Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)
2 МОЛОДОЙ КОММУНАР 4 ав гу с та 1950 г., № 92 (3188)' О Т В Е Т Т О В А Р И ЩА М Т о в а р и щ у С А Уважаемый товарищ Санжеев! Отвечаю на Ваше письмо с большим опозданием, так как только вчера передали мне Ваше письмо из аппарата ЦБ. Вы безусловно правильно тол куете мою позицию в вопросе о диалектах. «Классовые» диалекты, кото рые правильнее было бы назвать жаргонами, обслуживают не на родные массы, а узкую социаль ную верхушку. К тому же они не имеют своего собственного грам матического строя и основного словарного фонда. Ввиду этого они никак не могут развиться в самостоятельные языки. Диалекты местные («террито. рпальные»), наоборот, обслужи вают народные массы п имеют свой грамматический строя и основной словарный фонд. Ввиду этого некоторые местные диалек ты в процессе образования наций могут лечь в основу националь ных языков и развиться в само стоятельные национальные язы ки. Так было, например, с кур ско-орловским диалектом (курско- орловская «речь») русского язы ка, который лег в основу русско го национального языка. То же самое, нужно сказать о полтавско- киевском диалекте украинского языка, который лет в основу украинского национального язы ка. Что касается остальных диа лектов таких языков, то -они те ряют свою самобытность, вли ваются в эти языки и исчезают в них. Бывают н обратные процессы, когда единый язык народности, не ставшей еще нацией в силу отсутствия необходимых экономи ческих условий развития, терпит крах вследствие государственного распада этой народности, а мест ные диалекты, не успевшие еще перемолоться в едином языке,— оживают н дают начало образова нию отдельных самостоятельных языков. Возможно, что так имен но обстояло дело, например, с еди ным монгольским языком. 1950 г. 11 ию л я. И. СТАЛИН Товарищам Д . БЕЛКИНУ и С. Ф У РЕРУ Ваши письма получил. Ваша ошибка состоит в том, что вы смешали две разные вещи и подменили предмет, рассматри ваемый в моем ответе т. Краше нинниковой, другим предметом. 1. Я критикую в этом ответе II. Я. Марра, который, говоря об языке (звуковом) и мышлении, отрывает язык от мышления и впадает таким образом в идеализм. Стало быть, речь идет в моем от вете о нормальных людях, вла деющих языком. Я утверждаю при этом, что мысли могут возник нуть у таких людей лишь на ба- ао языкового материала, что ого ленных мыслей, не связанных с языковым материалом, не суще ствует у людей, владеющих язы ком. Вместо того, чтобы принять или отвергнуть эю положение, вы подставляете аномальных, безъ язычных людей, глухонемых, у, 22 ию л я 1950 г. • которых нет языка и мысли ко торых, конечно, не могут возник нуть на базе языкового материа ла. Как видите, это совершенно другая тема, которой я не касал ся и но мог коснуться, так как языкознание занимается нормаль ными людьми, владеющими язы ком, а не аномальными, глухоне мыми, не имеющими языка. Вы подменили обсуждаемую тему другой темой, которая не обсуждалась. 2. Из письма т. Белкина видно, что он ставит на одну доску «язык слов» (звуковой язык) и «язык жестов» (по И. Я, Марру «ручной» язык). Он думает?, неви димому, что язык жестов и язык слов равнозначны, что одно время человеческое общество по имело языка слов, что «ручной» язык заменял тогда появившийся потом язык слов. Но если действительно так ду мает т. Белкин, то он допускает серьезную ошибку. Звуковой язык или язык слов был всегда един ственным языком человеческого общества, способным служить полноценным средством общения людей. История не знает ни од ного человеческою общества, будь оно самое отсталое, которое не . имело бы своего звукового языка. Этнография не знает ни одного отсталого народца, будь он таким же или еще более первобытным, чем, скажем, австралийцы или гнеземельцы прошлого века, ко торый не имел бы своею звуко вою языка. Звуковой язык в исто рии человечества является одной кз тех сил, которые помогли лю дям выделиться из животною ми ра, объединиться в общества, раз вить свое мышление, организовать общественное производство, вести успешную борьбу с силами приро ды и дойти до того прогресса, ко торый мы имеем в настоящее время. В этом отношении значение так называемою языка жестов ввиду ею крайней бедности в ограниченности — ничтожно. Это, собственно, не язык, и даже не суррогат языка, могущий так или иначе заменить звуковой язык, а вспомогательное средство с край, не ограниченными средствами, ко торым пользуется иногда человек для подчеркивания тех или иных моментов в его речи. Язык жестов так же нельзя приравнивать к звуковому языку, как нельзя при. равнивать первобытную деревян ную мотыгу к современному гусе, нниному трактору с пятикорпус ным плугом и рядовой тракторной сеялкой. 3. Как видно, вы интересуетесь прежде всего глухонемыми, а по том уж — проблемами языкозна ния. Видимо, это именно обстоя тельство и заставило вас обра титься ко мне с рядом вопросов. Что же, если вы настаиваете, я не прочь удовлетворить вашу просьбу. Итак, как обстоит дело с глухонемыми? Работает ли у них мышление, возникают ли мысли? Да, работает у пих мышление, воз_ нйкают мысли. Ясно, что коль скоро глухонемые лишены языка, их мысли не могут возникать на базе языкового материала. Пе зна чит ли это, что мысли глухоне мых являются оголенными, не связанными с «нормами приро ды» (выражение И. Я. Марра)? Нет, не значит. Мысли глухоне-» мых возникают н могут суще ствовать лишь на базе тех обра зов, восприятий, представлений, которые складываются у них в быту о предметах внешнего мира и их отношениях между собой благодаря чувствам зрения, осяза ния, вкуса, обоняния. Вне этих образов, восприятий, представле ний мысль пуста, лишена какого бы то ни было содержания, т. о, она не существует. И. СТАЛИН Т о в а р и щ у А. Х О Л О П О В У Ваше письмо получил. Опоздал пемного с ответом ввн- йу перегруженности работой. Ваше письмо молчаливо исхо дит из двух предположений: нз предположения о том, что допу стимо цитировать произведения того или иного автора в о т р ы в е от того исторического периода, о котором трактует цитата, и во- вторых, из того предположения, что те или иные выводы н фор мулы марксизма, полученные в результате изучения одного из периодов исторического развития, являются правильными для всех периодов развития я потому должны остаться н е и з м е н н ы м и. Должен сказать, что оба эти предположения глубоко ошибоч ны. Несколько примеров. 1. В сороковых годах прошло го века, когда не было еще моно полистического капитализма, ког да капитализм развивался более или менее плавно по восходящей линии, распространяясь на новые еще не занятые им территории, а закон неравномерности развития не мог еще действовать с полной силой,— Маркс и Энгельс пришли к выводу, что социалистическая революция но может победить в одной какой-либо стране, что она может победить лишь в результа те общею удара во всех или в большинстве цивилизованных ггран. Этот вывод стал потом ру ководящим положением для всех марксистов. Однако в начале XX века, осо бенно в-период первой мировой войны, когда для всех стало ясно, что капитализм домонополистиче ский явным образом перерос в капитализм монополистический, когда капитализм восходящий превратился в капитализм умира ющий, когда война вскрыла не излечимые слабости мирового им периалистического фронта, а за кон неравномерности развития предопределил разновременность созревания пролетарской револю ции в разных странах,'— Денин, исходя из марксистской теории, пришел к выводу, что в новых условиях развития социалистиче ская революция вполне может победить в одной, отдельно взятой стране, что одновременная победа социалистической революции во всех странах или в большинстве цивилизованных стран невозмож на ввиду неравномерности вызре вания революции в этих страна^, что старая формула Маркса и Энгельса уже не соответствует новым историческим условиям. Бак видно, мы имеем здесь два различных вывода по вопросу о победе социализма, которые не только противоречат друг другу, но и исключают друг друга.- Еакие-нибудь начетчики и талмудисты, которые, не вникая в существо деда, цитируют фор мально, в отрыве от исторических условий,— могут сказать, что одни из этих выводов, как безу словно неправильный, должен быть отброшен, а другой вывод, как безусловно правильный, дол жен быть распространен на вое периоды развития. Но марксисты не могут не знать, что начетчики и талмудисты ошибаются, они но могут не знать, что оба эти выво. да правильны, но не безусловно, а каждый для своего времени: вывод Маркса и Энгельса— для периода домонополистического ка питализма, а вывод Ленина — для - периода монополистического капитализма. 2. Энгельс в своем «Анти-Дю ринге» говорил, что после победы социалистической революции го сударство должно отмереть. На этом основании после победы со циалистической революция в на шей стране начетчики и талму дисты из нашей партии стали тре бовать, чтобы партия приняла меры л скорейшему отмиранию нашего государства, к роспуску государственных органов, к от казу от постоянной армии. Однако советские марксисты, на основании изучения мировой обстановки в наше время, при шли к выводу, что при наличии капиталистического окружения, когда победа социалистической революции имеет место только в одной стране, а во всех других странах господствует капитализм, страна победившей революции должна не ослаблять, а всемерно усиливать свое государство, орга ны государства, органы раз ведки, армию, если эта страна не хочет быть разгромленной капиталистическим окружением. Русские марксисты пришли к выводу, что формула Энгельса имеет в виду победу социализма во всех странах или в большин стве стран, что она неприменима к тому случаю, когда социализм побеждает в одной, отдельно взя той стране, а во всех других странах господствует капитализм. Как видно, мы имеем здесь две различные формулы по вопросу о судьбах социалистического госу дарства, исключающие друг друга. Начетчики и талмудисты могут сказать, что это обстоятельство создает невыносимое положение, что нужно одну из формул отбро сить, как безусловно ошибочную, а другую, как безусловно пра вильную,— распространить на все периоды развития социалистиче ского государства. Но марксисты не могут не знать, что начетчики и талмудисты ошибаются, ибо обе эти формулы правильны, но не абсолютно, а каждая для сво его времени: формула советских марксистов— для периода победы социализма в одной или несколь ких странах, а формула Энгель са— для того периода, когда пос ледовательная победа социализма в отдельных странах приведет к победе социализма в большинстве стран и когда создадутся, таким образом, необходимые условия для применения формулы Энгельса. Число таких примеров можно было бы увеличить. То же самое нужно сказать о двух различных формулах по во просу об языке, взятых из разных произведений Сталина и приве денных т. Холоповым в его ппсь-< не. Тов. Холопов ссылается на про-» изведение Сталина «Относитель но марксизма в языкознании», где делается вывод, что в резуль тате скрещивания, скажем, двух языков, один из языков обычно выходит победителем, а другой от мирает, что, следовательно, скре щивание дает не какой-то новый, третий язык, а сохраняет один из языков. Далее он ссылается на другой вывод, взятый из доклада Сталина на XVI съезде ВЕП(б), где говорится, что в пе риод победы социализма в миро вом масштабе, когда социализм окрепнет и войдет в быт, нацио нальные языки неминуемо додж-» ны слиться В один общий язык, который, конечно, пе будет ни великорусским, ни немецкий, а чем-то новым. Сличив эти две формулы и видя что они не толь ко не совпадают друг с другом* а исключают друг друга, т. Хо лопов приходит в отчаяние. «Нз статьи Вашей, пишет он в пись ме, я понял, что от скрещивания языков н и к о г д а не может по лучиться новый какой-то я*зык, а до статьи твердо был уверен, согласно Вашему выступлению Окончание на 3-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz