Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 10 октября 2009 г. * № 129 (9689) * 3 воспоминания бывшего ученика средней школы № 42 имени л. н. толстого Десять заповедей выпускника (Продолжение, начало в №№ 116-117 от 12 сентября и 121 от 22 сентября 2009 г.) Биологиюв нашем классе вела Мария Васильевна Кочкина – спо - койная, очаровательная женщи - на, настоящая русская красавица. Ее уроки всегда были очень инте - ресными. Мария Васильевна вос - питывала у нас любовь к физиче - скому труду в саду и огороде, учи - ла практическим приемам привив - ки и скрещивания деревьев, объ - ясняла сущность учения Дарви - на (с удовольствием по ее совету прочитал книгу ученого «Путеше - ствие на корабле Бигль»). В эпо - ху воинствующего атеизма она сумела внушить мне, стихийно - му материалисту, терпимое отно - шение к религии. С тех пор как я стал подводником, не раз просил Божьей помощи перед началом каждого сложного и рискованного дела. Оказавшись несколько раз в сложных ситуациях, остался жив и невредим, значит, Бог меня бе - рег. Но, как участник ряда физи - ческих и биологических исследо - ваний, могу отметить, что приро - да не терпит насилия над собой и неотвратимо мстит за него. Силами учителей-биологов Ивана Григорьевича Логашева и Марии Васильевны Кочкиной в школе был организован живой уголок. В нем имелись большой аквариум с рыбками и террариум с черепахами, орел с поврежден - ным крылом, морские свинки, кро - лики и даже енотовидная собака. Я участвовал в содержании в чи - стоте аквариума. Непростые отношения сложи - лись у меня с преподавателем хи - мии Александром Александрови - чем Успенским - очень мудрым педагогом, умевшим добиться того, чтобы каждый из нас серьез - но относился к изучению его пред - мета. Мы обожали его за прямоту и справедливость и даже немного побаивались. Итоговую оценку по химии он выставлял по заслугам, руководствуясь своими собствен - ными принципами. Так меня в 9 классе на последнем году изуче - ния химии он вызывал на каждом уроке. Я бодро и почти дословно пересказывал то, что Александр Александрович говорил на пред - ыдущем уроке, а он говорил: -Тебе, Толя, «одяница». Ты даже «гуся» не заслужил. – Выра - зительно сгибал руку, изображая двойку, и продолжал: - Другому бы я поставил за это 4, но ты же дома ничего не делаешь. «Одяни - ца» тебе в самый раз. Наконец я понял, что на каж - дом уроке он ловит меня на недо - сказанных деталях темы, которые имеются в учебнике, и проштуди - ровал его полностью. Удостове - рившись в этом, учитель поста - вил мне последнюю 5 и в аттестат – «отлично». На 25-летие выпуска из шко - лы, состоявшееся в 1981 году, когда каждый из нас рассказывал о себе, я отрапортовал, что имею 26 изобретений. Александр Алек - сандрович, глядя на Леонида Ан - дреевича Полежаева, произнес: «Ну, это по твоей части». Тогда я пояснил, что большинство изо - бретений действительно относят - ся к радиоэлектронике, но два – к химии, касаются радиационной стойкости оптического волокна. На это мой бывший учитель хи - мии в обычной своей манере, ука - зывая на доску, сказал: «На ли - нию огня!» Я вышел к доске, на - рисовал кристаллическую решет - ку стекла, объяснил, как появля - ются центры помутнения в опти - ческом волокне и каким образом эти центры ликвидируются. Тогда он произнес: «Значит, я недаром тебя гонял и подряд поставил три - надцать единиц, а потом пятерку и в аттестат пятерку…» Храню фотографию с той не - забываемой встречи, на которой вместе с нами сфотографирова - лись наши бывшие учителя Ев - гений Федорович Хаустов, Анна Минаевна Кошелева, Александр Александрович Успенский и Лео - нид Андреевич Полежаев. Анна Минаевна на общем построении школы немного всплакнула у меня на плече, приговаривая: «Вот ради кого я каждый день готови - лась к каждому уроку». А вместе с Леонидом Андреевичем мы по - пытались запустить коробчатого змея… С тех пор прошло 27 лет. Ушли из жизни наши учителя, но память о встрече с ними и с род - ной школой до сих пор греет душу. После той встречи у меня появи - лась седьмая заповедь: «Помни прошлое и живи настоящим ради будущего». Когда я учился, директором школы был Тихон Иванович Вис - логузов. Завучем работал Иван Михайлович Стародубровский, являвшийся всеобщим любим - цем и, как мне казалось, главным человеком в школе. С ним связа - на еще одна заповедь, ставшая моим принципом в дальнейшей жизни: «Главного в любом деле не назначают, главным становят - ся». Я убежден в этом и в том, что главный в любом деле человек принимает ответственность на себя, понимает, что с него могут в дальнейшем спросить. Приведу пример из моей школьной жизни, подтверждающий это. В десятом классе военное дело преподавал нам Иван Григо - рьевич Ковешников. Урок по воен - ному делу обычно ставили в рас - писание последним. Однажды де - вочки, которые военным делом не занимались, собрались в кино на модный в то время фильм Радж Капура «Бродяга». Уходя, Женеч - ка Яновская, симпатичная дев - чушка с очаровательным белым бантиком и приятной улыбкой, по - рекомендовала нам «учиться во - енному делу настоящим образом, чтобы быть готовыми достойно защищать Отечество». Прозве - нел звонок, но нашего преподава - теля не было. Виктор Еремин вы - сказал предположение, что, види - мо, урока не будет, и можно еще успеть в кино. Ребята его поддер - жали. Я попытался было их от - говорить, но, подождав еще ми - нут пять, они все-таки ушли. От - кровенно говоря, мне в кино идти не хотелось, фильмы с участием Радж Капура я видел много раз. Посмотрев в окно, увидел Ивана Григорьевича, который, не торо - пясь, шел по дорожке. Предвидя, что учитель сейчас войдет в класс и начнет выяснять, где остальные ребята, что придется стать не - вольным доносчиком, я выпрыг - нул в окно. На следующий день техничка, стоявшая утром на входе в шко - лу, сказала, что мне велено сразу же, как приду, идти в кабинет ди - ректора. Кроме Тихона Иванови - ча там были наш новый классный руководитель и секретарь. Класс - ный руководитель, не вдаваясь в суть дела, стал объяснять дирек - тору, что вчера я сорвал урок во - енного дела и увел весь класс в кино. Сказал, что, по его мнению, в 10 «а» образовался культ лично - сти Анатолия Прошина, это надо искоренять и исключить меня из школы (в то время только начи - нался процесс развенчания куль - та личности Сталина, наш класс - ный руководитель был в шко - ле парторгом, поэтому его слово было решающим). Приказ об ис - ключении был подготовлен и под - писан, и я выдворен из школы. Я не знал, что мне делать, по - советоваться было не с кем: стар - ший брат Алексей в то время жил в Скопине, а мама и другой брат Сергей – в Новомосковске. Я про - сидел под окнами во дворе школы один день, затем другой. На тре - тий день во время урока физики, который вел Иван Яковлевич Ко - шелев, ко мне подошел Иван Ми - хайлович Стародубровский (поз - же я узнал, что он был болен, но из-за меня вышел на работу) и сказал, чтобы я следовал за ним. В классе он указал мне на мое место, попросил учителя продол - жать вести урок, и вышел. Инци - дент был исчерпан. Больше со мной об этом случае никто не го - ворил, наш класс и меня никто не «прорабатывал». Я был очень благодарен Ивану Михайловичу за настоящий урок человечности и мужества. Кстати, в семье от - личнейших педагогов Ивана Ми - хайловича и Анны Яковлевны Стародубровских выросли заме - чательные дети – сын Геннадий и дочь Валерия, которые, когда учи - лись в школе № 42, тоже были ее гордостью. Не раз вспоминал об этом и подобных случаях, о замечатель - ных, добрых людях, помогавших мне преодолеть и пережить нео - жиданные препятствия, которые могли сломать мою жизнь. Я тог - да многое для себя понял, решил оставаться всегда самим собой и обязательно помогать другим хо - рошим людям, брать на себя от - ветственность в сложных случа - ях . Так появилась восьмая запо - ведь: «Если можешь, помоги де - лом и бескорыстно хорошему че - ловеку. Если не мы, то кто еще?» Самым любимым нашим учи - телем был преподаватель исто - рии Евгений Федорович Хау - стов. Он был типичным пред - ставителем педагогической ин - теллигенции: всегда аккурат - но одет, подтянут, внимателен, слегка ироничен и, несмотря на фронтовые ранения, довольно бодр. Нам нравились его эруди - ция и простота в общении. Бла - годаря Евгению Федоровичу мы узнали, что история - это не толь - ко свершения великих людей, пе - речень событий и фактов, а не - прерывный процесс, в ходе кото - рого появляются и развиваются государства. Он научил нас мыс - лить, отличать повод от причины, самостоятельно трактовать исто - рические факты, делать выводы из полученной информации. Мы стали понимать, что исторические факты, вырванные из контекста событий, временных рамок и кон - кретных условий, являются не ин - формацией, а дезинформацией. Сегодня мы понимаем насколько это важно, так как в современном мире существуют мощные силы, готовые переделать историю, пе - реписать учебники. Запад про - должает наступление на Россию и, прежде всего, в историческом аспекте. Противостояние продол - жается. Отсюда еще одна, девя - тая заповедь: «Люби свою Роди - ну, цени ее как великую держа - ву». Анатолий ПРОШИН, выпускник средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого 1956 года. (Продолжение следует). НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ Достойно представили родной район 24 сентября в Липецке состоялся заключительный этап областного конкурса юных солистов-вокалистов «Хрустальная нота» среди детей- сирот и детей из малообеспеченных семей. Наш район на конкурсе представляла солистка Знаменского сель - ского Дома культуры Юлия Тен, которую поддерживали участницы об - разцового фольклорного ансамбля «Ивушки» (руководитель Юлия Мар - тынова). Успешно выступив в номинации народное пение, Юлия стала обладательницей наивысшей награды «Гран при» и памятного подарка – цифрового фотоаппарата. Этот год для областного конкурса «Хрустальная нота» был юбилей - ным – ему исполнилось 10 лет. Поэтому на него были приглашены по - бедители прошедших лет. От нашего района этой чести была удостое - на Евгения Архипкина. Она исполнила три народных песни и вместе с другим победителем – финальную песню. 25-26 сентября в г. Тамбове прошел межрегиональный фестиваль- конкурс детского и юношеского творчества «Тамбовская карусель». Он был организован Министерством культуры РФ, Государственным Рос - сийским Домом народного творчества, управлением культуры и архив - ного дела Тамбовской области и Тамбовским областным государствен - ным учреждением культуры «Научно-методический центр народного творчества и досуга». В фестивале-конкурсе, главная цель которого за - ключалась в выявлении наиболее талантливых и ярких исполнителей из разных регионов России, участвовали представители пяти областей – Воронежской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской и Липецкой. От нашего района в номинации народное пение в программе фе - стиваля выступили образцовый детский фольклорный ансамбль «Ивушки» Знаменского СДК (руководитель Юлия Мартынова») и юная солистка Надежда Мартынова. Жюри высоко оценило творческий уро - вень представленных ими песен, исполнительское мастерство и арти - стизм: ансамбль был награжден дипломом второй степени, Надежда Мартынова – дипломом третьей степени. С. ПЕТРОВА. На снимке: ансамбль «Ивушки» на тамбовской сцене. Фото Светланы ПАЖЕТНЫХ. Осенние заботы лесников Совсем недавно работни - ки Лев-Толстовского лесниче - ства Чаплыгинского лесхоза от - метили свой профессиональный праздник. К этому дню, по тради - ции, были подведены итоги рабо - ты, велся разговор о том, что еще предстоит сделать до начала хо - лодов. Леса, находящиеся на тер - ритории нашего района, требуют постоянного ухода. С этой целью в них производится вырубка ста - рых деревьев и кустарников. -Эту работу выполняют лес - ники Александр Назаренко, Вла - димир Ярных, Григорий Ефремов и Иван Завалюев, - рассказывает лесничий Евгений Ачкасов. – Ра - боту ведем по новой технологии, то есть производим постепенные черезполосные рубки. Хорошая часть ствола дерева идет на пи - ломатериалы, частично – на дро - ва для населения, которые мы за - готавливаем и доставляем по за - казам глав сельсоветов. В этом году должны заготовить 500 кубов ликвидной древесины и 50 - хвой - ной. Работы у лесников много, а вот современных пил всего две. Одна из них устаревшего образ - ца, другая – чуть новее. В лесу можно услышать и стук топора – самого надежного инструмен - та лесозаготовителя. В лесниче - стве есть два трактора – ЛТЗ-80 и ЮМЗ. Последнему - почти трид - цать лет, но и с его помощью лес - ники выполняют запланирован - ные на текущий год работы. К при - меру, в сентябре проводили меж - дурядную обработку молодых на - саждений от сорной растительно - сти, для чего приобрели лесной бороздной культиватор. Одна из основных задач, кото - рую предстоит завершить в бли - жайшие дни, – уход за молод - няком на площади 21,5 гектара. Продолжается сбор семян бере - зы, дуба и ясеня. Несколько лет назад лесники построили цех распиловки. Здесь изготовляют доски, штакетник и прожилины на заборы. Начаты работы по подготов - ке почвы для посева семян дере - вьев будущего леса. Кстати, семе - на высаживаются здесь вручную. - Лес – наше богатство, - гово - рит потомственный лесничий Ев - гений Ачкасов. – Его надо и бе - речь, и постоянно обновлять. Для нас это не просто громкие слова, это – наша работа, с которой кол - лектив справляется успешно. Тамара МОРОЗОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz