Народное слово. 2009 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 9 апреля 2009 г. * № 42-43 (9603-9604) * 3 П р а в и л ь н ы й в ы б о р Семейное воспитание – это понимание и терпение Клуб «Твой выбор» В рабочем ритме Каждый родитель мечтает ви - деть своего ребенка состоявшей - ся личностью, сильным и добрым человеком, уверенно идущим по жизни, способным самостоятель - но принять верное решение. Но не все сыновья и дочери, вырас - тая, становятся добрыми и любя - щими, успешными и добропоря - дочными людьми. И главные при - чины этого, всех бед у детей, а за - тем и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания – отсутствием любви и эмоцио - нальной близости с ребенком, не - умением хвалить и поддерживать своих детей, принимать их таки - ми, какие они есть, со всеми до - стоинствами и недостатками. Многие мамы и папы рас - сматривают воспитание, как по - учения, прежде всего – словес - ные. И нередко бывают удивле - ны тем, что дети воспринимают, казалось бы, простые и ясные слова не так, как им хотелось бы. Не понимают, что важно не толь - ко то, что они говорят детям, но и как они говорят. Общение не мо - жет исчерпываться использовани - ем правильно построенных фраз, считают психологи, так как язык слов адекватно воспринимают не все. «Как дела?», «А ну, успо - койся!», «Веди себя хорошо!», «Сядь нормально!» - все это не - плохие формулировки, но они звучат так часто, что почти пол - ностью утратили свое значение и адекватно не воспринимаются. Кроме словесного, существу - ют и другие способы общения взрослого с ребенком, которые часто не принимаются во вни - мание: контакт глаз, тактильный (телесный) контакт, пристальное внимание. Выражение глаз является мощным средством общения. Даже если контролировать инто - нации голоса и выражение лица, взгляд может выдать то, что чело - век хотел бы скрыть. Оказывает - ся, что внимательнее всего ребе - нок слушает тогда, когда ему смо - трят в глаза. Ответить взглядом на взгляд иногда бывает доста - точным, чтобы ребенок понял – ему доверяют, одобряют его дей - ствия, его ценят. Когда отводят взгляд, это означает неодобрение или нетерпение. Некоторые ро - дители используют лишь строгий взгляд, как средство контроля над детьми. Между тем, глаза родите - лей должны излучать понимание и терпение, независимо от того, довольны они ребенком или нет. О близких отношениях между родителями и детьми свидетель - ствует тактильный контакт: при - коснуться к руке, обнять за пле - чи, погладить по голове. Для де - тей младшего возраста эти при - косновения являются знаками за - боты и близости. Нуждаются в та - ком общении и подростки, однако, следует помнить, что с возрастом у ребенка все более оформляет - ся стремление к независимости и неприкосновенности. Подрост - ки могут воспринимать прикаса - ния родителей, как подчеркива - ние их детского статуса, поэтому ревностно охраняют границы сво - его личностного пространства. Но даже в этом возрасте дети не на - столько отдаляются от родителей. А вот если ребенок избегает при - косновений родителей, стремится уклониться, то стоит задуматься: отчего ему лучше в стороне, чем рядом? Пристальное внимание – еще один способ выражения роди - тельской любви и насущная по - требность каждого ребенка. Оно заключается не в том, чтобы кон - тролировать каждый поступок и каждую мысль ребенка, а в том, чтобы дать ему почувствовать, что для своих родителей он – са - мый важный человек в мире. От этого зависит, как сын или дочь оценивают себя, как их принима - ют окружающие. Не получая до - статочного внимания от родите - лей, они испытывают беспокой - ство, не чувствуют себя в безо - пасности. Несколько слов в заключение. Родителям необходимо чаще ин - тересоваться делами и пробле - мами своих детей. Не критико - вать их поведение, а стараться разобраться в ситуации и спокой - но все объяснить. И всегда пом - нить, что самое большое влияние на формирование ребенка оказы - вают реальные поступки родите - лей, а не нравоучения, что в пер - вую очередь от родителей зави - сит, какими вырастут их дети, как они войдут во взрослую жизнь. Подростковый возраст – один из самых сложных пери - одов, когда решаются многие важные задачи, стоящие перед личностью: «Я и моя жизнь», «Я и другие люди», «Я и мир вокруг меня». Подросткам необходимо разобраться со всеми этими от - ношениями, найти себя и свое место в жизни, ощутить свою целостность. Массу трудностей, больших и маленьких, должны преодолеть они на своем пути, часто оставаясь в одиночестве, без поддержки и понимания со стороны близких людей. Консультационная и психокор - рекционная работа, проводивша - яся педагогом-психологом Цен - тра, показала, что возникающие у значительного числа подростков проблемы типичны. Главные сре - ди них – инфантильность, отсут - ствие учебной мотивации (жела - ния учиться), а также чувства от - ветственности за свои действия и поступки и в целом за свою жизнь, неумение предвидеть их послед - ствия, подверженность влиянию других людей. Они предраспола - гают подростков к зависимымфор - мам поведения, таким как куре - ние, употребление алкоголя, нар - котиков и различным вариантам асоциального поведения, вплоть до совершения правонарушений. В связи с этим некоторые учащие - ся, имея достаточно высокий уро - вень интеллектуального развития, не реализуют его в школе. С учетом потребности под - ростков в самопознании и понима - нии своих личностных особенно - стей три года назад на базе Цен - тра совместно с Домом пионеров и школьников был открыт под - ростковый клуб «Твой выбор». Его руководителем является педагог- психолог Татьяна Булах. Клуб посещают учащиеся по - селковых школ в возрасте 15-17 лет, заинтересованные в само - познании и самосовершенство - вании, расширении психологиче - ских знаний, формировании уме - ния анализировать, а также под - ростки с начальными проявлени - ями социально-психологической дезадаптации. Во время занятий с ними проводятся тесты с исполь - зованием методик, направленных на познание личностных качеств: характера, темперамента, особен - ностей развития интеллектуаль - ной сферы. Проходят занятия и в форме тренингов с использова - нием элементов арттерапии, пси - хологических игр и упражнений, способствующих формированию навыков позитивного общения и уверенного поведения. Расширя - ют социальный опыт подростков, знакомят с различными стратеги - ями поведения и совместные об - суждения проблем, в ходе кото - рых каждый участник высказыва - ет свое мнение по вопросам вза - имоотношений с родителями, пе - дагогами или сверстниками. Еще одним направлением деятель - ности клуба является работа по определению профессиональных интересов и намерений учащих - ся. С этой целью старшеклассни - кам предоставляется информация о мире современных профессий, проводится тестирование. Посещая клуб «Твой выбор», подростки приобретают опыт по - зитивного общения, укрепляют свое психологическое здоровье. Это проявляется не столько в от - сутствии конфликтов и проблем, сколько в наличии определенных качеств, обеспечивающих полно - ценную адаптацию к условиям со - временной действительности. Со 2 по 4 марта учителя- логопеды Центра психолого- медико-социального сопровожде - ния Нина Тушева и Татьяна Кры - лова проводили проверки состоя - ния письменной и устной речи уча - щихся начальных классов в сред - них школах № 42 имени Л. Н. Тол - стого, поселка Лев Толстой, сел Золотуха и Круглое. 5 марта учитель-логопед Нина Тушева выступила на совещании руководителей образовательных учреждений района с анализом работы, проводившейся в обра - зовательных учреждениях района по диагностике и коррекции нару - шений чтения и письма младших школьников. В этот же день в Цен - тре прошло заседание методи - ческого объединения педагогов- психологов района по теме «Инте - рактивные формы и методы рабо - ты психолога с педагогами», кото - рое провела педагог-психолог Та - тьяна Булах. Со 2 по 16 марта педагог- психолог Татьяна Булах осущест - вляла по запросу председателя комиссии по делам несовершен - нолетних заместителя главы рай - она Владимира Пахомова про - верку деятельности педагогов- психологов образовательных учреждений района по профилак - тике правонарушений среди уча - щихся. 19 марта социальный педагог Елена Муравьева совместно с ве - дущим специалистом по охране прав детства отдела образования администрации района Наталией Варчевой принимала участие в за - седании Чаплыгинского районно - го суда по лишению родительских прав за невыполнение обязанно - стей по воспитанию несовершен - нолетнего сына жителя села Ко - товка Р. Заботу о ребенке взяли на себя родственники. 20 марта социальный педагог Елена Муравьева выступила на заседании малого административ - ного совета с сообщением о взаи - модействии специалистов Центра со службами профилактики райо - на. 24 марта прошло очередное заседание комиссии по делам не - совершеннолетних, одним из чле - нов которого является социаль - ный педагог Центра. В марте проходила катего - рийная аттестация специалистов Центра: учитель-логопед Татьяна Крылова аттестовалась на вторую категорию (12 разряд), педагог- психолог Татьяна Булах подтвер - дила, а социальный педагог Еле - на Муравьева аттестовалась на высшую категорию (14 разряд). Теперь из четырех специалистов Центра трое имеют высшую кате - горию. Кроме того, по запросу Ча - плыгинского районного суда спе - циалистами Центра проводились диагностика и занятия с подрост - ками, совершившими правонару - шения, и с детьми, нуждающими - ся в помощи логопеда. Родителям даны рекомендации. Вышел оче - редной номер дайджеста «Лег - ко!», посвященный предстоящим экзаменам. Свои рекомендации о том, как противостоять стрессу при подготовке и сдаче экзаменов, дали педагог-психолог и социаль - ный педагог Центра. Материалы полосы подготовили и. о. директора Центра Елена МУ - РАВЬЕВА , педагог-психолог Татьяна БУЛАХ и заведующая отделом культуры и образования газеты Светлана МИХО. Учит верить в себя и свои силы Татьяна Булах родилась и выросла в поселке Лев Толстой. Закончив среднюю школу № 42 имени Л. Н. Толстого, поступила в Елецкий государственный пе - дагогический институт на факуль - тет дошкольной педагогики и пси - хологии. На выбор будущей про - фессии оказали влияние люби - мая учительница и зародившее - ся еще в детстве желание рабо - тать с детьми. После получения диплома несколько лет была вос - питателем в детском саду «Те - ремок». С большой ответствен - ностью относилась к своим обя - занностям по воспитанию у до - школьников необходимых навы - ков, развитию их способностей. В сентябре 1995 года, согласив - шись на сделанное ей предложе - ние, начала работать педагогом- психологом в Центре психолого- медико-социального сопрово - ждения. Для этого закончила в областном центре курсы практи - ческих психологов. С тех пор уже четырнадцатый год оказывает Татьяна Алексан - дровна психологическую помощь школьникам, педагогам и родите - лям. Сегодня к ней, как когда-то дошкольники, тянутся дети и под - ростки, приходящие на диагно - стику и коррекционные занятия: легко идут на контакт, открыты для общения и с удовольствием выполняют все ее просьбы, за - дания и рекомендации. Татьяна Александровна со всеми находит общий язык, так как ее главный принцип (и не только в работе) - общение должно способствовать укреплению в ребенке веры в себя и свои силы. Во время заня - тий и заседаний клуба «Твой вы - бор» она учит детей и подростков общаться, познавать себя и окру - жающий мир, советует, как пра - вильно вести себя в различных ситуациях и преодолевать вред - ные привычки. В обязанности педагога- психолога входят не только пси - хокоррекционная работа с деть - ми и подростками, способствую - щая их социальной адаптации, консультирование их по вопро - сам развития и обучения, но и оказание психологической помо - щи тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации, испытывает трудности в обучении или имеет отклонения в поведении. Вместе с другими специалистами Центра Татьяна Александровна выезжа - ет в образовательные учрежде - ния для проведения обследова - ний и диагностики учащихся, про - верки деятельности педагогов- психологов, чтобы выступить на педсоветах, родительских собра - ниях, круглых столах или класс - ных часах, проконсультировать, провести семинары или тренин - ги для всех участников учебно- воспитательного процесса. А еще она присутствует на заседаниях Чаплыгинского районного суда при рассмотрении дел о лишении родительских прав за невыпол - нение обязанностей по воспита - нию детей, организует встречи в «Чайной гостиной» с родителями из опекунских семей. Несмотря на свою беспокой - ную и очень ответственную рабо - ту Татьяна Александровна всегда находит время и для своих род - ных и близких, которые по пра - ву считают ее самой доброй, му - дрой и любящей. Фото из семейного альбома.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz