Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

4 августа 1950 г., № 92 (3188) МОЛОДОЙ КОММУНАР а а О Т В Е Т Т О В А Р ИЩАМ Товарищу А. ЖОЛОПОВУ Окончание. Начало на 2-й стр на XVI съезде ВЕЩ.6), что при к о м м у н и з м е языки сольются в один общий». Очевидно, что т. Холопов, открыв противоречив между эти­ ми двумя формулами и глубоко веря, что противоречие должно быть ликвидировано, считает нужным избавиться от одной из формул, как неправильной, и уцепиться за другую формулу, как правильную для всех времен и стран, но за какую именно фор­ мулу уцепиться,— он не знает. Цолучается нечто вроде безвы­ ходного положения. Тов. Холопов и не догадывается, что обе фор­ мулы могут быть правильны­ ми,— каждая для своего времени. Так бывает всегда с начетчи­ ками и талмудистами, которые, не вникая в существо дела и цитируя формально, безотноси­ тельно к тем историческим усло­ виям, о которых трактуют цита­ ты , неизменно попадают в без­ выходное положение. А между тем, если разоб­ раться в вопросе по существу, нет никаких оснований для без­ выходного положения. Дело в том, что брошюра Сталина «Относи­ тельно марксизма в языкознании» и выступление Сталина на XVI гьезде партии имеют в виду две совершенно различные эпохи, вследствие чего и формулы по­ лучаются различные. Формула Сталина в его брошю­ ре, в части, касающейся скрещи. ■вания языков, имеет в виду эпо­ ху до п о б е д ы с о ц и а л и з ­ м а в мировом масштабе, когда эксплуататорские классы яв­ ляются господствующей силой в мире, когда национальный и ко­ лониальный гнет остается в силе, когда национальная обособлен­ ность и взаимное недоверие наций закреплены государственными различиями, когда нет еще на­ ционального равноправия, когда скрещивание языков происходит в порядке борьбы за господство одного пз языков, когда нет еще условий для мирного и дружест­ венного сотрудничества наций и языков, когда на очереди стоит не сотрудничество и взаимное 28 июля 1950 года. обогащение языков, а ассимиля­ ция одних и победа других язы­ ков. Понятно, что в таких усло­ виях могут быть лишь побе­ дившие и побежденные языки. Именно эти условия имеет в виду формула Сталина, когда она гово­ рит, что скрещивание, скажем, двух языков дает в результате не образование новог* языка, а победу одного из языков я пора­ жение другого. Что же касается другой форму­ лы Сталина, взятой из выступ­ ления на XVI съезде партии, в части, касающейся слияния язы . ков в один общий язык, то здесь имеется в виду другая эпоха, а именно—эпоха п о с л е п о б е ­ д ы с о ц и а л и з м а во всемир­ ном масштабе, .когда мирового империализма не будет уже в на­ личии, эксплуататорские классы будут низвергнуты, националь­ ный и колониальный гнет будет ликвидирован, национальная об­ особленность и взаимное недоверие наций будут заменены взаимным доверием и сближением наций, национальное равноправие будет претворено в жизнь, политика по­ давления и ассимиляции языков будет ликвидирована, сотрудниче­ ство наций будет налажепо, а на­ циональные языки будут иметь возможность свободно обогащать друг друга в порядке сотрудниче­ ства. Попятно, что в этих усло­ виях не может быть и речи о по­ давлении и поражении одних и победе других языков. Здесь мы будем иметь дело не с двумя язы­ ками, из которых один терпит поражение, а другой выходит из борьбы победителем, а с сотнями национальных языков, из кото­ рых в результате длительного экономического, политического и культурного сотрудничества на­ ций будут выделяться сначала наиболее обогащенные единые зональные языки, а потом зо­ нальные языки сольются в один общий международный язык, ко­ торый, конечно, не будет ни не­ мецким, ии русским, ни англий­ ским, а новым языком, вобрав­ шим в себя лучшие элементы на­ циональных и зональных языков. Следовательпо, две различные формулы соответствуют двум раз­ личным эпохам развития общест­ ва, и именно потому, что они со­ ответствуют им, обе формулы правильны,— каждая для своей эпохи. Требовать, чтобы эти формулы не находились в противоречии друг с другом, чтобы они не исключали друг друга,— так же нелепо, как было бы нелепо тре­ бовать, чтобы эпоха господства капитализма не находилась в противоречии с эпохой господст­ ва содиалпзма, чтобы социализм, и капитализм не исключала друг друга. Начетчики и талмудисты рас­ сматривают марксизм, отдельные выводы и формулы марксизма, как собрание догматов, которые «никогда» не изменяются, не­ смотря на *изменение условий развития общества. Оми думают, что если они заучат наизусть эти выводы и формулы и начнут нх цитировать вкривь и вкось, то они будут в состоянии решать любые вопросы, в расчете, что за­ ученные выводы и формулы при­ годятся нм для всех времен и стран, для всех случаев в жизни. Но так могут думать лишь такие люди, которые видят букву марк­ сизма, но не видят его существа, заучивают тексты выводов и Формул марксизма, но не пони­ мают их содержания. Марксизм есть наука о законах развития природы и общества, наука о революции угнетенных н эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех стра­ нах, наука о строительстве ком­ мунистического общества. Марк­ сизм, как паука, не может стоять на одном месте,— он развивается и совершенствуется. В своем раз­ витии марксизм не может не обо­ гащаться новым опытом, новыми знаниями. — следовательно, от. дельные его формулы н выводы не могут не изменяться с тече­ нием времени, не могут не заме­ няться новыми формулами н вы­ водами, соответствующими новым историческим задачам. Марксизм не признает неизменных выво­ дов и формул, обязательных для всех эпох и периодов. Марксизм является врагом всякого догма­ тизма. И. СТАЛИН «Правда» за 2 ав густа 1950 г. «Школа мужества» — так называется один из рассказов, вошедших в книгу В. Каверина, вы­ пущенную Воронежским областным книгоизда­ тельством. Этот заголо­ вок целиком определяет содержанке всей книги. Каждый из рассказов о молодых участниках Ве­ ликой Отечественной вой­ ны, будь то о храбром разведчике или партиза­ не, отважном моряке или летчике, по-своему ярко и впечатляюще повест­ вует о том, как крепли воля и мужество нашей молодежи в борьбе с вра­ гом. Эту книгу, изданную для детей среднего воз­ раста, с удовольствием прочитает каждый совет­ ский юноша и девушка. «Не один раз на про­ тяжения веков приходи­ лось русскому народу да­ вать сокрушительный от­ пор вражескому наше­ ствию и изгонять из сво­ ей страны иноземные пол­ чища. Но был у русской земли один враг, кото­ рый совершал свои набе­ ги безнаказанно... Врага звали Засуха». Так начи­ нается книга М. Ильина «Покорение природы». Этот интересный очерк красочно рассказывает о борьбе передовых рус­ ских ученых против сти­ хийных сил природы, зна­ комит с существом уче­ ния Докучаева, Костыче- ва, Вильямса, рисует яр­ кую картину наступления на засуху в наши дни. * * * «Азбука автотрактор­ ного дела» Л. Бермана, выпущенная Детгчзом, является своеобразным пособием для подготовки молодых кадров автомо­ билистов и трактористов. Читая эту книгу, после­ довательно выполняя за­ дания, которые в ней да­ ются, юные любители ав­ тодела могут получить полезные познания и практические навыки. * * * Очерк «По Южному Сахалину» И. Винокуро­ ва и ♦. Флорич входит в серию книг «Наша Роди­ на». Он ярко рассказы­ вает о природных богат­ ствах Сахалина, о его растительном и животном мире, о сокрдршцах зем­ ных недр, о советских людях, полных пафоса ос­ воения этого замечатель­ ного уголка русской земли, Зернышко— пуд бережет Поучительные подсчеты Мы на поле колхоза имени Ки­ рова, Греыяченского раиоиа. Одна половина его уставлена копнами, на другой — хлеб давно заскир­ дован. Однако на высокой стерне осталось иного стеблей с ко* лосьями. Подсчитываем потери. На каждом квадратном метре ос­ тавлено 50 колосьев. Значит, на гектаре их подмиллиона. Вылу­ щиваем в среднем 30 зерен из од. ного колоса. Таким образом, на квадратном метре пропадает 1 500 зерен, а на гектаре — 15 мил­ лионов. Тысяча таких зерен ве­ сит 15 граммов. В колхозе более 90 гектаров ржп. Значит, броше- ио более тысячи пудов зерна! Этим потери урожая в артели не ограничиваются. Зерно уходит и по другим каналам. Много про­ падает его из-за небрежной уклад­ ки снопов в крестцы. Со многих крестцов снопы свалены ветром. В ненастье такие крестцы промо­ кают, и зерно частично пор­ тится. Вот к копнам подъезжает брич­ ка, на ней ничего не подостлано. Ящик другой брички, на которой снопы подвозятся к скирде, плохо обшит досками. Зерно высыпает­ ся на землю. Нетрудно предста­ вить, сколько хлеба сберегла бы артель, подвозя снопы на теле­ гах с подостланным рядном или брезентом. На месте свезенных -к скирдам колен колосья не под­ гребаются. Мы спросили председателя кол1 хоза тов. Антонова: — Почему у вас не ведется борьба с потерями? — Не управляемся, — отве* тил он. В артели имеются конные граб* ли. Уже много дней идет уборка урожая, но грабли еще ни разу пе использовались на сгребании колосьев. Проезжаем по деревне. На уяи4 цах резвятся подростки школьно* го возраста. Разве они не могли бы собирать колосья? Однако председатель колхоза и секретарь комсомольской организации Ни* колай Кочетнхин даже не поду-' мали поговорить со школьниками об этом деле. — Они, наверное, не пойдут,—* безнадежно сказал тов. Антонов,’ Но стоило ему во время обеден* ноге перерыва поговорить с кол* хозниками о больших потерях на уборке, как все члены артели согласились выслать своих ребят в поле на сбор колосьев. — Это же наш хлеб!— заяви-' ли они. — Мы должны вырабо* тать к концу года более 15 ты­ сяч трудодней. Потери зерпа в колосьях превышают несколько тонн. Выходит, что мы можем по* терять по 400— 500 граммов зер* на на каждый трудодень. Этой простой истины никак не хотят понять председатель колхо* за тов. Антонов и секретарь ком* сомольской организации тов. Ко4 четихшк м . АНАТОЛЬЕВ, ' УБЕРЕГЛИ ЦЕНТНЕРЫ ХЛЕБА В колхозе «Красиое знамя», Аидаровского сельсовета, на по­ лях было обнаружено много ко­ лосьев. Заведующий сельским клубом комсомолец Анатолий По­ пов подсчитал: если подобрать по одному колоску с квадратного мет­ ра, то на 2 000 гектаров это со­ ставит 16,5 тонн зерна. Целый железнодорожный вагон! Об этом он рассказал пионерам Айдаровекой семилетней школы. Ребята решили немедленно начать борьбу с потерями урожая. На следующий день десять пионеров вышли в поле. Ими было собрано 18 килограммов колосьев. Вече* [юм об их почине узнали все пио­ неры села. На сбор колосьев по* желали пойти многие ребята. Пионеры еы а Айдарово во гла­ ве с чле.еои. ВЛКСМ Анатолием Поповым за короткий срок сдали к кладовую артели 732 килограм* ма колосьев. Начинание айдаровских школь* ников подхвачено пионерами Чер- товицкой и Н.-Животиновской школ. 1 с. мязин, Березовский район. С ПОМОЩЬЮ школьников Членам колхоза «Трудартель» большую помощь в уборке уро­ жая оказывают пионеры и школь­ ники. Они укладывают снопы в копны, собирают вручную н сгре­ бают конными граблями колосья.- С помощью, школьников уложено 900 копен ржи, собраны велось* на площади в 74 гектара. Ф. ЖИГАЛО. Богучарский район. КОМСОМОЛЬСКАЯ ЗАБОТА О КОРМАХ ■ ■ ■—...ч■ ■■■*■' —- ■ ■ * .1 ЕСТЬ ГРУБЫЕ И СОЧНЫЕ КОРМА Чисто убраны луга сельско­ хозяйственной артели нм. Жда­ нова. Все сено аккуратно сло­ жено в стога. Его хватят на всю зиму. Комсомольцы колхоза поза­ ботились и о сочных кормах. Комсомольске - молодежная бригада по кормодобыванию в составе Матрены Г Орловой, Михаила Пономарева, Васи­ лия Жндконожкнна, Василия н Ивана Горловых заложила в ямы около 200 тонн зеле­ ной массы. Силос пойдет на корм молочному скоту. Это по­ высит его продуктивность. Н. СТОЛЯРОВ, секретарь комитета ВЛКСМ колхоза им. Жданова, ’ Семилукского района. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ПОМОГАЮТ КОЛХОЗУ Недавно 25 комсомольцев — железнодорожников станции Новохоперск организованно вышли на воскресник в кол­ хоз «Красный железнодорож­ ник», Русановского сельсове­ та. За день они заложили 70 тонн силосной массы. Особенно старательно поработали комсо­ мольцы кондукторского резер­ ва н бригады проводников во главе с секретарем комитета ВЛКСМ А. Лашковой. В. КОРОБОВА, секретарь комитета ВЛКСМ станции Новохоперск. •чг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz