Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)
4 МОЛОДОЙ КОММУНАР 27 д е к а б р я 1950 г., № 154 (3250) Прочти эти книги В о л ь н и ц а а В «Повести о детстве» писатель Ф. Гладков обрисовал жизнь по реформенной деревни. В повести «Вольница»*), которая является непосредственным продолжением первой части ■автобиографическо го повествования, он раскрывает картину городского быта, расска зывает, как в условиях городской жизни формировалось миропони мание молодого человека в те да лекие годы. Новая книга охватывает период пребывания семьи Гладковых _в Саратове, Астрахани и на каспий ском рыбном промысле. Это на кладывает свой отпечаток на ком позицию произведения. Автор зна комит читателя с большим кругом действующих персонажей. И каж дый из них по-своему колоритен. В этом сказалось мастерство Глад кова — большого художника, сумевшего лаконичными, но соч ными красками вырисовать каждый персонаж так, что даже и эпизо дические лица надолго запоми наются. Во время этой поездки семьи Гладковых в поисках удачи и сча стья подросток Федя познает иную жизнь, нежели в родной де ревне. В Саратове его поражают громады зданий, на пароходе — непостижимо сложная работа мо гучих машин. Но главное — лю ди. Они были как-то непривычно новы. Он видел и в своей дерев не хороших и плохих людей. Но в этих было что-то особое: черты их характера, образ мыслей — бо лее определенные и яркие. Уже' на пароходе он повстре чался с Варварой Петровной, ум ной, душевной женщиной, подвиж нически относившейся , к своей работе. сельской учительницы Много дает она ему хороших, доб рых советов. «Надо быть смелым и любопытным», — учит Федю Варвара Петровна. В Астрахани мать и Федя зна комятся с женщиной сильной во ли Раисой, типографским рабочим Тришей, мудрой старухой Степа нидой. Эти люди преподают им первые азы вауки большой жизни. «Надо драться за свое счастье»,— говорит Раиса. «В вольницу по шла, умей воли своей хозяйкой *) Журнал «Новый мир» №№ 7, 8 и 9, 1950 г. быть», — поучает Степанида. Фе ОЫТЬ и с! --- / ......... ........... — -- дя слышит, как Триша отвечает слабовольной, забитой мужем __ •» _______ ' п — — . - 1 ж м п А ш л п т т /м г п п и л й г т ы г условиях ватажной жизни. Уже не работнице Маре, с досадой пока завшей на свои натруженные ру ки: «Клыки надо показывать, а не раны на руках, таких рук мно го, ими не удивишь Мне бы еще своей чахоткой похваляться! Драться надо. Ненавидеть и драться! И не • затравленными волкам», а скопом — плотной стеной». Эти слова глубоко за падают в душу подростка. По настоянию отца, мать с Фе дей отправляются на ватагу, в артель, на рыбный промысел. Мать Гладкова — Настю буду щее страшило своей неизвестно стью. Ведь об этой ватажной жиз ни было столько противоречивых разговоров. Одни пугали тяже стью жизни, другие,— такие, как Триша, говорили: «На ватаге — свой брат, рабочий. И помогут в трудный час и зашитят от обиды». И Триша был прав. По пути на Каспий мать и Федя сдружились со старым! рыбаком Карпом Ильи чей, с его товарищами Карчеем и Балберкой, с бондарем Гришей. В этих людях перед Федей открыл ся новый мир. Вначале с виду суровый распорядитель на барже, Карп Ильич на самом деле ока зался простым и задушевным че ловеком. От него услышал Федя замечательные слова о величии человеческой дружбы и взаимо понимания в труде, о любви к товарищу и уважении к коллек тиву. Много пережил старый рыбак Карп Ильич на своем веку. «Я вот, — говорит он, — и смерть видел, и с бурями боролся, но только себя да людей лучше узнал... Слезы и лошадь льет, а жизни не жалеть за товарища окромя человека никто не может». Золотые слова о любви к тру ду слышит Федя от Гриши, кото рый доверительно сообщил ему: «Для меня ничего лучше нет. как работой тешиться. Она всякую “‘е" ти“ о Ни скорее,— только конт- дурь да боль выгоняет. А когда пж,т ЛЮГ1ЯМ большой души, кото- любишь свою работу, да еше в артели,—работа-то в оуках играет». И Федя верит ему, верит, что ра бота играет и смеется в руках этого веселого бондаря. Мудрые советы этих людей большого сердца оказали неоце нимую услугу и матери и Феде 6 свекром, рабски покорной приеха ла Настя на рыбный промысел. Сквозь иную призму увидела она жизнь и людей. В артельном тру де произошел ее дальнейший ду ховный рост. И когда возник сти хийный бунт работниц-резальщиц против произвола подрядчицы, Настя не случайно оказалась в первых рядах забастовавших ра ботниц. Участие в этой забастовке было знаменательным событием в жиз ни фединой матери. Он видел, как она «переживала минуты ослепи тельной свободы и впервые чув ствовала, что она — сила, что в этой горячей толпе она сейчас ро дилась заново, и ей открылся ка кой-то новый мир счастья». Здесь Федя впервые услышал пламенные слова подпольной Ли стовки, которая несла правду ра бочим, звала их твердо стоять на своем, учила бороться за свои права. За дни ватажной жизни Федя стал старше не только годами: ои научился смотреть на окружающее повзрослевшими глазами, научился критически оценивать события и явления жизни. •В повести «Вольница» необы чайно ярко обрисованы и отрица тельные типы, такие, как всевла стный рыбопромышленник Пусто баев, самодур купец Бляхин, гнус ная в своем изуверстве подряд- чица Василиса и другие. Мы ясно видим, как звериная мораль этих пустобаевых и бляхиных оказы вает свое тлетворное влияние на людей низменной души. Особенно сильно показана низость приспо собленчества к людям власть и м у щ и м не примере льстивой Ма- нюшки и ее десятилетней дочери Дунярки, идущей дорогой своей матери. Но эти отрицательные персона жи не являются главными в по в с . Он , скорее, рас людям , рые составляют основу «Вольни цы». Автор правдиво и убеди тельно пронес через всю повесть основную ее идею — показать, как свободолюбив, даровит и жизне деятелен наш народ. Ф. ГРИГОРЬЕВ. КОЛЛЕКТИВ ВОСПИТЫВАЕТ Недавно я прочитала • повесть М. Прилежаевой «С тобой това рищи». В ней рассказывается о дружбе семиклассников, о влия нии школьного коллектива на от дельных учеников. К огда в классе разбили вольт метр, способный мальчик Саша Емельянов взялся его сделать. Ему помогали товарищи. Ребята с нетерпением ждали, когда прибор будет готов, чтобы внести его в физические кабинет. Но Саша, думая о личной славе, решил подарить школе вольтметр от себя. Друзья поняли, что он . стоит на неверном пути, и не отнеслись к нему безразлично. Они знали, что Саша готовился к вступлению в комсомол. Такое поведение мог- ло еМ'у помешать. Под влиянием друзей он изме нился, осознал свою ошибку. Сашу приняли в комсомол. Повесть М. Прилежаевой «С то бой товарищи» учит нас правильно понимать школьную жизнь, ценить коллектив, быть честными и при мерными. Лена ДОРОНИНА, ученица 9-й средней школы г. Воронежа. ОБСУЖДАЕМ КНИГИ В Новохоперском специальном сельскохозяйственном училище проведена читательская конферен ция по повести Г. Гора «Друзья». Учащиеся Гавричков, Гребцов, Устинов и Леденев рассказали собравшимся о героях книги. Сейчас они готовятся к обсуж дению повести А. Голубевой «Мальчик из Уржума». А. БОДРЕНКО, зав. библиотекой. МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ В Воронежской школе музыкан тов часто обсуждаются книги со ветских писателей Здесь уже про ведены читательские конференции по таким книгам, как «Повесть о Зое и Шуре» Л. Космодемьянской, «Служу Родине» И. Кожедуба, «Молодая гвардия» А. Фаде ева, «Как закалялась сталь» Н. Островского и другим. — Книга — это источник зна ний, — говорят ребята. — Образ Павла Корчагина,—ска зал учащийся Н. Чернышев, — вдохновляет меня на отличную учебу. В своей жизни я хочу быть таким, как мой любимый герой. Б, БАКАТАНОВ. РОМАН О НОВЫХ ЛЮДЯХ «Войну мы выиграли, а теперь надо' выиграть длительный мир»,— говорит комендант города Дорнау полковник. Чайка. Читая роман писателя Вадима Собко «Залог мира», чувствуешь, как Свежий ветер новой жизни веет над крепнущей демократической Германией. Писатель образно показывает рождение новых людей, еще не давно находившихся под гнетом фашизма. В трудящихся новой де мократической Германии пробуж дается чувство ответственности за свою родину, за свободный труд, и это наполняет их стремлением работать производительней, по- новому, работать так, как их искренние друзья — советские люд». < Роман «Залог мира» знакомит читателя с ростом демократиче ской Германии, которая уверенно выходит на широкую дорогу свет лой, счастливой жизни. С. ПОПОВ. г. Воронеж. Идет зима! Идет зима-красавица, весе л ая, бодрящая, С м ет елями и вьюг ами, с морозом в го сти к нам. Несет подарки п ы шные: озер ам — ль ды б лес тящие, С ып учие, пушис т ые с нег а — ро дн ым п олям. И скоро в чистом воздухе по ветру звезд ы с нежные З акр уж а тся, закру жа тся, как б елых пчелок рой. Покрою т наши озими и ягодники не ж ные Волни сто ю, широкою, безбрежной пеленой. И дев ушки веселые при д у т в по ля колхозные. Сугробы по д лоп атами начнут опять расти. Щит ы пос тавят прочн ые; тогда порой морозно ю Не смог у т ветры буйные добротный снег смести. Мороз не тронет озими: она под шубкой яркою Проспит/ и встретит теплые весенние лучи. Растают в марте ветреном снега от солнца жаркого, В поля вернутся девушки задерживать ручьи. Копать канавы длинные лопатами звенящими И борозды глубокие землей перекрывать, Чтоб воды непокорные, игривые, журчащие С полей в низины темные не смели убегать. Промчатся быстро месяцы. С черемухой пахучею, С сиренью фиолетовой пройдет веселый май. В поля придут колхозники: комбайнами могучими Сбирать обильный сталинский, богатый урожай. Светлана ФИЛЮШКИНА, ученица 8-го класса. г! Воронеж. Спортивная хроника ?Г .А ^ * - ' я ★ Недавно закончились сорев нования на личное первенство во ронежского ДСО «Спартак» по гимнастике. В соревнованиях при няли участие 22 сильнейших спортсмена гг. Воронежа и Ли пецка. В упорной борьбе лучших ре зультатов добцлись гимнасты Н. Захарова, А. Пьяных (1-й раз ряд) , -Н. Вахтина (2-й разряд) и другие. Из числа лучших спортсменов Создана команда для участия в предстоящих состязаниях на пер венство Центрального совета ДСО «Спартак». А. ГЛАДЫШЕВ. ★ В воронежской женской средней школе № 1 ЮВжд соз дана первичная организация Досав. Более 160 учениц занимается в различных кружках. Юные парашютистки, которыми руководит спортсмен - разрядник комсомолец т. Родин, изучаТот историю парашюта, знакомятся с его устройством. Л. БАБКИНА. ★ Шахматисты. воронежского ДСО «Наука» провели матч- турнир. В нем участвовали команды 5 вузов. В составе каж дой команды—20 человек, в том числе 5 женщин. Почетное звание чемпиона за воевала команда университета. Она набрала бв'/г очков из 80 возможных. На втором месте — спортсмены инженерно-строитель ного . института (44'/а очка). Третье и четвертое места заняли соответственно команды лесохо зяйственного и сельскохозяйствен ного институтов. Турнирную таб лицу замыкают шахматисты зоове теринарного института (20 оч ков) . М. ЗАТОЛОКИН. Г V Г* 4-- > К'> ' “ $*•» * Перед первым стартом. Фото А. Рагозина. ПОБЕДА ВОРОНЕЖСКИХ ХОККЕИСТОВ КУРСК (по телефону)— В ро зыгрыше кубка РСФСР по рус скому хоккею воронежские хок кеисты ДСО «Локомотив» встре тились с местной командой «Ди намо». Игра протекала в быстром темпе. Но только на 21-й минуте первого тайма в результате инте ресно разыгранной комбинации Си нельников^- Паршин—Короткевич воронежцы забили первый , гол в ворота динамовцев. 1 :0 — таков исход первой половины игры. Во втором тайме воронежцы активизировались: За 6 минут Пискунов и Паршин забили в во рота курян еще по одному мячу. Только к концу игры курские хоккеисты отквитали один гол. Однако воронежцы сумели прове сти в ворота противника еще 2 мяча. • ; Игра закончилась победой ло- комотивцев со счетом 5 :1 . Ответственный, редактор И. В СИДЕЛЬНИКОВ. ГОСДРДМТЕАТР 27 декабря «БЕСПРИДАННИЦА» 28 декабря «КАЛИНОВАЯ РОЩА» Начало спектаклей в 20 часов. КЛУБ ' им. Ф. 5. ДЗЕРЖИНСКОГО Художественный фильм «ПАРЕНЬ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА» Начало в Т5 и 17 часов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz