Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 14 июля 2009 г. * № 88 (9648) * 3 П р а в и л ь н ы й в ы б о р Слово к читателям Уважаемые друзья! Выходит в свет очередной выпуск тематической полосы «Пра - вильный выбор», подготовленный с помощью специалистов Цен - тра психолого-медико-социального сопровождения. В нем вашему вниманию предлагается статья врача-педиатра райбольницы Нины Строковой «Нервные тики у детей: как с ними бороться?», которая рассказывает о причинах появления этого заболевания у детей и советует родителям, как поступать, чтобы тики уменьшились или прошли бесследно. С информацией о проводимой в районе работе по профилактике детской безнадзорности и беспризорности, участии в ней специалистов Центра выступает и. о. директора Центра Елена Муравьева. Она же дает несколько советов родителям, которым ка - жется, что их отношения с сыном (дочерью) зашли в тупик . Надеем - ся, что многие из вас найдут в них ответы на свои вопросы. Светлана МИХО, заведующая отделом культуры и образования газеты. Нервные тики у детей: как с ними бороться? Вы заметили, что сын стал ча - сто моргать или подергивает пле - чами. Похоже, у него нервный тик. Что это такое? Тики – одно из самых распро - страненных заболеваний нервной системы у детей, которые появля - ются в возрасте от 2 до 18 лет. Это повторяющиеся, быстрые, непро - извольные, неритмичные движе - ния, которые возникают в момен - ты напряжения, когда ребенок в течение долгого времени смотрит телевизор или находится в одной позе, например, сидит в машине, за партой в школе. Встречаются моторные и во - кальные тики, тики-ритуалы. В основе моторных лежит движение – вздрагивание, пожимание плеча - ми, моргание, подергивание голо - вой, зажмуривание, напряжение крыльев носа. Вокальные связаны с воспроизведением каких-либо звуков - хныканья, посапывания, покашливания, шмыганья, свиста. Повтором каких-либо действий характеризуются тики-ритуалы – ходьбой по кругу или из сторо - ны в сторону по комнате. Когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько, говорят о генера - лизованных формах тиков. Кроме того, различают простые тики, за - хватывающие только мышцы век, рук или ног, и сложные, когда дви - жения возникают одновременно в различных группах мышц. Среди родителей и педаго - гов широко распространена точ - ка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако, извест - но, что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так на - зываемого кризиса активной борь - бы за самостоятельность (3-х лет и 6-7 лет), а тики появляются толь - ко у некоторых детей. Безусловно, немалую роль в возникновении тиков играет на - следственная предрасположен - ность. Причем известно, что маль - чики страдают тиками чаще, чем девочки, да и протекают они у них тяжелее. Второй причиной их воз - никновения являются стрессы в семье, детском саду, школе. Ино - гда тики появляются после того, как ребенок перенес острые ви - русные инфекции или другие тя - желые заболевания, требующие длительного и не очень приятно - го лечения. Но большая часть тиков, к со - жалению, возникает как следствие неправильного родительского по - ведения. Их развитию способству - ют повышенная опека, постоян - ный контроль, ссоры между мамой и папой, дефицит общения. Тики часто сочетаются с гипе - рактивным поведением и наруше - нием внимания, сниженным на - строением, тревожностью, риту - альным и навязчивым поведени - ем (вырыванием волос или нама - тыванием их на палец, обгрыза - нием ногтей). Ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро уста - ет, утомляется от зрелищ и заня - тий, беспокойно спит или плохо засыпает. В первую очередь нужно найти и устранить причину тиков, нала - дить теплую и дружескую обста - новку в семье, постараться разве - ять страхи ребенка, наполнить от - ношения с ним нежностью и лю - бовью. Своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (напри - мер, выпечка печенья или про - гулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися про - блемами, устранить тревогу и на - пряженность. Тики ослабевают и даже полностью исчезают во вре - мя игры, при выполнении интерес - ного задания, в результате группо - вой или индивидуальной психоло - гической коррекции. Во многих случаях медикамен - тозного лечения нервных тиков у детей не требуется. Бывает доста - точно успокоить родителей и рас - сказать о природе заболевания, упомянув, что ребенку не угрожа - ет снижение интеллекта, тяжелое психическое и неврологическое заболевание, объяснив, что нель - зя акцентировать его внимание на тиках постоянными окриками и бесчисленными замечаниями. Медикаментозное лечение ти - ков проводится, когда возможно - сти предыдущих методов исчер - паны. Тогда назначаются проти - вотревожные средства, снижаю - щие выраженность двигательных явлений и ощущение тревожно - сти, а также средства, улучшаю - щие обменные процессы в голов - ном мозге. Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет, благоприятный - тики проходят бесследно. Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длитель - ного их течения, вплоть до под - росткового периода, когда тики по - степенно уменьшаются. Откажитесь от противостояния! Ваш ребенок вырос и пере - стал бояться темноты. Научил - ся активно протестовать. Отри - цает все ваши ценности. Нега - тивен, агрессивен, груб. А его чрезмерное стремление к неза - висимости и самостоятельно - сти в сочетании с минимальной собственной ответственностью за происходящее доводит вас до умопомрачения, вы не знае - те, как быть… Вы боитесь, что «подро - сток» - это диагноз, а не воз - раст и с этим уже ничего не по - делаешь? До тех пор, пока вы не приме - те своего взрослеющего ребенка таким, какой он есть, не поймете, что просто рождается новый чело - век, у которого вместе с потребно - стью в эмоциональном общении с вами возникает и крайняя нуж - да в независимости и свободе от вас, диалога с подростком не по - лучится. Забудьте прежние установки на подчеркивание неудач и оши - бок. Акцентируйте любые, даже самые незначительные успехи. Ведь он так ждет вашего сочув - ствия и поддержки! Помните, ваш ребенок живет в постоянном тревожном ожидании низкой оценки его деятельности и отторжения по банальной форму - ле: как ты смеешь не соответство - вать тому, чего от тебя ждут, ведь мы жертвуем всем ради тебя?! Подросток пребывает в по - вседневном глубоком стрессе от своей уязвимости. Ему приходит - ся делать вид, что он в состоянии управлять собственными эмоция - ми, когда на самом деле давно го - тов выпрыгнуть из окна. Дефицит родительской отзыв - чивости на нужды подростка фор - мирует у него чувства беспомощ - ности, одиночества и собственной ненужности. Вы боитесь быть отвергну - тым? Но пасовать перед трудностя - ми не в ваших правилах, верно? Вы можете помочь своему запу - тавшемуся подростку наладить разорванные родственные связи, обеспечивая: НОРМАЛЬНОСТЬ – поддер - живайте, невзирая ни на что, нор - мальный статус ребенка в семье. ИНТИМНОСТЬ – не решайте за него, чего он хочет и чего не хо - чет. Спрашивайте! Это даст вам возможность проявлять теплое отношение на уровне, комфорт - ном для подростка. ТЕПЛОЕ ОТНОШЕНИЕ – ис - пользуйте нормальные выраже - ния теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит мягкость. ОДОБРЕНИЕ – кивните, под - мигните, что угодно придумай - те, чтобы подчеркнуть значитель - ность ребенка, его ценность, чув - ство приятия. ПОСТОЯНСТВО И ПРЕДСКА - ЗУЕМОСТЬ – жизнь вашего бун - таря вне дома может быть хаотич - ной. А дом остается единствен - ным местом, где он будет чувство - вать себя нормально. Четко обо - значайте свои ожидания. ЧУВСТВО ВКЛЮЧЕННОСТИ – вовлекайте его в дискуссии, а не в перепалки. БЕЗОПАСНОСТЬ И КОНФИ - ДЕНЦИАЛЬНОСТЬ – поддержи - вайте привычный образ жизни, не обсуждайте детали случившегося с кем бы то ни было. Больше рассуждайте о сво - их собственных чувствах - это лучшая подготовка к тому, чтобы справиться с ситуацией. Вы боитесь совершить ошибку, ведь быстро и безбо - лезненно изменить свою фи - лософию и привычки вряд ли сможете? Ошибайтесь! Но вновь и вновь пробуйте найти общий язык. Под - росток нуждается в том, чтобы ему помогли осознать причины конфликтов с родителями. Он те - ряется в провокационных, заде - вающих, угрожающих ситуаци - ях, вот и выбирает агрессию как стиль своего ответа. Никогда не говорите ему ни - чего такого, чего бы вы не хотели услышать сами. Не впадайте в па - тетику. Используйте простой, каж - додневный язык. Не давайте во - влечь себя в обмен оскорблени - ями. Не отвечайте на обвинения и личные оскорбления. Не реаги - руйте слишком бурно, контроли - руйте свои эмоции. Начните доверять подростку. Перекладывая ответственность за его поведение, стиль жизни, образ мыслей с себя на него са - мого, вы, наконец, совершите са - мое главное – позволите своему ребенку взрослеть. Вы боитесь, что не справи - тесь с отвратительным харак - тером подростка? И не надо! Характер для него – данность. Сам подросток не яв - ляется ни источником, ни вино - вником того, что его характер именно таков. Затея переломать, побороть, уничтожить – бесполез - ная и опасная. Нет плохих и хо - роших характеров. Есть незнание своего характера, которое форми - рует опыт неудач. И есть знание и умение использовать его макси - мально. Помогите подростку разо - браться в себе. Профилактика детской безнадзорности Среди причин, которые пре - пятствуют развитию личност - ных и волевых качеств детей, приводят к детской безнадзор - ности и беспризорности, - ухуд - шение материального положе - ния и падение авторитета се - мьи, ослабление ее воспита - тельного потенциала из-за амо - рального образа жизни родите - лей, пьянства, жестокости, пси - хического и физического наси - лия над детьми, разрушение нравственных устоев, круше - ние фундаментальных челове - ческих ценностей… В районе создана и функцио - нирует комплексная система про - филактической работы в отноше - нии несовершеннолетних, осно - ванная на организации персони - фицированного учета и согласо - ванных действиях со всеми ор - ганами и учреждениями системы профилактики. Все они действуют в рамках своей компетенции, ис - пользуя нормативные документы и наработанный опыт общения с несовершеннолетними и их роди - телями. Специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения и по охране прав детства отдела образования ад - министрации района, комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и группы по делам несовершен - нолетних районного отдела вну - тренних дел (ГДН ОВД) осущест - вляются выезды в села района с целью обследования семей, на - ходящихся в социально опасном положении. За прошедший учеб - ный год с участием социального педагога Центра было обследо - вано 28 таких семей. Психолог и социальный педагог приняли уча - стие в 8 заседаниях ювенального суда, которые стали проводиться в нашем районе в соответствии с утвержденным Указом Президен - та РФ «Национальным планом действий в интересах детей». По запросу Чаплыгинского районно - го суда психолог провела диагно - стику и коррекционные занятия с 10 учащимися, привлекавшими - ся к суду. Социальным педагогом Центра и старшим инспектором ГДН ОВД были обследованы их материально-жилищные условия и три проблемных семьи. Основными задачами в прове - дении профилактической работы с семьями, находящимися в соци - ально опасном положении, явля - ются обучение родителей прави - лам общения с «трудными» деть - ми, учет особенностей детей и анализ их поведения. Родители и подростки приглашаются на за - седания клубов «Твой выбор» и «Пойми меня». Посещая их, роди - тели учатся понимать своих взрос - леющих детей, а дети - лучше осо - знавать и принимать себя, свои интересы и желания, разрабаты - вать эффективные способы пове - дения в различных ситуациях. При проведении пропаган - ды правовых знаний среди уча - щихся и родителей (других закон - ных представителей) используют - ся такие формы работы, как роди - тельское собрание, консультация, классный час, в ходе которых осу - ществляется разъяснительная ра - бота о видах ответственности не - совершеннолетних и их родите - лей за те или иные неправомер - ные поступки. С целью охраны прав и пред - ставления интересов детей, соци - альный педагог Центра участвует в допросах несовершеннолетних, совершивших правонарушения. До и после допросов для родите - лей и подростков проводятся про - филактические беседы и консуль - тации по интересующим их право - вым вопросам с участием старше - го инспектора ГДН ОВД и адвока - та. В 2008-2009 учебном году со - циальный педагог присутствовала на 9 заседаниях комиссии по де - лам несовершеннолетних. Специ - алисты Центра участвовали со - вместно с членами КДН и старшим инспектором ГДН ОВД в 7 рейдах в места сбора молодежи, в дежур - ствах на дискотеках. Профилактикой детской без - надзорности и беспризорности за - нимаются и внештатные инспекто - ра образовательных учреждений района, входящие в состав мето - дического объединения, создан - ного на базе Центра совместно со специалистами по охране прав детства. В помощь им сформи - рован пакет документов, предла - гаются сценарии разработанных специалистами Центра классных часов и родительских собраний. Совместно с отделом по охра - не прав детства на базе Центра открыта «Чайная гостиная». Посе - щая ее, родители-опекуны имеют возможность получить квалифи - цированные консультации психо - лога и социального педагога по во - просам воспитания детей, позна - комиться с новыми законами РФ. Кроме того, в помощь родителям в Центре на видном месте установ - лен «Сундучок вопросов и отве - тов» и печатается дайджест «Лег - ко!», благодаря которым родители получают ответы на многие инте - ресующие их вопросы по пробле - мам взаимоотношений с детьми.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz