меня, как он говорил, настоящего профессио - нала, даже в нерабочее время мы проверяли железнодорожный путь на исправность, чтобы не возник - ло непредвиденных ситуаций. Он щедро делился своим опытом, от - носился ко мне, как к сыну родно - му. Благодаря ему полученная те - ория в техникуме быстро закрепи - лась практикой. В Лев-Толстовской дистанции пути я начал работать в семиде - сятых годах дорожным мастером. Самое первое впечатление сложи - лось негативное, так как путевое хозяйство железнодорожного пути было слабое, это создавало угрозу безопасности передвижения поез - дов. В семидесятые годы требова - лось решать много проблем, сре - ди них – поставка в недостаточ - ном количестве для ремонта пути рельсов, шпал, скреплений. Круг- лосуточно контролировали и про - веряли железнодорожный путь, в местах, где он «трещал по швам», срочно делали ремонт. Как дорожный мастер, со своей бригадой я отвечал за 16 киломе - тров пути. У меня, 20-летнего спе - циалиста, в подчинении работали люди на 20-30 лет старше, быва - ло, не соглашались с моими заме - чаниями и требованиями. Только своим личным примером, знания - ми убеждал, показывал, как надо правильно делать, чтобы не допу - стить непоправимой ошибки. Всег - да помнил уроки своего наставника Нургалиева, который строго спра - шивал за качество работы, всегда был справедлив. Ответственность на мне лежала большая. Наша бригада отвечала за содержание всех элементов пути в состоянии, обеспечивающем безопасное и бесперебойное движение поездов с установленной скоростью. Тре - бовалось своевременно выпол - нять планово-предупредительные работы и устранять причины, вы - зывающие неисправности пути, земляного полотна и искусствен - ных сооружений. Строгий спрос всегда был и остается до сих пор за соблюдение правил безопасно - сти труда. Вели снего- и водоборь - бу на путях. В 70-е годы железнодорожный путь стал более тяжелым, песча - ный баланс начали менять на ще - беночный. С этой целью произво - дили капитальный ремонт пути с полной постановкой на щебень с укладкой рельсов тяжелого типа, для подбивки балласта стали при - менять электрошпалоподбойки. Эти работы проводили специаль - но созданные бригады (колонны), в них трудились от десяти до двад - цати человек. Появились первые съемные дрезины для подвоза людей и ма - териалов верхнего строения пути. Механизация в дистанцию пришла именно в 70-е годы. Сегодня для ремонта и текущего содержания пути и искусственных сооружений имеется вся малая механизация, а это рельсорезные и рельсосвер - лильные станки, гидравлические домкраты, рельсоподъёмники и многое другое, есть автомототран - спорт и путевая техника, которая заменила первые съемные дрези - ны. Все эти машины и механизмы облегчают труд монтеров пути. В те же 70-е годы дистанция пути делилась на тринадцать око - лотков. Здесь были и строитель - ные цеха, и мастерские, и цех де - фектоскопии, мостовой цех и цех смотрителей зданий. По направлениям Лев Толстой – Елец, Лев Толстой – Волово и Лев Толстой – Троекурово протя - женность главных путей состав - ляла 247 км, станционных – 80 км, подъездных – 12 км. На обслужива - нии находилось 113 мостов, в том числе 4 больших охраняемых мо - ста, 41 охраняемый переезд, 267 стрелочных переводов. На балан - се дистанции пути было 55 произ - водственных и 92 жилых здания. Несмотря на высокую заня - тость, в коллективе дистанции, как говорит Виталий Андреевич, всегда уделялось большое внима - ние спорту. Он сам еще со школь - ной скамьи увлекался легкой ат - летикой. В техникуме был победи - телем многочисленных соревно - ваний по бегу и лыжному спорту. Всегда находил время «поболеть» за молодых спортсменов дистан - ции. Спортивная команда хокке - истов и футболистов «Локомо - тива», «Путейца», как вспомина - ет ветеран, достойно представля - ла Лев-Толстовский район в обла - сти, занимая в соревнованиях ли - дирующие места. Среди спортсме - нов выделялся молодой парень Владимир Осетров. В команде он был вратарем. Почему запомнил - ся именно он? Как сказал Виталий Андреевич, его отличало трудолю - бие во всем: и в спорте, и в работе. Когда Осетров работал главным инженером в дорожной организа - ции, главным инженером в райга - зе, неоднократно самому Титову, в то время уже возглавлявшему дистанцию пути, приходилось не раз обращаться к нему по работе. И каждый раз Виталий Андреевич убеждался, что к решению всех во - просов Осетров всегда относился в высшей степени ответственно. - Ответственность,- считает ве - теран,- это такое качество характе - ра, которое свойственно не каждо - му. Но мне, можно сказать, везло с такими людьми по жизни. Тем бо - лее, работа в дистанции не терпе - ла халатности и попустительства. Виталию Андреевичу верить можно, ведь сам он прошел нелег - кий трудовой путь. В памяти ветерана навсегда остались воспоминания о трудо - вых годах в дистанции пути. Вспо - минает он и тех, с кем довелось ему работать. Например, когда был старшим мастером, контроли - ровать приходилось пять околот - ков – это было целое подразделе - ние, более ста человек. На одном околотке трудились по двенадцать монтеров. Обслуживали железно - дорожный путь протяженностью 107 км. Работали по четкому гра - фику. Бригадиры все были ответ - ственные, настоящие профессио - налы, это Сергей Дубинин, Нико - лай Лямцев, Владимир Шалимов, Иван Кобзев. Они неоднократно побеждали в соцсоревновании, а Дубинину за добросовестный труд впоследствии было присвоено зва - ние Почетного железнодорожника. Шло время. Почти везде были уложены железобетонные шпалы. Железнодорожный путь стали про - верять с помощью ультразвука. На смену ручному труду пришла слож - ная механизация, современная пу - теремонтная железнодорожно- строительная техника, которая облегчила труд монтеров пути. С каждым годом обслуживание пути совершенствовалось. Новые спец - машины помогали в обеспечении безопасного и бесперебойного движения поездов. У Виталия Андреевича в се - мейном архиве, помимо выше - перечисленных наград, хранится еще много почетных грамот, бла - годарственных писем. Есть знак депутата районного Совета депу - татов. До сих пор вспоминает, как он помог ветерану Великой Оте - чественной войны, заслуженному учителю РФ Леониду Андреевичу Полежаеву установить забор. В этом и есть весь характер ве - терана Титова – человеколюбие и бескорыстие, которое он не поте - рял, работая долгие годы руково - дителем дистанции. А сейчас, яв - ляясь председателем совета вете - ранов дистанции пути, он заботит - ся о решении проблем и вопросов членов организации. И непремен - но поздравляет лично ветеранов с юбилейными датами, независимо от того, где живут его товарищи - в поселке или в соседних районах. Ольга СИБИРЦЕВА. Фото из личного архива В. Титова. Это лето жарким солнышком согрето - Хорошо тут у нас, тихо и спокойно. Школа находится на краю села, рядом пруд… - сказала Ольга Полежаева, начальник оздоро- вительного лагеря дневного пребывания детей «Неугомон» филиа- ла средней школы имени Л. Н. Толстого в средней школе села Гага- рина. Действительно, тишину тёпло - го летнего утра в день моего посе - щения лагеря нарушали только ра - достный смех детей и пение птиц. Ольга Васильевна рассказала, что в этом году в лагере отдыха - ют, восстанавливая израсходован - ные во время учебного года силы, 55 школьников первого-восьмого классов. В их числе, как и в пре- дыдущие несколько лет, и дети (16 человек) из основной школы села Новочемоданова. Их каждый день в сопровождении педагогов при - возят в Гагарино на специальном школьном автобусе. Дети и подростки разделены на два отряда. В соответствии с пла - ном работы разнообразные меро - приятия, конкурсы, игры, спортив - ные состязания, экологические де - санты (лагерь имеет экологиче - скую направленность) ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, проводят с ними учителя га - гаринской и новочемодановской школ. Вкусные завтраки, обеды и полдники (на это в день на каждого ребёнка выделяется по 98 рублей) готовят повар Надежда Пропоши - на, помогает ей рабочая школьной столовой Зоя Соколкова. Завхоз Нина Макокина составляет меню и выдаёт необходимые продукты, которые три раза в неделю по её заявкам завозятся в лагерь цен - трализованно. З июня состоялось торже - ственное открытие лагерной сме - ны. Ольга Васильевна поздрави - ла девочек и мальчиков с оконча - нием учебного года, познакомила с режимом дня и правилами поведе - ния. Объяснила, что из специаль - но оформленного лагерного «Угол - ка» они могут узнать, какие меро - приятия на какой день запланиро - ваны, кто из воспитателей отвеча - ет за то, чтобы они были интерес - ными, развивающими, полезными для здоровья. 7 июня (когда я была в лагере) на завтрак дети получили салат из свежих помидоров, картофель - ное пюре со сливочным маслом, сельдь, бутерброд с сосиской и компот; на обед - рассольник, кашу гречневую, жаркое по-домашнему и чай. В полдник предложили де - тям бананы и сок. Девочки и маль - чики сказали, что всё, что для них готовят, бывает очень вкусным, как у мамы. После завтрака Татьяна Ку - нова собрала детей младшего от - ряда в тени рядом со столовой и предложила им вспомнить содер - жание сказки «Теремок», разда - ла маски её героев Зайца, Лисы, Мышки, Медведя и других. Поре - петировав немного, юные артисты, встреченные аплодисментами зри - телей, выступили с инсценировкой сказки. Пока малыши играли в арти - стов, Павел Кунов и Игорь Лазу - тин установили на школьной спор - тивной площадке футбольные во - рота – вот-вот должен был начать - ся футбольный матч между коман - дами гагаринцев и новочемода - новцев из старшего отряда. Затем чуть поодаль они натянули сетку для игры в пионербол для млад - ших детей. На пришкольном участке под контролем Юлии Титовой зани - мались поливом всходов морко - ви, свёклы, фасоли, огурцов и ка - бачков, рассады капусты и поми - доров Илья Падевский, Влади - мир Рамазанов, Илья Кунов, Геор - гий Чочишвили, Ольга Никонова и Марина Маркина. Юлия Владими - ровна пояснила, что летнюю тру - довую практику в соответствии с графиком, составленным заведу - ющей пришкольным участком учи - телем биологии и химии Надеж - дой Гальчиной, проходят учащие - ся всех классов, кроме выпускных. Тем, кто отдыхает в лагере, разре - шается пройти её во время отды - ха в лагере. Учителя школы из числа тех, кто пока не ушёл в отпуск, высажи - вали цветы на одной из несколь - ких разбитых на территории шко - лы клумб. Нельзя не отметить, что оформлен школьный двор не только разных форм и размеров цветочными клумбами, но и ори - гинальными поделками учителей и учащихся. Моё внимание при - влекли весёлые рыбаки, сидящие у пруда с камышами. Во время разговора с воспита - телями выяснилось, что в жаркие дни после обеда девочки и маль - чики отдыхают на берегу пруда, где установлены грибки и лавоч - ки, а при наличии письменных раз - решений от родителей купаются и плавают под контролем Павла Ку - нова. Рассказывая о работе лагеря, Ольга Полежаева отметила: - Особое внимание мы уделя - ем тому, чтобы дети и подростки большую часть времени проводи - ли на свежем воздухе. С этой це - лью в план работы включены со - ревнования по футболу, волейбо - лу, пионерболу, подвижные игры («Весёлые старты», «Зов джун - глей», «Быстрее. Выше. Сильнее» и другие). Запланировано несколь - ко экологических десантов, опера - ций, экскурсий на родник и в лес, КВН («Экология и мы», «Чистый лес», «Мы друзья природы», «Эко - логическая тропа»). Некоторые из мероприятий - просмотр дет - ских фильмов, дискотеки, встре - чи с читателями - проводятся со - вместно с работниками Дома куль - туры и библиотеки. В самые жар - кие или дождливые дни проводим в школе конкурсы рисунков, турни - ры по шашкам, викторины, интел - лектуальные игры («Путешествие в страну сказок», «Кто хочет стать миллионером?», «Растения рекор - дсмены» и другие). Судя по отзывам детей, они каждый год с особым желанием посещают именно летний школь - ный оздоровительный лагерь, хотя организуются они и во время ве - сенних и осенних каникул. Светлана МИХО. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz