Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 10 сентября 2009 г. * № 115 (9675) * 3 Чтобы не пропало желание учиться Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за выполнение домашних заданий, активен на уроках, с ин - тересом учится, - мечта всех ро - дителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средних классах желание учиться у многих школь - ников пропадает. Каковы причины этого, и что могут сделать родите - ли, чтобы помочь своим сыну или дочери избежать разочарования в учебном процессе? Некоторые родители, хотя и считают своих детей способны - ми, чаще обращают внимание на их ошибки и неудачи, чем на успе - хи, надеясь тем самым побудить их стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недо - статков приносит огромный вред – школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он не способен оправдать ожидания родителей. Он перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности. Бывает, что родители специ - ально занижают достижения сво - его весьма способного ребенка, чтобы тот не загордился. Из-за этого он не получает удовольствия от своих успехов, так как постоян - но стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поо - щрение родителей. Не должно быть между роди - телями и детьми разговоров на тему, что все в семье были отлич - никами и что единственная отмет - ка – это пятерка. Необходимо по - казывать детям, что вы рады их даже небольшим (с вашей точки зрения) успехам. Не стоит запу - гивать их необходимостью учить - ся, чтобы не стать дворником и т. п. В подростковом возрасте подоб - ные нотации часто приводят к про - тивоположному результату. Ребе - нок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представле - ниям взрослых, потерявший инте - рес к учебному процессу, начина - ет демонстративно заявлять, что он мечтает стать дворником, что - бы все оставили его в покое. Не обесценивайте достиже - ния ребенка, оценивая его рабо - ту. Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что сын (дочь) равно - душен не только к учебе, но и вооб - ще ничем не интересуется. Таким родителям следует задуматься: не предлагают ли они сыну то, что ин - тересует их самих, но не его? Воз - можно, в его отказе от предложен - ных занятий выражается стремле - ние проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах де - ятельности, потому что нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать? Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приво - дит к появлению лени. В подрост - ковом возрасте эта проблема ста - новится наиболее актуальной, так как основные интересы из позна - вательной сферы перемещают - ся в сферу общения. И тогда уче - ба превращается в надоевшую и скучную повинность. Родителям необходимо понаблюдать за ре - бенком (это касается детей млад - шего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит прово - дить свободное время, о чем гово - рит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего при - влекает, помогите ему применить этот интерес на практике. Неоспо - римый факт: интересно то, что по - лучается, а лучше всего получает - ся то, что интересно. Приучайте ребенка поддержи - вать тонус, то есть рабочее состо - яние организма. Каждый выходной должен быть наполнен действи - тельно отдыхом, а не ударным тру - дом на даче или ремонтом. В лю - бом трудном и скучном деле нау - чите ребенка находить приятное или делать перерывы. Не упрекайте ребенка, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы…» Такие разговоры способ - ны вызвать только реакцию проте - ста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Вместе с ребенком составьте план: какие именно шаги следует предпринять, и помогите ему не отступать от намеченного. Нередко школьник не может добиться успехов из-за плохих от - ношений с учителем. Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях могут возник - нуть как по вине учителя, так и по вине ученика. Родители часто го - ворят о том, что учитель приди - рается или недолюбливает их ре - бенка, не задумываясь, что, воз - можно, он не выполняет элемен - тарных требований учителя, игно - рирует общие для всех правила поведения на уроке и т. п. Чтобы разобраться в сложившейся ситу - ации, родителям стоит прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с ним с обвине - ний и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?» Спроси - те, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, что - бы у ребенка было все необходи - мое для данного урока. Если учи - тель увидит, что его предмет счи - тают важным, стараются, то из - менит свое мнение об ученике. Взрослые не должны делить пред - меты на важные и неважные, так как ребенок начнет считать также. Из-за этого у него могут испортить - ся отношения с педагогами. Не старайтесь подменить со - бой учителя, требуя от ребенка больше, чем задано. Проявляйте интерес к его учебной деятельно - сти, например, ищите нужные кни - ги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребен - ка, а вместе с ним. Не надо боять - ся плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Ему полезно получить то, что заслужил. Мария КУЗИНА, социальный педагог Центра психолого-медико-социального сопровождения. Уважаемые читатели! В очередном выпуске тематической полосы «Правильный выбор», которая выходит в свет в первые дни нового учебного года, мы предла - гаем вашему вниманию три материала, подготовленных специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения. Цель каждого из них – подсказать родителям, как помочь своим детям учиться успешно и с желанием, избежать разочарования в учебном процессе. Надеемся, что многие из вас найдут в них ответы на свои вопросы. Светлана МИХО, заведующая отделом культуры и образования редакции газеты. несколько советов родителям первоклАссников Радуйтесь успехам ребенка! Поступление в первый класс – ответственный и трудный период в жизни ребенка. В это время ему требуется особое внимание со сто - роны родителей, чтобы в семье ца - рили добрая атмосфера, уваже - ние. От родителей зависит очень многое, и в том числе, приучен ли их ребенок к самостоятельности, организованности и аккуратности. Именно этих качеств чаще всего не - достает первоклассникам. Поэтому все, что посильно ребенку, он дол - жен делать дома сам: заправлять кровать, убирать со стола, уметь есть быстро и аккуратно. Особое внимание следует обратить на со - блюдение режима дня, постепенно и настойчиво приучая детей не тра - тить много времени на режимные моменты, поддерживать порядок в вещах, помогать по хозяйству. Первый год в школе – сложный период. Иногда, желая быстрых успехов и не учитывая психологи - ческих особенностей своих детей, родители могут спровоцировать у них стресс. Некоторые мамы и папы считают, что если их сын или дочь научились до школы читать и считать, то проблем в обучении не будет. Однако психологическая го - товность к школе заключается не в умении писать и читать. До шко - лы цифры и буквы воспринимают - ся детьми, как очередная частич - ка окружающего мира, и они могут быстро утратить к ним интерес. Не является решающим в их развитии и чрезмерный объем информации. Научить детей читать, писать и счи - тать – задача школы, а главными показателями уровня их подготов - ки к школе являются хорошо раз - витые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление, которое заключается в умении элементарно рассуждать, сравнивать, обобщать и т. д. Очень важные компоненты успешности обучения - готовность ребенка принять новую социаль - ную позицию школьника, а также желание учиться и положительно воспринимать образ школы. К со - жалению, многие родители не уде - ляют этому должного внимания, и у их детей не складывается объ - ективное представление о шко - ле. Оно либо очень оптимистично, либо очень негативно, в результате чего школа может вызывать у де - тей опасение, ассоциироваться с чем-то тревожным и опасным. Чаще всего такое отношение к школе формируется в трех случа - ях. Когда в дошкольном детстве ре - бенок не был приучен ограничивать свои желания и преодолевать труд - ности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». В ответ на то, что шко - ла требует от ребенка постоянных усилий и преодоления трудностей, у него возникает активное противо - действие учению. Когда ребенка, особенно робкого и неуверенно - го, запугивали школой в дошколь - ном возрасте, или когда, напро - тив, ему рисовали школьную жизнь П р а в и л ь н ы й в ы б о р и будущие успехи в радостных то - нах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать силь - ное разочарование и резко отрица - тельное отношение к школе. Не отбить у ребенка желания учиться помогут следующие ре - комендации, которым необходи - мо следовать на этапе подготов - ки к школе и в период адаптации к условиям обучения в первом клас - се. Избегайте чрезмерных тре - бований. Не спрашивайте с ре - бенка все и сразу. Ваши требова - ния должны соответствовать уров - ню развития его навыков и позна - вательных способностей. Не забы - вайте, что такие важные качества, как прилежание, аккуратность, от - ветственность, не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуж - дается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Право на ошибку. Важно, что - бы ребенок не боялся ошибиться. Если у него что-то не получается, не ругайте его. Иначе он будет бо - яться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите на нее внимание ребенка и предложите исправить. Не забывайте при этом хвалить его даже за совсем маленький успех. Не думайте за ребенка. Помо - гая сыну (дочери) выполнять зада - ние, не вмешивайтесь во все, что он делает, не думайте и не решай - те за него. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с зада - нием самостоятельно, что ему не - зачем заниматься, так как родите - ли все равно помогут все решить. Не пропускайте первые труд - ности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращай - тесь к специалистам. Если вас что- то беспокоит в его поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за сове - том и помощью к психологу. Если у ребенка есть проблемы с речью, посетите логопеда. И обязательно устраивайте ма - ленькие праздники. Повод для это - го придумать не сложно. Радуйтесь успехам сына (дочери). Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение. Татьяна БУЛАХ, психолог Центра психолого-медико- социального сопровождения. Правильно говорим – правильно пишем Речевые нарушения у детей, не исправленные вовремя, мо - гут стать причиной нарушения письменной речи и чтения. Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Тех - ника письма требует согласован - ной работы различных анализато - ров: речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука, речедвигательного, отвечающего за проговаривание, двигательного, с помощью которого осуществля - ются мелкие движения мышц кисти и всей руки, а также зрительного, участвующего в подборе соответ - ствующих графем (букв). Несфор - мированность какой-либо из ука - занных функций может вызвать на - рушение письма. Речедвигательный анализатор плохо функционирует тогда, когда имеются нарушения в произноше - нии. Ребенок с нарушением звуко - произношения, как правило, фик - сирует его на письме («Как говорю, так и пишу»), если недостатки про - изношения сопровождаются нару - шением слуховой дифференциа - ции и несформированностью фо - нематических представлений. Известно, что человек облада - ет тремя видами слуха. Физиче - ский слух помогает различать шум дождя, ветра, жужжание пчелы и т. п. Музыкальный погружает нас в мир мелодий. Речевой слух не - обходим для понимания сказанно - го, отличия одного звука от друго - го (согласного от гласного, твердо - го от мягкого, звонкого от глухого), определения разницы между сло - вами (дочка – точка, уголь – угол). Способность человека к распозна - ванию звуков речи называется фо - нематическим слухом. Фонемати - ческим восприятием – звуковым анализом и синтезом слов – ребе - нок овладевает в ходе специально - го обучения. Считается, что ребенок шести лет может: повторять слоговые це - почки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба-па и др.); от - бирать картинки на заданный звук; выделять первый, последний зву - ки в словах; определять их после - довательность и количество в сло - вах; синтезировать звуки речи в це - лое слово (м-и-р). На основе этих показателей строится диагностика фонематического слуха и воспри - ятия у первоклассников. При этом выясняется, что нарушения фоне - матического слуха, как правило, отмечаются у детей, имеющих ре - чевые нарушения. Своевременно проведенные логопедические за - нятия позволяют избежать трудно - стей с фонетико-фонематическим развитием, они не только исправ - ляют речевые нарушения, но и раз - вивают фонематический слух. Любые консультации по вопро - сам развития речи, а также лого - педическую помощь можно полу - чить в Центре психолого-медико- социального сопровождения, ко - торый находится в бывшей сред - ней школе поселка Лев Толстой (на втором этаже). Нина ТУШЕВА, учитель-логопед высшей категории.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz