Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 30 мая 2009 г. * № 66 (9627) * 3 Логопед: врач или учитель? П р а в и л ь н ы й в ы б о р Заканчивая в 1989 году Лев- Толстовскую среднююшколу, Нина еще не знала, кем хочет стать, в какое будет поступать учебное за- ведение. Далеко от дома уезжать не хотела, чтобы как и раньше, яв- ляясь старшим ребенком в своей семье, иметь возможность помо- гать маме в воспитании сестры и брата. Одним из вариантов выбо- ра будущего жизненного пути мог- ло быть поступление в институт или училище культуры - Нина не- плохо пела, была участницей ху- дожественной самодеятельности. Как победитель Всероссийского конкурса сочинений «Чтобы знать и понимать друг друга», за участие в котором была награждена двух- недельной поездкой в Америку, она имела шанс попытаться стать филологом. Но, последовав сове- ту своих учителей Любови Гонча- ровой и Нины Иванниковой, по- ступила на факультет педагогики и психологии дошкольного воспи- тания в Елецкий государственный педагогический институт. На по- следнем курсе заинтересовалась логопедией. Поэтому, получив ди- плом воспитателя-методиста, про- шла годовую специализацию в Ли- пецком институте усовершенство- вания учителей и стала работать учителем-логопедом в Центре психолого-медико-социального сопровождения. Более 600 детей и подростков, которых Нина Тушева за 14 лет ра- боты в Центре научила правиль- но говорить, и их родители счи- тают ее отличным специалистом по исправлению дефектов и раз- витию речи у детей. Согласились с этим и члены аттестационной комиссии, присвоившей ей пять лет назад высшую квалификаци- онную категорию. А творческое и ответственное отношение Нины Юрьевны к своим обязанностям подтверждают учителя-логопеды образовательных учреждений района, посещающие заседания методического объединения, ру- ководителем которого она явля- ется. Делясь с коллегами бога- тым опытом работы, она помогает им в составлении коррекционно- развивающих программ, плани- ровании логопедической работы, проведении индивидуальных за- нятий с детьми. Многие знают Нину Тушеву, как человека, который не боится труд- ностей. Чем труднее, тем интерес- нее жить и работать, считает она. Даже в самых сложных и запущен- ных случаях добивается хороших результатов, поэтому за помощью к ней обращаются не только жите- ли нашего района. Многие из пер- вых ее воспитанников уже закон- чили высшие учебные заведения. Успешно справляться с профес- сиональными обязанностями, ко- торые легкими не назовешь, ре- шать самые разные задачи и про- блемы, помогают Нине Юрьев- не и ее необыкновенная работо- способность, и умение найти под- ход, расположить к себе и убедить в том, что все непременно полу- чится, любого, даже самого несго- ворчивого и капризного ребенка. А еще - терпение, интуиция и роди- тельский опыт матери троих сыно- вей - одиннадцатиклассника Алек- сандра, первоклассника Алексея и дошкольника Никиты. - Довольно часто меня спра- шивают, - говорит Нина Юрьев- на, - «Логопед – это врач или учи- тель?», «Что может логопед?» И я всегда отвечаю, что современный логопед – это интеллигентный и разносторонне развитый человек. А еще - искусный мастер, подоб- ный лесковскому Левше. Иначе как объяснить, почему люди удив- ляются и радуются, словно ма- ленькому чуду, наблюдая, как ло- гопед умело исправляет недостат- ки речи, как после этого происхо- дят заметные позитивные измене- ния в жизни его воспитанников?! Он - учитель, который, работая с детьми и исправляя речевые не- достатки сегодня, делает большой вклад в завтрашний день. Педагог, который поднимает языковые воз- можности своих воспитанников на более высокий коммуникативный уровень, формирует навыки вла- дения правильной речью, дающие перспективы интересной и успеш- ной жизни. В профессии логопеда присут- ствует милосердие медицины, так как он врачует речь и тонко влия- ет на психические процессы. Об- ладая медицинскими знаниями, логопед, как указано в дипломе, может работать не только в об- разовательных, но и в лечебных учреждениях. Владеет логопед и секретами психологии, поскольку связь речи и психических процессов неоспо- рима. Порой речь ребенка так не- разборчива, так сильно наруше- на, что окружающие его не пони- мают. Логопеду приходится брать на себя роль своеобразного пере- водчика с невнятного языка «вся- ческих речевых нарушений» на язык, понятный всем. Хороший логопед тонко чувствует беду ре- бенка, способен, используя силь- ные стороны, вселить в него уве- ренность в свои силы и, играя, по- степенно переходя от простого к сложному, научить правильно го- ворить. Напоминает современный ло- гопед и библиотекаря, так как со- бирает и хранит большое коли- чество литературы, которую ис- пользует во время работы с деть- ми. Стремясь идти в ногу со вре- менем, ведь логопедическая нау- ка не стоит на месте, он разраба- тывает новые методики по разви- тию речи. Логопеда можно назвать также поэтом и писателем: играя и ра- ботая с детьми, он сочиняет сти- хи, сказки, рассказы. К сожале- нию, далеко не все из современ- ных родителей используют, обща- ясь с детьми, народный фольклор, сказки, стихи Агнии Барто, Самуи- ла Маршака, Корнея Чуковского. Хотя это сегодня столь же необхо- димо детям, как стишки, песенки, колыбельные, пестушки, поговор- ки и заговорки, издавна использо- вавшиеся на Руси нашими пред- ками. Художественные способности логопеда проявляются при созда- нии пособий-картинок, оформле- нии тетрадей и игр - все во время работы с детьми должно быть кра- сивым и красочным. Не обойтись избравшим эту профессию и без знания компьютера, так как сегод- ня разработано много коррекцион- ных программ по работе с детьми с его использованием… - Я люблю свою очень важ- ную и нужную профессию, прони- клась к ней всей душой. Радуюсь результатам проводимой рабо- ты, главные цели которой - побе- дить в раннем возрасте дефекты в речи детей, чтобы помочь им из- бежать проблем в будущем, нау- чить тому, что важно быть не толь- ко красивыми внешне, но и иметь красивую речь, которая помога- ет чувствовать себя в школе уве- ренно, в полную силу использо- вать свои возможности, - сказала Н. Тушева. На снимке: Нина Тушева проводит занятие по разви- тию речи. Главное – не опоздать Прекрасно, когда у родителей, ведущих здоровый образ жизни, рождается здоровый, желанный и любимый ребенок, когда он ста- новится смыслом их жизни, и об- щение с ним необходимо, как воз- дух. Скорее всего, такой ребенок будет развиваться нормально, в соответствии с возрастом, во- время начнет сидеть, ходить и го- ворить. Но иногда даже в полно- ценных семьях у детей возника- ют проблемы с задержкой речи. В 100% такие проблемы появляют- ся, если родители не ведут здо- ровый образ жизни, употребля- ют алкоголь, никотин. На 50% риск отставания в речевом разви- тии возникает, если мать ребенка переносит тяжелый токсикоз во второй половине беременности, если случаются сложные роды, гипоксия, асфиксия и перина- тальная энцефалопатия, невро- логические заболевания и т. д. Очень важно распознать дан- ные отставания на самых ранних этапах. Это объясняется тем, что в большинстве случаев коррек- ционные занятия с детьми прово- дятся только после медикамен- тозного лечения, назначаемого врачами областной детской поли- клиники – невропатологом, психо- неврологом, логопедом, сурдоло- гом. Ведь развитие речи во мно- гом зависит от работы нервной системы и головного мозга. Чтобы определить, есть ли у ребенка на ранних этапах риск отставания в речевом развитии, обратитесь к следующим срав- нительным периодам развития речи. Если в 2-2,5 месяца малыш реагирует на вашу улыбку и го- лос комплексом оживления – ма- шет ручками, ножками, улыбает- ся - значит все хорошо: он вас ви- дит, слышит и понимает. Далее до года следуют периоды гуления и лепета. К году лепет плавно пе- реходит в отдельные слова, кото- рые ребенок произносит осознан- но: «Мама, папа, дай, на, еще, пить, киса». К полутора годам его словарный запас увеличивается до 20-50 слов за счет имен близ- ких людей, названий предметов. В 2 года происходит словарный «взрыв» - дети начинают исполь- зовать глаголы и прилагательные, называют действия и признаки предметов, употребляют уже око- ло 100 слов. К 2,5 годам ребенок может строить предложения из 2-3 слов. В 3 года его словарный запас составляет 300-1000 слов, он произносит предложения из 3-4 слов, называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов. Если у вашего ребенка от- мечается отставание более чем на один возрастной период, это должно насторожить. Многие ро- дители допускают ошибку, счи- тая, что сын (дочь) научатся гово- рить сами, когда подрастут. Тем самым они пропускают самое благодатное время для устране- ния отставания в речевом разви- тии. Народная мудрость гласит: «У говорливой мамы и дитя го- ворливое». Именно в первые три года жизни ребенок овладевает навыками, которые будут потом использоваться им на протяже- нии всей жизни, позже возможно- сти эффективного развития речи угасают. Поэтому нельзя забы- вать: чем дольше длится отста- вание в развитии речи, тем труд- нее наверстать упущенное, и тем пагубнее последствия. Иногда от- ставание речевого развития, на- чавшееся в раннем детстве и во- время не исправленное, может привести к значительной задерж- ке умственного развития. Начинать учить ребенка го- ворить надо как можно раньше. Первые годы жизни – самое бла- гоприятное время, когда занятия по устранению отставания в ре- чевом развитии могут принести свои плоды. Главное – не опо- здать! Речевая готовность ребенка к школе Переход от игровой деятель- ности к учебной, психологическая готовность к обучению существен- но влияют на мотивы и поведение ребенка 7 лет. Новый социальный статус школьника, обучение в шко- ле предъявляют и новые требова- ния к развитию у него речи, внима- ния и памяти. Критериев, в соответствии с ко- торыми определяется готовность ребенка к школьному обучению, усвоению родного языка, как сред- ства общения, несколько: сформи- рованность звуковой стороны речи и фонематических процессов, го- товность к звукобуквенному ана- лизу и синтезу звукового состава, использованию развернутой фра- зовой речи. То есть в семилетнем возрасте ребенок должен уметь: - правильно и четко произ- носить звуки всех фонетических групп; - слышать, различать и диф- ференцировать фонемы (звуки) родного языка; - выделять начальный гласный звук из состава слова, проводить анализ гласных из трех звуков типа «ауи» и обратного слога (гласный- согласный) типа «ап», называть последнюю букву в слове; - составлять рассказы, описа- ния по картинам, пересказывать близко к тексту, обобщать и клас- сифицировать предметы (овощи, фрукты, транспорт, диких и домаш- них животных). К 6-7 годам дети с речевой па- тологией начинают осознавать де- фекты своей речи, болезненно пе- реживают их, хотя порой не пока- зывают этого, становятся более молчаливыми, застенчивыми и раздражительными. Школьники, имеющие толь- ко дефекты звукопроизношения, как правило, могут хорошо учить- ся, просто их речь не красива. Но, если существуют более глу- бокие нарушения с недоразвити- ем фонематического слуха и не- сформированностью лексико- грамматической структуры язы- ка, то проблем в обучении не из- бежать. Кроме того, это чревато и нарушениями в письменной речи – дисграфией. Поэтому главной задачей ро- дителей является вовремя обра- тить внимание на различные на- рушения в речи сына или дочери и начать работу по их исправле- нию до поступления в школу. Не спешите учить ребенка чтению – сначала научите его правильно го- ворить и правильно произносить звуки родной речи, сравнивать их и различать, обобщать и класси- фицировать предметы. Помогите ему обогатить свой словарный за- пас, читайте сказки, учите детские стихи, пословицы и поговорки. Эти навыки и умения облегчат ребен- ку усвоение школьной программы, станут фундаментом для строи- тельства крепкого и прочного дома знаний. Лучше своевременно по- мочь ребенку, чем потом исправ- лять уже загрубевшие и закрепив- шиеся нарушения речи, чем рань- ше начата коррекция, тем выше результат. Если ребенок заикается 10 правил красивой речи - Во время речи смотри в гла- за собеседнику. - Следи, чтобы во время речи не было эмоционального напря- жения. - Прежде чем начать говорить, подумай, что ты хочешь сказать. - Перед речью сделай вдох и начинай говорить плавно на вы- дохе. - Воздух расходуй на гласные звуки, выделяй ударные гласные. - Четко артикулируй гласные звуки (рисуй ртом). - Строго выдерживай паузу между предложениями. - Говори четко! Громко! Выра- зительно! - Длинные предложения дели на смысловые отрезки по 3-4 сло- ва, между ними сделай паузу и новый вдох. - Все слова в предложении го- вори слитно, как одно длинное сложное слово. Материалы тематической полосы подготовили учитель-логопед Цен- тра психолого-медико-социального сопровождения Нина ТУШЕВА и за- ведующая отделом культуры и образования газеты Светлана МИХО , фото Елены МУРАВЬЕВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz