Народное слово. 2011 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 24 декабря 2011 г. * № 144 (10011) * 2 О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ, УВАЖАЕМЫХ Учитель сельской школы Воспитанием детей в современных семьях обычно занимаются матери, отцы — или деньги зарабатывают, или пьянствуют. Да и в школах мужского воспитания учащимся не хватает, поскольку учи- телями в основном работают женщины. В педколлективе филиала средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого средней школе села Топ - ки всего двое мужчин — учитель физической культуры Роман Куз - нецов и учитель физики и техно - логии, преподаватель ОБЖ Миха - ил Попов. Целью моего недавнего посещения школы была встреча с Михаилом Петровичем. Начала ее с вопросов: — Почему, по Вашему мнению, среди учителей мало мужчин? Не пожалели ли Вы, инженер- механик по образованию, что со - гласились, поддавшись уговорам, работать в школе? — До недавнего времени одной из главных причин непрестижности учительской профессии, — сказал он, — была для мужчин низкая за - работная плата, несоразмерная нагрузке и ответственности. С пер - вого сентября этого года в соот - ветствии с мерами по модерниза - ции системы общего образования средний размер учительской зар - платы был увеличен более чем на 30%. Думаю, что изменивша - яся и ставшая более адекватной оценка учительского труда ста - нет важным стимулом для прито - ка в школы мужчин, положитель - но скажется и на воспитательно- образовательном процессе, и на учащихся. Я перешел в школу более 20 лет назад, когда и зарплата была невысокой, и наглядные пособия приходилось изготавливать свои - ми руками… До этого работал по своей специальности инженером, потом секретарем парткома в со - вхозе «Пламя». Когда совхоз рас - пался, и встал вопрос, на что со - держать семью, принял предло - жение бывшей тогда начальником районного отдела образования Ва - лентины Потаповой и стал препо - давать в Загрядчинской неполной средней школе. Приобретя некоторый опыт учительской работы, уже не со - мневался в правильности приня - того решения. Прошел курсы пе - реподготовки, затем несколько раз ездил на курсы повышения квали - фикации, регулярно проходил пе - реаттестацию. В настоящее время имею первую квалификационную категорию и как учитель физики, и как преподаватель ОБЖ. В Топовской школе Михаил Пе - трович работает третий год. Пере - шел сюда, когда в результате ре - структуризации была закрыта За - грядчинская. Его нагрузка состав - ляет сегодня 27 часов в неделю: ведет ОБЖ и технологию в 5-11 классах и физику — в 9-11-х. А еще каждую пятницу занимается с уча - щимися 5-8 классов в школьном столярном кружке и три раза в не - делю проводит секцию настольно - го тенниса от ДЮСШ. — Когда же вы все успеваете, — удивилась я, — ведь и к урокам надо планы писать, и к занятиям кружка? — Поначалу, когда сыновья были маленькими, и приходилось уделять их воспитанию много вни - мания, писал поурочные планы но - чью. Теперь успеваю делать это по вечерам. Сыновья выросли, окон - чили Топовскую среднюю школу, затем Московский институт ради - отехники, электроники и автомати - ки и работают в столичных вузах военно-промышленного комплек - са. Роману 29 лет, Николаю и Алек - сею — по 25. Присоединившаяся к разговору директор школы Валентина Репни - кова положительно отозвалась об учителе: —Михаил Петрович пользуется заслуженным авторитетом и у уча - щихся, и у коллег. Использует в ор - ганизации учебно-воспитательного процесса современные техноло - гии. В прошлом году, вернувшись с областных курсов повышения квалификации, установил в каби - нете ОБЖ компьютер и проектор под потолком напротив школьной доски, оформил новые красочные плакаты и таблицы. Все это успеш - но использует при проведении уро - ков ОБЖ, презентаций и других ме - роприятий. Как ответственный за вопросы безопасности дорожного движения в прошлом году провел с учащимися начальных классов со - ревнования под названием «Безо - пасное колесо», а на текущий ме - сяц запланировал интеллектуаль - ную игру «Брейн-ринг» на эту же тему с учащимися среднего звена. Технически оснащенный им каби - нет используют и другие учителя. В нем удобно проводить не только конкурсы и игры, но и предметные олимпиады, проектируя на экран вопросы и задания, кроссворды и ребусы, а также показывать виде - офильмы на разные темы, взятые напрокат в отделе образования, свои диски или видеоролики с Ин - тернета. Хорошее впечатление оста - лось и от посещения кабинета тех - нологии, в котором Михаил Петро - вич проводит уроки и занятия сто - лярного кружка. Рассказывая о его оборудовании, он отметил: — Все находящиеся здесь станки — деревообрабатываю - щий, сверлильный, два заточных, токарные по металлу и по дере - ву, строгальный и фрезерный — в рабочем состоянии и используют - ся во время уроков в зависимости от проходимых тем. Но я заказал в этом году еще один более совре - менный деревообрабатывающий станок, который необходим для проведения занятий в столярном кружке. Рядом с каждым станком на стене вывешены инструкции по технике безопасности. Вполне мо - гут еще использоваться и верстаки по дереву и металлу, их в кабинете восемь, а не один, как было в За - грядчинской школе… Пришедшие на занятие кружка учащиеся пятого-шестого классов разобрали свои заготовки разде - лочных досок, панно и полочек под цветы. Одни стали наносить на них выбранные рисунки, другие заня - лись выжиганием. Третьи попроси - ли учителя помочь им просверлить отверстия (выяснилось, что поль - зоваться сверлильным станком са - мостоятельно им пока не разреша - ется). Оказав помощь всем, кому она была необходима, Михаил Пе - трович предложил школьникам за - няться работой, а сам ответил на мои вопросы о кружке и кружков - цах. — Хочу научить мальчишек и девочек, — сказал он, — выполне - нию простейших операций, кото - рые пригодятся им в жизни. Ведь нередко в семье научить их что- либо отремонтировать или изго - товить своими руками просто не - кому. Объясняю последователь - ность выполнения операций при ручной обработке древесины, как составить проект и технологиче - скую карту. На занятия кружка при - ходят не только ребята, но и де - вочки, которые часто проявляют к овладению теми или иными навы - ками даже больший интерес, чем мальчишки, и более внимательны и терпеливы при их выполнении. Часть детских поделок остается в школе, некоторые они дарят своим мамам или бабушкам. Сегодня, на - пример, многие делают подарки к Новому году. В ходе разговора выяснилось, что материалами для проведе - ния уроков технологии и занятий в кружке школа централизованно не обеспечивается. Учитель при - обретает и привозит их сам, но за - траченные на это деньги ему по - том возвращаются. Приходится ему иногда и личные инструмен - ты и оборудование, которых нет в школе, приносить на уроки и заня - тия… — В школе без мужчин очень тяжело, — отметила в конце встре - чи Валентина Репникова, — и не только в плане решения школь - ных хозяйственных проблем. При - выкшие к доброжелательным, так похожим на заботливых мате - рей учителям-женщинам, маль - чишки очень тянутся к учителям- мужчинам. Они помогают им стать сильными и дисциплинированны - ми, умеющими сделать что-то сво - ими руками, учат быть ответствен - ными, готовыми прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается. Светлана МИХО. Фото автора. В ООО «Орловское» считают, что на таких, как Александр Бойцов, хозяйство держится. С этим трудно не согласиться, ведь этот юноша продолжа - ет славные традиции своего отца — Николая Нико - лаевича, который многие годы отдал родному хо - зяйству. Александр родом из Орловки. После окончания девяти классов сельской школы, поступил в про - фтехучилище, где приобрел специальность опера - тора электронно-вычислительных машин. Работал в хозяйстве механизатором широкого профиля. В технике разбирался в совершенстве, поэтому у ру - ководства не было сомнений в том, чтобы новый энергонасыщенный Кировец доверить именно ему. На тракторе К-744 со сцепом сельхозорудий Александру приходится заниматься предпосевной подготовкой почвы, с чем он успешно справляется. За добросовестный труд механизатор неоднократ - но награждался Почетными грамотами и денежны - ми премиями. И в этом уходящем году на дне ра - ботников сельского хозяйства и перерабатываю - щей промышленности района его поощрили. Фото Александра ПАНГИ. Потомственный механизатор ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Нарушения, которых могло не быть В районе в текущем году было проведено семь совмест- ных с государственной инспек- цией труда в Липецкой области проверок соблюдения трудово- го законодательства. При этом не обошлось без выдачи пред- писаний об устранении различ- ных нарушений, составления протоколов и направления ма- териалов в суд о привлечении к административной ответствен- ности руководителей. В ходе проверок инспекторы обраща- ли внимание на соблюдение ст. 22 ТК РФ, в которой содержатся основные обязанности работо- дателя. Наибольшее количество нару - шений выявляется при оформле - нии трудовых отношений: прием на работу, перевод, изменение усло - вий трудового договора, увольне - ние. Вот конкретные примеры. 1. При приеме на работу тре - буют документы, не предусмотрен - ные Трудовым кодексом. В соот - ветствии со ст. 65 ТК РФ запреща - ется требовать от лица, поступаю - щего на работу, документы поми - мо предусмотренных ТК РФ, ины - ми федеральными законами, ука - зами Президента РФ и постанов - лениями Правительства РФ. Если вы требуете не предусмотренный нормативными актами документ (например, справку об отсутствии беременности) — это прямое на - рушение трудового законодатель - ства. 2. До подписания трудового до - говора работника не ознакомили с локальными нормативными ак - тами. На основании ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписа - ния трудового договора) работода - тель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутрен - него трудового распорядка, иными локальными нормативными акта - ми, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работ - ника (например, должностной ин - струкцией или регламентом), кол - лективным договором. 3. Не ведутся трудовые книжки. В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книж - ка установленного образца являет - ся основным документом о трудо - вой деятельности и трудовом ста - же работника. Любой работода - тель (кроме работодателей — фи - зических лиц) обязан вести трудо - вые книжки на каждого прорабо - тавшего у него свыше пяти дней, если данная работа является для работника основной. 4. Необоснованно отказывают в приеме на работу. Трудовым ко - дексом установлен запрет на не - обоснованный отказ в приеме на работу по причинам, не связанным с деловыми качествами работни - ка. Также запрещается отказывать в заключении трудового догово - ра женщинам по мотивам, связан - ным с беременностью или нали - чием детей, а также работникам, приглашенным в письменной фор - ме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы. 5. Задерживают выплату зара - ботной платы. Зарплата должна выдаваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудово - го распорядка, коллективным или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ). Обратим внимание, что за на - рушение сроков выдачи зарплаты предусмотрена не только админи - стративная, но и уголовная ответ - ственность. Работодатель обязан в форме расчетного листка сооб - щать работнику о составных ча - стях заработной платы. 6. Не соблюдают график отпу - сков и не предоставляют ежегод - ный оплачиваемый отпуск. Работ - никам предоставляются ежегод - ные отпуска с сохранением ме - ста работы (должности) и средне - го заработка продолжительностью 28 календарных дней. Некоторым категориям трудящихся полагает - ся удлиненный отпуск. Оплачи - ваемый отпуск должен предостав - ляться работнику ежегодно. Оче - редность предоставления ежегод - ных оплачиваемых отпусков опре - деляется в соответствии с графи - ком, который утверждается руко - водителем не позднее чем за две недели до начала нового кален - дарного года. О времени начала отпуска работник должен быть из - вещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала. 7. Нарушают порядок расто - ржения трудового договора. Не до - пускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) в период его времен - ной нетрудоспособности и в пери - од пребывания в отпуске (ст. 81 ТК РФ). Это правило довольно часто нарушается. Многие руководители учреждений «забывают» ознако - мить работника под роспись с при - казом (распоряжением) о прекра - щении трудового договора. А этого требует ст. 84.1 ТК РФ. Также довольно часто не со - блюдаются сроки расчета при увольнении. На основании ст. 140 ТК РФ при прекращении трудово - го договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от ра - ботодателя, производится в день увольнения. Если в день увольне - ния не работал, соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным требо - вания о расчете. Надежда ГОРДЮШИНА, главный специалист отдела экономики, прогнозирования и инвестиционной политики администрации района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz