Народное слово. 2010 г. (п. Лев-Толстой)
“ Народное слово ” 13 июля 2010 г . * № 74 (9797) * 2 -Бывшие учащиеся и коллеги называютМариюЕфимовну Учи- телем с большой буквы, вспо- минают ее уроки, занятия и вы- ступления школьного драмати- ческого кружка. Потому что она - мастер своего дела, высоко эрудированный и разнопланово талантливый человек с положи- тельной энергетикой, которой щедро делится с окружающими. Всегда и к каждому готова прий- ти на помощь, поддержать, все- лить уверенность… - Так отозва- лась о бывшем учителе русско- го языка, литературы и немец- кого языка, школьном библио- текаре Марии Мухортых дирек- тор средней школы села Домачи Марина Кузовлева. По пути к призванию Первый вопрос, который зада- ла Марии Ефимовне, желая узнать, почему она стала учителем, был о родителях. -Они были крестьянами, - от- ветила она. - Папа окончил сель- скую церковно-приходскую шко- лу. Маму, которая была в своей се- мье старшим ребенком, помога- ла родителям в воспитании млад- ших сестер и братьев, они в школу не пускали. Поэтому она посещала ее всего одну зиму, но и за этот не- большой промежуток времени про- явила себя способной к учению. А дед был художником-самоучкой, писал иконы, работал церковным регентом и дьячком. Семья Марии была многодет- ной, но шестеро из восьмерых де- тей умерли в младенчестве от вос- паления легких, не дожив до трех лет. Мария была самой младшей, родилась, когда матери исполни- лось 42 года. Она с отличием за- кончила семилетку в Домачах, 8, 9 и 10-й классы - в средней школе № 42 имени Л. Н. Толстого. Потом два с половиной года училась на агро- нома в Чаплыгинском сельскохо- зяйственном техникуме, где оказа- лась, поддавшись агитации пред- ставителей этого учебного заве- дения. Окончив его, поехала по на- правлению вместе с двумя девуш- ками из своего выпуска в Сибирь. Туда в те годы многие представите- ли молодежи стремились. Оказалось, что там, в Ижмор- ском районе Кемеровской обла- сти, их «не ждали»: не взяли ни в полеводство, ни в животноводство, предложили поработать учетчица- ми. Зимой, когда сезонная работа закончилась, девушки пошли было в райком комсомола сниматься с учета, чтобы вернуться домой, но их не отпустили, объяснив: «Не хвата- ет учителей…» Поэтому Мария не- которое время работала учителем начальных классов сначала в одной сельской школе вместо ушедшей в декрет учительницы, потом, ког- да та вернулась на свое место, - в другой. Подать документы на филоло- гическое отделение Московско- го государственного университе- та предложила Марии жена брата, которая одной из первых угадала, в чем ее призвание. Девушка успеш- но сдала вступительные экзамены, прошла по конкурсу, но не была за- числена из-за того, что не отрабо- тала после окончания Чаплыгин- ского сельхозтехникума положен- ных трех лет. И все-таки после не- скольких встреч с руководством университета и поездок в Мини- стерство образования она, нако- нец, стала студенткой заочного от- деления МГУ. Чтобы иметь возможность учиться и готовиться к сессиям и экзаменам, шесть лет работала би- блиотекарем в Свищевской сель- ской библиотеке. Когда была на по- следнем курсе, успешно защити- ла курсовую работу по теме «Двой- ные и уличные фамилии» и была на- правлена от МГУ на научную конфе- ренцию с докладом по этой теме в город Горький. После выступления один из докторов наук дал ей реко- мендацию для поступления в аспи- рантуру. Но Мария ею не восполь- зовалась и в 1969 году после окон- чания МГУ вернулась домой. Но ра- боту не нашла, поэтому по пригла- шению родственников уехала на Украину в город Кривой Рог, где преподавала русский язык и лите- ратуру в вечерней школе рабочей молодежи . 37 лет в родной школе Спустя три года, когда мама стала сильно болеть, вернулась в родное село. В это время в Дома- чевской средней школе освободи- лось место учителя русского язы- ка и литературы, которое в 1972 году и заняла Мария Мухортых. В родной школе она проработала до 2009 года - вела уроки русского языка и литературы, а также немец- кого языка, когда была в этом необ- ходимость, а еще была школьным библиотекарем. По мнению директора школы Марины Кузовлевой, Мария Ефи- мовна была хорошим учителем. Всегда серьезно готовилась к каж- дому уроку, использовала нагляд- ные пособия и раздаточный ма- териал, сделанные своими рука- ми, облекала в стихотворную фор- му правила русского языка, что- бы они лучше запоминались уча- щимся. Знакомила своих учеников с лучшими произведениями клас- сиков и современных писателей не только во время уроков, но и на за- нятиях школьного драматического кружка. Не только выдавала книги и учебники, но и проводила очень интересные библиотечные меро- приятия. Чтобы идти в ногу со вре- менем, постоянно повышала свой педагогический уровень, посещая областные курсы и занимаясь са- мообразованием. А еще она ще- дро делилась своим богатым опы- том с коллегами и молодыми учи- телями, возглавляя кустовое и рай- онное методические объединения учителей-филологов. За многолет- ний добросовестный труд Мария Ефимовна не раз получала грамо- ты районного отдела и областного управления образования, ей при- своены звания «Учитель-методист» и «Ветеран труда». Положительно охарактеризо- вала Марию Мухортых и работав- шая в школе вместе с ней в течение 20 лет учитель начальных классов Людмила Соловьева. -Мария Ефимовна, - сказала она, - была творческим, влюблен- ным в свою работу, любящим и по- нимающим детей учителем. При проведении уроков использовала наряду с традиционными нестан- дартные подходы для повышения уровня знаний учащихся. Не счита- ясь с личным временем, проводила после уроков дополнительные за- нятия с теми, кто не усваивал учеб- ный материал. Ко всем детям отно- силась одинаково ровно, к каждому находила свой подход. Она была и остается не только специалистом, но и человеком отличным – интел- лигентным, начитанным, доброже- лательным по отношению к колле- гам и односельчанам, готовым при- йти на помощь к тем, кто в ней нуж- дается. Домачевский драмкружок К одному из Новогодних празд- ников учитель Домачевской сред- ней школы Александра Турбина подготовила с учащимися инсцени- рованный отрывок из пьесы Саму- ила Маршака «12 месяцев». Марию Мухортых приятно удивили арти- стизм принимавших в нем участие школьников и увлеченность, с ка- кой они исполняли свои роли. По- этому, когда Александра Алексеев- на уволилась из школы, она решила создать школьный драматический кружок. Это произошло в 1984 году, а просуществовал он до 1997-го. -Создавая его, главными сво- ими задачами, - сказала Мария Ефимовна, - считала вовлечение школьников в мир литературы, раз- витие их творческого воображения, привитие любви к художественно- му слову. Чтобы их достичь, зани- малась с каждым участником круж- ка индивидуально развитием навы- ков творческого чтения, умения пе- редавать характерные черты и ка- чества героев с помощью художе- ственных деталей. Вместе готови- ли сценарии по выбранным для по- становки пьес произведениям, об- суждали, кто какую роль будет ис- полнять. Драмкружок посещали все же- лающие. Были среди юных арти- стов и такие, кто без запинки ис- полнял свою роль, хотя до этого не всегда мог выучить заданное к уро- ку по литературе стихотворение… Особым талантом отличался Ваня Семиглазов, возможно, он стал бы настоящим артистом, если бы тра- гически не погиб, разбившись на мотоцикле. Тонко чувствовал юмор Юра Марчев, исполнявший роль Дениса Григорьева в пьесе «Злоу- мышленник» по ранним рассказам Антона Чехова… А вообще, про- сматривая сохранившиеся фото- графии, запечатлевшие сцены из спектаклей, вспоминаю каждого участника кружка. Репетиции и выступления не мешали участникам драмкружка в учебе, даже наоборот, прибавля- ли дисциплинированности и от- ветственности, способствовали их общему развитию, так как во вре- мя занятий проводились литера- турные игры и викторины, кружков- цы вместе со своим руководителем слушали классические и народные музыкальные произведения, выпу- скали литературную газету к юби- леям писателей и поэтов. В репертуаре школьного теа- трального коллектива были спек- такли по сказкамСамуилаМаршака «12 месяцев», «Горя бояться – сча- стья не видать», Александра Лив- шица «Ищи ветра в поле», по ко- медии Николая Гоголя «Ревизор», рассказам Антона Чехова «Предло- жение», «Юбилей» и другие. Деко- рации и костюмы для выступлений изготавливали и шили всем миром из старых школьных форм, штор, занавесок - всего, что можно было для этих целей использовать. Зри- телями домачевских артистов были не только учащиеся своей шко- лы, учителя и родители, но и жи- тели сел Орловка, Топки, Новоче- моданово, а также районного цен- тра. Сначала участники драмкруж- ка показывали свои пьесы бесплат- но, потом объявили их благотвори- тельными и передавали собранные средства на восстановление Ни- кольского храма в селе Домачи. Каждый талантлив по - своему Во время разговора с Марией Ефимовной поняла, что она очень любила и продолжает любить свою учительскуюпрофессию, своюшко- лу, детей, которых не только учила, но и готовила ко взрослой жизни. -Не каждый человек способен писать грамотно, - сказала она, от- вечая на мой вопрос о том, поче- му сегодня учащиеся, выпускни- ки в диктантах, сочинениях и дру- гих письменных работах допускают больше грамматических ошибок, чем их сверстники лет 10 назад. – Одна из моих учениц как-то при- зналась, что пишет грамотно, не задумываясь, автоматически, чув- ствуя, что надо писать именно так, а не иначе. Это врожденная гра- мотность. Но при желании и стара- нии любой человек может научить- ся писать и разговаривать грамот- но. Учащиеся предыдущих лет, по- яснила моя собеседница, были бо- лее грамотными потому, что отли- чались прилежностью и трудолю- бием, больше времени уделяли за- учиванию правил, выполнению до- машних заданий, много читали. Представители сегодняшнего по- коления совсем другие - более им- пульсивные, разносторонне увле- ченные. Одна из причин их недо- статочной грамотности – компью- теры, так как можно как хочешь на- писать, а компьютер исправит… Прежняя система обучения школьников русскому языку была, по мнению Марии Ефимовны, луч- ше и основательней, и выпускные экзамены - не столь напряженны- ми и травмирующими для учащих- ся, чем сегодняшняя итоговая ат- тестации в форме ЕГЭ, которая не способствует их творческому раз- витию. Она выразила надежду на то, что вышестоящие чиновники в кон- це концов поймут, что система об- разования в нашей стране име- ет свои особенности, и переста- нут требовать от педагогов россий- ских школ подражания западу, по- стоянного повышения успеваемо- сти, откажутся от процентомании… Ведь, выпуская юношей и девушек из стен школы в жизнь, необходи- мо учитывать, что не все люди рож- даются гениями, не у всех есть спо- собности к каждому из изучаемых в школе предметов: одни отличают- ся высокой грамотностью, другие – преуспевают в точных науках… Встречи добрых друзей Мария Ефимовна второй год не работает учителем, но поддержи- вает связь и со школой, и с бывши- ми своими учениками. В этом году помогала готовиться к сдаче ЕГЭ двоим одиннадцатиклассникам. Принимала участие в проведении с учащимися младших классов меро- приятия по сказкам Пушкина с хри- стианским толкованием. Она призналась, что скучает по детям, их чистым неомрачен- ным взрослыми проблемами гла- зам, веселому беззаботному сме- ху… Всегда рада встречам, обще- нию с выпускниками, особенно с теми, у которых была классным ру- ководителем. У нее было три вы- пуска – в 1981, 1988 и 1995 годах, самый многочисленный – первый, когда школу закончили 22 девуш- ки и юноши. По традиции они соби- раются вместе через каждые пять лет, и каждый раз ведется шуточ- ный протокол встречи, в котором фиксируется: кто присутствовал, у кого, что и каким образом в личной жизни изменилось, у кого родились дети, появились внуки – ведь ее первовыпускникам уже за 46 лет!.. Однажды, посетив Москву, Ма- рия Ефимовна встретилась там с пятью своими бывшими выпуск- ницами и вместе с ними побыва- ла в музыкальном театре имени К. Станиславского на опере П. Чай- ковского «Иоланта»… Очередная встреча, которую Мария Ефимовна ждет с нетерпением, состоится че- рез год. Некоторые из бывших уче- ников поздравляют ее по телефо- ну с Днем учителя или днем рожде- ния, присылают SMS-сообщения… Всех своих выпускников, ска- зала Мария Ефимовна, она помнит и любит, всем желает оставаться людьми честными, добрыми и от- зывчивыми, что бы в их жизни ни случилось. Следит за их судьбами, которые у каждого сложились по- разному. Одни из них остались и работают в родном селе: учителя- ми начальных классов, математики и физики – Елена Котова и Викто- рия Кохан, трактористом - Сергей Филин, сварщиком - Николай Яр- ных. Другие живут в областном цен- тре, например, Надежда Морозова (Тушева), выбравшая профессию воспитателя детского сада. Многие нашли работу и свою судьбу в Мо- скве: Татьяна Тушева, Любовь Хо- рева и Любовь Илюхина работают в столичных банках, Александр Лав- ров – стал предпринимателем, Ма- рина Ярных – медсестрой. А четве- рых, к сожалению, уже нет в живых – Зои Лавровой, Ивана Семиглазо- ва, Юрия Шибина и Александра Ко- това… Отличается от прежней (ког- да работала в школе) и жизнь Ма- рии Ефимовны. Как-то незаметно для себя самой, принимая участие в восстановлении сельского хра- ма, а, может быть, повторив путь своего деда, ставшего в конце сво- ей жизни священником, она приоб- щилась к христианской вере, стала исполнять обязанности казначея в Никольском храме села Дома- чи. Поэтому дефицита общения не испытывает - с односельчанами и прихожанами ей всегда есть о чем поговорить. У нее появилось боль- ше свободного времени для чте- ния, других любимых занятий, ра- боты на небольшом огородике, где выращивает красивые цветы и ово- щные культуры для себя, а также, чтобы с кем-то поделиться. -Ни на что не жалуюсь, всем до- вольна, - сказала Мария Ефимов- на в конце нашей беседы. – Жизнь продолжается, и она не стала ме- нее интересной. Раньше я в боль- шей степени жила ради своих уче- ников, и сейчас – ради них и других людей. Светлана МИХО. На снимке: Мария Мухортых со своими бывшими ученицами сестрами Ярных - Екатериной (слева) и Татьяной (справа). Фото из личного альбома. 2010 ГОД – ГОД УЧИТЕЛЯ Идут года . Вращается Земля . Растят учеников учителя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz