Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 24 января 2009 г. * № 7 (9568) * 3 Преданья старины глубокой… Интерес к истории родного края растет год от года. Уроки кра - еведения в школах, желание по - больше узнать «преданий стари - ны глубокой», ощутить связь вре - мен, почувствовать себя причаст - ным великой истории помогают всколыхнуть дремлющую в каж - дом человеке тягу к познанию про - шлого. При современном бурном те - чении жизни с карты страны порой исчезают целые города и круп - ные населенные пункты, не гово - ря уж о «неперспективных» селах и забытых Богом деревушках. Но в нашей памяти они всегда долж - ны жить со своей неповторимой историей. Поэтому, пока не позд - но, нужно спешить восстанавли - вать забытые страницы минувших дней. В нашем районе есть два села, названия которых происхо - дят от необычной фамилии – Че - моданов. Кстати, населенные пун - кты с подобными названиями есть и в других местах, потому что мно - гие помещики имели по несколько вотчин иногда в различных губер - ниях. Из архивных документов из - вестно, что село Чемоданово воз - никло в 18 веке, и в 1771 году оно именовалось еще Михайловским. Значительно позже, когда люди выехали на новое место житель - ства, в середине 19 века крестья - не основали Чемодановские Вы - селки в чистом поле, к слову «Че - моданово» добавили «Старое». Таким образом появилось назва - ние – Старочемоданово, сохра - нившееся до сих пор. А Чемода - новские Выселки превратились в Новочемоданово. Прошлое Старочемодано - во заслуживает особого внима - ния. В этом селе была деревян - ная церковь. С течением време - ни она сильно обветшала и при - шла пора строить новую. Тем бо - лее, что сельцо Чемоданово и де - ревню Озерки в это время не было возможности причислить к какому- либо другому церковному прихо - ду, кроме сел Пиковые Рясы и Тро - ицкое. В ту пору в Пиковых Рясах было более двух тысяч жителей, да и в Троицком насчитывалось больше 100 дворов, в каждом из которых проживали в среднем по 10 душ. Но до этих сел было да - лековато и несподручно ходить на богомолье. Владелец Чемоданово отставной поручик А. Протасьев мечтал построить новую, непре - менно каменную, церковь, так как его не устраивал деревянный пи - ковский храм. В Рязанскую духов - ную консисторию он подал проше - ние, что «желает построить цер - ковь каменную, и под построение оной и под кладбище, также для священно-церковнослужителей, как под селитьбу, так и на пашню и сенокос отвести земли указан - ную пропорцию желает: дворов же в оных сельцах 98, а душ му - жеска пола более пятисот». Кон - систория 10 декабря 1801 года по - становила: «В означенном сель - це Чемоданово построение ка - менной церкви дозволить, о чем св. Синоду доложить». И хотя на устройство церкви последовало разрешение и была выдана на то храмозданная грамота, построй - ка долго не начиналась из-за не - хватки материалов, а потом - из-за смерти помещика. Только в августе 1807 года по - ручица Мария Владимировна Про - тасьева после вторичной пода - чи прошения с приложением пла - на будущей церкви смогла присту - пить к постройке Воскресенского храма с приделом в честь свято - го Николая. Церковь была постро - ена и освящена в 1811 году. Одно - временно с церковью устроена ко - локольня. Новый храм имел в дли - ну 12, а в ширину - 6 сажен. В 1878 году его наружные стены «на ар - шин от бута облицованы для проч - ности белым камнем». Под цер - ковь и кладбище было отведено 330 квадратных сажен земли, 3,5 десятины усадебной и 33 десяти - ны пахотной. Неприкосновенного церковного капитала насчитыва - лось 300 рублей. К приходу Вос - кресенской церкви относились село Чемоданово с 49 дворами, Чемодановские Выселки с 52 дво - рами, деревня Свинушки (Озер - ки) на реке Булавке с 74 дворами, деревня Реневка с 27 дворами. В них в 1885 году числились 734 мужчины и 770 женщин, в том чис - ле, 48 человек грамотных. В при - чте Воскресенской церкви до 1869 года состояло четыре духовных лица, но по бедности прихода две должности затем были упраздне - ны. Из священнослужителей из - вестны: А. Я. Ниловский (1813- 1848 г.г.), И. В. Орфеев (1848-1866 г.г.), Ф. Е. Морозов (1866-1868 г.г.), С. И. Боков (1868 г.), А. М. Пласти - ков (с 1869 г.) В документах 20-х годов про - шлого века Чемодановские Вы - селки (Новочемоданово) упоми - наются как селение с 434 жителя - ми. В 1932 году здесь создан сель - совет. В то время в селе прожива - ли 550 человек. На 1 января 1997 года в Новочемоданово насчиты - валось 153 двора и 393 жителя. Сейчас в селе проживают более 350 человек. Местность, на которой распо - ложены Свинушки (Озерки) пред - ставляет собой «урочище неглу - боких, небольших по площади за - падинных озер на водоразделах, а также озер среди оползневых бу - гров в вершинах балок». Отсюда и пошло новое название деревни. В списке населенных мест 1859 года она отмечена как владельческая, с 52 дворами и 512 жителями. В 1880 году здесь насчитывалось 98 дворов и 517 жителей. В 1920 году в деревне проживали 950 человек, а в 1932 году – 1085 человек. На 1 января 1997 года осталось 18 дво - ров, в которых числилось 29 чело - век. Сейчас там живут всего лишь девять человек. Юрий РУДАКОВ. ИЗ ИСТОРИИ Татьянин день Святая мученица Татьяна была дьякониссой Римской церк - ви. Она родилась в знатной семье консула Рима, тайного христиани - на, 12 (25) января в третьем веке. Отец воспитал ее в духе благо - честия и веры Христовой. Все свои силы дева отдавала Богу и церкви, много молилась, помога - ла бедным людям. При гонениях на христиан во время правления римского императора Александра Севера святая Татьяна была схва - чена и приведена в храм Аполло - на для принесения в жертву идо - лу. Она помолилась – и внезапно произошло землетрясение: идол развалился на куски, часть хра - ма обрушилась, придавив многих жрецов. Палачи истязали Татьяну, но наутро она стала еще прекрасней, чем прежде. Во время страшных пыток вокруг нее незримо для дру - гих предстали четыре ангела, обо - дряя ее. Деву жгли огнем, затем ослепили и бросили на съедение голодному льву. Но лев стал крот - ко лизать ее ноги. Тогда Татьяну вместе с отцом палачи обезгла - вили. Никакие муки не заставили святую деву отречься от Христа. В России Татьяна считается покровительницей студенчества. В день мученицы, 12 января по ста - рому стилю, в 1755 году импера - трица Елизавета Петровна подпи - сала подготовленный графом Ива - ном Шуваловым указ об учрежде - нии Московского университета. Во имя этой святой мученицы был освящен и университетский храм. Разрушенная в свое время святы - ня в МГУ недавно восстановлена. В Татьянин день во всех право - славных храмах принято ставить свечи за успехи в учебе. Юрий ПЕТРОВ. Лидия Денисюк работает в районном Доме культуры заведую - щей сектором досуга восьмой год. Она является руководителем ан - самбля ветеранов «Золотой возраст» и трио «Ивановны», участ - ницей народного ансамбля русской песни «Родные напевы», органи - затором вечеров отдыха «Для тех, кому за». А в свободное от ра - боты время любит вышивать крестом очень красивые скатерти, рушники и дорожки. Фото Бориса ЛЫКОВА. Житейские истории ВСТРЕЧА У ФОНТАНОВ Страшное слово - ремонт – вы - зывало у Татьяны нервное подер - гивание верхнего левого века, лег - кое заикание и тягучее чувство то - ски. Строительные бригады меняла одну за другой. Ляпали. Обманы - вали. Настроение у Татьяны давно держалось на нуле. Продолжался долгострой. Выхода не было. Был кошмар. Сочувствовали даже недоброже - латели. Даже те, которые завидо - вали. Хотя причин для зависти не было. Абсолютно. Помочь не мог никто. Сама Та - тьяна не знала о строительных ра - ботах НИЧЕГО! До ТОГО. Со вре - менем она стала маленьким спец - ом. Она разбиралась в марках це - мента. В кирпиче. Знала, где мож - но достать строительный лес, пи - ломатериалы. Узнала, какой пе - сок нужен для кладки кирпича, ка - кой – для штукатурки. Многое мож - но узнать при желании. У Татьяны была необходимость. Ремонт продвигался с такой мед - ленной скоростью, с таким ужасаю - щим скрипом, что скрип этот, каза - лось, был слышен на полпоселка Лев Толстой. Лето заканчивалось. И вдруг. Владик, сослуживец, у которого тоже был ремонт, дал Та - тьяне номер мобильного телефо - на мастера строительной бригады. Владику бригада ремонт сделала отлично. Недорого. Татьяна благодарила Владика взахлеб. Это спасение! Надо толь - ко позвонить. И – вот оно - счастье! Позвонила сразу. Представилась. Спросила имя мужчины. На лома - ном русском ей ответили: - Мурат. Кавказец… Уныло подумала Та - тьяна. Медленно, чеканя каждое слово, объяснила, кто дал номер телефона, какой ремонт необхо - дим. К месту и не к месту вставляя «спасибо» и «пожалуйста, Мурат, сделайте быстрее». Как истинный южанин, Мурат, ко - нечно же, считал, что слово «муж - чина» пишется с большой буквы или все буквы должны быть боль - шими. Поэтому он молчал. Мол - чал. Молчал… Ничего не спраши - вал. Не перебивал. Татьяна забес - покоилась. Усилила голос. Поинте - ресовалась: - Мурат, ты меня слышишь? - Да,- последовал лаконичный ответ. Уже хорошо. Татьяна спроси - ла, сколько будет стоить ремонт. Сколько он будет продолжаться. Сколько человек в бригаде. Когда приступят к работе. Какой стройма - териал нужен и сколько. Пауза. Татьяна кашлянула. Ти - шина. Татьяна прокричала в труб - ку: - Алло! Алло! - Надо встретиться. Слава Богу! Татьяна, радостно: -В любое удобное для Вас вре - мя. Можно сейчас. - Сейчас я в хозяйстве. В центре буду через 40 минут. Обговорили место встречи. Му - рат не знал ни где находится апте - ка, ни где находится магазин «Ку - пец»… Знал только фонтаны. Дого - ворились встретиться у фонтанов. Мурат пообещал перезвонить, как только подъедет. Ждать Татьяна не могла. Тер - пение закончилось минут через 10. Время поползло, поползло, да и остановилось совсем. Но Мурат позвонил. Ровно через 40 минут. Сказал, что подъехал. Ждет у фон - тана. На нем белая рубашка и свет - лые брюки. Татьяна отпросилась с работы и просто понеслась на встречу. Жара была ужасная. Народу у фонтана – уйма! Взрослые, разморенные, си - дели на лавочках под навесами, а дети плескались в воде, хохоча и взвизгивая. На пощади у фонтанов было полно машин. Татьяна, думая только о нерус - ском мужике в белой рубашке, вы - сматривала его в скопище народа. Это надо было видеть! Красная, распаренная, запыхавшаяся на первом шаге, Татьяна при невысо - ком росте и весе 100 килограммов, сотрясся землю, растрясая жиры, обежала вокруг фонтана. Один раз. Второй. На нее обратили внимание еще на первом круге. После вто - рого – на нее смотрели почти все. Огляделась. Нет. Его нет. Набрала номер на мобильном. Сказала, что пришла. Ждет у фон - тана. Мурат сказал, что он тоже у фонтана. Татьяна его не видела. Растерялась. К Татьяне подошел молодой че - ловек в светлых брюках. Она так обрадовалась! Поздоровалась. Спросила: - Ты – Мурат? - Нет. А что? Татьяна торопливо рассказа - ла, кого и зачем ждет. Парень за - интересовался. Оживился. Присо - единился. Двое – не один! Парень посоветовал «пробить номерочек еще разочек». Пробили. Посмо - трели, у кого зазвонил телефончик. Мужчина возле «джипа» поднял те - лефон к уху. - Мурат, ты меня видишь? – Ора - ла Татьяна в трубку. - Нет. Молодой человек, подхватив Та - тьяну под локоть, тащил к «джи - пу». Остановившись возле «джипа», парень спросил: - Ты – Мурат? Мужчина, что-то проговорив в трубку, оторвался от телефона. Удивленно посмотрев на молодого человека, на Татьяну. Отрицатель - но покачал головой и протянул: - Не-е-т. - Отошел от них подаль - ше. Что же делать? Что делать-то? Парень предложил снова позво - нить. Позвонила. - Мурат, я тебя не вижу. Мурат посоветовал: - Поднимите руку и помашите. Отлично. На них и так уже все смотрели. Осталось только руку за - драть. А что делать? Подняла руку. Помахала ею. Спросила: - Теперь видишь? - Нет! Интерес к ней возрос. Из толпы наблюдавших к ним подошли двое парней. Пересмеиваясь, перегово - рили с парнем. Оживились. Рас - хохотались. Посочувствовали. По - советовали поднять руку повыше, встать на край фонтана. Предло - жили помощь. В том смысле, что втроем поднимут ее, чтобы она встала на край фонтана. Зрители окружили Татьяну. Встать на фонтан она не реши - лась. Даже с такой поддержкой. Как можно ее не видеть, Татьяна не понимала. Советовали все. Кто что. Каждый хотел помочь, а главное – поучав - ствовать. По подсказке Татьяна уточнила: - Мурат, видишь, написано «Ме - гафон»? - Вижу. Наступила тишина. - Видишь, написано «Картинная галерея»? - Вижу. - Видишь, нерусский по мобиль - ному разговаривает? - Вижу. - Подальше – два фонтана. Ви - дишь? - Вижу. - Вот фонтан с лавочками. Ко - зырьки у лавочек красные. Ви - дишь? – орала Татьяна. - Вижу. – Рядом я стою – маленькая, толстая. Народ возле меня. Целая толпа. Меня видишь? - Нет. Обалдели все. Все искали гла - зами Мурата. Его хотел найти каж - дый. Мурата тоже не видел никто. Да что же это такое? - Стой на месте, Мурат. Смотри прямо. Перечисли, что ты видишь. Надписи читай. А я буду махать ру - кой. Встав на цыпочки и немного под - прыгивая, вытянувшись, Татьяна размахивала рукой. Молодые люди тоже подняли руки вверх и разма - хивали все втроем. Мурат начал перечислять вслух: - Вижу фонтан. Читаю надписи. Кафе. - Кафе,- повторила Татьяна. - Мегафон. - Мегафон, - громче повторила Татьяна. Все поворачивали головы и чи - тали вывески названных учрежде - ний. - Оптовая база. - Оптовая база, - машинально повторила Татьяна. Она испытала легкий шок. Толпа отреагировала мгновенно. Все за - мерли. - Какая оптовая база?! Ты где? Как город называется? По толпе прошел легкий гул. Кто- то хихикнул. - Лебедянь. - Лебедянь?!- Отчаянно закрича - ла Татьяна, - А я-то во Льве Тол - стом! Взрыв хохота заглушил плеск воды, визг детворы. Парень, по - мощник, зашелся смехом и просто обвалился на стенку фонтана. Вот это встретились!!! Наталья ВИКТОРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz