Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 29 января 2009 г. * № 9 (9570) * 4 ственных стандартов и свя - зи с рынком труда. В области общего среднего образования продолжится эксперимент по обновлению содержания, введению профильного обучения в стар - шей школе, эксперимент по единому государственному экзамену. Для развития кадрового потенциала отрасли предусматривается повысить эффективность аттестации педагогических и руководящих кадров через совершенствование аттестационных форм, повышение компьютерной грамотности. Будет продолжена работа по оптимизации структуры и реорганиза - ции сети образовательных учреждений. Продолжится работа по выполнению мероприятий районной про - граммы устройства детей в семью (усыновление, опека, приёмная семья), приобретение жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Планируется увеличить адрес - ную помощь гражданам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вступающих в брак и в связи с рождени - ем ребёнка. Продолжится работа по созданию условий для оздоровления детей в лагерях всех типов. Получит дальнейшее развитие работа по обеспечению учащихся социально незащищенной категории бесплатными учебниками. Предстоит обеспечить дальнейшую интеграцию образования и на - учной деятельности за счёт создания в районе научно – образова - тельного центра. В целях стимулирования научной деятельности про - должится практика поведения районного конкурса научных исследо - ваний учащихся. Предусматривается продолжить строительство и капитальный ре - монт объектов образования. Основные целевые региональные показатели приоритетного наци - онального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выполняются. За годы реализации проекта введено рекордное количества жилья. В 2006 году – 3508 кв.м, в 2007 году – 5511 кв. м, рост к уровню 2006 года – 157 %. На душу населения введено 0,326 кв. м. За два года реализации приоритетного национального проекта 56 семей получили субсидии и льготные целевые займы на строитель - ство (приобретение ) жилья. Этому способствовала реализация областных жилищных про - грамм: «Свой дом», «Ипотечное жилищное кредитование», «Соци - альное развитие села до 2010 года» и «О государственной поддерж - ке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», а также ре - ализация районной целевой программы «Обеспечение жильём мо - лодых семей Лев – Толстовского муниципального района на 2007 – 2010 годы». За 2006-2007 годы государственная поддержка в рамках программ за счет средств областного бюджета составила 16,4 млн. руб., федерального – 348 тыс. руб. В рамках районной целевой про - граммы поддержка молодым семьям составила 1,1 млн. руб. Реализация областных жилищных программ за 2007год «Ипотечное жилищ - ное кредитование» Приобретено 513,4 . кв.м жилья, получили субсидии 10 семей на сумму 2,3 млн. руб. “О государственной поддержке в обеспе - чении жильем моло - дых семей до 2010 года” Построено и приобретено 238,2 кв. м жилья. Получили субсидии 4 семьи на сумму 1,4 млн. руб., в том числе из областного бюдже - та – 1,0 млн. руб., из федерального бюджета – 348 тыс.руб. “Социальное раз - витие села до 2010 года” Построено 1043,5 кв.м. жилья. Получили суб - сидии 33 семьи (13 семей – приобретение, 20 семей – строительство) на сумму 12,5 млн. руб. из областного бюджета “Свой дом” Построено 605 кв. м жилья, получили субси - дии 7 семей на сумму – 544,1 тыс. руб. из об - ластного бюджета. Районная целевая программа «Обеспе - чение жильём мо - лодых семей Лев- Толстовского муници - пального района на 2007-2010 годы» За 2007 год встали на учёт и были включе - ны в реестр получателей субсидии 16 семей: на приобретение – 14 семей (679,8 кв.м.), на строительство – 2 семьи (152,07 кв.м.), выде - лено и получено субсидий из районного бюд - жета на сумму – 1,1 млн. руб. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» дал мощ - ный импульс развитию животноводства , малых форм хозяйствова - ния на селе. За период его реализации государственная поддержка селу соста - вила 902 млн. руб., объем инвестиций в основной капитал – 4 млрд.. руб. Создано около 500 новых рабочих мест, среднемесячная зара - ботная плата возросла в 1,4 раза и превысила 11,0 тыс. руб. В целях ускоренного развития животноводства реализуется ин - вестиционный проект по производству мяса свиней ОАО «Группа «Черкизово»», мощностью 50 тыс. тонн в год. Данный проект создан на основе самых передовых технологий. За 8 месяцев текущего года реализовано мяса свиней 15,4 тыс. тонн, что составляет более поло - вины от объёма реализации свинины в целом по Липецкой области. В текущем году предприятие получило статус племенного хозяйства. Особое внимание уделялось вопросам развития малых форм хо - зяйствования на селе, повысилась доступность кредитных ресурсов на льготных условиях За 2006-2008 годы личными подсобными и крестьянскими (фермер - скими) хозяйствами получено более 11 млн. руб. 1.3. Вызовы предстоящего среднесрочного периода. Программа социально-экономического развития Лев-Толстовского муниципального района на 2008 год в совокупности с реализацией приоритетных национальных проектов, областных целевых программ выполнила поставленные задачи. Вместе с тем в настоящее время на дальнейшее социально- экономическое развитие района могут оказать влияние долговре - менные системные вызовы, отражающие как тенденции развития экономики района, так и внутренние барьеры развития. Первый вызов связан с резко усиливающейся рольюинноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающий многие традиционные факторы роста: -низкая инвестиционная активность промышленных предприятий; -ухудшение соотношения темпов прироста заработной платы и про - изводительности труда. Опережающий рост зарплаты приводит к по - вышению издержек и снижению конкурентоспособности продукции; - усиление ограничений роста, связанных с экологическими факто - рами; - диспропорции в территориальном развитии, дальнейшее накопле - ние которых может повысить риски замедления темпов роста эко - номики района. Ответ на этот вызов обуславливает необходимость повышения кон - курентоспособности экономики района за счет инновационного об - новления и привлечения инвестиций, прежде всего, в целях вырав - нивания развития территорий, повышения производительности тру - да, которая будет определяться уровнем образования самих работ - ников. Второй вызов обусловлен возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития: - старение населения и его высокая смертность (смертность по рай - ону в 2007году сложилась 17,1 на уровне среднеобластного показа - теля). - низкая продолжительность жизни – 67,3 года; - увеличивающаяся дифференциация населения по уровню дохо - дов. -возрастающая территориальная асимметрия по уровню доходов и среднемесячной заработной платы; - сохраняющееся население с доходами ниже величины прожиточ - ного минимума; - снижение численности населения и занятых в экономике на фоне демографического дисбаланса. Степень обновления трудовых ре - сурсов существенно ухудшится после 2008 года, когда в трудоспо - собный возраст войдут лица, которые родились в начале 90-х годов, когда значительно уменьшились показатели рождаемости; - дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда и достаточно высокий уровень незанятого населения в сельской местности; Для района ответ на этот вызов предполагает преодоление сложивших - ся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала путем: - стабилизации численности населения и занятых в экономике на основе проведения последовательной демографической политики, изменения образа жизни людей, повышения уровня социального оптимизма и эффективного регулирования миграции; - повышения эффективности функционирования отраслей, опреде - ляющих качество человеческого капитала (образование, здравоохра - нение, жилищный сектор), высокие стандарты жизни населения; - превращения среднего класса в доминирующую силу, сокращения социального неравенства. Действие вышеназванных вызовов усиливается нерешенностью ряда проблем: сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности, значительный уровень административных барьеров, недостаточная защищенность прав собственности, не совсем про - зрачная система земельных отношений, низкая корпоративная куль - тура; слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования биз - неса и общества; низкий уровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности; слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса. Решив за последние годы поставленные Программой задачи и обе - спечив экономическую стабильность, район, с одной стороны, полу - чил возможность ставить амбициозные стратегические цели разви - тия, с другой, - оказался перед необходимостью решения как сохра - няющихся острых проблем, так и преодоления отмеченных вызовов. 1.4. Основные цели социально-экономического развития рай - она в среднесрочной перспективе. Основными целями среднесрочного развития района являются: повышение благосостояния и качества жизни населения на терри - тории района; обеспечение устойчивых темпов качественного экономического ро - ста; усиление конкурентных позиций района в области и в России . Достижение этих целей означает к концу 2012 года: - рост обобщающего показателя уровня жизни – производство про - дукции в действующих ценах на душу населения до 237 тыс. руб. - ожидаемую продолжительность жизни - 69 лет; - повышение качества и комфортности условий жизни населения, информированности и всеобщей доступности различного вида услуг, в том числе: образования, здравоохранения, культуры, физкультуры, спорта и туризма; - средний уровень обеспеченности жильем 29 кв. м на человека (или около 88 кв.м на среднестатистическую семью); - благоприятную среду обитания человека: улучшение экологиче - ской ситуации, повышение уровня благоустроенности жилья и на - селенных пунктов, гарантированную реализацию конституционных прав граждан, снижение преступности; - дальнейшее изменение социальной структуры общества за счет увеличения доли среднего класса, которая составит 35% населе - ния; - сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточ - ного минимума до 8%; - инновационное развитие экономики путем внедрения высоких тех - нологий; - территориальное выравнивание экономики района; Системное достижение поставленных целей состоит в переходе эко - номики района к инновационному социально-ориентированному типу развития . Это позволит расширить конкурентный потенци - ал района за счет наращивания его сравнительных преимуществ социально-экономического и инфраструктурного развития, террито - риального расположения, задействовать новые источники экономи - ческого роста и повышения благосостояния населения. Формирование инновационной экономики означает превращение ин - теллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономи - ческого роста наряду со значительным повышением эффективности ис - пользования природных ресурсов и производственного потенциала. Инновационный социально-ориентированный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик. Это – развитие на основе: повышения эффективности и конкурентоспособности экономики без существенного наращивания производственных ресурсов. Про - изводительность труда должна увеличиться к 2012 году в 1,4раза; высокой инновационной активности предприятий, связанной с осво - ением новых технологий, обновлением ассортимента продукции, соз - данием новых форм организации бизнеса; опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие челове - ческого потенциала, прежде всего, образования, здравоохранения, жилищного строительства; повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработ - ной платы. Среднемесячная заработная плата повысится в 2012 году до 15100 руб. (2008 год – 9020 руб.). 2.Система целей и задач на среднесрочную перспективу, ме - роприятия, предусматриваемые к реализации, ожидаемые ре - зультаты. 2.1. Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни. Эта цель включает в себя две составляющих: - обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества соци - альной среды; - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития. 2.1.1. Преодоление негативных демографических тенденций. Миграционная политика. В результате принятых мер в последние годы наметились отдель - ные положительные тенденции в демографическом развитии райо - на. Рождаемость на 1000 населения увеличилась на 2,1 %, смертность снизилась на 24,7%. Вместе с тем, смертность почти в 2 раза превы - шает рождаемость. Основной целью демографической политики в районе в средне - срочном периоде является снижение темпов естественной убыли, стабилизация численности населения и создание условий для ее ро - ста. Достижение цели предполагается за счет решения следующих при - оритетных задач: повышения рождаемости, в том числе, ежегодное увеличение сум - марного коэффициента рождаемости за счет роста числа рождений вторых и последующих детей; реализации целостной системы мер социально-экономического, правового, информационного, научно-методического, орга - низационного характера, направленных на повышение ка - чества жизни семей с детьми и принимающих на воспита - ние детей, оставшихся без попечения родителей, по профи - лактике семейного неблагополучия и социального сиротства; укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно- нравственных традиций семейных отношений; оптимизации миграционных процессов в соответствии с потребно - стями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. Решение поставленных задач по улучшению демографической си - туации планируется осуществить в рамках Концепции демографиче - ской политики Липецкой области на период до 2025 года и област - ной целевой программы «Население Липецкой области: стратегия народосбережения (2009-2014 годы)», районной целевой програм - мы «Население Лев-Толстовского муниципального района: стратегия народосбережения (2008-2010 годы)». В результате реализации ме - роприятий которых в 2009-2012 годах будут созданы условия, по - зволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформи - ровать правовую, организационную и финансовую базу для наращи - вания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций. В результате выполнения всех намеченных мероприятий к концу 2012 года предполагается: - увеличение общего коэффициента рождаемости с 9,5 до 11,5 на 1000 человек; - снижение общего коэффициента смертности населения с 17,1 до 16,0 на 1000 человек; - ежегодное увеличение показателя суммарной рождаемости не ме - нее, чем на 5,5%. В сложившейся демографической ситуации очень важным фактором в стабилизации численности населения, снижения дефицита трудовых ресурсов является миграционный прирост. Актуальность решения вопросов, связанных с развитием внутрен - ней трудовой миграции населения, продиктована следующими фак - торами: - потребностью работодателей в рабочей силе, особенно сезонно - го характера; - недостаточной трудовой мобильностью российских граждан из-за низкой заработной платы, не позволяющей незанятому населению переехать с целью трудоустройства в другую местность; - недостаточной транспортной доступностью участников внутрио - бластного рынка труда. Основными направлениями регулирования внутренней трудовой миграции в среднесрочной перспективе будет использование меж - территориального банка вакансий в целях содействия гражданам в трудоустройстве в другой местности; Успешная реализация мер по управлению миграционными процес - сами предполагает обеспечение ежегодного прироста населения района за счет внешней миграции преимущественно лиц трудоспо - собного возраста. 2.1.2. Модернизация и дальнейшее развитие системы здраво - охранения. Задачи повышения качества жизни и благосостояния населения диктуют новые требования к системе здравоохранения. Растет цен - ность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медико-технологические и социальные вызовы, связанные с измене - ниями в демографической структуре населения. От системы здраво - охранения общество ожидает результативного противостояния тен - денции роста смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте. Благодаря развитию медицинских технологий существенно повы - шаются возможности медицинских служб реально влиять на показа - тели здоровья населения. В последние годы в развитие системы здравоохранения района направлялись значительные инвестиции, но для решения всех про - блем, продиктованных существующей демографической и социаль - ной ситуацией, необходимо значительно модернизировать систему здравоохранения, повысить ее технологический, организационный и профессиональный уровень. Основными факторами, негативно влияющими на развитие здраво - охранения района, являются, прежде всего: - старение населения, ведущее к увеличению абсолютной числен - ности и удельного веса лиц старше трудоспособного возраста, предъ - являющих повышенные требования к ресурсоемким и дорогостоя - щим видам лечения; - диспропорции между ростом потребностей населения в объемах и качестве лечебно-профилактической помощи и степенью удовлетво - рения этих потребностей; - дефицит квалифицированных медицинских кадров. Основная цель политики в сфере здравоохранения – повыше - ние качества и доступности медицинской помощи, улучшение на этой основе показателей здоровья населения, снижение инвалидизации и смертности, увеличение продолжительности жизни. Достижение этой цели предполагает решение следующих приори - тетных задач: расширение и повышение результативности профилактических ме - роприятий, создание условий и формирование мотивации для веде - ния здорового образа жизни; снижение смертности населения от предотвратимых причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности; укрепление здоровья детей и подростков; повышение эффективности функционирования системы здравоох - ранения и обеспечение рационального использования ресурсного по - тенциала отрасли. В целях решения поставленных задач предполагается реализация мероприятий, направленных на: - повышение информированности граждан о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения; - совершенствование системы профилактики социально-значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития; - разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продле - ние трудоспособного периода жизни пожилых людей; - проведение профилактических мероприятий в целях раннего вы - явления нарушений состояния здоровья населения, усиление про - филактической работы по предупреждению алкоголизма, наркома - нии, табакокурения; - совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, в том числе – улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения; - оснащение и кадровое обеспечение специализированных учреж - дений здравоохранения в соответствии с действующими стандарта - ми, создание необходимых служб; - внедрение инноваций в здравоохранение, повышение квалифика - ции медицинских работников и создание системы мотивации к каче - ственному труду; - повышение доступности высокотехнологичной медицинской помо - щи, а также развитие системы восстановительного лечения и реаби - литации больных; - сокращение уровня смертности пострадавших при дорожно- транспортных происшествиях путем совершенствования организа - ции медицинской помощи, повышения оперативности, качества ока - зания медицинской помощи на всех ее этапах; - внедрение единых технологических требований и стандартов ока - зания скорой медицинской помощи; - укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения; - внедрение современных ресурсосберегающих перинатальных и репродуктивных технологий; - организацию подготовки, переподготовки и повышения квалифи - кации специалистов, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям; - организационно-методическое и информационно-аналитическое Продолжение. Начало на 3 стр . Продолжение на 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz