Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 3 сентября 2009 г. * № 112 (9672) * 2 От образования на всюжизнь – к образованию для жизни В начале работы форума состо - ялось торжественное представле - ние десяти молодых педагогов, вы - пускников вузов и колледжей, влив - шихся в районный педагогический коллектив. С напутственным сло - вом, пожеланиями успехов в рабо - те к ним обратилась ветеран педа - гогического труда Валентина Миля - ева. С докладом об итогах работы образовательных учреждений рай - она за прошедший учебный год и задачах на новый выступила Люд - мила Мартынова – начальник от - дела образования администрации района. - Сегодня мы идем к большой цели – повысить качество образо - вания, построить обучение и вос - питание каждого конкретного ре - бенка на основе его естественных способностей, используя в каче - стве основных стимулов обучения интерес ребенка, удовлетворение его потребностей в познании, са - мопознании и развитии. Обновле - ние содержания обучения - это тре - бование времени, - сказала Люд - мила Васильевна, - оно связано с развитием науки и приобретением человечеством новых знаний. Но эффективное обучение невозмож - но без самоопределения школьни - ка. Самым главным в учебном про - цессе становится осознание учени - ком того, что знания, способы де - ятельности – это его личный капи - тал, конкурентное преимущество в жизни. На сегодняшнем этапе полное среднее образование стало всеоб - щим и обязательным. Повышаются требования к получению качествен - ного образования независимо от места жительства. Характеризуя качество знаний учащихся, Людмила Васильевна отметила, что за последние четы - ре года оно неуклонно повышается. Способствуют этому система оцен - ки результатов обучения, внедре - ние информатизации, организация образования на старшей ступени управления школой. В процесс по - лучения образования внесены нов - шества: детей обучают самостоя - тельному поиску, самостоятельно - му получению знаний. Учителя ис - пользуют новые формы работы, для достижения предметных зна - ний они выходят за рамки классно- урочной системы. Прочная база знаний, умений, навыков, необхо - димых для перехода с одной сту - пени обучения на другую, создана в школах района, лидерами здесь являются учителя школы № 42 име - ни Л. Н. Толстого Н. Лошенькова, Н. Симонова, Л. Загуменникова, Е. Ро - дионова, Е. Баранова, Т. Некрыло - ва, Г. Иванонькив, школ сел Голо - винщино - О. Гришина, Митягино – Г. Аулова. Далее Людмила Васильевна проанализировала результаты ЕГЭ – главного показателя совместно - го труда учителя и ученика и полу - ченных им знаний. С этого года он стал обязательной законодательно закрепленной формой показателя обучения. В этом году выпускники один - надцатых классов в форме ЕГЭ сдавали 11 предметов. Помимо двух обязательных – русского язы - ка и математики - учащиеся по вы - бору сдавали: биологию, химию, обществознание, географию, ли - тературу, историю, физику, инфор - матику, иностранный язык. Как по - казали результаты, средний балл по району выше среднеобластно - го. Однако по химии и английскому языку он ниже. Не обошлось и без повторной аттестации, ее прошли шесть учащихся. Конечно, сухая статистика не отражает тех страстей и мучений, которыми сопровождался каждый экзамен как для учащихся, так и для их родителей. Психологическая нагрузка для всех была чрезвычай - ной. В первую очередь связано это было с той атмосферой строгости, которая царила в процессе прове - дения экзамена. Пропускная систе - ма, милицейские кордоны - все это было так непривычно и для многих родителей, и учащихся, так непо - нятно, что вызывало повышенное напряжение. Создается впечатле - ние, что ни учащиеся, ни родители не были достаточно подготовлены к сдаче ЕГЭ. Многие и сегодня не до конца понимают, что ЕГЭ – это не толь - ко экзамен на аттестат зрелости, но и экзамен, по результатам которо - го происходит зачисление в вузы, а это уже другая степень требования и контроля. Как отметила в докладе Л. Мар - тынова, школьники должны понять, что ЕГЭ – серьезное, однако по - сильное испытание, а задача учи - теля - подготовить учащихся стар - ших классов к работе в непривыч - ной обстановке при остром дефи - ците времени. Одной из форм такой подготов - ки являются проводимые школьные и районные этапы Всероссийской школьной олимпиады. Неизменно растет количество их участников и победителей. Компьютерные классы, скорост - ной Интернет, лингафонные устрой - ства, специальное оборудование для учебных лабораторий – это ре - альность школьной жизни района. Теперь эффективность деятельно - сти школы в большей степени зави - сит от уровня профессионализма, подготовки и деловых качеств педа - гогов, их мобильности, готовности переучиваться, пополнять и совер - шенствовать профессиональные знания и умения. Одним словом, в образовании ключевые изменения происходят тогда, когда изменяет - ся учитель. Анализируя кадровый состав, докладчик отметила, что в районе 377 педагогов, из них 296 - учителя школ, 81 – педагоги детских садов. Высшую квалификационную кате - горию за прошлый учебный год по - лучили 19 человек. При этом если в дошкольных учреждениях количе - ство педагогов, имеющих высшую категорию, составляет 17 процен - тов, то в школах их - лишь 3,5 про - цента. Для примера: областной по - казатель - 29 процентов. Директо - рам школ есть над чем задуматься. В докладе Людмила Васильев - на коснулась и проблемы малоком - плектных школ. В первую очередь она отметила очень влияющие на содержание образования много - предметность в деятельности учи - теля, недостаточную оснащенность предметных кабинетов, малую на - полняемость классов, что затруд - няет полноценную социализацию личности, не способствует разви - тию школьного самоуправления, увеличивает затраты на одного об - учающегося. При этом образова - тельной отдачи от этих затрат нет. Все это сводится к одному – сниже - нию конкурентоспособности сель - ских школьников при поступлении в учреждения профессионального образования. В докладе говорилось и о ду - ховном воспитании учащихся, о тех проблемах, которые стоят пе - ред школой. Эта работа ведется со - вместными усилиями семьи, обще - ственности, школы, детских твор - ческих коллективов. Используют - ся также формы самоуправления в школе и классных коллективах. Большой положительный опыт дает работа в кадетских классах, кото - рую, несомненно, нужно продол - жать и расширять. В заключение Л. Мартыно - ва сказала, что все школы района подготовлены для работы в новом учебном году. Она уверена, что пе - дагогические коллективы школ при - ложат все усилия, умения, опыт для дальнейшего совершенствования образовательного процесса в рай - оне. Комментируя доклад, глава рай - она Е. Котов задал вопрос: -Почему в районе так мало пе - дагогов, повысивших свой профес - сиональный уровень? В нашем районе их всего 19 человек, - ска - зал Евгений Васильевич, - в то вре - мя как в соседних по 100-150 пе - дагогов ежегодно повышают свою квалификацию. Как можно говорить о внедрении новаторских форм и приемов в образовании, если сам педагог не совершенствуется? Не отсюда ли, - продолжил Е. Котов, - у нас процветает репетиторство, которым занимаются учителя школ, но при этом оно направлено не на расширение школьной программы, а на усвоение пройденных тем. Вы - ходит, свой брак в работе некото - рые учителя исправляют, но за до - полнительную «мзду». Не хочу ка - саться незаконности «деятельно - сти», - отметил он, - меня интересу - ет ее этическая сторона. -И еще об одном – о ЕГЭ. Из доклада следует, что его результа - ты весьма положительны, меня это тоже радует, - сказал Евгений Васи - льевич, - но при этом точно знаю, как, порой, отдельные учителя «на - прягали» родителей, помогая их ча - дам «сдать» экзамен за опреде - ленное вознаграждение. Не осуж - даю родителей, чего не сделаешь ради ребенка, но учителя, язык не поворачивается их так называть, как могли они! Свой брак в рабо - те они пытаются компенсировать, и при этом еще и заработать на этом. Это просто какие-то современные Остапы Бендеры. -Задумайтесь о сказанном. Мы сегодня говорим о духовном воспи - тании детей. Можно одиннадцать лет развивать в ребенке морально- этические качества и на последнем этапе одним своим «поступком» все разрушить. Отвечая главе района, Л. Мар - тынова сказала, что уже в будущем году 120 учителей школ района бу - дут направлены на курсы усовер - шенствования. Что касается репе - титорства и имевших место случа - ев, связанных с ЕГЭ, то и здесь бу - дет наведен порядок. Опытом работы с участниками форума поделились заведующая детским садом села Домачи Татья - на Голикова, выступившая с докла - дом на тему «О развитии личности ребенка через сотрудничество се - мьи и детского сада». Детский сад, которым руководит Татьяна Михай - ловна, является областным призе - ром конкурса «Детский сад года»; и Елена Родионова – учитель начальных классов школы № 42 им. Л. Н. Толстого, лауреат премии им. Москаленко, которая на про - тяжении ряда лет ведет обучение детей по системе Занкова. Ее до - клад «Развивающее обучение как способ реализации потенциаль - ных возможностей ребенка» дает представление о новых подходах в обучении и воспитании учащихся младших классов. С докладом «Стратегия инте - грации общего и дополнительного образования» выступила Татьяна Плотникова – директор районного Дома пионеров и школьников. Валентина Репникова, ди - ректор школы села Топки, в до - кладе «Социальное партнерство как одна из форм общественно- государственного управления» рас - сказала о работе попечительского совета школы, о его тесном сотруд - ничестве с предприятиями и сель - ской администрацией. Она отмети - ла, что все это способствует успеш - ной работе и качественной подго - товке школы к новому учебному году. С особым вниманием и инте - ресом присутствовавшие слушали выступление Марины Киселевой - ученицы 9 класса школы села Но - вочемоданово. Оно было посвяще - но теме «Развитие творческого по - тенциала через участие в организа - ции самоуправления». Понятие о школьном самоу - правлении у нас, людей старшего поколения, связано с великолепны - ми произведениями Л. Пантелеева «Республика ШКИД» и «Педагоги - ческой поэмой» А. Макаренко. А в пору школьной жизни - это комитеты комсомола школы. Поэтому было очень интересно послушать и по - нять, что вкладывают в этот смысл, к чему стремятся в осуществлении его нынешние школьники. Марина подробно и очень убедительно рас - сказала о том, как самоуправление осуществляется в их школе, а глав - ное, что оно способствует развитию инициативы и самостоятельности, ответственности и возможности ор - ганизовать внутришкольную жизнь так, чтобы она была интересна са - мим школьникам. К педагогам района с привет - ствием и пожеланием успеха в ра - боте обратился председатель рай - онного Совета депутатов Игорь Ар - хипкин: - Мы с вами сегодня говорим о достижениях и проблемах в обра - зовании, намечаем пути перспек - тивного развития. И я невольно по - думал о том, как разительно отли - чаются те условия, которые были в школе лет двадцать тому назад, от сегодняшних. Имею в виду усло - вия, позволяющие реализовать главное предназначение школы – качественное образование. Сегод - ня подавляющее большинство на - ших школ имеют все возможности для этого. Но самым значитель - ным достижением последних лет считаю появившуюся возможность платить достойную зарплату учите - лям. В минувшие годы, как вы пом - ните, оплата производилась, так сказать, по принципу социальной справедливости. Каждому учителю директор старался набрать часы и тем самым уравнять зарплату. Се - годня это не годится, сегодня нужно платить не за часы, а за их содер - жание, то есть за качество. А это, в свою очередь, будет стимулировать и побуждать учителей к повышению профессионального уровня, о чем сегодня много говорилось, без чего невозможно качественное, отвеча - ющее требованиям времени обра - зование. И такая возможность у ди - ректоров сегодня есть. Свое выступление глава райо - на Е. Котов начал со слов о том, что намеченные перспективы развития образования в районе впечатляют, теперь все это необходимо вопло - тить в жизнь. -Один из злободневных и болез - ненных сегодня вопросов - закры - тие малокомплектных школ, - ска - зал Евгений Васильевич, - в райо - не их в текущем году закрыто три. О мотивах, побудивших сделать это, говорилось тысячу раз. Повторюсь, в первую очередь это делается из- за заботы об учащихся. Наш долг и обязанность - создать им возмож - ность для получения качественного образования. И, в первую очередь, - это ваш долг, долг педагогов. Поэ - тому вы должны быть не противни - ками, а сторонниками и инициато - рами этого процесса. У некоторых складывается впечатление, а кому- то оно внушается, что закрытие ма - локомплектных школ присуще толь - ко нашему району. Надеюсь, что по - сле прошедшей областной учитель - ской видеоконференции, после вы - ступления на ней Олега Петровича Королева стала более ясной ситу - ация школьного образования в об - ласти. Как на этом фоне выглядит наш район? Вот один пример. В сосед - нем, Чаплыгинском, районе в этом году закрыли 11 школ. Процесс ми - нимизации коснулся и профтехучи - лищ и некоторых техникумов в горо - дах и районах области. И у нас за - крыто ПУ-15, это вызвано тем, что обучались там и выпускались меха - низаторы, способные работать на тракторах ДТ-75 и К-701, а это тех - ника позавчерашнего дня. Мало - комплектная школа - результат де - мографической ситуации в районе, области, да и в целом по стране. Я недавно разговаривал с директо - ром одной из сельских школ, и она мне с горечью поведала, что уже в будущем году у них не будет детей в первом классе, а в последующем - неизвестно. Представьте себе, че - рез девять лет в этой школе не бу - дет 9-го затем 10-го и 11-го классов. Какая перспектива вырисовывает - ся для этой школы? Это процесс, на который мы, к сожалению, не мо - жем действенно повлиять. Поэтому наша задача сегодня - создать в школах района все усло - вия для получения учащимися со - временного качественного, полно - ценного образования. Все усло - вия для этого есть. О них говорили выступившие на форуме. А вопло - тить в жизнь весь лучший, передо - вой опыт - это ваша святая обязан - ность. В этом вы найдете поддержку у всех жителей района, у родителей, у руководителей предприятий и, ко - нечно же, у администрации райо - на. Подтверждением этому служит проходящая подготовка к 70-летне - му юбилею школы № 42 имени Л. Н. Толстого. Материальную поддержку оказывают ее выпускники, предпри - ятия, частные предприниматели. И еще об одном сказал Е. Ко - тов: - Экономическая ситуация се - годня напряженная. Поэтому ди - ректорам школ, педагогическим коллективам нужно проявить боль - ше инициативы, предприимчивости в поисках дополнительных возмож - ностей для ремонта и содержания школ, для улучшения питания де - тей. Год назад на меня многие из вас обижались за жесткие требова - ния выращивать на пришкольных участках овощи. Время показало, что тот, кто по-настоящему занял - ся этим, сэкономил на их закупке и смог расширить ассортимент дру - гих продуктов. В заключение Евгений Ва - сильевич сказал, что сегодня в стране поменялись система и производственно-экономические условия. Поэтому нужны новые люди – образованные, эрудирован - ные, целеустремленные и предпри - имчивые. Задача учителя - подго - товить молодое поколение, воору - жить его знаниями, воспитать граж - дан и патриотов страны. - Успехов вам в вашем благо - родном труде, - пожелал Е. Котов. Состоялось награждение работ - ников образования района. Их име - на будут опубликованы в газете. Александр ИВАНОВ. Фото Бориса ЛЫКОВА. Под таким девизом 28 августа прошел ������������������������ V����������������������� районный образователь - ный форум. На него собрались представители педагогических кол - лективов школ и дошкольных учреждений, их коллеги из Дома школь - ников, работники отдела образования, главы сельских Советов. В ра - боте приняли участие глава района Евгений Котов, председатель рай - онного Совета депутатов Игорь Архипкин, начальник отдела Управле - ния образования области Нина Сметанина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz