Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

МОЛОДОЙ КОММУНАР 25 августа 1950 г., № 101 (3197) О политическом просвещении в комсомоле Основатели ВЛКСМ Ленин и Сталин определили, что главной задачей комсомола является ком­ мунистическое воспитание моло­ дежи. Теперь, когда наша со­ ветская Родина успешно осу­ ществляет переход от социализма к коммунизму, значение работы комсомола по коммунистическому воспитанию молодежи еще более возросло. В новых условиях от комсомола требуется дальнейшее всемерное усиление идеологиче­ ской работы. Комсомол обязан воспитывать молодое поколение в духе советской идеологии, повы­ шать коммунистическую созна­ тельность нашей молодежи. Указания Центрального Коми, тета ВКП(б), лично товарища Сталина по вопросам идеологи­ ческой работы среди молодежи в современных условиях сыграли решающую роль в деятельности комсомола. Эти указания обога. тили и активизировали идейную жизнь комсомольских организа ций, послужили МОЩНЫМ толчком к развертыванию пропагандист ской работы в комсомоле. Основой всей воспитательной работы комсомола является уче­ ние Ленина — Сталина. Огромное место в пропаганде среди моло. дожи этого учения занимает по. литическое просвещение. В ком­ сомольских кружках и полит­ школах.в 1949— 50 учебном году обучалось около четырех миллио, нов юношей и девушек. Свыше 640 тысяч комсомольцев обуча­ лось в сети партийного просве­ щения. Значительная часть комсо­ мольского актива, молодой со_ ветской интеллигенции изучала революционную теорию методом политического самообразования. Всеми формами политической уче­ бы было охвачено более пяти с половиной миллионов комсомоль­ цев и молодежи. Развертывание политического просвещения молодежи потребо­ вало подготовки большего числа кадров пропагандистов. Их 'на­ считывается теперь более 230 тысяч человек. В подборе пропа­ гандистов, руководстве их дея­ тельностью комсомол получает огромную помощь от партийных организаций. Более половины про­ пагандистов, работающих в ком­ сомоле, — члены ВКП(б). В прошлом учебном году в ком­ сомоле было достигнуто некото рое улучшение постановки работы па политическому просвещению молодежи. Итоговые занятия, проведенные в конце учетного года, показали, что многие слу­ шатели кружков и политшкол получили за время обучения проч­ ные знания. Однако в этом важ­ нейшем деле до сих пор имеют место серьезные недостатки. Идейно-теоретический уровень занятий во многих кружках и политшколах все еще остается низким. В ряде случаев комсо­ мольские организации .увлекаются погоней за количеством обучаю­ щихся в ущерб качеству полити. ческнх занятий: В работе полит­ школ и кружков нередко допу­ скались такие пороки, как вер­ хоглядство, начетничество в за­ нятиях, сухость в изложении ма­ териалов. Крупным недостатком многих политкружков в прошлом было то, что они не заканчивали орга. низованно прохождение учебного материала, останавливались на поляути, а с наступлением осени принимались изучать материал за­ ново. В истекшем учебном году, например, в Татарской, Астра­ ханской, Челябинской, Иванов­ ской, Удмуртской и некоторых других комсомольских организа­ циях более 30 лроц. кружков и политшкол не выполнили учеб­ ного плана. Обсуждая итоги минувшего учебного года, ЦК ВЛКСМ от­ метил, что в некоторой части коужков недостаточно пропагаи. дировались идеи советского пат­ риотизма, преимущества ссветско. го строя перед строем капитали­ стическим. Существенные недо- с.атки имелись и в методике ве_ де шя занятий. I ☆ Н. МИХАЙЛОВ, секретарь ЦК ВЛКСМ ☆ Комсомол призван вести актив­ ную работу в массах молодежи, постоянно заботиться об укреп­ лении связей с ними. Между тем молодежь, не состоящая в ком­ сомоле крайне недостаточно при­ влекалась к занятиям в кружках и политшколах. В Туркменской, Омской, Кашка.Дарьинской, Се­ мипалатинской комсомольских ор­ ганизациях среди слушателей нас. читывалось всего лишь восемь — десять процентов некомсомоль- цев. Готовясь к новому учебному году, комсомольские организации должны решительно устранить эти недостатки, обеспечить даль­ нейшее повышение идейного уровня и усиление размаха поли­ тического просвещения комсо­ мольцев и молодежи. Комсомольские организации должны безотлагательно развер­ нуть тщательную и всестороннюю подготовку к учебе; укомплек­ товать политшколы и кружки, подготовить пропагандистов, раз­ решить все вопросы, связанные с материально-технической сторо­ ной политического просвещения молодежи (помещения, учебные пособия и т. д.). Система политического просве­ щения остается неизменной. Для комсомольцев и молодежи, не имеющих необходимой политиче­ ской и общеобразовательной под­ готовки, рекомендуется создавать начальные кружки. Для моло­ дежи, сравнительно более под­ готовленной, а также окончившей начальные политкружки, — соз­ давать политшколы. Учитывая огромный интерес комсомольцев и молодежи, еле. дует создать более широкую сеть кружков по изучению . био­ графий великих вождей комму­ нистической партии и советского народа Ленина и Сталина. Необ­ ходимо также улучшить прове. дение лекций, консультаций, со­ беседований для молодежи, изу. чающей биографии Ленина и Сталина самостоятельным мето. дом. Для комсомольцев и молодежи, имеющих необходимые политиче. ские и общеобразовательные зна­ ния, но не подготовленных к са­ мостоятельному изучению истории партии, будет организовываться изучение «Краткого курса истории ВКП(б)» в кружках основного и повышенного типов, работающих при первичных партийных орга­ низациях или организуемых при первичных комсомольских органи. зациях при наличии квалифици­ рованных пропагандистов. Некоторые руководители ком сомольских организаций запазды­ вают с комплектованием круж­ ков и политшкол, ошибочно по­ лагая, что для этой работы у нас есть большой срок. Это не так. Зачисление слушателей в кружки, политшколы должно ведь вестись не формальным путем, а обяза- тельно с учетом желания моло­ дежи, ее подготовки, условий ра- боты. Такой подход требует вре­ мени, кропотливой, индивидуаль­ ной работы с людьми. Поэтому надо дорожить каждым днем. Кое-где сеть политкружков и политшкол намечается сверху без должного учета наличия пропаган­ дистов, мнения первичной комсо­ мольской организации. Нам не на­ до гнаться за количеством, в ущерб качеству. Требуется, чтобы райком начинал планирование сети политического просвещения в районе не сверху, а снизу — с работы в первичных комсомоль­ ских организациях. Что касается обкома, то он в состоянии пред­ метно и по существу разобраться с подготовкой к учебному году по каждому району. Учитывая, что в прошлом учеб­ ном году в кружках занималось мало молодежи, не состоящей в комсомоле, комсомольские орга. | низации должны сейчас исправить этот недостаток. Хорошая подготовка к учебному году обязательно предполагает вдумчивую, повседневную работу среди молодежи. Требуется боль­ шая массово-политическая, разъ­ яснительная работа среди комсо­ мольцев, молодежи, которая снова подчеркивала бы жизненную не­ обходимость политического про­ свещения для каждого молодого советского человека. Следует по­ мочь молодежи избрать тот или другой тип кружка, ту или дру­ гую форму политического просве­ щения. К сожалению, многие ком­ сомольские организации по-на­ стоящему массовую работу еще не развернули. В стенгазетах, за. водских многотиражках мало за меток, корреспонденций, статей о подготовке к учебному году. На многих предприятиях, в колхозах, учебных заведениях, учреждениях не видно лозунгов, которые бы призывали молодежь к политиче­ ской учебе. Мало плакатов, объ- явлений, сообщающих о том, ка. кие и где организуются кружки, школы, когда они начинают за­ ниматься, где производится за­ пись, какую требуется готовить литературу и т. Д. Большая роль в подготовке к новому учебному году принадле­ жит комсомольской печати. Ком­ сомольские газеты призваны обеспечить регулярную публика­ цию статей, пропагандирующих великое учение Ленина—Сталина. Следует шире и глубже обобщать на страницах молодежных газет опыт пропагандистской работы, вскрывать недостатки в этом деле. Широко известно положение Ленина о том, что в любой школе успех дела решают пропаганди. сты. От теоретической подготов­ ки пропагандиста, его умения из­ ложить суть вопроса, подойти к аудитории, увлечь молодежь про-' пагандой революционных идей з а .| висит качество политической уче­ бы. Пропагандист играет в ком­ сомоле исключительную роль. Он разъясняет молодежи политику коммунистической партии и со­ ветского государства, помогает формированию социалистического мировоззрения молодых строите­ лей коммунизма, мобилизует их на самоотверженную борьбу за дело Ленина — Сталина. Решающую роль в работе с кадрами пропагандистов в комсо­ моле сыграли указания ЦК ВКП(б) по этим вопросам и пов- седневная помощь, оказываемая комсомолу партийными организа- циямя" из местах. В соответствии с указанием ЦК ВКП(б) ведется большая работа по подготовке пропагандистов в настоящее время. Правильно поступают то ком­ сомольские организации, которые стремятся закрепить на пропаган­ дистской работе руководителей кружков и политшкол, работав­ ших в прошлом учебном году. Это безусловно так же важно, как и подготовка новых пропагандистов, широко развернувшаяся во многих республиках и областях. ' Однако в некоторых обкомах недооценивается значение подго­ товки пропагандистов. Только этим следует объяснять факты неорганизованности в работе от­ дельных курсов и семинаров. Так, например, на первое занятие кур­ сов руководителей семинаров при Свердловском обкоме из 78 про­ пагандистов явилось лишь 40. Обком наметил с первого августа начать работу двухмесячные кур­ сов пропагандистов начальных по­ литкружков в 15 городах обла­ сти. Проверка показала, что кур­ сы начали занятия лишь в трех городах, да и то с опозданием на пять дней. К числу серьезных недостатков в политическом просвещении ком­ сомольцев необходимо отнести недооценку метода политического самообразования. В нашей стране огромную ар­ мию составляют кадры молодой советской интеллигенции. Комсо­ мольские и пионерские работники, инженерно-технические работники, сельская интеллигенция, молодые учителя, агрономы, врачи могут изучать марксизм-ленинизм путем самостоятельного чтения. Этот метод должен иметь самое ши­ рокое распространение. К сожалению, у нас есть акти­ висты, которые, пользуясь слабо­ стью контроля, самостоятельный метод изучения теории преврати­ ли в нечто, похожее на ширму. Такие активисты лишь ссылаются на то, что они занимаются само­ стоятельно, а в действительности отлынивают от учебы, что приво­ дит к их отставанию, проявлению ими делячества в практической работе. Обязанность руководящих ком. сомольских органов — поставить на надлежащий уровень само­ стоятельное изучение революци онной теории комсомольскими кад­ рами и активом. «... Не подлежит никакому сомнению, — говорит товарищ Сталин, —- что без сочетания практической работы комсомоль ского актива с теоретической его подготовкой («изучение лениниз. ма») невозможна никакая сколь­ ко-нибудь осмысленная коммуни стическая работа в комсомоле». Изучение ленинизма, ленинская учеба, говорит товарищ Сталин является необходимейшим усло­ вием превращения нынешнего комсомольского актива в настоя­ щий ленинский актив, способный воспитать многомиллионную ком­ сомольскую молодежь в духе диктатуры пролетариата и комму­ низма. Идеологическая закалка, теоре­ тическая подготовка комсомоль­ ских кадров являются основным условием успешной работы. Следует уже теперь заняться таким делом, как ознакомление с личными планами занятий акти­ вистов, составление расписаний лекций, консультаций, собеседо­ ваний. Обычно контроль за изу­ чающими теорию методом само­ стоятельного чтения всецело воз­ лагают на консультантов. Этого недостаточно. Контроль следует осуществлять не только силами консультантов, но и силами секре. тарей, членов бюро руководящих комсомольских органов. Такой контроль должен рассматриваться как одна из важных и действен­ ных сторон работы с кадрами, как средство не только контроля за занятиями, но и воздействия на жизнь и работу комсомольской организации. Политическое просвещение есть тот цемент, который скрепляет комсомольскую организацию в единый коллектив, сильный своей сознательностью, сплоченностью,, дисциплиной, пониманием задач.1 Пропаганда идей Ленина—Сталина в массах комсомольцев и молоде­ жи призвана к тому, чтобы под­ нимать молодых патриотов на борьбу за дальнейший расцвет нашей Родины. Политическое просвещение в комсомоле должно вестись под знаком дальнейшего сплочения советской молодежи вокруг коммунистической партии, великого вождя и., учителя товарища Сталина. Чем лучше постановка полити­ ческого просвещения в комсомо­ ле, тем больше успеха в нашей повседневной практической рабо­ т е . Чем лучше поставлено дело политического просвещения), тем значительней будет вклад комсо­ мола, молодежи в общенародный труд по строительству комму­ низма в нашей стране. Успешная подготовка и организованное про. ведение наступающего учебного года составляет поэтому важней­ шую задачу всего комсомола. С помощью партийных организаций эта задача должна быть разреше­ на успешно. «Правда» за 23 августа 1950 г. V,- & ^ 1 ■:I й о.* * ■ VД Ф! ’Щ, : :.1 1 1 1 1 Ш Ж Л» .1 Х а ба ровск и й край. .Тепрер ..... но растет молодой город Ком. сомольск-на-Амуре. За послед­ нее время на его улицах и пло­ щадях появилось несколько де­ сятков новых многоэтажных, красивых и благоустроенных жилых домов. Широко применяется поточа ныВ метод жилищного строи­ тельства целыми кварталами. Недавно заселен новый квар­ тал, построенный таким мето­ дом лучшей в городе бригадой каменщиков коммуниста Николая Щеглова. Одна из улиц, на которую выходит этот квартал, названа именем ее строителей— улицей имени бригады Щеглова. На снимке: бригадир камен­ щиков Н. П. Щеглов с женой и дочерью в выходной день на’ улице имени своей бригады. Фото В. Байдалова. (ТАСС). ЮНЫЕ ПОМОЩНИКИ колхозников Пионеры и школьники семи-* летней школы Окляшского сель­ совета, Березовского района, во время каникул приняли активное участие в сельскохозяйственных работах на полях колхоза «Побе­ да». Ребята провели большую ра­ боту по истреблению вредителей' сельского хозяйства-. Ученики А. Шепилов, И. Шепилов, Н. Ко­ сматых уничтожили каждый по 250— 300 сусликов. И. ОМЕЛИНСКИЙ. В Ольховатском районе пионе­ ры и школьники помогают кол­ хозникам бороться с вредителями сельского хо-зяйства. Ребята унич­ тожили более 38 тысяч сусликов. Пионер Впкто-р Колесник истре­ бил 1 200 сусликов, Вася Алей­ ник — 600. Много грызунов уничтожили пионеры Копанчанской, Ново- Харьковской и Еараяшниковекой школ. САМОЙЛЕНКО. ШКОЛАИЛИОБЩЕЖИТИЕ ДЛЯРАБОЧИХ? Принарядившись, группа уча­ щихся совхоза «Правда», Ворон- цо е с ко го района, направилась на­ вестить свою школу. Войдя в ко­ ридор, дети в недоумении остано­ вились. Что такое, почему, как и прежде, через крышу коридора ьидяо Небо? — Это еше не успели отремон­ тировать. В классах, наверное, все в порядке, — утешили себя ШКОЛЬНИКИ. Однако в помещении они уви­ дели нары, солому, постели, чьи- то вещи, небеленные стены. —А где же нам заниматься?— переглянулись ребята. На их вопрос должен отве­ тить директор совхоза т. Потапов, »• распоряжению которого школы 26 и 27 были заняты под об­ щежития сезонных рабочих и до сих пор не освобождены. Д. ЯРКОВАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz