Народное слово. 2012 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2012 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 16 октября 2012 г. * № 114 (10127) * 3 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК На Диком поле, за Слонским лесом... Село Сланское является древнейшим поселением на тер - ритории Лев-Толстовского райо - на. Оно упоминается в письмен - ных источниках уже в сороко - вых годах семнадцатого столе - тия. Откуда есть пошло село Слан - ское Предки государственных кре - стьян села в основном были слу - жилыми людьми, водворённы - ми сюда на жительство для охра - ны южных границ Московского го - сударства. Они были наделены здесь земельными наделами. Пер - выми владельцами угодий стали боярские сыновья Анкиндин Наза - рьев сын Сысоев и Абрам Стрель - ников Лебедянец. В 1642-43 годах «по челобитью Лебедянца был произведён сыск на диком поле за Слонским лесом... от горело - ва дуба вниз по гнилому буераку к речке Сквирне и за речку за Сквир - ну проезжею стёжкою, что езжива - ли сторожи на Данковской дороге, а с другой стороны того урочища по Анкиндинову дачу Сысоева от Отскочного Липежка, что отошёл от Слонского лесу на Ортебу, а от того Ортеба да Сквирни, да Дан - ковской же дороги...» В те далёкие времена село ещё именовалось Хмелинцом, Ва - риным и деревней Долгой. По пе - реписной книге 1646 года к Лебе - дянецким боярским детям, кото - рых было 37 человек, отошла де - ревня Долгая за Слонским лесом. Эта деревня стала называться се - лом Слонским между 1646 и 1657 годами. В отказной книге от 4 авгу - ста 1657 года упоминается «... села Слонского помещик Абрам Афана - сьев сын Стрельников». А в книге за 1666 год сказано, что «Матвей Суховерхов, помещик села Слон - ского, отделил из своего поместья земли сыну Ерофею да внукам - девкам Февронье и Домне, Фёдо - ровым дочерям». Тогда село Слан - ское относилось к Лебедянскому уезду, о чём красноречиво свиде - тельствует и фамилия боярского сына - Лебедянец. Ратники, полу - чившие поместья в Сланском, слу - жили в городах-крепостях Лебедя - ни и Данкова, добираясь туда на лошадях. «Его можно назвать ка - менным селом...» До отмены крепостного пра - ва, то есть до 1861 года, крестья - не делились на государственных и крепостных. Государственные кре - стьяне не облагались оброчной по - датью в отличие от крепостных, и получали земельные наделы при - мерно по три гектара на душу. На своих землях селяне сеяли рожь, овёс, просо, гречиху, коноплю. На огородах сажали изредка кар - тофель, много капусты, огурцы, редьку и морковь, выращивали го - рох и чечевицу. В хозяйствах дер - жали коров, овец, лошадей, сви - ней, домашнюю птицу. В 1862 году в Сланском про - живали более 1900 человек в 300 домах. В селе действовали по две ветряные мельницы, крупорушки, маслобойки, кузницы, трактир, две лавки. Село год от года росло и развивалось. Так,например, в 1911 году здесь насчитывалось уже 385 дворов, в которых проживали бо - лее 2400 человек. Среди них было грамотных 53 мужчины и 4 женщи - ны. Сланское славилось своими садами. Если в 1850 году их име - ли только 15 хозяев, то в 1890 году сады были почти при каждом дво - ре. Плодовых деревьев насчиты - валось тридцать тысяч, то есть в среднем по сто на каждое хозяй - ство. Это очень высокий показа - тель даже по нашим современным меркам. И не случайно корреспон - дент журнала «Русский паломник» Александр Толстой, проезжавший через Сланское в Сезёновский мо - настырь в августе 1906 года, пи - сал «... мы въезжаем в село Слан - ское. Вид его по сравнению с ви - дом других несколько необычный. На постройках - отпечаток благоу - стройства и богатства. Его можно назвать каменным селом: дома, дворы, риги, изгороди садов и ого - родов - всё каменное. Это пото - му, что в окрестностях добывает - ся много известняка. Кладка стен производится везде очень искусно. Реки нет, но много прудов. Село украшают обширные сады. Посре - ди села отличный храм, около него две хорошие школы. От Сланского идёт прямая, ши - рокая дорога. Вдали, в конце доро - ги, забелели церкви. Это и есть Се - зёново - женский монастырь, поль - зующийся громкой известностью в нашем краю. Много по этой доро - ге проходит в течение года народа - простого серого народа. Плетёт - ся он сюда со своим горем и своей радостью, привлекаемый высокой личностью Сезёновского затвор - ника Иоанна, известного в народе под именем Ивана Ивановича. За - творник давно умер, но память о нём, как о подвижнике, - жива». Те две школы, о которых путе - шественник А. Толстой упоминает в своих заметках, сохранились до наших дней. Одна из них, церков - ноприходская, построена в 1890 году. В ней занимались 20 учени - ков. В 1892 году было построе - но большое здание земской шко - лы с пятилетним сроком обуче - ния, что в те годы - большая ред - кость. В школе учились 50 мальчи - ков. В 90-х годах прошлого столе - тия восьмилетка закрылась из-за отсутствия учащихся. «Отличный храм» Сергия Ра - донежского, упоминаемый в за - писках Александра Толстого, был осквернён и разграблен, а затем превращён в склад. Чудом сохра - нившийся в годы богоборчества от полного разрушения, стараниями жительницы Москвы Риммы Алек - сандровны Вилковой, ныне покой - ной, возрождён в 2003 году. В 1995 году этой неравнодушной женщи - не удалось собрать средства на обновление храмовой кровли. С этого периода и началось восста - новление величественного соо - ружения. В 1996 году церковный приход был официально зареги - стрирован. В церковном камен - ном здании, возведённом в 1867 году, также каким-то чудом сохра - нился первый иконостас и уцелел дощатый пол, не нарушена кир - пичная кладка мощных стен. Види - мо, какая-то невидимая сила сбе - регала и хранила это святое место от варваров-богоборцев. 18 июля 2007 года в Сланском широко от - метили престольный праздник и 555-летие со дня обретения чест - ных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. В этот день совершился многолюдный крест - ный ход с водосвятием. Совсем недавно, 8 октября, в селе отме - тили второй престольный празд - ник – в память о дне преставления преподобного Сергия Радонежско - го в 1392 году. Состоялось торже - ственное Богослужение, на кото - рое также пришло много молящих - ся. Убранство храма постоянно хо - рошеет и приумножается благода - ря заботам местных жителей. Ря - дом с церковью сохранился ста - рый погост с тёсаными каменны - ми плитами, которые до револю - ции вырабатывали сланские ма - стера из добываемого в окрестно - стях известняка. На кладбище те - перь установлен крест-памятник, как символ покаяния за совершён - ное кощунство и надругательство в годы забвения веры и вековых традиций русского народа. Следует заметить, что исто - рия создания сланского храма ухо - дит в далёкое прошлое. Из истори - ческих документов известно о су - ществовании в селе деревянной церкви ещё в 1640 году. К церков - ному приходу относилась ещё и теперь не существующая деревня Добровольские Выселки, которая находилась в двух верстах от села Сланское. Стараниями прихожан храма Сергия Радонежского при помощи администрации Липецкой области к его 150-летию был из - дан буклет по благословению Пре - освященнейшего Никона, архие - пископа Липецкого и Елецкого. Щи да каша... Заглядывая в далёкое про - шлое, хочется нарисовать прав - дивую картину повседневной жиз - ни простого народа, когда ещё не было многих благ цивилизации, которые в наше время пришли на службу человеку, и когда техниче - ский прогресс только-только за - рождался. Из «Материалов для ге - ографии и статистики России», со - бранных офицерами Генерального штаба в 1857 году в нашем крае, можно почерпнуть весьма любо - пытные сведения, касающиеся данного вопроса. Для наглядности приведём в пример фрагмент это - го документа: «Обыкновенно пища крестьян весьма проста и однообразна: ржаной хлеб, щи и каша составля - ют вседневный обеденный и ужин - ный их стол, с тем только различи - ем, что последней часто не быва - ет... Щи, как в постные, так и в ско - ромные дни, варят из квашеной ка - пусты без всего, с тем различием, что в скоромные прибавляют в них иногда сала и сметаны или про - сто молока; о заправе щей мукою, маслом и крупами не многие име - ют понятие, и потому они выходят жидки и невкусны, вполне суровые. Каша бывает гречневая, пшённая, молочная и с постным маслом, или толчёным конопляным семе - нем во время постов; употребле - ние каши служит признаком неко - торого довольства; что же касает - ся до мясной пищи, то это большая редкость крестьянского стола и до - пускается только в важные празд - ники. Рыбы в местах, удалённых от рек, употребляют ещё менее… Овощи в малом употреблении, по причине отсутствия у крестьян хо - роших огородов; картофель, кото - рый мог бы служить весьма пита - тельною и вкусною принадлежно - стью крестьянского стола, ещё не в общем употреблении, его не вез - де разводят и притом в количестве недостаточном; ещё менее можно встретить горох, свёклу и огурцы; только капуста в большом ходу, а также лук и редька в постные дни. Других овощей крестьяне почти не знают; фрукты идут в прода - жу, а в северных уездах о них не имеют понятия. Грибы в большом употреблении, но ягоды собирают - ся только для продажи… В боль - шие праздники, и в особенности на Масляной, количество съедае - мой пищи, можно сказать, удваи - вается ... но есть времена в году, когда, напротив, крестьянин, даже исправный в хозяйстве, голодает; и самое голодное для народа вре - мя, бесспорно, Петров пост; в это время овощи ещё не созрели, а за - готовленная впрок капуста бывает на исходе, так что обыкновенным кушаньем в этот пост бывает квас с зелёным луком и огурцы, если они поспели. К довершению всего ча - сто у крестьянина к этому времени недостаёт даже хлеба, и он прибе - гает к займам, или для насущного пропитания молотит рожь, ещё не зрелую…» О трудных, а порой суровых условиях существования кре - стьянского люда свидетельству - ет другой документ, датируемый маем 1905 года. В нём идёт речь о небольшой деревушке Малинки, которая находилась невдалеке от Сланского, в районе современно - го Малиновского леса. Раненбург - ский уездный исправник в своём рапорте рязанскому губернатору докладывал о «потраве трав кре - стьянами д. Малинок Троицкой во - лости: 20 мая мною были получе - ны сведения, что крестьяне дер. Малинок произвели беспорядки в Малинковском лесу, принадле - жащем Данковскому Покровскому мужскому монастырю… Деревня Малинки расположена около са - мого леса… и лес ничем не ого - рожен. У крестьян своих выгонов не имеется, и скотина их постоян - но попадает в лес. Старший кара - ульный леса, данковский мещанин И. С. Ушаков, загоняет скотину и держит её до уплаты назначенного им штрафа за потраву, из-за чего у него постоянно происходят недо - разумения с крестьянами. 18 мая Ушаков хотел задержать в лесу двух крестьянок, рвавших траву, и нескольких коров. Крестьяне дер. Малинок, собравшись всем селом, прогнали караульных леса и не до - пустили отобрать траву у крестья - нок и задержать скот, а затем весь свой скот впустили в лес, которым вытравили траву, а частью моло - дую поросль». Если курица петухом за - поёт... О всевозможных верованиях и предрассудках, которые были ши - роко распространены среди кре - стьян Сланского и окрестных де - ревень, воспоминания о которых в народе живы, а порой и до сих пор имеют право на существование, хо - дят целые рассказы. О «предрас - судках, праздниках и поверьях жи - телей» в 1868 году в Рязани даже была издана специальная «Памят - ная книга». В ней подробно описы - ваются все эти явления. В преди - словии сказано, что «Главная при - чина суеверных предрассудков, которым подвержены более жен - щины, нежели мужчины, кроется, без сомнения, в малой образован - ности провинциального общества. Удалённое от центра цивилизации, оно доходит иногда до смешного, и с тем вместе и жалкого суеверия.» В книге отмечается, что некоторые праздники у женщин стоят на пер - вом плане и ими называются «ба - бьими». Таковыми считаются пер - вое и второе воскресенье после Пасхи, с 1 по 8 сентября - бабье лето, Троицын день и день Косьмы и Дамиана - праздники девичьи... Впрочем, в свою очередь и муж - чины в некоторых случаях походят на женщин: они уважают вместе с ними сырную неделю на Маслени - цу, предаются праздности, ката - нию на лошадях, находят удоволь - ствие в кулачных боях. Зато уж Ве - ликий и Успенский посты соблюда - ют весьма строго: рыбу едят толь - ко в Благовещение и Вербное Вос - кресенье, многие не едят даже с маслом.» Яркие следы в истории села Богатая и интересная история села Сланское на протяжении не - скольких веков создавалась многи - ми поколениями людей разных со - словий. Среди них боярские дети, служилые люди, стоящие на за - щите южных рубежей Российско - го государства, дворяне, крестья - не и ремесленники, купцы, сель - ские учителя-просветители, люди духовного звания. Имена многих из них хорошо известны до сих пор благодаря сохранившимся до - кументам, преданиям и легендам. Очень жаль, конечно, что село год от года пустеет и всё меньше оста - ётся в нём старожилов, которые обладают ценными сведениями об историческом прошлом своей ма - лой родины. Но обнадёживает то, что не перевелись ещё у нас не - равнодушные к судьбе своих родо - вых корней люди. Их усилиями по крупицам собирается краеведче - ская информация, которая стано - вится общим достоянием, позво - ляет полнее и правдивее предста - вить исторические факты. Левтолстовцы хорошо знают о краеведческих материалах, кото - рые на протяжении многих лет со - бирал и публиковал А.Н. Больных. Он оставил, в том числе, и ценные сведения по истории села Слан - ское. Его примеру последовал уро - женец этого старинного поселе - ния Виктор Францевич Малюков, составивший совсем недавно бо - лее подробное описание тех или иных событий, которые происхо - дили здесь. Он пишет о владель - цах угодий дореволюционного пе - риода, событиях, происходящих в селе до распада СССР, перечис - ляет имена передовиков социа - листического соревнования, знат - ных земляков, награждённых пра - вительственными наградами. Вик - тор Малюков учился в Кругловской средней школе, затем окончил во - енное училище и академию, слу - жил в Вооружённых силах в зва - нии подполковника. Сейчас препо - даёт в одном из авиационных учи - лищ Подмосковья, увлекается кра - еведением. Он частый гость в род - ном селе. Яркие следы в истории села оставили метростроевец Герой Социалистического Труда А. А. Малышев, почётные граждане Лев-Толстовского района народ - ный художник России Н. А. Сысо - ев и его супруга - заслуженный ху - дожник России Н. В. Скорубская, которые являются основателями картинной галереи в посёлке Лев Толстой. История Сланского также неразрывно связана с именем зна - менитого поэта Тихона Чурилина, родившегося в Лебедяни, о гени - альности которого говорила и пи - сала Марина Цветаева. Об этом на одной из краеведческих стра - ниц газеты «Народное слово» пу - бликовался очерк «Чурилин пруд». Из всех названных имени - тых земляков многим читателям менее всего известно имя Алек - сея Александровича Малыше - ва, который родился в селе Слан - ское в 1940 году. Он окончил Кру - гловскую среднюю школу, учил - ся в Елецком техническом учили - ще. После службы в ВМФ, окончив горно-промышленную школу в Ле - нинграде, стал работать проходчи - ком, а затем, с 1969 года, бригади - ром в СМУ-15 «Ленметростроя». За успешное внедрение поточных проходческих работ по непрерыв - ной технологии Алексей Малышев был удостоен Государственной премии СССР, ему присвоено зва - ние Героя Социалистического Тру - да. Он является почётным транс - портным строителем, избирался депутатом Ленсовета. Об этом пи - сали в 1983 году газета «Гудок» и в 1985 году районная газета «Путь Ильича». Юрий РУДАКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz