Народное слово. 2010 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 16 января 2010 г. * № 4 (9727) * 2 Фото Бориса ЛЫКОВА. о людях хороших, уважаемых Отцовский долг – превыше всего В тот январский вечер застать дома Михаила Попова не пред - ставилось возможным. Жена его – Лидия Алексеевна пояснила, что он в школе с Владимиром Клочко - вым мебель собирает. И вот мы в школе. В одном из классов несколько учителей- мужчин были заняты сборкой школьного оборудования. Их со - средоточенные лица, умелые руки, размеренный характер ра - боты доказывали, что дело ма - стеров боится и оно вскоре завер - шится. Мы отозвали Михаила Пе - тровича и побеседовали с ним. О том, что в числе лучших мужчин-отцов представлениями главы администрации Липецкой области Олега Королева и главы Лев-Толстовского муниципально - го района Евгения Котова он бу - дет награжден Почетным знаком области «За верность отцовскому долгу», Михаил знал. В конце про - шлого года звонили из районной администрации и попросили вме - сте с женой быть готовыми для поездки в Липецк. …Михаил всегда спокоен, со - средоточен во всех житейских де - лах, в будущее смотрит с оптимиз - мом. С женой трех замечательных сыновей воспитали. Все они в Мо - скве, работают по специально - сти, вполне самостоятельны, но не женился пока ни один. На де - сятидневные «каникулы» приез - жали из столицы на свою малую родину, повидались с однокласс - никами и учителями родной шко - лы, порадовали маму с папой, со - седей и просто знакомых, которых с полсела наберется. Сходили на родник. Старшему Роману - около тридцати лет. А Николай и Алек - сей – братья-близнецы. Одно - сельчане, на чьих глазах они вы - росли, вполне заслуженно счи - тают, что отцовский долг Михаил Петрович не посрамил. Его сыно - вья – не белоручки, к крестьянско - му труду приучены с самого ран - него детства. А иначе и не могло быть. Их дед Петр Петрович (вто - рой год, как ушел в мир иной) из - вестным на всю округу кузнецом был, а бабушка трудилась в со - вхозе «Пламя» свекловичницей. Так что крестьянские навыки от дедушки с бабушкой передались. Но более всего заслуга отца в по - вседневном нравственном воспи - тании сыновей. Когда выпускник Воронежско - го сельхозинститута (по специ - альности инженер-механик) Ми - хаил Попов женился, руководство хозяйства предоставило молодой семье квартиру в самом центре села Топки, подарило ковер, а на подворье привели корову. Пусть молодые живут и обживаются, так было заведено в бывшем совхо - зе «Пламя» в доперестроечные годы. Михаил вспоминает, что тог - да многие сельские семьи дер - жали по несколько голов крупно - го рогатого скота, в том числе ко - ров, а также свиноматок с порося - тами, домашнюю птицу. Их семья не была исключением. Для вы - вода молодняка птицы глава се - мейства собственноручно изгото - вил несколько самодельных ин - кубаторов. Кстати, приучил к это - му всех своих сыновей, которые имели с раннего детства стремле - ние к изобретательству и технике. Отец считает, что тут важно во - время заметить наклонности ре - бенка, поддержать и развить до - брое начало сына или дочери. Семья Михаила и Лидии Попо - вых в образцовом порядке многие годы содержали два огорода по 25 соток каждый. Коренной горожа - нин этому удивится, а для селяни - на – повседневные заботы и хло - поты в радость. К тому же, на сто - ле всегда свежие овощи, а дети к труду приучены. Картофель ранее сдавали в заготконтору райпо, это сейчас площади «второго хлеба» поубавились, а иные участки и во - все зарастают бурьяном, что тре - вожит душу таких сельских труже - ников как Михаил Попов. Своих детей вместе с женой он настраивал их на серьезное от - ношение ко всем школьным пред - метам, хотя сам предпочитал точ - ные науки - физику и математику, которые сейчас преподает в шко - ле. Добавим к этому черчение. Именно эти предметы нравились и сыновьям. Не случайно, все они после окончания школы в селе Топки успешно поступили в пре - стижный Московский вуз-институт радиотехники, электроники и ав - томатики, а позже связали свою судьбу с ведущими научно- исследовательскими института - ми военно-промышленного ком - плекса страны. Михаил Петрович рассказал, что трудится в тесном контакте с высококвалифицированными пе - дагогами, которые дают глубо - кие знания сельским учащимся не хуже своих городских коллег. Он с отеческой добротой благодарит директора школы - она же учи - тель русского языка и литературы - Валентину Евгеньевну Репни - кову, ее коллегу Любовь Петров - ну Керимову, учителей математи - ки Надежду Федоровну Ефремо - ву и Раису Георгиевну Жигуль - скую, учителя физики и информа - тики Владимира Ивановича Клоч - кова, а также существовавший ра - нее класс углубленного обучения математики и русского языка «Эв - рика» на базе школы № 42 имени Л. Н. Толстого, где лепту в обуче - ние сыновей внесли преподавате - ли математики Надежда Михай - ловна Ермакова, русского языка и литературы Надежда Николаевна Данилочкина. Почетный знак «За верность отцовскому долгу» присуждает - ся лучшим отцам области, таким, как учитель Михаил Петрович По - пов из села Топки, многим другим, имеющим крепкие семьи, высо - кие моральные и нравственные принципы. Александр ПАНГА. Фото автора. СОВЕТЫ ВРАЧА Диета при сахарном диабете Что мы знаем о сахарном диабете? Зачастую мы узнаем о наличии у себя этой болез- ни только тогда, когда она дает какие-либо осложнения. А меж- ду тем сахарный диабет моло- деет: сейчас его обнаруживают у подростков и даже детей. В редакцию обратилась чита - тельница с просьбой разъяснить, какой диеты нужно придерживать - ся при сахарном диабете. Наш корреспондент попросил ответить на него терапевта ЦРБ Елену Во- лосатову . - Рациональная диета - пер - вый и обязательный компонент те - рапии сахарного диабета. Важный принцип – максимальное прибли - жение диеты к физиологическим нормативам питания здорового че - ловека. Энергетическая ценность пищевого рациона складывается из расчета: углеводов – 50-60, жи - ров – 15-20, белков – 25 (процен - тов). Основным источником энергии остаются углеводы. Предпочтение отдается продуктам, содержащим полисахариды – черный хлеб, кру - пы (овсяная, перловая, гречневая, пшенная), картофель. Исключают - ся: манная крупа, рис, макароны, вермишель из белой пшеничной муки – только для заправки супов. Исключают из диеты продукты, со - держащие легкоусвояемые углево - ды: сахар, конфеты, варенье, мед, торты, пирожные, мороженое, пе - ченье, повидло, шоколад, сладкие напитки. Нередко больные тяжело переносят отказ от сладкого. Им рекомендуются сахарозамените - ли: сорбит, ксилит – до 15 г в сутки. Существуют новые заменители са - хара: аспартам, цукли, нутрисвит, озомальтоза, они не имеют стро - гих ограничений. Важный компонент рациона – овощи и фрукты. Огурцы, помидо - ры, капуста, кабачки, баклажаны, салат, зелень, редис, грибы, зеле - ный крыжовник, клюква, яблоки и сливы кислых сортов, арбуз мож - но употреблять до 600-800 грам - мов в день. До 200 граммов в сутки ограничивают морковь, лук, брюк - ву, свеклу, цитрусовые, клубнику, смородину, малину, картофель. В рационе больных диабетом реко - мендуется 50 процентов потребно - сти организма в жирах обеспечи - вать за счет растительного масла. Нежелательно употребление туго - плавких жиров (свиного, говяжье - го, бараньего). Источником бел - ков является тощее мясо, варе - ная рыба, молоко, творог. В зимне- весенний период целесообразен прием витаминов. Количество сво - бодной жидкости ограничивается только при сопутствующих забо - леваниях сердца, выраженной бо - лезни почек. Большое значение для боль - ных имеет режим питания. Рас - пределение энергетической цен - ности в течение дня должно быть примерно следующим: первый за - втрак – 30, второй – 10, обед – 30, полдник – 10, ужин – 20 (все в про - центах). При сахарном диабете важна также и фитотерапия. Используют отвары и настои черники (листья и ягоды), брусники (ягоды), стручков фасоли, листьев грецкого ореха, отвар овса, земляники. Эти отвары нужно принимать перед едой. Конечно, нужно консультиро - ваться с лечащим врачом – имен - но он даст конкретные рекоменда - ции по лечению диабета. Заслуженным уважением в коллективе ООО «Хлебороб» пользуется Роман Лобачев. Он работает механизатором ши - рокого профиля шестой год и постоянно добивается высо - ких производственных резуль - татов. Не был исключением минув - ший полевой сезон, когда он занимался предпосевной под - готовкой почвы по ресурсос - берегающим технологиям. На энергонасыщенном тракто - ре К-701 со спецоборудовани - ем Роман Сергеевич подгото - вил к яровому севу 2373 гекта - ра, что позволило ему выпол - нить не только районные, но и областные условия трудового соперничества. Механизатор среди лучших комбайнеров не только в хо - зяйстве, но и в нашем районе. В прошлом году за время стра - ды на комбайне «Дон-1500» он намолотил свыше 2240 тонн зерна. Подарок из Канады 26 декабря ученический и педагогический коллективы средней школы села Головинщино получили отличный подарок – на сред- ства, выделенные спонсорами общеобразовательного учреждения, были установлены новые современные окна в школьных спортив- ном зале и столовой! Вот что сообщил по этому по - воду директор школы Сергей ГРИШИН: -Зданию нашей школы уже 40 лет, оно, что естественно, начина - ет «сыпаться» то здесь, то там и нуждается в серьезном ремонте. Вместе с родителями учащихся, главой Троицкой сельской адми - нистрации Антониной Булавкиной давно пытаемся найти возможно - сти выхода из данной ситуации, содержания школы в состоянии, соответствующем требованиям безопасного осуществления в ней образовательно-воспитательного процесса. К сожалению, только своими силами решить эти вопро - сы школа сегодня не может. Поэ - тому мы решили искать спонсо - ров. Одним из тех, кто протянул школе руку помощи, оказался гла - ва представительства Канадско - го гуманитарного фонда «Фокус» в Российской Федерации Дав - лат Худоназаров. В начале это - го учебного года мы связались с ним по Интернету, рассказали о своих проблемах. В конце ноя - бря вместе с родителем одного из учащихся, работающим в Мо - скве, он приезжал в школу. Про - шло совсем немного времени по - сле его визита, и школе была ока - зана реальная помощь на сумму в 160 тысяч рублей. К нам прие - хали специалисты из Москвы, ко - торые привезли и установили в спортзале и столовой 12 новых современных окон. Ученический и педагогический коллективы школы, родители бла - годарны спонсорам за прекрас - ный предновогодний подарок. На - деемся на дальнейшее сотрудни - чество. Как ликвидировать «милую» картавость? «Моей дочери пять лет. Надеялась, что к этому возрасту она сможет самостоятельно преодолеть сложности в произношении от- дельных звуков. Но ее «милая» картавость не проходит. Знакомый учитель сказал, что, если не принять срочных мер, в школе у нее могут возникнуть серьезные проблемы. Что нам делать? Жительница поселка Лев Толстой К.» Навопроснашейчитательницы мы попросили ответить учителя- логопеда Центра психолого- медико-социального сопровожде - ния Викторию ШУЛЯК : -Неправильное произношение звуков – дислалия – обычно про - является к четырем годам, так как в этом возрасте у ребенка скла - дывается система звукопроизно - шения. Как правило, параллель - но идет нарушение фонематиче - ского слуха: часть звуков ребенок не слышит, а поэтому и не произ - носит. Если родители видят, что малыш испытывает сложности в речи, тянуть не стоит. Чем рань - ше вы обратитесь к логопеду, тем больше надежды на то, что к на - чалу обучения в школе недостат - ки произношения будут исправ - лены. В противном случае дисла - лия плавно перейдет в дисграфию (неспособность грамотно писать) и дислексию (неспособность к чте - нию), которые доставят ему мно - го неприятных переживаний, когда он станет школьником. Если ваша дочь (сын) не вы - говаривает один звук, например «р» или «л», то это простая фор - ма дислалии. При умелом подхо - де ее можно устранить за три ме - сяца. Но бывает так, что не «зву - чит» половина алфавита. Может не быть даже, казалось бы, про - стого звука «н». Тогда работать с логопедом дошкольнику придется год, а может и больше. Мама с папой должны знать: -что к одному году в словарном запасе их малыша должно быть 8-12 слов, а к полутора годам - сформироваться умение говорить целыми фразами; -если к двум годам ребенок не заговорил, стоит показать его спе - циалистам, чтобы вовремя обна - ружить причину «немоты». Впол - не вероятно, что он не в состоянии произнести нужные звуки из-за ча - стичного снижения слуха, что в на - роде называют тугоухостью; -неправильные навыки про - изношения нередко образуются вследствие подражания ребенка окружающим его взрослым. Поэ - тому важно не «сюсюкать» с ма - ленькими детьми, произносить звуки четко, помогать и напоми - нать им, как правильно их произ - носить, пока они к этому не при - выкнут; -если выяснится, что недо - статки произношения связаны с неправильным развитием арти - куляционного аппарата (короткая уздечка, высокое нёбо, расщепле - ние верхнего нёба и т. п.), понадо - бится помощь не только логопеда, но и врача. Передовой механизатор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz