Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 12 сентября 2009 г. * № 116-117 (9676-9677) * 3 о ветеранах школы От горячих сердец зажигаясь... 47 лет посвятила школе № 42 имени Л. Н. Толстого Анна Пав - ловна АЛАБИНА. За успехи, до - стигнутые в воспитании и об - учении детей, в 1973 году ей было присвоено звание «Отлич - ник народного просвещения». Сегодня Анна Павловна вспо - минает о своем педагогическом поприще, любимых учениках, о коллегах, с которыми вместе се - яла разумное, доброе, вечное… -Каждый учитель старается за - ложить в своих учениках прочный фундамент знаний, воспитать са - мые лучшие человеческие каче - ства. Особая ответственность за это лежит на учителе начальных классов. Я начала работать в школе в грозные военные годы. Нелегко было учить детей в то время. Но до сих пор помню, как тянулись дети к знаниям. Их отцы воевали на фронтах Великой Отечественной войны, водили на фронт составы с военным грузом, а обратно до - ставляли раненых солдат и иско - реженную в боях технику. Бумаги и учебников не хватало, замерзали чернила, а дети, укутанные в плат - ки, одетые в шапки-ушанки, смо - трели в глаза учителю и слушали его, затаив дыхание. Не знаю та - кого педагога, которому в те годы были бы безразличны полуголод - ные детские глаза. Все наше обу - чение тогда было направлено и на любовь к своему Отечеству, и на победу над фашистами. Мы, учи - теля, очень старались, применяли все известные нам методики об - учения. Помню, как дети писали ручками и карандашами между га - зетных строк и в старых книгах. Зи - мой, когда было слишком холодно и писать было нечем, ребята про - сто слушали учителя. Помню, как на станцию фа - шистские летчики сбросили бом - бу. В тот день поселок остался без электричества, от взрыва стек - ла в школе выпали из окон и раз - бились. Окна забили фанерой, в классах стоял полумрак, но за - нятия продолжались. Редко кто из учащихся пропускал их, на это были очень веские причины. Суровое время накладывало на внутреннее состояние учени - ков и жизнь школы свой отпечаток. Чтобы смягчить холодные краски военной поры, приходилось нахо - дить разные пути к сердцам уче - ников. И это нам удавалось, пото - му что в школе работал дружный, сплоченный педагогический кол - лектив, возглавлял который Тихон Иванович Вислогузов. С учащимися мы писали пись - ма бойцам на фронт, в которых рассказывали о своей учебе, о жизни нашей станции. Получали и ответы с фронта, в которых за - щитники Отечества рассказывали детям о героизме солдат и офице - ров, советовали хорошо учиться, любить свою Родину. Мы часто навещали раненых бойцов в госпитале, который тог - да находился в школе № 19 (ныне Свято-Троицкий храм), писали письма их родным и близким, чи - тали им книги и газеты, выступали с концертами. Отпусков у учителей не было даже в летнее время. Вместе с ре - бятами мы собирали лекарствен - ные травы, сушили их и сдавали в аптеку. Вместе со старшеклассни - ками часто работали в хозяйствах района, где выполняли любую ра - боту, какую бы нам ни поручали. В рваной обуви, а то и вовсе боси - ком, ребята терпеливо трудились в поле, а мы всегда были рядом и задавали тон в работе, успевая при этом подтягивать отстающих, хвалить тех, кто старательно вы - полнял задания. Мы знали, что по утрам дети не завтракали, знали и о том, что не у каждого дома было что поесть. В школе детям ежедневно дава - ли по 20 граммов черного хлеба, который сверху посыпали саха - ром. Уже в послевоенные годы я часто рассказывала об этом сво - им новым ученикам. Мероприятие «Хлеб – всему голова!» проводи - лось в школе ежегодно. В те годы моему поколению, тем, кого мы воспитывали, было очень трудно. Но мы все следили за тем, как развиваются события на фронте и с нетерпением ждали день победы, который наступил в мае 1945 года. Всю свою жизнь старалась вос - питывать у ребят любовь к знани - ям, интерес во всему новому, хо - рошее отношение к труду. Этого требовала школа. И я, спустя мно - Иванович Шарапов, завучем был Петр Дмитриевич Казарин. Кроме меня учителями началь - ных классов работали Валентина Сергеевна Демина, Мария Дми - триевна Заплотина, Зинаида Ва - сильевна Чернавскова, Валенти - на Николаевна Сысоева, Тама - ра Ивановна Залыгаева, Инесса Аркадьевна Голикова. Мы вместе принимали ребят в первые клас - сы, выпускали их для дальнейше - го обучения в старших классах. О том, каких успехов доби - вались учителя начальных клас - сов нашей школы, какие прочные знания закладывали своим вы - пускникам, говорят многие факты. Помню, была на курсах повыше - ния квалификации в Москве (шко - ла тогда относилась к Московско- Донбасской железной дороге). Лучшими на курсах тогда были признаны Варвара Васильевна Захарова и я. Школа и учитель неразрывно связаны между собой. Они ведут учеников в удивительный мир зна - ний, учат добру, справедливости, воспитывают привычку неустанно трудиться. Об учителе хочу ска - зать особое слово. Учитель – это такая удивительная профессия, где мастер из года в год продол - жает себя в своих учениках, горит сам и зажигает сердца других. И не важно, что в нашей стране про - изошли большие перемены, кото - рые коснулись и российской шко - лы. Главным для каждого учителя по-прежнему остается обучение и воспитание подрастающего поко - ления на самых добрых и славных традициях. Много лет не работаю в шко - ле. Но по-прежнему убеждена в том, что сложность и многообра - зие учебно-воспитательной рабо - ты требуют от школы, и, в первую очередь, от учителя высокой от - ветственности, огромной любви к детям, заинтересованности в их правильном развитии и судьбах, так как от этого зависит будущее нашего общества. Нас, ветеранов, радует, что сегодня в школе трудится хоро - ший коллектив педагогов, кото - рый, взяв на себя ответственность за обучение и воспитание детей, продолжает традиции школы и ее бывших учителей. На снимке: А. П. Алабина на уроке. Фото из школьного архива. го лет, по-прежнему горжусь свои - ми выпускниками, которые нашли свое место в жизни. Многие из них хорошие специалисты. Это Нина Осетрова, Василий Чернавсков, Олег Веретенников, Зинаида Го - стева, Юрий Андреев и другие. Ученики, в любом их возрас - те, для учителя всегда остаются таковыми. Разве я могу позабыть худенькую, но всегда веселую и очень добрую Фаину Суркову? У нее был чудесный голос, кото - рый трогал за сердце, она всегда выступала на концертах художе - ственной самодеятельности, кото - рые мы устраивали вместе с уче - никами в честь праздничных дат. Помню, как-то работали ле - том в селе Золотуха. Ребята очень устали, но начатое дело нужно было довести до конца. И вдруг Фаина запела. Сначала тихо, а потом все громче и громче. Ребя - та подхватили песню и даже сами не заметили, как хорошо и быстро выполнили трудную крестьянскую работу. Вместе с учителями Зинаидой Петровной Катковой, Зинаидой ВасильевнойИвановой,Антониной Андреевной Тепцовой, Дмитрием Ивановичем Ряховским, завучем Иваном Михайловичем Староду - бровским и другими мы все вре - мя стремились к лучшему. В школу приходили молодые учителя, кото - рые во всем брали пример с опыт - ных педагогов, и вместе мы дела - ли все для того, чтобы наши дети получали хорошие, прочные зна - ния. В конце 50-х, когда в районе открылась Лев-Толстовская сред - няя школа, Иван Михайлович Ста - родубровский был переведен туда директором. Об учителе часто говорят, что у него не должно быть любимых учеников. Но есть у каждого учи - теля ученики, которых он всегда помнит. Не скрою, были такие и у меня. Среди них Нина Осетрова, Анатолий Сизов, Ольга Губанова. Их тетради всегда были очень ак - куратными, похожими на пропи - си… В 1961 году начальные классы школы № 42 имени Л. Н. Толстого объединили со школой № 19. Нас перевели в другое здание. Дирек - тором школы тогда работал Яков Молодая учительница Училась, училась в школе и снова… в школу. Только теперь - не в качестве ученика, а в качестве учителя. Страшно? Скорее, непри - вычно: вроде не так давно сама за - нималась у учителей этой школы, а теперь сидишь с ними, о чем-то бе - седуешь… Ты их коллега! …Обо всем этом думала и Ли - дия Мазина. Это теперь, когда она отработала почти десять лет в род - ной школе, чувствует уверенность в себе. А тогда было боязно: смо - жет ли, оправдает ли… Лидия выросла в семье, где папа железнодорожник, а мама бухгалтер. Дочь пошла по стезе пе - дагога. В школе девочка училась хорошо, была, как сейчас говорят, примерным ребенком, достойным подражания. Лидия и сама при - знается, что все предметы дава - лись легко, а оценка «четыре» для нее была целой трагедией. Не му - дрено, папа воспитывал в строго - сти, не позволял лишний раз наи - вные детские шалости. Вот и школу Лида окончила с серебряной меда - лью. Над тем, куда пойти учиться дальше, долго не раздумывала – в 1997 году поступила в Липецкий го - сударственный педагогический ин - ститут (сейчас университет). Исто - рический факультет выбрала не случайно: историю очень любила, а потому хорошо ее знала. - Студенческие годы – пора не - забываемая! – вспоминает Лидия Мазина. – Особенно нам всем нра - вилось ездить на археологические раскопки. Чего только мы ни на - ходили: останки древних людей, осколки посуды и многое другое. Моя сокурсница нашла однажды железный наконечник древнего ко - пья. Конечно, ей пришлось его от - дать – находки себе забирать нель - зя. За этот наконечник ей дали бан - ку сгущенного молока. В то время для студента это была роскошь! Со своим будущим мужем Ли - дия познакомилась, еще учась в десятом классе. Вместе с сестрой Натальей пришла на школьный ве - чер. На тот момент Николай (так зовут мужа) работал в милиции, а в школу пришел, потому что сам не - когда ее окончил. Серьезный и кра - сивый парень сразу обратил вни - мание на скромную девушку, но подойти все никак не решался. До свадьбы влюбленные встречались около пяти лет. А когда девушка окончила третий курс – пожени - лись. Учебу она не бросила, просто перевелась на заочное отделение. В этом же году Лидия начала рабо - тать в школе. - Честно признаюсь, сначала не хотела работать учителем исто - рии, - рассказывает Лидия Мазина. – Боялась сразу брать на себя та - кую ответственность, все-таки дис - циплина сложная. Сначала хотела устроиться лаборантом. Но Миха - ил Алексеевич Рындин, в то время работавший директором школы и учителем истории, сказал: «Отдам Вам некоторое количество часов, но будете работать по специаль - ности». С тех пор преподаю исто - рию и обществознание. Через некоторое время Лидия Николаевна стала и классным ру - ководителем. - Это был потрясающий класс, - рассказывает она. – Их прежний классный руководитель переехала в Липецк. Дети очень ее любили и никого больше не хотели видеть в качестве руководителя. Меня при - няли настороженно, первое время я никак не могла наладить с ними контакт. Постепенно у нас устано - вились доверительные отношения. Дети изумительные – все разносто - ронне развитые, кто пел хорошо, кто в спорте отличался. Очень по ним скучаю… В 2007 году класс был выпуск - ным. К этому времени вместе с классным руководителем учащие - ся многого добились. Была самая крупная и запомнившаяся победа в районном конкурсе «Учитель года– 2007». Лидия Мазина заняла в нем первое место, во многом благода - ря своим ученикам. Конкурс состо - ял из трех этапов: сначала нужно было провести открытый урок, за - тем представить свою педагогиче - скую концепцию, и, наконец, вы - ступить на сцене с визитной кар - точкой. Лидия Николаевна с учени - ками на последнем этапе устроили целое театрализованное представ - ление «Как Федот Стрелец учителя искал». В качестве Федота Стрель - ца выступил ученик Андрей Конти. Представление жюри оценило наи - высшей оценкой – это была путев - ка на зональный конкурс, который проходил в Добровском районе. Там Лидия Мазина заняла второе место, уступив местному учителю. Тем не менее, только команду Лев- Толстовского района жюри назва - ло «профессиональной». Это была наивысшая похвала для ребят. В том же 2007 году состоялся еще один районный конкурс, толь - ко теперь танцевальный. Нужно было подготовить школьный вальс. Выступили, заняли призовое ме - сто. Но не только петь и танцевать умели подопечные Лидии Мази - ной. В 2007 году, а этот год, как вы, наверное, заметили, был богат на успехи, ребята заняли 13 призо - вых мест в различных предметных олимпиадах! Этот показатель гово - рит о высоком уровне подготовки учащихся – не это ли цель каждо - го учителя? Кроме того, 7 ребят из этого класса окончили школу с зо - лотыми и серебряными медалями. …Лидия и Николай Мазины воспитывают сына. Даниил уже совсем большой – ученик второ - го класса. Семейная традиция – выезжать каждое лето на отдых к морю. Туда, где ничто не мешает набраться сил и энергии для новых успехов. Наталья КАПУСТИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz