Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 25 июля 2009 г. * № 94 (9654) * 3 коНКУРС С чего начинается Родина? Победителем в номина- ции «Литературное творчест- во» конкурса «Я – гражданин России», проводившегося от- делом образования админис- трации района накануне на- ционального праздника Дня России, был назван выпуск- ник средней школы№ 42 име- ни Л. Н. Толстого Александр ВАНИЧКИН. Сегодня мы пуб- ликуем его сочинение. Что такое Родина? Для каж - дого она означает что-то свое, но очень важное в жизни. В де - тстве «Родина» - это родной дом и родители. Позднее это понятие расширяется, и мы на - чинаем понимать, что Родина огромна, бесконечна и величес - твенна, что она дает нам силы и радость жизни. У каждого че - ловека – своя Родина. С чего начинается Родина? С государственной символики: флага, герба, гимна. О них мы узнаем на уроках истории, ли - тературы, географии. Знатока - ми истории для меня являют - ся и моя бабушка, мои учителя, одноклассники. Символы государства име - ют свою историю. В своем раз - витии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двига - ли прекрасные и добрые идеи. При звуках гимна у каждого россиянина начинает взволно - ванно биться сердце. Спортив - ные болельщики раскрашива - ют лица в «государственные» цвета. У победителей соревно - ваний нередко наворачивают - ся слезы, когда вверх взмывает родной флаг… Все это прояв - ления любви к своей Родине и гордости за нее. Без почитания флага, гимна и герба, знания их истории невозможно стать на - стоящим гражданином. Патри - отизм можно назвать «кольчу - гой» народа. Ослабевает в об - ществе патриотизм, и начина - ются «исторические» болезни – смуты, неуважение к военной службе, экономическое запус - тение… К сожалению, в 21 веке по - нятие «Родина» несколько ут - ратило свою значимость, осо - бенно у молодого поколения. Утрачиваются и многие нравс - твенные и духовные ценнос - ти, люди становятся агрессив - нее по отношению друг к дру - гу, мелочнее и меркантильнее. Встречаются и такие, кто ради личного благосостояния готов предать свою Родину, свое на - следие и культуру, своих близ - ких и друзей. И все-таки я надеюсь, что мы, молодые, будем достой - ными продолжателями само - бытности нашей великой Роди - ны, хранителями ее традиций и символов. Ведь Отечество, От - чизну, Родину не выбирают, как и родителей. Ее нужно любить и беречь! Каждый русский че - ловек должен болеть душой за Россию, за свой народ, вносить посильный вклад в будущее своей страны. Хорошо сказал об этом в одном из своих сти - хотворений Сергей Есенин. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!». ТВОЯ БИОГРАФИЯ, РОДНОЙ РАЙОН Возраст почтенный вас делает краше Нина Минакова по-прежнему просыпается рано. Эта привычка у нее с детства, с того самого вре - мени, когда впервые пришла рабо - тать на животноводческую ферму колхоза «Красный путиловец». -Я ведь родом из Смоленс - кой области, - рассказывает она. – Когда началась война, мне еще и двух лет не было. Но кое-что за - помнилось на всю жизнь из расска - зов моей мамы. Немцы на Смолен - щине очень лютовали, особенно в 1942 и начале 1943 года. По дерев - ням разъезжались бригады эсэсов - цев, искали семьи коммунистов и тех, кто связан с партизанами. Много раз нам всей деревней при - ходилось убегать в лес. Мама гово - рила, что чудом оставались живы, потому что часто вслед убегавшим свистели пули. Фашисты сожгли все соседние деревни. Добрались и до нашей. Чтобы остаться в жи - вых, все деревенские снова ушли в лес. Домой возвратились к пепе - лищам… В это самое время в одном из рязанских госпиталей находился на лечении дядя Нины Михайлов - ны. Он и написал им письмо, в ко - тором предложил переехать в бо - лее тихие места. Так семья Нины попала в наш район. Жили они бедно, испытыва - ли трудности, которыми война на - делила каждого человека. Пото - му и пошла работать в колхоз раз - норабочей после окончания шес - ти классов. Трудилась вместе со взрослыми женщинами по наря - ду: обрабатывали вручную посе - вы кукурузы, свеклы, скирдова - ли сено, делали многое другое. В колхозе «Красный путило - вец» познакомилась с молодым, но уже знатным комбайнером Иваном Минаковым, за которого вышла за - муж в 1957 году. Первые годы жили в доме родителей мужа. -В тесноте, да не в обиде, - улыбаясь, говорит Нина Минакова. – Я в доме свекрови четырех детей родила. Уже потом, в 60-х мы с му - жем решили построить свой дом. Все строительные работы Ми - наковы делали вручную. Вдвоем копали фундамент под дом, зали - вали его, собирали старый кирпич возле разрушенных зданий. -Молодые были, сильные да здоровые, - вспоминает она. – Уж больно хотелось иметь свой собс - твенный угол. Жить Минаковы начали в не - достроенном доме, но работу по подготовке его к зиме продолжали. Нина ждала пятого ребенка. Семья была большая и дружная. Она по - дарила своему мужу семерых де - тей. Первенца Николая, который в настоящее время живет в Москве, и шестерых красавиц-дочек. Четы - ре дочери живут и работают в Ле - бедяни, две – в Первомайском. У Нины Михайловны тринадцать внуков и четыре правнука. В начале 70-х ее перевели на ферму, где она стала работать опе - ратором по уходу за молодняком крупного рогатого скота, выращи - вала телят. После того, как им ис - полнялось четыре месяца, молод - няк переводили в старшую группу. О своих подопечных, а их в группе было 45 голов, Нина бес - покоилась всегда. Вставала в че - тыре утра и шла на ферму. Пер - вым делом – к своим малышам, посмотреть, как они себя ведут, не заболел ли кто. Потом к дояр - кам на ферму, чтобы получить све - жего молочка и напоить им малы - шей. Три раза в день проводилась дойка, столько же приходилось по - ить телочек и бычков, которые, за - видев свою хозяйку, поднимали та - кой рев, как будто всегда были го - лодными. -У них при моем появлении ин - стинкт вырабатывался, - вспоми - нает Нина Минакова. – Раз пришла на ферму – значит буду кормить. Причем, вели себя как дети. Сна - чала подаст голос какой-нибудь те - ленок, за ним еще несколько, а по - том все дружно хором «Му…» да «му…» Всякое случалось. Когда телята болели, Нина не уходила с фермы до поздней ночи и приходила сюда с рассветом. Почти каждую мину - ту думала она о беспомощных те - лятах. В такое время она не дава - ла покоя ни бригадиру, ни заведую - щей фермой, ни зооветспециалис - там. И успокаивалась лишь тогда, когда ее больной малыш твердо становился на свои четыре ноги. Было время, когда Нине Ми - наковой приходилось подменять ушедших в отпуска доярок. -Первое время думала, не справлюсь, - вспоминает она, – доили коров вручную, но прежде, чем это сделать, таскали кошелка - ми силос, сено. Тяжелая была ра - бота… Отработав в животноводстве по 40 с лишним лет, доярки получа - ют маленькие пенсии. Болят руки, да и другие болезни дают о себе знать… Она радуется, что у сегод - няшних животноводов условия тру - да совсем иные. В настоящее время Нина Ми - хайловна на заслуженном отдыхе. 25 июля ей исполнится 70 лет. Она живет одна в том самом доме, ко - торый построили когда-то вместе с Иваном. Ее часто навещают дети и внуки, правнуки, в которых бабуш - ка души не чает. Дети помогли ма - тери провести в дом газ, не допус - кают зарастания сорняками двора и прилегающей к нему территории. Татьяна заготовила доски для но - вого забора – старый покосился и требует ремонта… Светятся счастьем глаза немо - лодой, но доброй и чуткой, женщи - ны потому, что ее прожитая жизнь оставила на земле добрый след. Он – в ее труде, детях и внуках, тех малышах, которые тянут к ней ру - чонки, еще даже не выговаривая слово «бабушка». Тамара МОРОЗОВА. Фото автора. ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ Что читаем? Собираясь в отпуск, мы голо- ву ломаем над тем, что с собой взять. Чемодан, каким бы боль- шим ни был, все равно ничего не вмещает. Но отдыхать все-таки хочется, и поэтому, кроме шорт, панамки и спасательного круга, многие берут еще и книгу. Воп- рос – какую? Это я решила выяс- нить у жителей нашего поселка. Татьяна Очкасова, специа- лист отдела социальной защиты населения: - Взяла бы с собой детекти - вы Татьяны Поляковой. Она пишет с иронией, мне нравится. Обяза - тельно бы прихватила что-нибудь из классики. Например, «Анну Ка - ренину» Толстого. Марина Нехорошева, студен- тка факультета дизайна Елецко- го государственного университе- та им. И. А. Бунина: - Я бы взяла с собой журна - лы: «Бурда», «Психология». Они не очень тяжелые и места много не занимают. А если говорить о кни - гах, то - психологические тренин - ги Валерия Синельникова и что-ни - будь из немецкой классики. Артем Тарасенко, продавец: - На отдыхе лучше ничем «не грузиться», поэтому я бы взял что- нибудь легкое, дабы не перегру - жать мозг информацией. Детекти - вы Дарьи Донцовой вполне подош - ли бы. Хотя я больше люблю чи - тать о каких-нибудь приключениях, что-то более запутанное, захваты - вающее… Тамара Башлык, главный бухгалтер межпоселенческой центральной библиотеки: - Что читать, если время такое, когда пора делать заготовки? Сей - час моя главная книга так и назы - вается «Домашние заготовки» - ее бы и взяла. Ну а для души… Исто - рические романы Анатолия Ивано - ва. Дмитрий Одегов, студент Во- ронежской государственной ме- дицинской академии: - Об отпуске мне говорить пока рано, но у меня есть каникулы, ко - торые тоже надо чем-то заполнить. Книг, которые мне хотелось бы про - читать, много. Во-первых, что-ни - будь по анатомии и психологии че - ловека. Из художественной литера - туры еще раз прочел бы книги Бул - гакова «Записки врача» и «Мастер и Маргарита». А еще взял бы «Рос - сийскую газету» - там всегда есть что-нибудь интересное. Галина Самарина, главный специалист отдела финансов: - Обязательно взяла бы что-ни - будь про любовь. Мне нравится чи - тать об отношениях между мужчи - нами и женщинами, о том, как ге - рои решают проблемы. Правда, честно говоря, иногда пропускаю какие-то описательные элементы, а больше читаю диалоги. Мои лю - бимые авторы – Джессика Симон и Сара Дерринг. Михаил Римаренко, учитель музыки: - Люблю фантастику… Хотя в отпуск скорее бы взял стихи Аса - дова и нашего земляка Павла Ку - зовлева. А еще взял бы тексты пе - сен Сергея Трофимова и Алексан - дра Розенбаума. Наталья КАПУСТИНА. Наряду с опытными специ - алистами библиотечного дела в коллективе Лев-Толстовской межпоселенческой центральной библиотеки успешно работают, приумножая в соответствии с требованиями времени его слав - ные традиции, и молодые библи - отекари. Анна Парамонова, биб - лиотекарь читального зала де - тского отдела, одна из них. Фото Бориса ЛЫКОВА. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ Говорить помогают пальчики Исторически, в ходе развития человечества, движения пальцев рук оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой фор - мой общения первобытных людей были жесты. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. Но она долгое время была связана с жестикулярной речью. Активную тренировку пальцев ребенка следует начинать уже с раннего возраста. Некоторые спе - циалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 ме - сяцев. Но и в более позднем воз - расте занятия будут полезны и эф - фективны. Начинать можно с ежедневно - го массажа кистей рук и пальцев. Времени на это должно уходить по 2-3 минуты. Сначала нужно пог - ладить ладошки, проводя по ним вверх и вниз. Затем – размять каж - дый палец вдоль и поперек. Расти - рать пальчики необходимо спира - левидными движениями. Важно делать энергичные дви - жения, вовлекать больше пальцев. Можно давать малышам катать шарики из пластилина, рвать на мелкие кусочки бумагу. Тем более, дети делают это с удовольствием. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, паль - чиковые разминки, проводимые систематически (в детском саду, дома, во дворе) с самого раннего возраста помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, самосто - ятельно заплетать косички, шну - ровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и так далее. Преимущества пальчиковой гимнастики очевидны. Выполнение упражнений и ритмических движе - ний приводит к возбуждению в ре - чевых центрах головного мозга, что стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприят - ный эмоциональный фон, разви - вают умение подражать взросло - му, учат выслушивать и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учит - ся концентрировать внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их сти - хотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. К тому же у ребенка разви - вается память, так как он старает - ся запомнить определенные поло - жения рук и последовательность движений. В результате освоения различных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хоро - шую подвижность, гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Как итог, можно сказать сле - дующее: если будут развиваться пальцы рук, то скорее разовьется речь и мышление ребенка, отпа - дут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальней - шем. Юлия ЕРМОЛОВА, учитель-логопед детсада «Колосок».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz