Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 25 апреля 2009 г. * № 51 (9612) * 2 к юбилею земляка Легендарный метростроевец на конкурс «никто не забыт и ничто не забыто» Серая, суконная шинель... В нашем краеведческом му - зее на стенде «Знаменитые люди Лев-Толстовского района» по - мещена фотография предста - вительного мужчины с «Золотой Звездой» Героя Социалистиче - ского Труда Василия Дементьеви - ча Полежаева. Он уроженец села Астапово, бывший начальник Мо - сковского Метростроя, орденоно - сец, почетный железнодорожник, заслуженный строитель РСФСР. 25 апреля исполняется 100 лет со дня его рождения. В связи с этим читателям бу - дет интересно узнать подробнее о знаменитом земляке, о его жиз - ни, трудовых достижениях, так высоко оцененных государством. О жизни В. Д. Полежаева можно прочесть в книге нашего краеве - да А. Н. Больных «История Лев- Толстовского района». Ярко и кра - сиво о нем повествует статья, на - печатанная в газете «Метростро - евец», в которой близко знавшие и работавшие с ним люди расска - зывают о замечательной, напол - ненной самоотверженным твор - ческим трудом жизни нашего зна - менитого земляка. Василий Дементьевич родил - ся в 1909 году в многодетной кре - стьянской семье, которой жилось трудно, особенно после смер - ти отца. Васе исполнилось толь - ко девять лет, но он уже должен был помогать матери пахать зем - лю. Недолго пришлось ему учить - ся: три класса сельской школы – вот и вся наука. Двенадцатилет - ним подростком Вася Полежа - ев поступил рабочим на желез - ную дорогу. Вскоре юноша уехал в Москву, работал в издательстве. В 1928 году Полежаев вступил в комсомол и вскоре его избрали секретарем комсомольской орга - низации, членом райкома комсо - мола. В 1933 году по зову сердца, по путевке комсомола Василий Полежаев в числе первых при - шел на строительство московско - го метро. В его путевке, утверж - денной на собрании комсомоль - ской ячейки, было написано: «На - правляется на строительство сто - личного метро один из авторитет - нейших и трудолюбивых членов организации…» Позднее Василий Дементьевич писал: «Как и тыся - чи моих сверстников, я пришел в Метрострой по комсомольской пу - тевке с огромным желанием рабо - тать». Секретарь комсомольского бюро шахты № 10, куда был на - правлен Василий, на путевке сде - лал лаконичную надпись: «На - значить бригадиром». Это назна - чение для Василия Полежаева было полной неожиданностью. Несомненно, это было большое доверие, и это доверие он должен был оправдать. К весне 1934 года его бригада была в числе передовых. На Ме - трострое появилась даже присказ - ка: «Учитесь прилежанию у Васи - лия Полежаева!» Представители других бригад приходили знако - миться с опытом работы полежа - евцев. Осенью 1934 года в сквере напротив Большого театра были выставлены три портрета трехме - тровой высоты – лучших бригади - ров Метростроя. Среди них был и портрет Василия Полежаева. В дни работы ���� ������� ��� VII ������� �� съезда Со - ветов, когда оставались считан - ные дни до открытия метро, поле - жаевцы почти не уходили со стан - ции. 6 февраля 1935 года, в день окончания работы съезда деле - гация метростроевцев, в соста - ве которой был и Василий Поле - жаев, в рабочих костюмах вошла в зал заседания, зажгла зеленый свет сигнальной лампы и отра - портовала: «Метро - есть!» Вече - ром 2500 делегатов съезда Сове - тов стали первыми пассажирами московского метро. Не любил Василий Демен - тьевич безделья и самотека, в нем всегда горела организатор - ская жилка. Его заметили, пред - ложили возглавить звено, а за - тем он стал руководителем сквозной бригады проходчиков. Чем больше накапливался опыт, тем четче и настойчивее утверждался он в мысли о необ - ходимости продолжить учебу. В 1935 году закончил рабфак и по - ступил на факультет особого на - значения по подготовке в инсти - тут. В 1937 году по путевке Метро - строя был направлен на учебу в Промакадемию. В 1954 году В. Д. Полежаев был назначен замести - телем начальника Метростроя, а в марте 1958 года - начальником. Василий Дементьевич прошел на Метрострое все стадии руко - водителя: был вожаком комсо - мола, возглавлял звено, работал бригадиром, начальником сме - ны, участка, главным инженером и начальником шахты, замести - телем начальника Метростроя и почти четырнадцать лет – началь - ником Метростроя. Постоянно, в течение многих лет, он овладевал тонким искусством руководства коллективом. Всю жизнь Василий Демен - тьевич Полежаев любил труд и с душой и большим уважением от - носился к человеку труда. К нему можно было обратиться по любо - му вопросу, в любое время. Посто - янной заботой Полежаева было улучшение условий труда метро - строевцев, внедрение широкой механизации строительства. По - бывав за границей, – в Чехосло - вакии, Венгрии, Италии, Франции, Бельгии, – он стремился все луч - шее, что узнал за рубежом, вне - дрить у себя на Метрострое. Он обладал чувством нового и делал все, чтобы привить его своим под - чиненным. Сам Полежаев, как инженер, рационализатор, тоже не стоял на месте. Им разработано много новых конструкций механизмов и приспособлений. В 1965 году он получил авторское свидетельство на щит для сооружения туннелей в песчаных и глинистых грунтах. О его рационализаторской деятель - ности говорят 14 авторских свиде - тельств и грамот Московского го - родского Совета ВОИР. Деятельность Василия Демен - тьевича не ограничивалась только строительством метро. Он прини - мал самое активное и непосред - ственное участие в общественной жизни своего коллектива, города, страны. В течение многих лет По - лежаев избирался членом МГК КПСС, был делегатом XXIII и XXIV съездов партии. Начиная с 1955 года, несколько раз Василий Де - ментьевич избирался депутатом Моссовета. Дел прибавлялось. К нему шли по делу, за советом, с радостью и горем. Полежаев не щадил себя. Он до конца отдавался любимому делу. Никогда не был кабинет - ным работником. Дня не проходи - ло, чтобы он не побывал в шах - те, забое, всегда знал состояние работы на каждом строительном участке. Никогда не чурался тех, с кем работал прежде, рядовых метростроевцев. Скромность и простота, душевность и разумная требовательность, нетерпимость к бесхозяйственности и безала - берщине, умение сплачивать лю - дей и увлекать их личным приме - ром к достижению цели – вот чер - ты человека, посвятившего 40 лет своей жизни любимому делу – ме - тростроению. «Сорок лет труда и учебы в ме - тро, в этом «университете глубо - кого заложения», стали для меня одним ярким праздничным днем. За сорок лет работы душа моя не постарела ни на один час», - пи - сал Василий Дементьевич. У стенда, посвященного В. Д. Полежаеву, в музее Метростроя часто подолгу останавливаются не только москвичи и гости сто - лицы, но и иностранцы, которые охотно посещают музей. Они не - доверчиво расспрашивают, как это бригадир стал начальником огромной стройки. Василий Дементьевич По - лежаев был простым и отзывчи - вым, добрым и честным, порядоч - ным и чутким человеком – чело - веком большой души. Таким его помнят все, кто знал его и рабо - тал с ним бок о бок. Родина неод - нократно отмечала его заслуги. Он был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, награжден четырьмя орденами и многими медалями. «В честь Героя Социалисти - ческого Труда В. Д. Полежае - ва, как комсомольца 30-х годов, бригадира проходчиков, инжене - ра, начальника Московского Ме - тростроя, названа эта станция», - гласит надпись на бронзовой до - ске, установленной в вестибю - ле станции «Полежаевская». Его имя навсегда вписано в историю Метростроя. Приходящие в краеведческий музей нашего поселка левтол - стовцы с гордостью слушают рас - сказ о своем знаменитом земля - ке Василии Дементьевиче Поле - жаеве. Фото из архива музея. Моя прабабушка Анна Ефи - мовна Афанасова — ветеран Ве - ликой Отечественной войны. За стойкость, храбрость и мужество, проявленные в борьбе с немецко- фашистскими захватчиками, на - граждена орденом Отечественной войны II степени, медалью Жуко - ва, семью юбилейными медаля - ми, благодарственными письма - ми. Много запомнили мы ее вос - поминаний о детстве, о суровых военных днях. Вот одно из них. - …Жила я в селе Срезнево в крестьянской семье. Как и все в ту пору, с детских лет познала тяже - лый крестьянский труд. Учиться мне пришлось мало. Закончила всего лишь три класса. К началу суровых военных лет мне испол - нилось шестнадцать. Очень хоте - лось пойти на фронт, защищать свою Родину от врага. Но не бра - ли - молода! Лишь в июле 1943 года, после того как мне исполни - лось восемнадцать, вызвали в во - енкомат, предложили пройти мед - комиссию и в результате отправи - ли на фронт. Помню, как в Смоленске со - рок девушек и парней стали обу - чать военной науке. Сначала нас соответственно одели. Потом все новобранцы учили слова военной присяги, готовились быть специ - алистами, выполняли различные поручения, копали окопы. Через два месяца, приняв присягу, ново - испеченные бойцы были отправ - лены на фронт. Я оказалась на 1-ом Белорусском фронте в 71-й эксплуатационной железнодорож - ной роте и прошла в ее составе всю войну. Прошла Украину, Бе - ларусь, Польшу, Германию. В мои обязанности входило встречать и провожать эшелоны с солдатами, военной техникой, эвакуированными. Поезда шли почти беспрестанно. Надо было правильно и вовремя перевести стрелки, а также следить за тем, чтобы все мое «хозяйство» было исправным, чистым. Если во вре - мя бомбежки железнодорожное полотно было разбито, то я вме - сте с друзьями-однополчанами восстанавливала его. Не люблю об этом много говорить. Но мож - но представить себе, каково было нам, девчатам, поднимать, пе - реносить тяжеленные шпалы и рельсы. О том, что устали или ноша оказалась непосильной, не могло быть и речи. Жаловаться и жалеть было некому. Помню, на фронте произо - шел курьезный случай. Я только приступила к обязанностям стре - лочницы. Поездов пробегало так много, что от них рябило в глазах. Стрелки надо было переводить очень часто. Приближался оче - редной эшелон. Я засуетилась, заволновалась — опыта малова - то. Вот и перевела стрелки непра - вильно. Это заметил командир, наблюдавший за моими действия - ми издалека. Он остановил поезд и исправил ошибку. Потом, взгля - нув на меня, отправил отдыхать. Я страшно испугалась, но напрас - но, наказания не последовало. Весть о Победе застала меня в Германии. Нас вскоре отправи - ли на Урал. Там не только зани - мались непосредственной рабо - той, но и охраняли военные объ - екты. Жутковато было стоять тем - ной ночью одной на посту среди дремучей тайги. Но о плохом не думалось, в сердце жила радость победы, она согревала лучше ши - нели. Спали по три часа в сутки, не больше, потому что надо было много работать. В 1945 году вернулась на Ро - дину в свое любимое село Срез - нево. Продала шинель, хотя было очень жаль. Как и положено де - мобилизованному солдату, от - метилась в райвоенкомате, сда - ла положенные документы. Хоро - шо, что на руках осталось удосто - верение, выданное при увольне - нии из роты. Потом оно меня вы - ручило. В ту же осень я встрети - ла своего будущего супруга Сте - пана Кузьмича, тоже фронто - вика, командира взвода связи - стов. Он устроился путевым об - ходчиком на 45-м километре, где стояла одна будка, там мы и жили, потом работал в совхозе. Своих детей у нас не было. Через некоторое время умер мой любимый супруг, вскоре умер - ла мама. Шли годы. В праздники Победы всех поздравляли, в том числе и меня, дарили ценные по - дарки, цветы, вручали Благодар - ственные письма от президента. Поздравляли меня родные, близ - кие, друзья, знакомые. Этот день оставлял хорошие воспоминания. А сейчас я только по-доброму вспоминаю своих фронтовых то - варищей, помню их имена и фа - милии и вспоминаю те редкие ми - нутки, когда пела и слушала пес - ню о шинели - боевой «подруге» многих: Серая, суконная, Родиной дареная, И не сможет взять тебя Пуля и шрапнель! В ночь сырую, длинную Служишь мне периною, Согреваешь ласково, Серая шинель. До сих пор люблю эту песню и слезы наворачиваются на глаза… Я думаю, что май был люби - мым месяцем прабабушки, пото - му что в начале его - долгождан - ный День Победы, а в конце - день рождения. К сожалению, моей прабабушки нет сейчас в живых, но она навечно осталась в памяти родственников и односельчан. Надежда КУРОЧКИНА, ученица 9 класса МОУ СОШ с. Знаменское. Бабушка Рая Рядом со мной по соседству живёт удивительная женщина Ра - иса Ивановна Ряховская. Я назы - ваю ее просто бабушка Рая. Мы с ней очень любим разговаривать при встрече на улице. Однажды, когда мы с ней встретились, за - дала вопрос: «Каким было ваше детство?» Бабушка Рая рассказа - ла, что у ее мамы было много де - тей. Еды не хватало, и они часто голодали. Чтобы детей прокор - мить, весной делали лепёшки из лебеды, варили суп из крапивы. Отец не выполнил какой-то приказ и его увезли, с тех пор она его больше не видела. Раньше бабушка Рая, её братья и сёстры мало учились, они работали в со - вхозе, выполняли разную работу. Когда они выросли, братьев взя - ли на войну. Там один из них был убит. Вспоминать всё это ей было тяжело. Сейчас ей 84 года, но она помнит своё детство словно это было вчера. Даша СТУКАЛОВА, ученица 6 «А» класса средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого. За баранкой всю войну Мой прадедушка, Николай Михайлович Дронов, участвовал в Финской компании, в Великой Отечественной войне. Всю войну был шофером, участвовал во взя - тии Варшавы, Берлина. У бабуш - ки хранится фотография Николая Михайловича, где он запечатлен у здания рейхстага. Прадедушка был награжден «Орденом Отечественной войны» второй степени, многими медаля - ми, в том числе «За взятие Бер - лина». К сожалению, я не видела моего прадеда, он умер до мое - го рождения. Но всю его биогра - фию знаю со слов бабушки и гор - жусь им. Скоро 2 мая, мы отметим 100-летие со дня рождения Нико - лая Михайловича Дронова. Слава ему и тем, кто завоевал Великую Победу! Кристина ЕРМОЛОВА, ученица 5 «Б» класса средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого. Фото из семейного архива.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz