Народное слово. 2010 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2010 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 22 июня 2010 г. * № 65 (9788) * 2 перепись населения Демография – мать демократии Первая всеобщая перепись на - селения после Октябрьской рево - люции 1917 года была проведена в 1920 году по состоянию на 28 авгу - ста вместе с сельскохозяйственной переписью и кратким учетом про - мышленных предприятий. Пере - писью было охвачено только 72% населения страны, так как в ряде районов страны еще велись воен - ные действия. В городской мест - ности перепись проводилась 14, в сельской - 7 дней. Следующая по - пытка описать население страны была в декабре 1926 года - пер - вая Всесоюзная перепись населе - ния. Длительность переписного пе - риода была аналогичной перепи - си 1920 года. Разработка ее мате - риалов была закончена в чрезвы - чайно короткий срок, к 1 сентября 1928 года. Программа разработки и публикации отличалась детально - стью и многочисленными сочетани - ями признаков; впервые очень под - робно была изучена семья. Следующая перепись прово - дилась в январе 1937 года, но ее организация была признана неу - довлетворительной. Между тем, с точки зрения статистической науки, это был большой шаг вперед. Во- первых, это была единственная по - слереволюционная перепись, про - веденная как однодневная: с 1 по 5 января счетчики заполняли пере - писные листы, а в течение одного дня 6 января приводили записи к состоянию на критический момент (12 часов ночи с 5 на 6 января), с 7 по 11 января проводился контроль - ный обход. Во-вторых, формули - ровки многих вопросов были упро - щены, что позволяло получать до - стоверные ответы. Что же не устроило руковод - ство страны? А дело в том, что чис - ленность населения, учтенного пе - реписью сравнительно точно (как было доказано только в 1990-х го - дах), оказалась гораздо меньше оглашенных ранее преувеличен - ных оценок и опровергла тезис о быстром росте населения при со - циализме. Ввиду этого было объяв - лено, что перепись населения про - ведена с грубыми ошибками, ее ор - ганизаторов в центре и на местах репрессировали и на 1939 год на - значили новую. Уцелевшие в архи - вах основные результаты переписи населения 1937 года были опубли - кованы только в 1990 году. Перепись населения 1939 года риалов переписи населения 1970 года была примерно в полтора раза шире предыдущей. Впервые большая часть материалов разра - батывалась по постоянному насе - лению. Был применен бесперфо - рационный метод разработки мате - риалов на ЭВМ, для чего данные с переписных листов переносились на специальные бланки – техниче - ские носители, информация с кото - рых вводилась в ЭВМ. Итоги были опубликованы в 1972-73 годах. Ав - томатизация обработки данных развивалась, и вот уже при перепи - си населения 1979 года (по состоя - нию на 17 января) была примене - на принципиально новая форма пе - реписного листа, который впервые являлся одновременно техниче - ским носителем первичной инфор - мации для ввода ее в ЭВМ. Программа содержала 16 при - знаков. Применялись две формы переписных листов: 2С (сплошная перепись) содержала 11 вопросов, ответы на которые были получе - ны от всего населения; форма 3В (выборочная перепись) содержала кроме одиннадцати общих вопро - сов еще 5 вопросов, ответы на ко - торые были получены от 25% по - стоянного населения (заполнение этой формы проводилось в каждом четвертом помещении). Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 г. От - личительной ее особенностью яви - лось то, что впервые наряду со све - дениями о населении были собра - ны сведения о жилищных условиях. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Программа переписи содержа - ла 25 вопросов, часть которых учи - тывалась выборочно. По сравнению с предыдущей переписью населе - ния были включены новые вопро - сы о месте рождения, об окончании профессионально-технического учебного заведения, о жилищных условиях, изменена формулировка некоторых других вопросов. Разработка материалов пере - писи по полной программе была за - вершена к концу 1990 года. Зинаида КОСТРОМИНА, начальник отдела госстатистики. была проведена по состоянию на 17 января. Впервые по всей терри - тории страны учитывалось не толь - ко наличное население, но и посто - янное, счетчики проводили предва - рительный обход своих участков. Заполнение переписных листов продолжалось 7 дней в городских поселениях и 10 дней в сельской местности. Опасения по поводу возможно - го недоучета населения, что будто бы было допущено при переписи 1937 года, побудили усилить кон - троль полноты учета населения: после окончания переписи населе - ния в течение 10 дней проводил - ся сплошной контрольный обход. Впервые в истории отечественной переписи был введен контрольный бланк, содержавший вопросы пере - писного листа и заполнявшийся на всех проживающих постоянно или временно в данном помещении, но на момент переписи находивших - ся в другом месте, где они долж - ны были быть переписаны в со - ставе наличного населения. Кроме того, всем, переписанным в каче - стве временно проживающих или собирающихся уехать, выдавалась справка о прохождении переписи. Эти контрольные мероприятия со - хранились и в последующих пере - писях населения. Сразу после окончания вой - ны статистики поставили вопрос о необходимости проведения новой переписи населения СССР, чтобы оценить ущерб, причиненный вой - ной. Предполагалось, в частности, сделать это в 1949 году. К тому вре - мени все воевавшие страны про - вели перепись населения: Дания, Болгария, Германия, Норвегия, Польша, Франция и Япония, США, Австрия, Греция и другие. А вот в СССР перепись прошла только в 1959 году. Остается гадать, поче - му после войны, нарушившей кро - ме всего прочего и учет населения, когда потребность в адекватной де - мографической информации была весьма острой, советское руковод - ство уклонялось от проведения пе - реписи. Скорее всего, Сталин про - сто боялся проведения этой пере - писи, поскольку она вскрыла бы ис - тинные масштабы потерь в войне и не имеющий аналогов размах ре - прессий в 30-40-е годы минувше - го века. Хотя перепись населения 1959 года пришлась на ту эпоху в исто - рии нашей страны, которая извест - на под именем «хрущевской отте - пели», она стала в сущности по - вторением переписи 1939 г. как в плане включенных в программу во - просов, так и в плане организаци - онном. Страх недоучета, внушен - ный репрессиями, обрушившими - ся на демографов-статистиков по - сле переписи 1937 г., по-прежнему жил в их душах, памяти. От перепи - си 1939 г. «послевоенные переписи унаследовали безусловное стрем - ление не пропустить ни одного че - ловека, причем опасности учесть одно и то же лицо дважды уделя - лось гораздо меньше внимания», писали впоследствии об этом. Но все же по сравнению с пере - писью 1939 года новым в переписи 1959 г. было установление едино - го срока ее проведения в городах и сельской местности, более подроб - ное изучение образовательных ха - рактеристик, а также то, что впер - вые был применен выборочный ме - тод (правда, не при опросе, а при разработке материалов о семьях). В дальнейшем применение выбо - рочного метода было расширено, и, начиная с переписи 1970 г., он использовался уже непосредствен - но при опросе населения. А еще одно значение перепи - си населения 1959 г. оценили толь - ко сейчас, анализируя взаимосвязь этого мероприятия с развитием общественных наук в СССР. «От - тепель» в общественном созна - нии только намечалась, ни о каком освобождении от узкодогматиче - ского подхода в изучении социаль - ных явлений не было и речи. И вот перепись 1959 г. внесла свой вклад в бум общественных наук шести - десятых. После этой переписи рез - ко активизировались демографи - ческие исследования динамики и структуры населения и демогра - фических процессов, расширились публикации научной демографиче - ской литературы. Это не могло не повлечь за собой развитие социо - логических исследований, сыграв - ших затем свою роль в формирова - нии демократических настроений в обществе. Перепись населения 1959 года определила единый срок перепи - си в городских поселениях и сель - ской местности – 8 дней, ставший традиционным для всех последу - ющих переписей населения. Впер - вые разработка материалов была полностью механизирована и про - водилась централизованно. В 1970 году (по состоянию на 15 января) впервые в практике про - ведения отечественных перепи - сей населения был применен вы - борочный метод при сборе сведе - ний, когда ради экономии време - ни и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей. Данные пере - писи широко использовались для социально-экономического плани - рования и разработки долгосроч - ных экономических прогнозов. При - менялось два вида переписных ли - стов списочной формы: первый со - держал 11 признаков и заполнял - ся в трех из каждых четырех жилых помещений; второй содержал, кро - ме того, еще 7 вопросов и запол - нялся в каждом четвертом жилом помещении (25%-ная выборка). Были сохранены и контроль - ные мероприятия, но в отличие от переписей 1939 и 1959 годов, кон - трольным обходом были охвачены не все жилые помещения, а 50% от их числа. Программа разработки мате - опыт работы учителя Сделать учение желанным и необходимым Недавно на заседании учителей-словесников школ района был обобщен опыт работы учителя русского языка и литературы сред- ней школы № 42 имени Л. Н. Толстого Маргариты Селивановой по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русско- го языка. Маргарита Селиванова прове - ла на базе отдела образования ад - министрации района мастер-класс по теме «Урок развития речи в 7 классе «Характеристика человека» с использованием мультимедийной установки и раздаточного материа - ла. После просмотра участниками заседания демонстрировавшихся на экран фрагментов урока с ком - ментариями учителя состоялось его обсуждение. Коллеги задавали вопросы, высказывали свое мне - ние о применяемых учителем ме - тодах и приемах организации учеб - ной деятельности, используемых ею современных образовательных технологиях. Маргарита Ивановна ответи - ла на все вопросы, рассказала, как работает над проблемой организа - ции самостоятельной деятельно - сти учащихся. Отметила, что глав - ными целями проводимой работы считает формирование человека, хорошо знающего язык, владеюще - го его правилами и нормами, уме - ющего грамотно и свободно изъяс - няться, способного и готового к са - мообучению и саморазвитию. Эти цели достигаются с помощью про - грамм и методик, направленных на развитие личности учащихся, вы - явление их индивидуальных осо - бенностей, пристрастий, интере - сов и наклонностей. Руководитель методического объединения учителей - словесни - ков Ольга Воробьева напомнила, что Маргарита Селиванова окон - чила филологический факультет Липецкого государственного педа - гогического института в 1981 году. Ее общий педагогический стаж со - ставляет 29 лет. К работе относит - ся творчески. Проводимые учите - лем уроки всегда получают высо - кую оценку, так как отвечают всем требованиям современного подхо - да к образованию. Маргарита Ива - новна - опытный педагог, полно - стью отдающийся своей работе. Главное для нее – во всем дойти до сути, научить детей понимать, мыслить, чувствовать, сопережи - вать и творить. На заседании методического объединения были зачитаны отзы - вы об учителе ее коллег. По мне - нию Татьяны Захаровой, Марга - рита Селиванова - «опытный учи - тель, эрудированный, хорошо вла - деющий методикой преподава - ния русского языка и литературы. Как опытный дирижер хорошо от - лаживает работу своего оркестра, так и Маргарита Ивановна органи - зует работу свою и учащихся, где солируют «сильные», а более сла - бые ученики подтягиваются, под - бадриваемые и поощряемые учи - телем… Она успешно использует в работе новые технологии, что от - вечает духу времени, делает уро - ки интереснее и занимательнее». Светлана Вобликова также считает Маргариту Селиванову «знающим, компетентным педагогом. Она всегда корректна, справедлива, внимательна. Ее уважают коллеги, любят дети. Уроки учителя всегда интересны. С огромным удоволь - ствием посещаю открытые меро - приятия, подготовленные Маргари - той Ивановной, так как у нее всег - да есть чему поучиться». Замечательным педагогом на - зывают Маргариту Селиванову и ее ученики. Анастасии Соловьевой нравятся уроки русского языка, по - тому что они «проходят интересно, и мы получаем максимум необхо - димой, важной информации. Учи - тель всегда подробно объясняет все, что сложно и может быть не - понятно. Я рада, что именно Мар - гарита Ивановна вот уже несколь - ко лет учит меня быть грамотным и думающим человеком». Внима - тельным и справедливым челове - ком назвала своего учителя Яна Воробьева: «Она интересно и до - ступно объясняет материал, даже сложные правила становятся по - нятными через несколько минут урока. К каждому ученику Марга - рита Ивановна находит свой под - ход». Участники методического за - седания вынесли решение, в ко - тором говорится, что опыт рабо - ты Маргариты Селивановой заслу - живает высокой оценки с позиций современных требований к уро - кам русского языка и литературы и подлежит обобщению и распро - странению среди учителей района. Ольга Воробьева поздравила Маргариту Ивановну с заслужен - но высокой оценкой ее педагоги - ческой деятельности и вручила «Сертификат об обобщении опы - та работы», дающий право на не - которые материальные преимуще - ства в соответствии с новой систе - мой оплаты труда. Елена СИЗЫХ, директор районного информационно-методического кабинета. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz