Народное слово. 2011 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 19 марта 2011 г. * № 28 (9895) * 3 Ш КОЛА – КОРАБЛЬ ЖИЗНИ Любовь Тарасова, классный руководитель 1 «Б» класса: -Восточная мудрость гласит: «Если ты планируешь на один год – вы - ращивай зерно, если на несколько лет – сажай деревья, если на столе - тия – воспитай ученика». Какой глубокий смысл у этих слов… Мы видим, как меняется окружающий мир и стремимся идти в ногу со временем, организовывать свою работу в соответствии с новыми за - дачами современной школы. Они сегодня заключаются в раскрытии спо - собностей каждого ребенка, воспитании личности, готовой к жизни в вы - сокотехнологичном конкурентном мире. Новый федеральный государственный образовательный стандарт в начальном образовании нацеливает не только учителей, но и родителей учащихся на то, чтобы знать и уметь больше, быть интересными детям. Сегодня мы не только помогаем осваивать школьникам конкретные зна - ния и навыки в рамках учебных дисциплин, но и учим самостоятельно их добывать и применять в жизни. Усилилось значение воспитательной роли школы по привитию учащимся духовно-нравственных ориентиров, гражданственности, любви к Родине и семье, милосердия и доброты к людям. Всестороннему творческому развитию школьников, умению об - щаться со сверстниками способствуют внеурочные занятия. Считаю, что учитель должен быть профессионалом своего дела, при - мером для воспитанников. Только тогда он сможет выполнить новые за - дачи, связанные с реализацией образовательных инициатив. А еще он должен быть наставником для своих воспитанников, добрым советчи - ком, который всегда находится рядом и к каждому готов прийти на по - мощь. На уроках чтения учу детей задумываться над смыслом того, о чем они читают. На уроках математики и письма напоминаю, что эти учебные предметы ум в порядок приводят. Проводя занятия экологической на - правленности, стараюсь прививать бережное отношение к окружающему миру, что оказывает положительное влияние и на «экологию» души… Елена Родионова, классный руководитель 1 «В» класса: -Реализация нового стандарта помогает мне не только учить детей писать, считать и читать, но и формировать у них универсальные учеб - ные умения, способствует развитию каждого, как личности. Без этого ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образова - ния, ни в будущей профессиональной деятельности. Важное значение придаю работе с родителями. Ведь, как правило, учащиеся начальных классов готовятся к урокам вместе с родителями, и им просто необходимо знать, какие требования предъявляет школа к их детям. Одной из особенностей современного начального образования явля - ется формирование у детей универсальных учебных действий - умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Это возможно только при деятельном типе обучения, когда ученик принимает учебную задачу, планирует ее решение, контролирует и оценивает себя. Стараюсь создавать условия, при которых ребенок может научиться рас - суждать, формировать собственное мнение, работать в паре, группе, ре - шать проблемы и делать для себя пусть маленькие, но свои открытия. В соответствии с новыми требованиями организую учебный процесс так, чтобы он обеспечивал развитие у школьников умения учиться, само - стоятельно искать, находить и усваивать знания. К тому же, детям очень нравится быть в роли исследователей и на уроках, и во время внеуроч - ной деятельности. И учителю намного интереснее слышать разные их ги - потезы, чем, рассказывая самому, не знать, как они к этому относятся. Светлана МИХО. Фото автора. Взаимодействие семьи и школы -Без совместной работы се - мьи и школы невозможно вос - питать личность, умеющую раз - бираться в окружающей жизни и принимать решения. Об этом шел разговор на семинаре за - местителей директоров школ района по воспитательной ра - боте, - сообщила директор Лев- Толстовского информационно- методического кабинета Елена СИЗЫХ. -Тема, выбранная для обсуж - дения, называлась «Повышение уровня родительской компетенции через различные формы взаимо - действия семьи и школы». Семи - нар открыла методист по воспита - тельной работе Виктория Тимофе - ева. Она рассказала о программе «Семья и школа» и формах взаи - модействия родителей и педаго - гов – индивидуальных, групповых и коллективных. Школа, как обще - ственный институт, отметила Вик - тория Викторовна, не может заме - нить семью, решить ее социально- экономические и материальные проблемы. Она призвана подни - мать воспитательный потенциал и авторитет семьи посредством организации продуктивных взаи - моотношений с родителями сво - их воспитанников. Только в тесном контакте с родителями можно до - биться положительных результа - тов в подготовке детей к жизни в семье и социуме. О том, что взаимодействие се - мьи и школы должно быть направ - лено на активное включение ро - дителей в учебно-воспитательный процесс, внеурочную досуговую деятельность и сотрудничество с детьми и педагогами, говорила в своем выступлении психолог сред - ней школы № 42 имени Л. Н. Тол - стого Татьяна Булах. Она познако - мила участников семинара с мето - дами и формами совместной рабо - ты педагогов и родителей, диффе - ренцированным подходом к ее ор - ганизации. Выступившая затем директор начальной школы поселка СХПК имени Л. Толстого Татьяна Хромых говорила о том, что общешколь - ный коллектив трехэлементный - состоит из педагогического, уче - нического и родительского коллек - тивов. Задача учительского – воо - ружить родителей педагогически - ми знаниями и навыками, сделать своими союзниками в обучении и воспитании детей. Рассказывая о своей школе, отметила, что роди - тели учащихся привлекаются к ор - ганизации совместной деятельно - сти, для них работает университет педагогических знаний, проводят - ся родительские собрания, тема - тические конференции, презента - ции опыта семейного воспитания. С целью закрепления теорети - ческих знаний Виктория Тимофее - ва провела с участниками семина - ра практическую работу. Разделив педагогов на три группы, предло - жила каждой разработать памятку успешного проведения родитель - ского собрания и правила взаимо - действия классного руководителя с родителями. Затем мной была проведена деловая игра, в ходе которой педагоги, разделившись на две группы, объясняли, что их не устраивает во взаимоотношени - ях семьи и школы сначала с пози - ции учителей, затем – родителей. В конце семинара Виктория Тимо - феева раздала всем его участни - кам методические рекомендации по организации работы с родите - лями. В условиях эксперимента В начале марта в Липецке прошло итоговое отраслевое совеща - ние педагогов области. Среди обсуждавшихся тем на нем, был и во - прос введения в школах новых образовательных стандартов. Отме - чалось, что в рамках эксперимента на федеральный государствен - ный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образо - вания перешли 25 школ области. В их числе оказалась и средняя школа № 42 имени Л. Н. Толстого. На днях я побывала в школе, чтобы выяснить, оказались ли готовы школа и педагоги к внедрению новых образовательных стандартов. Спро - сила об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе Марину Несову . -Чтобы быть в полной мере готовыми для реализации новых обра - зовательных инициатив, - ответила она, -необходима серьезная модер - низация школьной инфраструктуры. И это, судя по прозвучавшим на от - раслевом совещании педагогов выступлениям, будет в области осущест - вляться поэтапно, в течение десяти ближайших лет. Наши учителя на - чали работать в рамках эксперимента в тех условиях, которые сегодня имеются. Педколлектив всегда стремится идти в ногу со временем, да - вать своим воспитанникам качественные знания. Мы хорошо понимаем, что младший школьный возраст - важный период в жизни детей, он явля - ется фундаментом для последующего обучения, решающим этапом для дальнейшего развития личности. В рамках эксперимента работают учителя первых классов Любовь Тарасова, Елена Родионова и Татьяна Плохих. В начале учебного года вместе со мной и учителями четвертых классов, которые будут наби - рать первоклассников в новом учебном году, они прошли областные кур - сы повышения квалификации по организации учебного процесса в соот - ветствии с требованиями ФГОС. Составили и успешно работают по про - граммам, соответствующим новым целям и ценностям образования, за - просам детей, семьи и школы, обеспечивающим решение самых разных задач общекультурного, ценностно-личностного и познавательного раз - вития учащихся. Новые стандарты, по сути, предполагают переход к школе «полного дня», когда внеурочная деятельность становится частью образователь - ного процесса. В настоящее время на нее отводится 10 часов в неде - лю. Во второй половине дня классные руководители проводят занятия художественно-эстетического, научно-познавательного и общекультур - ного направлений в кружках «Умелые руки» и «Этическая грамматика» (Татьяна Плохих), «Юный эколог», «Речь и культура» (Любовь Тарасова), «В мире добра» и «Уроки эстетики» (Елена Родионова). По три часа в неделю первоклассники занимаются физкультурой и спортом с Владимиром Трушиным, Павлом Булавкиным и Александром Прибыловым. С не меньшим удовольствием посещают они и музыкаль - ные занятия в кружках «Домисолька», которые ведут учителя музыки Елена Кулакова и Надежда Буханова, «Краеведческий» и «Волшебный бисер» - воспитатели групп продленного дня Алла Козырькова и Оль - га Гаврилина, «Юный художник» - педагог дополнительного образования Дома пионеров и школьников Марина Кузовлева и танцевального – пре - подаватель танцев РДК Елена Колесникова. Учителей, работающих в рамках эксперимента, я попросила расска - зать, что изменилось в учебно-воспитательном процессе после внедре - ния новых стандартов . Татьяна Плохих, классный руководитель 1 «А» класса: -Переход на образовательные стандарты нового поколения – одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ Дмитрием Медведевым. ФГОС для начальной школы, зарегистрированный Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года, вступит в силу по всей стране 1 сентября 2011 года. Пока же новые требования введены в порядке эксперимента. Организуя учебный процесс, считаю главными своими задачами приблизить знания к практике, научить детей свободно ориентировать - ся в современном, быстро меняющемся мире. Применяю системно- деятельностный подход, который заключается в том, что первоклассни - ки самостоятельно формулируют проблему, ищут пути ее решения, про - буют оценивать себя и других. Вместо того, чтобы «транслировать» им готовую для запоминания информацию, предлагаю самостоятельно ее «добыть». Прежде, чем разрабатывать программу внеурочной деятельности, выяснила мнение родителей, что больше подходит их детям: ходить на баскетбол или танцы, заниматься вокалом или изобразительным искус - ством. Многие с радостью восприняли, что главный упор делается на физическую активность. Детям нравятся спортивные занятия и в дартс играть, что развивает зрение и снимает с глаз усталость, и на тренаже - рах заниматься.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz