Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)
МОЛОДОЙ КОММУНАР 25 августа 1950 г., № 101 (3197) О политическом просвещении в комсомоле Основатели ВЛКСМ Ленин и Сталин определили, что главной задачей комсомола является ком мунистическое воспитание моло дежи. Теперь, когда наша со ветская Родина успешно осу ществляет переход от социализма к коммунизму, значение работы комсомола по коммунистическому воспитанию молодежи еще более возросло. В новых условиях от комсомола требуется дальнейшее всемерное усиление идеологиче ской работы. Комсомол обязан воспитывать молодое поколение в духе советской идеологии, повы шать коммунистическую созна тельность нашей молодежи. Указания Центрального Коми, тета ВКП(б), лично товарища Сталина по вопросам идеологи ческой работы среди молодежи в современных условиях сыграли решающую роль в деятельности комсомола. Эти указания обога. тили и активизировали идейную жизнь комсомольских организа ций, послужили МОЩНЫМ толчком к развертыванию пропагандист ской работы в комсомоле. Основой всей воспитательной работы комсомола является уче ние Ленина — Сталина. Огромное место в пропаганде среди моло. дожи этого учения занимает по. литическое просвещение. В ком сомольских кружках и полит школах.в 1949— 50 учебном году обучалось около четырех миллио, нов юношей и девушек. Свыше 640 тысяч комсомольцев обуча лось в сети партийного просве щения. Значительная часть комсо мольского актива, молодой со_ ветской интеллигенции изучала революционную теорию методом политического самообразования. Всеми формами политической уче бы было охвачено более пяти с половиной миллионов комсомоль цев и молодежи. Развертывание политического просвещения молодежи потребо вало подготовки большего числа кадров пропагандистов. Их 'на считывается теперь более 230 тысяч человек. В подборе пропа гандистов, руководстве их дея тельностью комсомол получает огромную помощь от партийных организаций. Более половины про пагандистов, работающих в ком сомоле, — члены ВКП(б). В прошлом учебном году в ком сомоле было достигнуто некото рое улучшение постановки работы па политическому просвещению молодежи. Итоговые занятия, проведенные в конце учетного года, показали, что многие слу шатели кружков и политшкол получили за время обучения проч ные знания. Однако в этом важ нейшем деле до сих пор имеют место серьезные недостатки. Идейно-теоретический уровень занятий во многих кружках и политшколах все еще остается низким. В ряде случаев комсо мольские организации .увлекаются погоней за количеством обучаю щихся в ущерб качеству полити. ческнх занятий: В работе полит школ и кружков нередко допу скались такие пороки, как вер хоглядство, начетничество в за нятиях, сухость в изложении ма териалов. Крупным недостатком многих политкружков в прошлом было то, что они не заканчивали орга. низованно прохождение учебного материала, останавливались на поляути, а с наступлением осени принимались изучать материал за ново. В истекшем учебном году, например, в Татарской, Астра ханской, Челябинской, Иванов ской, Удмуртской и некоторых других комсомольских организа циях более 30 лроц. кружков и политшкол не выполнили учеб ного плана. Обсуждая итоги минувшего учебного года, ЦК ВЛКСМ от метил, что в некоторой части коужков недостаточно пропагаи. дировались идеи советского пат риотизма, преимущества ссветско. го строя перед строем капитали стическим. Существенные недо- с.атки имелись и в методике ве_ де шя занятий. I ☆ Н. МИХАЙЛОВ, секретарь ЦК ВЛКСМ ☆ Комсомол призван вести актив ную работу в массах молодежи, постоянно заботиться об укреп лении связей с ними. Между тем молодежь, не состоящая в ком сомоле крайне недостаточно при влекалась к занятиям в кружках и политшколах. В Туркменской, Омской, Кашка.Дарьинской, Се мипалатинской комсомольских ор ганизациях среди слушателей нас. читывалось всего лишь восемь — десять процентов некомсомоль- цев. Готовясь к новому учебному году, комсомольские организации должны решительно устранить эти недостатки, обеспечить даль нейшее повышение идейного уровня и усиление размаха поли тического просвещения комсо мольцев и молодежи. Комсомольские организации должны безотлагательно развер нуть тщательную и всестороннюю подготовку к учебе; укомплек товать политшколы и кружки, подготовить пропагандистов, раз решить все вопросы, связанные с материально-технической сторо ной политического просвещения молодежи (помещения, учебные пособия и т. д.). Система политического просве щения остается неизменной. Для комсомольцев и молодежи, не имеющих необходимой политиче ской и общеобразовательной под готовки, рекомендуется создавать начальные кружки. Для моло дежи, сравнительно более под готовленной, а также окончившей начальные политкружки, — соз давать политшколы. Учитывая огромный интерес комсомольцев и молодежи, еле. дует создать более широкую сеть кружков по изучению . био графий великих вождей комму нистической партии и советского народа Ленина и Сталина. Необ ходимо также улучшить прове. дение лекций, консультаций, со беседований для молодежи, изу. чающей биографии Ленина и Сталина самостоятельным мето. дом. Для комсомольцев и молодежи, имеющих необходимые политиче. ские и общеобразовательные зна ния, но не подготовленных к са мостоятельному изучению истории партии, будет организовываться изучение «Краткого курса истории ВКП(б)» в кружках основного и повышенного типов, работающих при первичных партийных орга низациях или организуемых при первичных комсомольских органи. зациях при наличии квалифици рованных пропагандистов. Некоторые руководители ком сомольских организаций запазды вают с комплектованием круж ков и политшкол, ошибочно по лагая, что для этой работы у нас есть большой срок. Это не так. Зачисление слушателей в кружки, политшколы должно ведь вестись не формальным путем, а обяза- тельно с учетом желания моло дежи, ее подготовки, условий ра- боты. Такой подход требует вре мени, кропотливой, индивидуаль ной работы с людьми. Поэтому надо дорожить каждым днем. Кое-где сеть политкружков и политшкол намечается сверху без должного учета наличия пропаган дистов, мнения первичной комсо мольской организации. Нам не на до гнаться за количеством, в ущерб качеству. Требуется, чтобы райком начинал планирование сети политического просвещения в районе не сверху, а снизу — с работы в первичных комсомоль ских организациях. Что касается обкома, то он в состоянии пред метно и по существу разобраться с подготовкой к учебному году по каждому району. Учитывая, что в прошлом учеб ном году в кружках занималось мало молодежи, не состоящей в комсомоле, комсомольские орга. | низации должны сейчас исправить этот недостаток. Хорошая подготовка к учебному году обязательно предполагает вдумчивую, повседневную работу среди молодежи. Требуется боль шая массово-политическая, разъ яснительная работа среди комсо мольцев, молодежи, которая снова подчеркивала бы жизненную не обходимость политического про свещения для каждого молодого советского человека. Следует по мочь молодежи избрать тот или другой тип кружка, ту или дру гую форму политического просве щения. К сожалению, многие ком сомольские организации по-на стоящему массовую работу еще не развернули. В стенгазетах, за. водских многотиражках мало за меток, корреспонденций, статей о подготовке к учебному году. На многих предприятиях, в колхозах, учебных заведениях, учреждениях не видно лозунгов, которые бы призывали молодежь к политиче ской учебе. Мало плакатов, объ- явлений, сообщающих о том, ка. кие и где организуются кружки, школы, когда они начинают за ниматься, где производится за пись, какую требуется готовить литературу и т. Д. Большая роль в подготовке к новому учебному году принадле жит комсомольской печати. Ком сомольские газеты призваны обеспечить регулярную публика цию статей, пропагандирующих великое учение Ленина—Сталина. Следует шире и глубже обобщать на страницах молодежных газет опыт пропагандистской работы, вскрывать недостатки в этом деле. Широко известно положение Ленина о том, что в любой школе успех дела решают пропаганди. сты. От теоретической подготов ки пропагандиста, его умения из ложить суть вопроса, подойти к аудитории, увлечь молодежь про-' пагандой революционных идей з а .| висит качество политической уче бы. Пропагандист играет в ком сомоле исключительную роль. Он разъясняет молодежи политику коммунистической партии и со ветского государства, помогает формированию социалистического мировоззрения молодых строите лей коммунизма, мобилизует их на самоотверженную борьбу за дело Ленина — Сталина. Решающую роль в работе с кадрами пропагандистов в комсо моле сыграли указания ЦК ВКП(б) по этим вопросам и пов- седневная помощь, оказываемая комсомолу партийными организа- циямя" из местах. В соответствии с указанием ЦК ВКП(б) ведется большая работа по подготовке пропагандистов в настоящее время. Правильно поступают то ком сомольские организации, которые стремятся закрепить на пропаган дистской работе руководителей кружков и политшкол, работав ших в прошлом учебном году. Это безусловно так же важно, как и подготовка новых пропагандистов, широко развернувшаяся во многих республиках и областях. ' Однако в некоторых обкомах недооценивается значение подго товки пропагандистов. Только этим следует объяснять факты неорганизованности в работе от дельных курсов и семинаров. Так, например, на первое занятие кур сов руководителей семинаров при Свердловском обкоме из 78 про пагандистов явилось лишь 40. Обком наметил с первого августа начать работу двухмесячные кур сов пропагандистов начальных по литкружков в 15 городах обла сти. Проверка показала, что кур сы начали занятия лишь в трех городах, да и то с опозданием на пять дней. К числу серьезных недостатков в политическом просвещении ком сомольцев необходимо отнести недооценку метода политического самообразования. В нашей стране огромную ар мию составляют кадры молодой советской интеллигенции. Комсо мольские и пионерские работники, инженерно-технические работники, сельская интеллигенция, молодые учителя, агрономы, врачи могут изучать марксизм-ленинизм путем самостоятельного чтения. Этот метод должен иметь самое ши рокое распространение. К сожалению, у нас есть акти висты, которые, пользуясь слабо стью контроля, самостоятельный метод изучения теории преврати ли в нечто, похожее на ширму. Такие активисты лишь ссылаются на то, что они занимаются само стоятельно, а в действительности отлынивают от учебы, что приво дит к их отставанию, проявлению ими делячества в практической работе. Обязанность руководящих ком. сомольских органов — поставить на надлежащий уровень само стоятельное изучение революци онной теории комсомольскими кад рами и активом. «... Не подлежит никакому сомнению, — говорит товарищ Сталин, —- что без сочетания практической работы комсомоль ского актива с теоретической его подготовкой («изучение лениниз. ма») невозможна никакая сколь ко-нибудь осмысленная коммуни стическая работа в комсомоле». Изучение ленинизма, ленинская учеба, говорит товарищ Сталин является необходимейшим усло вием превращения нынешнего комсомольского актива в настоя щий ленинский актив, способный воспитать многомиллионную ком сомольскую молодежь в духе диктатуры пролетариата и комму низма. Идеологическая закалка, теоре тическая подготовка комсомоль ских кадров являются основным условием успешной работы. Следует уже теперь заняться таким делом, как ознакомление с личными планами занятий акти вистов, составление расписаний лекций, консультаций, собеседо ваний. Обычно контроль за изу чающими теорию методом само стоятельного чтения всецело воз лагают на консультантов. Этого недостаточно. Контроль следует осуществлять не только силами консультантов, но и силами секре. тарей, членов бюро руководящих комсомольских органов. Такой контроль должен рассматриваться как одна из важных и действен ных сторон работы с кадрами, как средство не только контроля за занятиями, но и воздействия на жизнь и работу комсомольской организации. Политическое просвещение есть тот цемент, который скрепляет комсомольскую организацию в единый коллектив, сильный своей сознательностью, сплоченностью,, дисциплиной, пониманием задач.1 Пропаганда идей Ленина—Сталина в массах комсомольцев и молоде жи призвана к тому, чтобы под нимать молодых патриотов на борьбу за дальнейший расцвет нашей Родины. Политическое просвещение в комсомоле должно вестись под знаком дальнейшего сплочения советской молодежи вокруг коммунистической партии, великого вождя и., учителя товарища Сталина. Чем лучше постановка полити ческого просвещения в комсомо ле, тем больше успеха в нашей повседневной практической рабо т е . Чем лучше поставлено дело политического просвещения), тем значительней будет вклад комсо мола, молодежи в общенародный труд по строительству комму низма в нашей стране. Успешная подготовка и организованное про. ведение наступающего учебного года составляет поэтому важней шую задачу всего комсомола. С помощью партийных организаций эта задача должна быть разреше на успешно. «Правда» за 23 августа 1950 г. V,- & ^ 1 ■:I й о.* * ■ VД Ф! ’Щ, : :.1 1 1 1 1 Ш Ж Л» .1 Х а ба ровск и й край. .Тепрер ..... но растет молодой город Ком. сомольск-на-Амуре. За послед нее время на его улицах и пло щадях появилось несколько де сятков новых многоэтажных, красивых и благоустроенных жилых домов. Широко применяется поточа ныВ метод жилищного строи тельства целыми кварталами. Недавно заселен новый квар тал, построенный таким мето дом лучшей в городе бригадой каменщиков коммуниста Николая Щеглова. Одна из улиц, на которую выходит этот квартал, названа именем ее строителей— улицей имени бригады Щеглова. На снимке: бригадир камен щиков Н. П. Щеглов с женой и дочерью в выходной день на’ улице имени своей бригады. Фото В. Байдалова. (ТАСС). ЮНЫЕ ПОМОЩНИКИ колхозников Пионеры и школьники семи-* летней школы Окляшского сель совета, Березовского района, во время каникул приняли активное участие в сельскохозяйственных работах на полях колхоза «Побе да». Ребята провели большую ра боту по истреблению вредителей' сельского хозяйства-. Ученики А. Шепилов, И. Шепилов, Н. Ко сматых уничтожили каждый по 250— 300 сусликов. И. ОМЕЛИНСКИЙ. В Ольховатском районе пионе ры и школьники помогают кол хозникам бороться с вредителями сельского хо-зяйства. Ребята унич тожили более 38 тысяч сусликов. Пионер Впкто-р Колесник истре бил 1 200 сусликов, Вася Алей ник — 600. Много грызунов уничтожили пионеры Копанчанской, Ново- Харьковской и Еараяшниковекой школ. САМОЙЛЕНКО. ШКОЛАИЛИОБЩЕЖИТИЕ ДЛЯРАБОЧИХ? Принарядившись, группа уча щихся совхоза «Правда», Ворон- цо е с ко го района, направилась на вестить свою школу. Войдя в ко ридор, дети в недоумении остано вились. Что такое, почему, как и прежде, через крышу коридора ьидяо Небо? — Это еше не успели отремон тировать. В классах, наверное, все в порядке, — утешили себя ШКОЛЬНИКИ. Однако в помещении они уви дели нары, солому, постели, чьи- то вещи, небеленные стены. —А где же нам заниматься?— переглянулись ребята. На их вопрос должен отве тить директор совхоза т. Потапов, »• распоряжению которого школы 26 и 27 были заняты под об щежития сезонных рабочих и до сих пор не освобождены. Д. ЯРКОВАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz