Народное слово. 2010 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2010 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 8 апреля 2010 г. * № 37 (9760) * 2 конкурс «никто не забыт, ничто не забыто» Юность, опаленная войной Почти 65 лет, как мы живем под мирным голубым небом – не знаем войны… А истории, расска - занные нам об этой страшной тра - гедии двадцатого столетия, ста - ли почти легендами, потому что о многих участниках Великой От - ечественной мы знаем лишь по - наслышке и только с некоторыми из них знакомы. Они ничем непри - метны, живут рядом с нами и ред - ко когда могут поведать о своей молодости в суровые роковые. Хочется написать о том, что недавно услышал от бабуш - ки Ольги Степановны. Она вете - ран войны и не раз рассказыва - ла истории о выдержке и смело - сти людей. Бабушка награждена орденами и медалями. Один из них – орден Отечественной войны второй степени. Люблю заводить с бабушкой разговоры о далеких годах ее тре - вожной молодости. Она ласково смотрит темно-карими глазами и вспоминает юность, опаленную войной. - Ты помнишь свое первое за - дание? Она была связисткой. - Да, помню…Только знаешь… Досталось тогда мне и моей со - служивице Тамаре. - Почему досталось? – спра - шиваю. - Была оборвана линия связи в нескольких местах. Зимой это было. Дали задание – соединить связь. Тома, подружка, была лет на шесть-семь постарше, да и на фронте уже не новичок. Ночь не - проглядная, холод лютый, мороз - ознобом по спине… Знаешь, како - во это ползти по снегу – продрогли до костей. Соединили в одном ме - сте обрыв, в другом, и вот остал - ся последний. А тут, как назло, об - стрелы начались со страшной си - лой. Моя напарница прижалась к земле. «Ложись, Котова! – коман - дует, - давай подождем!» Я по - пыталась ей перечить, чего, мол, ждать – связь нужна… Но она - главная. Потом, конечно, выпол - нили задание, но с опозданием. Старшина на Томку ругался. Это ведь фронт, каждая минута доро - га. А мы замешкались… - А когда ты домой верну - лась? - Да уже в конце лета сорок пя - того, в августе. Помню, на поезде ехали по Западной Украине, в са - дах зрели яблоки, груши. А мы до - мой ехали… Насовсем… - бабуш - ка заплакала. - Бабуль, почему ты плачешь? Ты домой с Победой вернулась, все ведь хорошо… - Знаешь, миленький, дума - ла, на фронте голодно, а приеха - ла домой – в деревне еще хуже. Давали нам сухой паек в дорогу, в пути экономила, чтоб не пустой вернуться, а с гостинцами, вы - ложила на стол… Мама, сестра, дети таких продуктов давно не ви - дели! Они отдавали на фронт по - следнее, а сами… - она снова за - плакала. К сожалению, мало осталось тех, кто мог бы достоверно рас - сказать о былом времени, суро - вом и невыносимо тяжелом. Но я слышал от близких о моем праде - де Петре Васильевиче Никонове, который, к великому горю, попал в плен. Бесспорно, на фронте очень трудно. Но в плену жизнь значи - тельно жестче и тяжелее. Отно - шение к пленным было ужасным – унижения, издевательства, ад - ская каторжная работа. Прадед пробыл в плену око - ло трех лет на территории Поль - ши, затем его перевели на ра - боту в частное поместье. Время шло к осени – пора уборки уро - жая. Пленные выполняли всякую работу, какую прикажут. Кормили их очень скудно. От голода и не - выносимого труда он обессилел и заболел. Его жизнь была «на во - лоске». Но случилось чудо! Хо - зяйка поместья сжалилась над русским пленным: поддержала едой. Он стал постепенно поправ - ляться – болезнь отступила. А тут новое известие: немцы, испугав - шись, решили переправить плен - ных в Германию. Удача улыбну - лась и на этот раз – польские пар - тизаны освободили их. Прадед попал сначала в пар - тизанский отряд, а потом к своим на фронт. Воевал, освобождал го - род Кенигсберг (ныне Калинин - град), был награжден медалью «За отвагу». Он дожил до Вели - кой Победы. Летом вернулся до - мой. Прадед был немногословен, почти никогда не рассказывал о тяжелой судьбе. Знал, что таких, как он, прошедших тернистый путь войны, много, поэтому гово - рить об этом не считал нужным – почти каждый пережил то тревож - ное время. Я думаю, что каждый день, прожитый на войне, можно считать подвигом. …Мне говорили, что недале - ко от нас, через дорогу, жил хо - роший, добрый человек – Ефим Матвеевич Башлыков. Непримет - ный, простой. Работал конюхом, растил детей, никогда ни с кем не ругался, отличался кротким, ти - хим нравом. И мало кто знал, что он – настоящий герой: имел много медалей и три боевых ордена. Да только теперь, к сожалению, не спросишь и не уточнишь, каких? Ефим Матвеевич никогда не хва - стался. Человека этого нет, но па - мять о нем жива. Может быть, мои рассказы об участниках войны расплывчаты и зыбки, но, думаю, что помнить о них обязательно нужно. Абсолют - но убежден: не зная прошлого, не найдешь себя в настоящем и не сможешь правильно оценить зна - чимость будущего. Владимир НИКОНОВ, учащийся 8 класса средней школы села Домачи. Воспоминания участника Ве - ликой Отечественной войны Ми - хаила Петровича Дмитриева ин - тересны для нынешнего поколе - ния тем, что ему довелось встре - чать на дорогах войны маршала Георгия Жукова. Этот рассказ – частица истории нашей страны. Вот что вспоминает Михаил Пе - трович о своем фронтовом про - шлом. - Как и всех моих сверстни - ков, в армию меня призвали вес - ной 1939 года. Службу начинал и проходил в казармах неподалеку от Павелецкого вокзала Москвы. Там получил права шофера. В первый же год службы на празд - нике 7 ноября участвовал в пара - де на Красной площади. А летом 1940 года участвовал в присоединении прибалтийских республик к СССР. Встречали нас прибалты приветливо и радостно, преподносили цветы, не скупи - лись на угощения. И вот теперь, спустя много лет, дико слышать, что они обзывают русских людей оккупантами, завоевателями. Мы их не завоевывали. Во время той освободительной кампании бой - цы нашей части не израсходова - ли даже ни единого патрона. После того похода мы возвра - тились в Москву и начали гото - виться к праздничному параду. На третьем году службы слу - чилось страшное: началась кро - вопролитная война. В то время мы находились в летних лагерях под Наро-фоминском. По прика - зу, в первые же дни войны нашу авточасть эшелонами направили в сторону фронта. В Брянске раз - грузились и своим ходом поехали к Смоленску. Тяжелые и изнурительные бои шли по защите этого города- крепости. Но в начальной ста - дии войны силы были неравны - ми, враг значительно превосхо - дил нас по численности войск и по количеству военной техники. Так что пришлось отступать. Во время одного из артнале - тов я лишился своей фронтовой «полуторки». Ее разнесло пря - мым попаданием. Благо, в это время спрятался в укрытие. Вза - мен ее мне выдали легковую ав - томашину, в которой я возил ко - мандира части генерала Иголки - на. Потом, некоторое время спу - стя, был направлен в штаб Запад - ного фронта. И здесь со мной произошел несчастный случай. По дороге нам повстречался горящий грузо - вик. Как после выяснилось, в ку - зове его находились ящики, где лежали бутылки с зажигательной смесью. Вместе с находившими - ся тут же бойцами мы принялись разгружать эти ящики. Когда я нес один из них, загорелась одна из бутылок. Так кисти обеих рук ока - зались обожженными. Несколько месяцев лечился в медсанчасти. О тех страшных муках просто не хочется вспоминать… Посчастливилось мне нахо - диться и в ближайшем окруже - нии командующего фронтом Мар - шала Советского Союза Георгия Жукова. Имя его гремело по всем фронтам, немцы боялись его пуще огня. Мне не пришлось быть за ру - лем машины, в которой находился сам командующий. Но в числе со - провождавших бывал частенько. И всегда близко видел полковод - ца. Водитель его машины расска - зывал, что Георгий Константино - вич был прост в общении, внима - телен к солдатам. В нем не было никакого зазнайства, каждый за - просто мог обратиться к нему. Потом, не помню в силу каких обстоятельств, я был откоман - дирован на Третий Белорусский фронт. После взятия Кенигсберга в нем расположился штаб фрон - та. В этой поверженной немец - кой крепости я и встретил долго - жданную победу. Только спустя год демобилизовался, а в целом был вдали от дома более семи лет. Многих своих односельчан не встретил после войны… …Михаил Дмитриев много лет проработалшоферомвНовочемо - дановской машинно-тракторной станции, а после ее упразднения - в колхозе имени Кирова. Марина КИСЕЛЕВА, учащаяся школы села Новочемоданово. Он видел легендарного маршала Георгия Жукова знаменитые земляки Он был начальником «Метростроя» -Василий Полежаев родился в селе Астапово в многодетной кре - стьянской семье. Вспоминая свои детские годы, отмечал, что жилось их семье нелегко, особенно после того, как умер отец. Поэтому за - кончил всего три класса сельской школы. В 9 лет ему пришлось по - могать матери пахать землю, в 12 – начал работать на железной до - роге, а с 1933 года по путевке ком - сомола и по зову сердца приехал на строительство метро в Москву. Грандиозная стройка захвати - ла юношу. На шахте, где трудился, вступил в комсомол и вскоре был избран секретарем комсомольской организации. Не осталась незаме - ченной и его организаторская жил - ка: сначала ему предложили воз - главить звено, затем назначили бригадиром проходчиков. И бри - гада Полежаева всегда была впе - реди. Страстное желание учиться привело Василия на рабфак. Из- за отсутствия глубоких системати - ческих знаний, необходимости со - вмещать работу и учебу занимать - ся приходилось по ночам. Тем не менее, он успешно окончил раб - фак и поступил в промышленную академию, став накануне Великой Отечественной войны дипломиро - ванным инженером. Его девизом на протяжении всей жизни были слова: «Век живи – век учись!» Продолжив расти как руково - дитель, Василий Дементьевич так - же успешно справлялся с обязан - ностями начальника смены, затем – начальника участка и главного инженера шахты. Был назначен заместителем начальника и почти 14 лет возглавлял Метрострой. Он всегда был верным и надежным на - ставником тех, кто работал с ним. Любил трудиться и с большим ува - жением относился к людям труда, был всегда готов ответить на лю - бой вопрос. А еще он был челове - ком большой души – простым, до - брым, честным и чутким. Таким и запомнился всем, кто его знал. Деятельность Василия Поле - жаева не ограничивалась толь - ко строительством метро. Он при - нимал активное участие в обще - ственной жизни своего коллектива, города и страны. Родина неодно - кратно отмечала его заслуги, удо - стоив звания Героя Социалистиче - ского Труда и наградив четырьмя орденами и многими медалями. …У витрины в нашем музее, посвященной знаменитому земля - ку, часто останавливаются не толь - ко левтолстовцы, но и гости из на - шей и других областей России. На снимке: Василий Полежа- ев. Фото из архива музея. Именем нашего земляка Василия Полежаева названа станция мо - сковского метро - «Полежаевская». Он единственный метрострое - вец, прошедший путь от бригадира проходчиков до начальника «Ме - тростроя». Ему - Герою Социалистического Труда, кавалеру орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почета - исполнилось бы 100 лет. Об этом человеке рассказывает директор районного крае - ведческого музея Лидия БЕЛОУСОВА: Память священна Задача школы состоит в том, чтобы донести до своих воспи - танников правду о Великой От - ечественной войне и ее участ - никах, подаривших своим сы - новьям, внукам и правнукам возможность жить под мир - ным небом. О том, как решает - ся эта задача в основной шко - ле села Ильинка, рассказала за - меститель директора по учебно- воспитательной работе Любовь ТИТОВА: -Информацию о Великой Оте - чественной войне, ее главных со - бытиях и сражениях, предстоящем 65-летии со Дня Победы учащиеся школы получают во время уроков, различных мероприятий, конкур - сов и акций. Так, на уроках исто - рии учащиеся 7-9 классов посмо - трели фильм с кадрами историче - ской хроники «От Кремля до Рейх - стага», который затем обсудили. А учащиеся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства из - готовили панно «У обелиска». На уроках музыки дети не только про - слушивают, но и разучивают пес - ни, под которые деды и прадеды шли на бой с фашистами. Теме «Ради жизни на земле» посвяща - ются уроки внеклассного чтения, на которых школьники знакомятся с произведениями о Великой Оте - чественной войне. Активно участвовали все клас - сы в конкурсе рисунков и сочине - ний на тему «Никто не забыт, ни - что не забыто». Каждый постарал - ся в своих работах отобразить от - вагу и смелость советских воинов, мужество народа, сумевшего по - бедить фашистских захватчиков, радость Великой Победы. Классный час «Все помнится, никто не позабыт» для учащихся 5-9 классов прошел в форме пре - зентации. Одни его участники под - готовили сообщения о пионерах- героях, помогавших партизанам в военных действиях, другие – о роли женщин на войне, сражав - шихся наравне с мужчинами, тре - тьи – о нелегкой судьбе женщин, оставшихся в тылу, выполнявших вместе с детьми всю мужскую ра - боту. О том, что война – это зло, а также об основных событиях Ве - ликой Отечественной войны и дей - ствиях Советской Армии учащиеся начальных классов узнали во вре - мя классного часа «Великая Оте - чественная война». Их вниманию была предложена презентация «Все о войне». Учащиеся постоянно собирают информацию о ветеранах Великой Отечественной войны и тружени - ках тыла. В рамках акции «Пода - рок ветерану» подготовили памят - ный сувенир ко Дню защитника От - ечества для ветерана войны Гри - гория Павликова, проживающего в деревне Николаевка. С празд - никами 23 февраля и 8 марта по - лучили поздравления труженики тыла Клавдия Бажанова, Мария Михейкина, Иван Лазуткин и Миха - ил Кузнецов, проживающие в селе Ильинка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz