Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 22 сентября 2009 г. * № 121 (9681) * 3 из воспоминаний бывшего ученика средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого Десять заповедей выпускника (Продолжение. Начало в № 116-117 от 12 сентября 2009 г.) Классным руководителем в пя - том классе была у нас Татьяна Фе - доровна Балашова – заслуженный учитель, награжденная орденом Ленина, преподаватель русско - го языка и литературы. Во время отсутствия ее заменяли Марьяна Ефимовна Дейч, а позднее – Иван Васильевич Соболевский. Он мне очень нравился особой «просвет - ленной» манерой общения с нами и тонкими замечаниями о класси - ках литературы, за которыми ощу - щались высокая эрудиция и педа - гогический талант. Математику вела Анна Мина - евна Кошелева – прекрасный не - превзойденный педагог. Она очень доступно, из урока в урок увели - чивая нагрузку, давала учебный материал, постепенно поднимая планку требований и увеличивая сложность нагрузки. Умело вовле - кала нас в поиск короткого реше - ния математических заданий, до - бивалась полного понимания по - ставленных задач. Свои занятия Анна Минаев - на обычно начинала с обращения: «Поднимите руку, кто не сделал домашнюю работу?» Я всегда го - товился к урокам математики, но однажды пришлось и мне поднять руку. Анна Минаевна очень удиви - лась: «И ты, Толя, не решил?» (В школе меня звали Толя, так как в нашем классе учился еще один Прошин – Борис. Ко всем учени - кам учителя обращались по фами - лии, а к нам – почти по-домашнему Толя и Боря). Образовавшуюся в классе тишину нарушила очень бойкая моя одноклассница Танеч - ка Пряхина: «Все, кончился наш Толя-отличник. У него вчера в ар - мию брата призвали, и теперь за - дачки решать некому…». Я действительно провожал брата в армию (как потом выясни - лось, на войну в Корею). Возвра - тился домой поздно ночью и уро - ки приготовить не успел. Знал, что у меня была уважительная причи - на, и Анна Минаевна это поняла бы, но промолчал. Я считал, что уважительных причин даже в та - ких случаях не бывает и быть не может, и что бы я ни делал, а уро - ки обязательно должен был под - готовить – это святое. И все ребя - та об этом знали, если у них зада - ча не решалась, то шли ко мне за консультацией, списывать я не да - вал. Так появилась моя пятая за - поведь: «Дело превыше всего, не ищи оправданий, не лги себе, ра - ботай ночью, но дело сделай». Спасибо Танюшке Пряхиной, с тех пор и до сегодняшнего дня я всег - да готовлюсь к занятиям и, тем бо - лее, к экзаменам и зачетам. Од - ним словом, довожу начатое дело до конца. Низкий поклон памяти моей любимой учительницы Анны Ми - наевны Кошелевой, которая без лишних слов и громких речей под - готовила нас по математике так основательно, что мне удавалось удивлять видавших виды экзаме - наторов. При поступлении в выс - шее инженерно-техническое учи - лище ВМФ (теперь оно именуется Военный инженерно-технический университет) по действующим в ту пору правилам, как «сере - бряный» медалист, я обязан был сдать только два вступительных экзамена: по математике письмен - но и устно. На первом экзамене я решил все задачи на отлично за 37 минут вместо положенных ше - сти часов, побив существовавший до этого рекорд в один час двад - цать минут. Ожидая устного экза - мена, который должен был сда - вать через несколько дней, очень волновался, так как за три дня до него узнал, что есть какие-то сбор - ники конкурсных задач Ларичева и Шахно. Ребята, такие же абитури - енты, как и я, показали мне их, я засомневался, что успею перере - шать все задачи до экзамена. Вы - ход был найден почти сразу: ребя - та стали показывать мне наиболее трудные задачи, и, что удивитель - но, я их решал без напряжения. Позже из разговора с Анной Мина - евной понял, почему: свои уроки она вела, используя самые совре - менные методики, а также зада - ния из упомянутых сборников. Ин - тересно складывается судьба - че - рез год я учился в высшем военно- морском инженерном радиотех - ническом училище у профессора Шахно. Многократная благодарность всем учителям нашей школы и Анне Минаевне Кошелевой в осо - бенности за то, что уровень препо - давания был и остается таким, что все выпускники, решившие про - должить свое образование, посту - пали в высшие учебные заведения с первого раза и без всякой протек - ции. А еще за то, что выпускники нашей средней школы№ 42 имени Л. Н. Толстого основательно подго - товлены к дальнейшей жизни. Мне довелось учиться в пяти высших учебных заведениях, у крупнейших физиков нашей стра - ны. На первом курсе – у Оскара Моисеевича Тодеса, который вхо - дил в пятерку лучших физиков- атомщиков страны, на третьем и четвертом – у Константина Ге - оргиевича Семашко – одного из продолжателей школы квантовой электродинамики академика Вла - димира Александровича Фока, а во время обучения на курсах в Военно-морской Академии – у зна - менитых профессоров В. Н. Тю - лина, А. М. Тюрина и А. П. Татке - вича. А теперь я сам профессор, могу сообщить моим читателям и землякам следующее. Если чело - век поступает в учебное заведе - ние без основательной подготовки и необходимых знаний, его отчис - ляют или он сам бросает обучение на первом или втором курсах, и ни - кто ему не поможет. Можно купить диплом в Москве в переходах ме - тро, но от этого сумма знаний и об - разованность не улучшатся. Обра - зованный человек является пред - ставителем определенной школы, творческого коллектива, учебно - го заведения, конкретного учите - ля, и это рано или поздно выявит - ся и представляется, как фирмен - ный знак. Наш фирменный знак – «Средняя школа № 42 имени Л. Н. Толстого». Учителем физики в нашем классе был Леонид Андреевич По - лежаев – выпускник школы, фрон - товик, великолепный педагог, су - мевший привить нам любовь к это - му непростому предмету. Он был высоким, стройным, всегда под - тянутым или, как говорится, «за - стегнутым на все пуговицы». А еще - обаятельным, энергичным и оживленным, любителем пошу - тить (кстати, его шутки были всег - да к месту). К Новому году Леонид Андреевич обычно готовил иллю - минацию в актовом зале, вращаю - щуюся елку и волшебные сюрпри - зы. Много сил и времени он уде - лял нам, своим ученикам. В школе был физический кру - жок. Но работа в нем шла как-то вяло: повторять опыты прошед - ших уроков было неинтересно, а ставить другие опыты мы не мог - ли, так как не позволяла слабая материальная база физического кабинета. Мы рвались в небо. Во - лодя Абрамов и я водили голубей. Мечтали об открытии авиамодель - ного кружка, но наборы для авиа - моделей стоили очень дорого. По - ложение казалось безвыходным. Но однажды наш любимый Лео - нид Андреевич сказал: «Надо ис - кать нестандартное решение». В газете «Пионерская правда» мы прочитали, что в г. Гатчина Ле - нинградской области районное от - деление ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, ави - ации и флоту) провело соревно - вания по авиамоделизму, и круж - ку школы (указывался номер шко - лы) было присуждено первое ме - сто и выдан ценный приз в виде наборов авиамоделей. Леонид Ан - дреевич узнал, что для поощре - ния массовости в этом виде спор - та призы выдаются за первые 10 мест в индивидуальном порядке и набор для авиамодели большо - го размера – кружку, входящему в районное отделение ДОСААФ. Мы собрали деньги на приобретение авиамоделей трех планеров, скле - или их. Но дальше этого дело не продвинулось. Наступила весна. Внешколь - ная жизнь нашей озорной ком - пании, в которую входили я, Вик - тор Кузьмин и ребята постарше – Владлен Попов, Юра Родионов, Володя Абрамов и другие, была не менее веселой и насыщен - ной, чем у знаменитых персона - жей американского писателя Мар - ка Твена – Тома Сойера и Гекль - берри Финна. Однажды, играя в «Казаков-разбойников», мы оказа - лись на чердаке районной почты и там нашли клад – целый мешок старинных медных монет. Сре - ди них были алтыны (3 копейки), копейки, полушки (1/2 копейки) и крупные пятаки. Клад мы по чест - ному разделили и на утро явились с этим богатством в школу. Нача - лась игра в «Расшибок», «При - стенок» и даже «Орлянку». Пого - да была теплая и сухая, поэтому в течение трех дней игра начина - лась до занятий и продолжалась на большой перемене. На четвертый день после большой перемены был урок фи - зики. Несколько ребят из наше - го класса и я в их числе опоздали на урок. Провинившиеся, мы сто - яли, потупив головы, у двери. За - метив, что я поддергиваю шта - ны (у меня были полные карманы монет), Леонид Андреевич попро - сил всех выложить содержимое из карманов на стол. На столе оказа - лась куча старинных и современ - ных монет. Они был пересчитаны, результаты зафиксированы на до - ске. И тут Леонид Андреевич спро - сил: «А зачем вам деньги?» Мы ответили: «Собираем на авиамо - дели». Так было положено начало авиамодельному кружку. Немного помогли нам в этом родители. Леонид Андреевич зарегистри - ровал наш кружок как авиацион - ную секцию районного отделения ДОСААФ (это было нестандартное решение!) Были объявлены рай - онные соревнования. К ним участ - никами кружка было изготовле - но 13 моделей из группы простых планеров и два планера с резино - вым мотором. Мы заняли первое место, и наш кружок в порядке по - ощрения был награжден 10 набо - рами планеров и 2 наборами боль - шой модели самолета с мотором. Это была очень важная матери - альная победа! Кружок не прекращал свою ра - боту и в летние каникулы. Мы со - брали большую (около двух ме - тров) модель самолета с мотором, правда, запустить ее не смогли. В тот день на местном полевом аэ - родроме, куда прилетали самоле - ты сельскохозяйственной и транс - портной авиации, собралось поч - ти все юное население нашего по - селка. Все хотели подойти побли - же к модели, в результате при за - пуске она врезалась в одного из велосипедистов и была поврежде - на. В дальнейшем летные испыта - ния наших моделей мы проводили только рано утром, когда вся дет - вора еще спала, а соревнования – днем, но для наведения порядка на поле ставились специальные ограничительные флажки. Для нас наступило время радостных свер - шений. Кружок быстро набирал силу, а также открылась секция па - рашютного спорта и гигантских ле - тучих змеев. А у меня появилась еще одна заповедь: «Ищи нестан - дартное решение». Следуя ей, более десяти раз впоследствии делал со своими коллегами важнейшие государ - ственные работы, что называет - ся «с нуля», и всегда были суще - ственные научные и практические результаты. В моей душе Леонид Андреевич оставил неизгладимый след. С ним я дружил, с огромным удовольствием встречался и до последних дней переговаривал - ся по телефону. Он был большим патриотом нашей страны, гордо - стью нашей школы и нашего род - ного поселка. Приятно сознавать, что его дело продолжают дочь На - дежда Леонидовна, ставшая педа - гогом, и многие его ученики. Нахо - дясь на пенсии, Леонид Андрее - вич продолжал вести патриотиче - скую работу, написал и опублико - вал несколько статей своих вос - поминаний о войне, которые разо - слал 19 из своих лучших учеников. Такой чести удостоился и я. Думаю, что пример Леонида Андреевича Полежаева - нестан - дартного решения больших про - блем - может пригодиться и в се - годняшней жизни, например, с ре - монтом плавательного бассейна и содержанием спорткомплекса. Анатолий ПРОШИН, выпускник средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого 1956 года. (Продолжение следует). ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР Если подросток хочет заработать Прошла пора каникул, когда некоторые подростки устраива - лись на работу. Стремление мо - лодых людей к труду можно толь - ко приветствовать. Принимая уча - стие в трудовой деятельности, они не только реализуют себя, но и по - лучают возможность заработать хотя и небольшие, но свои день - ги. Особая роль здесь отводит - ся работодателям как участникам трудовых отношений. Следует от - метить, что трудовым законода - тельством предусмотрены особые условия приема на работу под - ростков и организации их труда. Прокуратурой Лев -Толстовско - го района в августе текущего года проведены проверки соблюдения работодателями организаций раз - личных форм собственности тру - довых прав несовершеннолетних. В ходе проверок установлено, что со стороны работодателей допу - скаются нарушения трудового за - конодательства при оформлении их на работу. Было выявлено, что основ - ные нарушения допускаются при оформлении трудовых догово - ров. Например, установлено, что в ООО «Лев-Толстовский хлебо - завод» в июне 2009 года работа - ли шесть несовершеннолетних, в июле – четыре. На момент про - верки работали двое несовершен - нолетних, одной из них было 14 лет. По правилам Трудового Кодек - са РФ с согласия одного из роди - телей (попечителя) и органа опе - ки и попечительства, трудовой до - говор может быть заключен с уча - щимся, достигшим возраста че - тырнадцати лет. Но при этом не - допустимо причинять вред его здоровью и нарушать процесс об - учения. При проверке в наличии име - лось только письменное согласие опекуна несовершеннолетней в возрасте 14 лет. Письменное со - гласие органа опеки и попечитель - ства на заключение трудового до - говора отсутствовало, хотя в дан - ном случае наличие такого согла - сия по закону является обязатель - ным. Кроме того, в трудовых дого - ворах с несовершеннолетними гражданами неверно была указа - на продолжительность основного ежегодного отпуска. Вместо 31 ка - лендарного дня, положенного по законодательству, в договоре от - пуск составлял 28 дней. Аналогичные нарушения вы - явлены в деятельности ОАО «Лев-Толстовское хлебоприемное предприятие». Кроме того, что от - сутствовало письменное согла - сие органа опеки и попечитель - ства в отношении одного несо - вершеннолетнего, работодателем не были своевременно заведе - ны трудовые книжки на работав - ших на предприятии несовершен - нолетних. После вмешательства прокуратуры требования, преду - смотренные Трудовым Кодексом, были исполнены, трудовые книж - ки заведены. В СХПК имени Ленина на мо - мент проверки работали трое не - совершеннолетних. Трудовой Кодекс РФ ст. 266 закрепляет обязательное для ра - ботодателя положение о том, что лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу толь - ко после обязательного медицин - ского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения ими возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязатель - ному медицинскому осмотру (об - следованию). Такие медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Вместе с тем, при проверке документов, находящихся в лич - ных делах несовершеннолетних работников в СХПК имени Ленина, медицинские справки отсутство - вали. Кроме того, в трудовых до - говорах несовершеннолетних осо - бенности режима рабочего време - ни и отдыха отмечены не были, не была закреплена продолжитель - ность основного отпуска, а так - же не оформлены работодателем свидетельства государственного пенсионного страхования. В целях устранения выявлен - ных нарушений, восстановления прав несовершеннолетних и недо - пущения подобного в дальнейшем прокуратурой района в отноше - нии работодателей и ответствен - ных должностных лиц организа - ций приняты необходимые меры реагирования. При приеме на работу несо - вершеннолетних граждан работо - дателям необходимо учитывать все особенности оформления тру - довых отношений с данной катего - рией работников, предусмотрен - ные трудовым законодательством, и не допускать нарушений. Василий ГОЛОБОРОДЬКО, старший помощник прокурора Лев-Толстовского района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz