Народное слово. 2010 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2010 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 12 октября 2010 г. * № 113 (9836) * 3 ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ: ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ Учитель учится всю жизнь Хороший учитель учится всю жизнь – у своих воспитанников, коллег, занимаясь самообразованием. Иначе перестанешь быть ин - тересен своим ученикам, не сможешь идти в ногу со временем, со - ответствовать требованиям постоянно меняющегося окружающего мира. Об этом и других секретах учителя-предметника рассказала, выступив с презентацией и самоанализом профессиональной де - ятельности перед коллегами на августовском педагогическом фо - руме, руководитель муниципального методического объединения учителей биологии учитель средней школы № 42 имени Л. Н. Тол - стого Ирина Худицкая. Ирина Викторовна поделилась опытом работы по активизации по - знавательной деятельности уча - щихся на уроках биологии. Свое выступление начала с перечисле - ния задач, которые считает глав - ными в обучении и воспитании де - тей. Среди них назвала развитие индивидуальных творческих спо - собностей, воспитание бережно - го отношения к природе и чувства патриотизма. Чтобы учащиеся не теряли интереса к биологии, она старается активизировать их дея - тельность, используя игровые тех - нологии, формируя биологические и экологические знания через уме - ния выполнять определенные дей - ствия и прогнозировать послед - ствия своих поступков в процессе практической деятельности в окру - жающей среде. Развитию познавательных спо - собностей школьников способ - ствуют такие приемы в работе учи - теля, как составление структурно- логических схем изучаемого ма - териала, мини-лекции и мини- презентации, карты-инструкции, а также проведение уроков в не - стандартной форме – лаборатор - ных и практических работ, семина - ров, конференций, игр, тестирова - ния, экскурсий. Развивают интерес учащихся к биологии, дают им возможность продемонстрировать и реализо - вать знания, умения и навыки при - меняемые учителем во время уро - ков и внеклассных мероприятий наглядные пособия (муляжи рас - тений, животных, органов челове - ческого тела), лабораторное обо - рудование, видеофильмы, кодо - скоп, мультимедийная установка. Живой интерес вызывают у школь - ников исследовательские биологи - ческие задачи различного харак - тера. Они способствуют активиза - ции мыслительной деятельности, развитию и формированию логи - ческого мышления, познаватель - ной самостоятельности и интереса к учебному предмету. Этому же способствуют исполь - зуемые учителем при закреплении изученного материала, проверке знаний учащихся игры-упражнения («Пятый лишний», «Найди ошиб - ку», «Снежный ком», «Разгадай кроссворд»); игры-соревнования («КВН юных биохимиков», «По - хититель рассудка»); сюжетно- ролевые (пресс-конференция «Факторы, определяющие здоро - вье», уроки-презентации «Возник - новение жизни на Земле», «Про - цессы жизнедеятельности орга - низмов», уроки-семинары «Окру - жающая среда и здоровье челове - ка», «Кровь и кровообращение») и познавательные игры («Путеше - ствие в страну лишайников»). Активное участие принимают учащиеся во внеклассных меро - приятиях («Вода – источник жиз - ни», «Экологический суд богов Олимпа над человеком»), в еже - годных праздниках, посвященных Дню птиц, предметных неделях по биологии, включающих в себя открытые уроки, вечера, спектак - ли о природе, викторины. Луч - шие из воспитанников принимают участие, показывая хорошие ре - зультаты, в районных предметных олимпиадах. Расширять кругозор учащихся, повышать качество знаний, разви - вать наблюдательность и практи - ческие навыки помогают кружки и факультативы по разной тематике (в 11 классе - «Интересное в био - логии», в 9-м – «Юный биолог», в 8-м – «Юный цветовод»). Работая в профильных и предпрофильных классах, Ирина Викторовна разра - ботала несколько программ элек - тивных курсов для старшеклассни - ков («Поселок, в котором я живу», «Экологические системы России и их охрана», «Взаимоотношения человека и природы, как фактор развития биосферы», «Введение в цитологию»). Результатом их из - учения становится проектная дея - тельность школьников. Выступая с самоанализом про - фессиональной деятельности, Ирина Худицкая рассказала и о направлениях работы возглавляе - мого ею муниципального объеди - нения учителей биологии. Это - со - вместная с коллегами разработка вопросов предметных олимпиад, организация обмена опытом, уча - стие в проведении семинаров, от - крытых уроков, консультаций по подготовке учащихся к ЕГЭ, оказа - ние методической помощи моло - дым учителям. К заседаниям мето - добъединения она готовила сооб - щения по разным злободневным темам («Подготовка к выпускным экзаменам по биологии в форме ЕГЭ», «Организация исследова - тельской работы на уроках био - логии», «О роли информацион - ных технологий в современном об - разовании»), проводила мастер- классы (на тему «Применение ИКТ на уроках биологии»). Результатом данной работы является успешная сдача экзаменов учащимися, вы - бирающими экзамены по биоло - гии, химии и экологии. За успехи в обучении и воспи - тании учащихся Ирина Викторовна награждена грамотами районного отдела образования и департамен - та образования и науки, Почетной грамотой за большой вклад в под - готовку экспозиции областной вы - ставки трудовых дел школьников «Урожай-2005», Почетной грамо - той областного детского эколого- биологического центра – за боль - шой вклад в формирование эко - логической культуры подрастаю - щего поколения. Принимала уча - стие в 5 областном конкурсе мето - дических материалов по эколого- биологическому образованию «Ка - лейдоскоп методических идей- 2009». Для обмена опытом с кол - легами создала в Интернете свой сайт ( www . irvik 21. narod . ru ). Коллеги высоко оценили систе - му работы учителя и проведенную ею презентацию. В. СВЕТЛОВА. Фотоколлаж из личного аль - бома учителя. Открытый просмотр – форма повышения мастерства УГОЛОК КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА Здесь все хранит печать времени Открытый просмотр для воспитателей является одной из форм педагогического общения, повышения своего мастерства. Он даёт возможность представить коллегам свой опыт работы. Сохранить лучшие традиции народа можно, передавая из поко - ления в поколение накопленный опыт и знания. В основной шко - ле села Астапово большое внимание уделяется изучению истории родного края. Имеющаяся здесь экспозиция «Уголок крестьянского быта» представляет собой коллекцию старинных предметов, быв - ших в обиходе в начале прошлого века. Именно с этой целью 30 сен - тября в детском саду «Теремок» было показано открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной группе вос - питателем Надеждой Понкрато - вой. Она закончила Лебедянское педагогическое училище и рабо - тает в нашем детском саду четы - ре года. Занятие, которое она про - вела вместе со своими воспитан - никами, называлось «В гости к Ле - совичку», проводилось в игровой форме. Дети вместе с воспитателем на протяжении всего занятия «пу - тешествовали» от одной станции до другой, выполняя заниматель - ные занятия. На первой станции ребята перебирались через реч - ку, далее они «превращали кам - ни с загадками в простые лёгкие камушки», которые убирали с до - рожки, отгадывая загадки. Дети попадали на чудесные полянки, где закрепляли знание цифр от 1 до 5, повторяли наименования чисел до пяти, названия геометри - ческих фигур, закрепляли умение уравнивать множества, упражня - лись в сравнении предметов по величине. В завершение путешествия воспитатель с детьми встретились с дедушкой Лесовичком, роль ко - торого исполняла молодой педа - гог Юлия Плотникова. Лесовичок попросил ребят вспомнить всё, что они узнали и повторяли на за - нятии. Он угостил воспитанников дарами своего леса – наливны - ми сладкими яблочками, пожелал воспитателю и детям успехов. По окончании открытого про - смотра воспитатели проанализи - ровали и дали рекомендации по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Активное уча - стие в анализе занятия приняли воспитатели высшей квалифика - ционной категории Римма Гуляе - ва и Наталия Иванищева. В этом учебном году Надежда Понкрато - ва будет проходить аттестацию на II квалификационную категорию по должности воспитателя. Пожелаем ей удачи и творче - ских успехов! Ольга ЦЫГАНОВА, заведующая детсадом «Теремок». На снимке: Надежда Понкра - това проводит открытое за - нятие. Фото автора. Все эти предметы как нельзя лучше рассказывают детям о жиз - ненном укладе их предков. Учи - тель истории Ольга Борятинская, которая является ответственной за «уголок», проводит большую работу по приобщению школьни - ков к культурно-историческим цен - ностям. Педагог проводит для уча - щихся экскурсии, развивает у ре - бят навыки исследовательской ра - боты. Знакомство с обычаями и тра - дициями былых времен происхо - дит через изучение истории экс - понатов, которыми богата экспо - зиция. Здесь можно увидеть чугун - ный утюг, глиняные махотки, прял - ку, огромную ступу. Очень интерес - ны образцы рукоделия: старинные вышивки гладью и «крестом». Осо - бое внимание привлекают печка и сундук. Экспозиция «Уголок крестьян - ского быта» - это отражение про - шлого. Здесь все хранит печать времени. Школьники узнают о предназначении предметов, о том, как и когда ими пользовались. Если сегодня для кого-то такие слова, как безмен или рубель, остаются непонятны, то многие ребята, не задумываясь, ответят: что безме - ны – это весы, а рубель предна - значался для «катания» или как бы мы сегодня сказали – глаженья белья. Изучение быта русского наро - да вызывает у школьников боль - шой интерес, и они с удовольстви - ем «путешествуют во времени», испытывая чувство сопричастно - сти с прошлым. Экспозиция «Уголок крестьян - ского быта» является неотъем - лемой частью воспитательно- образовательного процесса, спо - собствуя формированию у уча - щихся чувства патриотизма, люб - ви к истории страны и малой роди - ны. Своими знаниями школьники могут блеснуть, принимая участие в интеллектуальных соревновани - ях по краеведению. Л. АЛЕКСЕЕВА. Оргкомитет приглашает же - лающих принять участие в пу - бличных слушаниях, которые состоятся 15 октября в акто - вом зале администрации рай - она в 14.00. Оргкомитет напоминает, что предложения по Проекту изме - нений и дополнений в Устав Лев- Толстовского муниципально - го района принимаются от граж - дан и коллективов в письменном виде по адресу: п. Лев Толстой, ул. Володарского, 29, отдел взаи - модействия с органами местного самоуправления и контрольно- кадровой работы администра - ции района или организационно- правовой отдел Совета депута - тов Лев-Толстовского муници - пального района, а также по те - лефонам: 2-13-87, 2-42-12. Оргкомитет. Состоятся публичные слушания

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz