Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 12 сентября 2009 г. * № 116-117 (9676-9677) * 4 Горжусь своими учениками! Во время встречи с Лидией Элеменкиной, бывшей выпускни - цей и учителем математики сред - ней школы № 42 имени Л. Н. Тол - стого, мы говорили о многом: о ней самой и ее семье, воспитанниках и коллегах, предстоящем юбилее школы, проблемах современных общеобразовательных учрежде - ний. Несмотря на возраст (в апре - ле будущего года Лидии Абрамов - не исполнится 80 лет) и неважное здоровье, рассказ моей собесед - ницы, ее ответы на вопросы были четкими и логичными, словно и не разлучалась она на годы со шко - лой, а продолжала работать учи - телем, отдавая всю свою любовь и знания обучению и воспитанию детей. Лидия Абрамовна призналась, что несколько раз начинала писать воспоминания о школе, своих кол - легах и учениках. Она протянула несколько тетрадных листков, ис - писанных все еще красивым чет - ким почерком. Вот некоторые вы - держки из написанного. «В первом классе мы еще учи - лись в деревянном здании на ули - це Центральной – это была на - чальная школа № 19. А во второй класс 1 сентября 1939 года вме - сте со своей учительницей Зинаи - дой Васильевной Ивановой вошли в новую долгожданную красавицу- школу! Нас в классе было 45 че - ловек. Зинаида Васильевна была строгой и доброй, как мама лю - била нас. Я тоже ее любила и уже тогда решила, что буду учи - тельницей, как она. В нашей шко - ле все учителя были нашими до - брыми наставниками. У нас рабо - тали различные кружки, был даже «Живой уголок», которым руко - водил старшеклассник Слава Ти - тов (впоследствии он вел в Лев- Толстовской средней школе кру - жок цветоводства). Старшекласс - ники опекали нас, были пионер - скими вожатыми в классах, а ле - том – нашими вожатыми в пионер - ских лагерях. В школе был хор. Сначала мы занимались в хоровом кружке при железнодорожном клубе име - ни Парижской коммуны, а потом вместе с руководителем Петром Сергеевичем Конновым - в шко - ле. Летом работали на пришколь - ном участке, у каждого класса был свой надел. Осенью в школе про - водилась выставка результатов нашей работы на участке. Так было до войны. Война все перевернула. Ушли на фронт наши выпускники, начались бом - бежки, многие семьи были из по - селка эвакуированы, классы поре - дели. В школе остались наша Зи - наида Васильевна, Екатерина Ни - китична Сапрыкина, Анатолий Ва - сильевич и Надежда Александров - на Сидякины, Иван Михайлович и Анна Яковлевна Стародубровские. На первом этаже школы размеща - лись солдаты, а мы занимались на втором. На школьном дворе было вырыто бомбоубежище (после во - йны на этом месте посадили сад). Иногда мы ходили в госпиталь, по - могали раненым писать письма родным. Летом работали в совхо - зе на прополке овощей, а уже с пя - того класса и до конца войны - по - могали в уборке урожая. Я окончила школу с Похваль - ной грамотой. Поступила в Лебе - дянское педучилище, затем на физико-математический факуль - тет Московского государственно - го педагогического института име - ни В. И. Ленина, исполнилась моя детская мечта – я стала учитель - ницей! Все, что было в моей педа - гогической работе хорошего, – от любимых учителей, которые выве - ли меня на прямую дорогу жизни. По окончании института по распределению работала учите - лем математики в Чувашии. Когда вернулась на родину, преподава - ла математику в старших классах в Лев-Толстовской средней шко - ле, а с 1965 года – в средней шко - ле № 42 имени Л. Н. Толстого. Но так уж сложилась судьба, что при - шлось оставить любимую школу и свой любимый класс, не доведя его до выпуска и перейти в роно на должность инспектора школ. Тем не менее, старалась чаще бывать в школах, а бумажную инспектор - скую работу брала домой. На пен - сию вышла из-за плохого здоро - вья по выслуге лет…» -Приехав в 1954 году по рас - пределению в Чувашию, - допол - няя свои воспоминания, сказала Лидия Абрамовна, - я начала ра - ботать в средней школе районного центра Красные Четаи, находяще - гося в 100 километрах от города Чебоксары. Сначала никак не уда - валось добиться, чтобы не разго - варивали во время урока старше - классники Рыбаков и Вырочкин, сидевшие за последней партой. Они не реагировали на мои заме - чания, ссылаясь на то, что не по - нимают по-русски. Тогда я попро - сила учителя, преподававшего чу - вашский язык, подсказать, как бу - дет по-чувашски: «На уроке бол - тать нельзя». После очередного урока отозвала ребят в сторону и произнесла заученную фразу. Ры - баков громко закричал: «Она по - нимает по-чувашски!» С тех пор они уже не нарушали дисциплину на моих уроках, а я стала помогать им учить русский язык… Однажды на мое замечание о том, что надо хорошо учиться, чтобы чего-то в жизни достичь, Рыбаков ответил: «Что толку в учебе. Вот вы много лет учились, а зарабатываете ко - пейки. А мой папа осенью отвезет в город 10 мешков картошки и воз - вращается с мешком денег…» Рассказав об этих случаях, Ли - дия Абрамовна с сожалением кон - статировала, что у многих родите - лей и учеников и сегодня главной целью в жизни являются деньги. Все меньше становится тех, кто к учебе относится серьезно. Все чаще у учащихся, которым рабо - ту ума заменяют калькуляторы и компьютеры, отмечается «леность мысли», а некоторые из выпуск - ников начальной школы не знают таблицы умножения… Труднее, по ее мнению, работается сегод - ня и учителям – им приходится не только преподавать, но и родите - лей учить тому, что в школу ходят за знаниями, а не для того, чтобы друг перед другом хвастаться до - рогими нарядами и сотовыми те - лефонами… Вспомнив отзывы левтолстов - цев о Лидии Абрамовне («Она была строгой учительницей, но доходчиво умела объяснять реше - ния задач и примеров», «Она учи - ла нас учиться, до позднего вече - ра не уходила из школы», «До сих пор вспоминаю воскресные поезд - ки в Митягинский лес на пригород - ном поезде и классные «Огонь - ки»…), спросила, как ей удавалось все успевать – проводить уроки и дополнительные занятия, быть классным руководителем и вос - питывать своих дочерей, каждое лето работать на детской площад - ке или в лагере «Лучезарный». -Я любила свою работу, школу и учеников, - ответила она. - Они были для меня как мои дети. Пло - хих учеников у меня не было, пото - му что к каждому подходила инди - видуально, старалась задания по силам давать. Горжусь ими, тем, что все, кто поступал в институты, подтверждали мою оценку, никто не завалил математику, никто не подвел ни меня, ни школу. Среди моих бывших учащихся - выпуск - ники престижных московских, во - ронежских и других высших учеб - ных заведений – экономисты, стро - ители, преподаватели вузов, хими - ки, физики, вулканологи, инструк - тора летно-испытательной базы … Помню всех, кого когда-то учи - ла. Рада за тех, кто добился успе - ха, переживаю, если узнаю, что у кого-то жизнь не сложилась. К главным достоинствам сво - их любимых учителей – Зинаи - ды Васильевны Ивановой и Фаи - ны Давидовны Уласюк из школы, преподавателя педучилища Веры Владимировны Пятницкой, Лидия Абрамовна отнесла то, что они любили свой предмет и своих вос - питанников. Учителями по призва - нию, которых отличали высокий профессионализм, уважительное и доброе отношение к учащимся, она назвала своих бывших кол - лег Валентину Ильиничну Сиро - тину, Анну Васильевну Ряховскую, Валентину Сергеевну Демину, Бо - риса Ивановича Кузовкина, Петра Дмитриевича Казарина, Леонида Андреевича Полежаева. С большой любовью и гордо - стью говорила она о дочерях, вну - ках и правнуке. Несмотря на то, что воспитывала дочерей одна, они получили высшее образова - ние. Старшая дочь Вера закончи - ла с красным дипломом Москов - ский институт инженеров транс - порта, живет в Ухте и работает экономистом в Сосногорском от - делении Северной железной до - роги. Ее сын Михаил – выпускник Ухтинского индустриального ин - ститута, дочь Мария - студентка физического факультета МГУ име - ни М. Ломоносова. Младшая дочь Лидии Абрамовны Нина – извест - ный в Ельце врач-стоматолог. Она закончила Московский медико- стоматологический институт име - ни Семашко, прошла стажировку в Санкт-Петербурге. Ее сын Алек - сандр - выпускник экономическо - го факультета ЕГУ имени И. Буни - на, дочь Екатерина – учащаяся 9 класса. Еще долго вместе с Лидией Абрамовной рассматривали мы бережно хранимые ветераном фо - тографии учеников и коллег, ее Похвальные листы за отличные успехи в учебе, Почетные грамо - ты за многолетний плодотворный труд и участие в соревнованиях по лыжам, акробатике и стрель - бе, письма и открытки со словами благодарности за полученные зна - ния и щедрость души от бывших выпускников, книги, которые по - жилая женщина считала и до сих пор считает своим главным богат - ством… А когда подошло время про - щаться, Лидия Абрамовна пожела - ла средней школе № 42 имени Л. Н. Толстого, отмечающей 70-лет - ний юбилей, здравствия, долгой жизни и сохранения своих добрых традиций, учителям – здоровья и творческих успехов, а учащимся - беречь честь своего учебного за - ведения. А я поблагодарила свою собеседницу за интересные вос - поминания и, в свою очередь, по - желала ей любви и уважения род - ных и близких, долгих и спокойных лет жизни. Светлана МИХО. На снимке: Лидия Элеменки - на ведет урок математики в 6 классе (снимок фотокора газеты «Путь Ильича» Анны Кобзевой. 1971 год). Десять заповедей выпускника Взяться за написание воспо - минаний о событиях, участником или свидетелем которых я был в первые послевоенные годы обуче - ния в школе, меня побудили бла - гоговейное отношение к средней школе № 42 имени Л. Н. Толсто - го, добрая память о наших учите - лях и моих школьных товарищах и стремление передать частич - ку своего жизненного опыта ныне здравствующим и за нами идущим людям. Причем я не ставил своей задачей написать историю нашей школы или дать более или менее упорядоченное описание своего десятилетнего обучения в ней. Я только хотел отразить некоторые факты, которые освещали атмос - феру, царившую в то время в на - шей жизни, и как-то повлияли на формирование наших характеров. Приняв такое решение, спро - сил себя: что же такое средняя школа № 42 имени Л. Н. Толстого для тех, кто в ней учился, учится в настоящее время и будет учить - ся потом? Что для нас всех шко - ла вообще? И с позиции пройден - ного 70-летнего жизненного пути могу ответить так: школа – это не только здание, первую очередь ко - торого построили 70 лет назад, не только место, где уже 70 лет ра - ботают учителя и ученики. Школа – это совокупность материальных, духовных, физических и инфор - мационных составляющих, на ко - торых формируется сознание вы - пускников, с которых они начинают свой самостоятельный жизненный путь и на которые ориентируются всю оставшуюся жизнь. Жизнь не - мыслима без каких-либо сложно - стей и проблем, но, окончив шко - лу и вступая в самый интересный жизненный период, ее выпускни - ки сами по себе должны быть на - строены на успех и оптимистиче - ский мажорный лад. Поэтому пер - вая заповедь: «Делай и у тебя по - лучится». В школе мы, ее ученики, полу - чали не только знания, но и посте - пенно из толпы малых несмыш - леных детишек превращались во взрослых людей, объединенных общей направленностью трудо - вых навыков, понятий, интересов и идеалов, становились граждана - ми своей великой Родины. В шко - ле мы осознали, что успехи в уче - бе каждого из нас важны для всей страны. Так первые ощущения со - причастности к малым и большим делам в нашей стране или своей семье постепенно и надолго пре - вращались в смысл нашей жиз - ни, в способность брать на себя ответственность за все происхо - дящее. Отсюда вторая заповедь: «Не бойся брать ответственность на себя». По моему первому восприятию жизни наша школа была всегда, как всегда был родительский дом, как всегда было солнце. Со шко - лой связаны замечательные вос - поминания и факты. Первый чудесный факт состо - ит в том, что наша школа была по - строена ударными темпами всего за три месяца! Она похожа на мно - гие школы нашей огромной страны – каменная, двухэтажная, с высо - кими просторными классами, акто - вым залом и всем необходимым, что полагалось по тем временам иметь образовательному учебно - му заведению. По словам очевид - цев, строительство школы было закончено за три дня до ее откры - тия, хотя многие не верили в то, что стройку удастся завершить до начала занятий. Поэтому третья заповедь: «В хорошем деле, если торопишься, то всегда успеешь к сроку». Слава строителям школы, честь и хвала руководителям рай - она, поселка и железной дороги, одним словом, всем тем людям, которые были причастны к этому важнейшему для нашего райцен - тра событию! (Считаю, что об этом событии должен быть написан от - дельный материал). Другой не менее важный факт состоял в том, что здание шко - лы чудесным образом осталось целым после бомбежки поселка, только оконные стекла были вы - биты. Этот факт я считаю счастли - вым еще и потому, что, спасаясь от бомбежки, мы с братом успели по - кинуть то место, где ненадолго за - легли, и куда потом упала бомба. Мы к тому времени уже убежали в поле к Кузнецовскому пруду, где и переждали ту страшную ночь. Так в нашу жизнь ворвалась война вме - сте с голодом, холодом, страхом и жгучей ненавистью к фашистским захватчикам. Следующие мои воспоминания также связаны с войной. С трех - летнего возраста я ходил в детский (Окончание на 5 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz