Народное слово. 2011 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2011 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 24 марта 2011 г. * № 30 (9897) * 3 рассказы об учителях Призвание - Елена Викторовна! Скоро у нас физкультура начнется? – мальчик вбежал в учительскую в радостном нетерпении. Соболевская ласково улыб- нулась: -Сейчас, уже иду. Готовилась к уроку, переоделась в зимний спортивный костюм, а тут жур- налисты приехали. Очень удивило меня настро - ение ученика. Сколько помню школьные годы, сбежать с физ - культуры у нас считалось удачей. В школе села Новочемодано - во, где работает Елена Соболев - ская, отношение к физкультуре со - всем иное. Это сразу видно. Учени - ки так и ждут, чтобы вместе с учи - тельницей поскорее побежать на лыжах зимой, попрыгать в класси - ки летом. Заглядывают ей в глаза с любовью и преданностью. Пыта - ются предугадать, чем еще новым увлечет их сегодня Елена Викто - ровна. Как хороший вожак малень - кой стайки, она бодро, весело и от всей души покажет и расскажет, что нужно сделать, и уже не дума - ют ученики о нагрузке, а просто за - ражаются хорошим настроением и повторяют. Вот так нормативы пре - вращаются из навязываемых пла - нок в средства подражания. Как известно, нет лучшего воспитания, чем личный пример. Нет лучшей рекламы занятию, чем нескрывае - мое удовольствие от выполняемой работы. Детям нужен лидер, на кото - рого не только хочется равнять - ся, но которому можно доверять. Елена Викторовна старается не повышать голос на своих учени - ков. Смотрит внимательно на каж - дого, подсказывает. Из ее голубых глаз льется добрый свет. О чем тут можно думать, кроме старания оправдать надежды учителя. Одной обязательной школьной программой Соболевская не огра - ничивается. Все спортивное сооб - щество Липецкой области знает ее как одного из лучших тренеров по фитнес-аэробике. В течение многих лет девчоночья фитнес- команда из села Новочемоданово Лев-Толстовского района занима - ет призовые места на областных соревнованиях. Было время, когда команда эта была единственным представителем фитнес-аэробики в области. Листая папку с грамо - тами, тренер не говорит «я научи - ла», а говорит «вот это мы получи - ли за», «а это привезли из», «нас порадовала победа в», «а этот фе - стиваль больше всего нам запом - нился». В этом уверенном «мы» отчетливо слышится духовное сли - яние тренера с командой, сердеч - ное участие во всем, над чем про - водится работа. –Вот здесь мы занимаемся, – быстренько провела нас Еле - на Викторовна в школьный кори - дор.– Вот так ставим на пол степ- платформы , в учительской вклю - чаем музыку и начали… Реклама фитнеса не обходится без показа просторных залов, от - деланных зеркалами. У спортсме - нок с экранов всякие приспособле - ния для занятий: то шары огром - ные, то гантельки, обручи специ - альные. Казалось, именно в такое – специально оборудованное, как говорится, по последнему слову техники – помещение сейчас нас отведет тренер. И вдруг – школь - ный коридор… Сначала глазам не верилось. Как же возможно трени - ровать волю к победе в таких усло - виях? В ответ Елена Викторовна на долю секунды замолчала, отвер - нулась, чтобы скрыть блеснувшие на глазах слезы. Потом быстрень - ко распрямила плечи, попыталась улыбнуться, найти подходящие слова. Подходящие не для жало - сти, а для духа, характерного рус - ским спортсменам. – Зато мои девчонки с удоволь - ствием укрепляют здоровье, раз - вивают чувство ритма, внутрен - нюю гармонию. Фитнес-аэробика считается спортом, который возвел на пьедестал человеческую инди - видуальность и внутреннее рав - новесие. В 11-13 лет очень важно знать, что ты красивая, грациоз - ная, тем более одна из лучших в области… На лице Соболевской появи - лась прежняя жизнерадостность. Похоже, сама себя успокаивает такими установками. Может быть, так и надо. Энергичный и оптими - стичный человек приятен, интере - сен, передает хорошее настрое - ние окружающим. – Соревнования и фестивали к тому же дают возможность пое - хать в другие города, – продолжа - ла Елена Викторовна. – Это значи - мо для общего личностного разви - тия, расширения кругозора, повы - шения интереса к достижениям. Нам бы костюмы новые не меша - ло пошить, но просить родителей и организации стесняюсь. Зато не постеснялась помимо фитнеса потратить личное время на кружки: поделок из подручных материалов, хореографический, вышивки крестиком. На улице даже один паренек хвалился дев - чонкам, что тоже умеет вышивать. Предложенная Соболевской физ - культурная программка под назва - нием «Веселая переменка» рас - красила школьные будни в радост - ный детский смех. Все на одном дыхании. Современных условий у школь - ников села Новочемоданово пока нет. Программа такая же, как вез - де, спортивную форму носят в па - кетах, о личных шкафчиках и не мечтая, не знают что такое зани - маться в спортивном зале. Зато у них есть педагог, с которой всегда надежно. У них есть спорт, прино - сящий здоровье и радость. Когда станут взрослыми, ребята поймут, как много это значит. Галина ЧЕПЕЛЬСКАЯ. Фото автора. советует агрономическая служба Подкормки посевов пшеницы – залог урожая Озимая пшеница – ведущая сельскохозяйственная культура, возделываемая в нашем районе. Основная задача, стоящая перед сельхозпроизводителями, - это получение стабильных и высоких ее урожаев. Аномально жаркое лето про - шлого года создало неблагопри - ятные условия для сева озимых культур. Наблюдался критический недобор осадков. Предпосевной период характеризовался повы - шенным температурным режимом. Сложились крайне плохие усло - вия для накопления влаги. Запа - сы продуктивной влаги на 18 ав - густа 2010 года в слое почвы 0-20 см по метеостанции «Липецк» со - ставляли 4 мм (средняя многолет - няя – 28 мм) Такой защитный за - пас влаги очень неблагоприятный. Сроки сева озимых культур сдви - нулись и были сильно растяну - ты. Осенью прошлого года в рай - оне было посеяно 24 тысячи гек - таров озимых. Удобрения внесены лишь на площади 14,9 тыс. га. Но и эти посевы не получили расчет - ной дозы фосфорных и калийных удобрений. Наблюдения за состо - янием озимых культур в осенне- зимний период показали, что со - держание углеводов в растениях ниже нормы. Озимые культуры по - сле зимовки ослаблены и исклю - чительно большое значение для повышения урожая будет иметь ранне-весенняя подкормка азот - ными удобрениями. Особенно важен этот агротех - нический прием для озимой пше - ницы, так как у растений этой куль - туры кущение продолжается и вес - ной, а побеги весеннего кущения при благоприятных условиях могут способствовать повышению уро - жайности. Практика подтвердила, что внесение азота в объеме 30 кг/ га действующего вещества гаран - тирует прибавку урожая 5 центне - ров зерна и выше. Проводят ранне-весеннюю подкормку сразу после схода сне - га. Следует учитывать, что даже небольшое затягивание (на 2-3 дня) сроков подкормки и проведе - ние ее по сухой почве значительно снижает эффект. Лучшей формой азотного удобрения для подкорм - ки озимых ранней весной являет - ся аммиачная селитра. При этом надо помнить, если по результа - там почвенной диагностики ози - мые требуют подкормки в дозе 60 кг/га действующего вещества и бо - лее, удобрения вносят в два прие - ма: половину дозы рано весной по таломерзлой почве, а вторую по - ловину в конце кущения локаль - ным способом по результатам ли - стовой диагностики. На площадях, где не проводилась почвенная ди - агностика, необходимо учитывать предшественник и состояние по - севов. В это же время рекомендуется провести подкормку азотными удо - брениями многолетних трав. Зла - ковые травы следует подкормить в дозе 40 кг действующего веще - ства. На посевы бобовых трав азотные удобрения вносятся толь - ко при слабом их развитии. На по - севах многолетних трав допустима подкормка сульфатом аммония. Для установления степени обе - спеченности растений азотом по фазам развития, проводят листо - вую диагностику минерального пи - тания. Она осуществляется в фазы кущения, выхода в трубку и коло - шения. По результатам листовых диагностик устанавливается целе - сообразность и дозы подкормок. Весенние подкормки озимой пше - ницы влияют в основном на фор - мирование урожая и меньше на ка - чество зерна. На качество озимой пшеницы положительное влияние оказывает поздняя некорневая азотная под - кормка в фазах колошения, цвете - ния или начала молочной спело - сти. При этом урожайность не уве - личивается, а количество белка в зерне повышается 0,5-2%. Возрас - тает также содержание клейкови - ны. При некорневой подкормке требуется вносить 30 кг азота на гектар. Эту дозу уточняют по дан - ным листовой диагностики. Луч - шее азотное удобрение для некор - невой подкормки – мочевина, кото - рая служит не только источником азотного питания, но и физиологи - чески активным веществом, суще - ственно усиливает фотосинтез, и, увеличивает распад белков в ли - стьях, способствует более полно - му оттоку азотных веществ из них в колос. Важным условием проведе - ния некорневых подкормок являет - ся влажность почвы. Оптимальная влажность 50-80% от наименьшей влагоемкости. При малых запасах влаги (менее 25%) и на переувлаж - ненных почвах (более 80%) летняя подкормка неэффективна. Целесообразность и дозы азот - ных подкормок определяют не только содержанием питатель - ных веществ в растениях, но и их оптимальным соотношением. Не - сбалансированное питание пре - пятствует получению высококаче - ственного зерна. При явном недостатке фосфо - ра азотная подкормка не приводит к получению высококачественного зерна. Содержание протеина мо - жет быть высоким, но его техно - логические показатели ухудшают - ся. Эффект от азотных подкормок возможен только при нормальных условиях увлажнения. Клавдия СТЕПАНОВА, агрохимик района. Если вы не успели вовремя посеять семена Не беда, если вы не успели в срок посеять семена на рассаду. Технология высева семян, о ко - торой пойдет речь, рассчитана на ускоренное выращивание расса - ды, поэтому семена можно выса - живать позже. При использовании этого способа семена сельдерея, репчатого лука после обеззаражи - вания и замачивания высевают в ящики, а семена перца, баклажана и томата предварительно прора - щивают между двумя слоями тка - ни, помещенными на влагоемкий субстрат. Температура при этом должна быть 25-30 градусов. Наклюнувшиеся семена (луч - ше всего пинцетом) помещают в рассадные ящики. Такой способ дает возможность убрать погиб - шие и те, что быстрее проросли. В ящики семена высевают рядками. Влага, тепло и доступ воздуха – это все, что требуется прораста - ющим семенам. Чтобы семена не всплывали при поливе, грунт на - крывают рыхлой тканью, через ко - торую свободно могут поступать и вода, и воздух. Желательно, чтобы ткань пропускала и свет. Почву в посевных ящиках до появления всходов поливают те - плой водой. Эти ящики можно по - местить в надутые полиэтиле - новые пакеты, тогда грунт будет постоянно влажным и не будет охлаждаться. При появлении всходов ящи - ки вынимают из пакетов и снима - ют ткань, которой накрыт грунт. Но сначала прорастающие растения рекомендуется полить через ткань слабым раствором удобрений. Да - лее растворами удобрений рас - саду поливают вплоть до высад - ки в грунт. Удобряющий полив де - лают прямо по листьям, чтобы пи - тательные вещества поступали не только к корням, но и поглощались всей поверхностью листьев. Для быстрого выращивания рассады необходимо именно такое сочета - ние корневого и некорневого пита - ния. Всходы нуждаются в хорошем освещении. В первые два-три дня их рекомендуется освещать кру - глые сутки. При этом температу - ру в помещении понижают, а влаж - ность увеличивают. В последую - щие дни всходы должны быть на свету по 16 часов в сутки. В мар - те и апреле их досвечивают только утром и вечером. Александр ИВАНЧЕНКОВ, овощевод-любитель. Проведем дезинфекцию Опытные огородники знают, что с семенами овощных культур пере - даются многие болезни. А потому семена рекомендуется обеззара - живать (дезинфицировать). Существуют два способа этого – сухой и влажный. При сухом се - мена подвергают солнечному об - лучению, то есть обогреву на от - крытом воздухе. Солнечные лучи не только обеззараживают, но и ускоряют их прорастание. При влажном способе исполь - зуют горячую воду или какие-либо растворы, например, марганцовку. Семена томата, баклажана, перца выдерживают в растворе пример - но 30 минут, а огурца - 20. Можно использовать сок алоэ. Он облада - ет бактерицидными свойствами, а еще алоэ – отличный биостимуля - тор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz