Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

МОЛОДОЙ КОММУНАР в 15 д е к а б р я 1 9 5 0 г., № 149 (3 2 4 5 )____________________ { К и н о 1 Фи лЬм. о великом русском композиторе Кабардинская АССР. Б горных селениях Вольный аул и Кенже открыты сельские музыкальные школы. Свыше ста детей кол- хозников-кабардинцев обучает­ ся искусству игры на фортепиано скрипке, виолончели, духовых инструментах. На снимке; на занятиях по классу виолончели в музыкальной школе селения Вольный аул. На переднем плане — ученик Муха­ мед Хатукаев и преподаватель Н. Я. Лобач-Жученко. Фото А. Фатеева (ТАСС). ^ С Е Л Ь С К А Я ' И З Б А -Ч И Т А Л Ь Н Я Вечерами колхозники ' села Кривая Поляна, Острогожско­ го района, собираются в избе- читальне. Здесь они слушают радиопередачи, читают новин­ ки художественной литерату­ ры, принимают участие в бесе­ дах агитаторов. Недавно здесь был проведен шахматно-шашеч­ ный турнир, в котором участ­ вовало 25 человек. Изба-чи­ тальня проводит большую аги­ тационно-массовую работу сре­ ди избирателей. М. СЕРТАКОВ. К И Н О М Е Х А Н И К В . Б Р Е Ж Н Е В Молодой киномеханик Вла­ димир Брежнев пользуется большим уважением среди кол­ хозников Абрамовского района. Ни осенняя слякоть, ни дождь, ни снег не могут остановить молодого киномеханика, когда он с мотористом Виктором Ма­ зуриным выезжает демонстри­ ровать фильмы в колхозные клубы, красные уголки, избы- читальни. П. ПЛАХТЮКОВ. ВЫСОКИЕ ЧУВСТВА (О б зор стихотворений , п о ступи вш и х в р ед акцию )' С каждым днем все богаче, сильнее и краше становится на­ ша Родина. Для советского чело­ века честь, независимость и благо­ состояние родной страны — пре­ выше всего, в его душе неугаси­ мым пламенем горит чувство без­ граничного доверия и преданности славной партии Ленина—Сталина, мудрому вождю, отцу и учителю трудящихся — товарищу Сталину, чье имя является для каждого из нас символом свободы, . мира и счастья. Ежедневно из всех районов области в редакцию поступает много стихотворений, написанных молодыми рабочими и колхозника­ ми, служащими и учащимися. Пла­ менным советским патриотизмом, гордостью за нашу прекрасную Родину, несокрушимой уверен­ ностью в победе могучего фронта мира над черными силами империа­ листической агрессии дышат стро­ ки этих произведений. В часы грозных испытаний, в дни радости и торжества, в борьбе и трчде сердца и взоры советских людей неизменно обращены к ве­ ликому зодчему человеческого счастья — товарищу Сталину. С образом любимого вождя нераз­ рывно связаны самые заветные думы народа, гений Сталина осве­ щает нам путь в будущее, вдох­ новляет на героические подвиги, каких еще не знала история. «Имя—Сталин—на труд вдохнов­ ляет»,—пишет Нина Рыбачук, уче­ ница педучилища. Эта же мысль ярко выражена в стихотворении Н. Маркова из Коротоякского рай­ она: «И сейчас, в дни мирного труда, это имя мы повсюду повто­ ряем, с этим именем мы строим города, с этим именем природу по­ коряем!». Товарищу Сталину, ве­ дущему нашу страну к коммуниз­ му, посвящают свои стихи Н. Вар­ фоломеев и Н. Минаков. Наша страна с честыо выпол­ няет свою благородную историче­ скую миссию. Ведомая великим Сталиным, она возглавляет все­ мирный лагерь борцов за мир. Об этом говорят в своих про­ изведениях Г. Дорофеев и Ф. Ле- пендин из Липецка, Н. Бухтояров из Семилук, А. Черных из Богу- чарского района, М. Белочкин из Архангельского района. Глу­ боким сочувствием и братской любовью к героическому корей­ скому народу, борющемуся за сво­ боду и независимость своей стра­ ны, звучат строки стихотворения В. Делова из Земляиска: «За вас, друзья, весь мир. Смелее! Да бу­ дет ва!па месть крепка! Н а , вражьем горле пусть скорей стальная стиснется рука!» Капитализм — это разрушение и смерть, социализм — созидание и жизнь. Но жизнь сильнее смерти, и все людоедские планы магна1 гов Уолл-стрита неизбежно потерн яят позорный крах.,Таково содерй жание стихотворений Н. Нерети- на из Бутурлиновского района Д И. Евтина из Борисоглебска. Уче- ница 9-го класса воронежской жен. ской средней школы № 13 Клава Анисимова очень сжато и вырази­ тельно говорит о конечной победе лагеря мира кад империалистиче­ скими агрессорами: «Мы им дадим один ответ, одно лишь только слово. Народы мира скажут: «Нет! Войны не будет снова!» Суворо­ вец Людвиг Бергельсон заявляет от имени всех молодых сторонни­ ков мира; «Мы думаем сейчас не о войне, а о счастливой жизни по-* колений. Мы любим правду, йена* видим ложь, сильны мы духом, водей крепче стали, — так воспю* тала нашу молодежь родная пар­ тия, родной товарищ Сталин». Могущество и величие родной страны, расцветающей под солн­ цем Сталинской Конституции, про­ славляют в своих стихах А. К у ­ т у з о в из Землянска и И. Ковален­ ко из Подгоренского района. Близится День всенародной? праздника — 17 декабря, когда со­ ветские люди будут избирать В местные Советы лучших сынов Родины, кандидатов сталинского блока коммунистов и беспартий­ ных. Во всех республиках, краях и областях первым кандидатом 8 депутаты народ назвал любимого вождя Иосифа Виссарионовичу Сталина. С большой радостью ^ гордостью пишут об этом вол­ нующем событии молодые ав« торы — ученик 7-го класса Анам толий Федотов из Россошан* ского района, учащийся Воронеж:- ского строительного техникума А. Горбунов, С. Сериков из Липец­ ка, Н. Юшин из Иикитовского района. С большой убедительностью И силой рассказывает о чувствах из­ бирателя А. Абросимов из Остро, гожского района: «Я с нетерпением ожидаю этот волнующий и не­ обычный день, когда приду к участку до рассвета и первым опущу свой бюллетень за Сталина, за радость новой жизни... за цроч* ный мир, за коммунизм». К этим словам, сказанным от чистого сердца, присоединится каждый советский человек. Виновата не только Зоя.. Музыкальное наследство, остав­ ленное нашему народу «могучей кучкой» композиторов, поистине велико. Создатели кинофильма «Мусоргский»*)', несомненно, сде­ лали большое и благородное де­ ло, показав зрителю замечатель­ ный образ одного из гениальных представителей русского музы­ кального творчества — Модеста Петровича Мусоргского. Знакомясь с образом Мусоргско­ го, мастерски созданным актером А. Борисовым, вритель одновремен­ но встречается и с остальными представителями «могучей куч­ ки» — Балакиревым, Римским- Корсаковым, Кюи, Даргомыжским, объединившимися вокруг своего идейного вдохновителя—великого критика Стасова. Несмотря на то, что кинофильм рассказывает нам о всей «могучей кучке», в центре которой стоит 'Мусоргский, несмотря на пере­ груженность фильма второстепен­ ными персонажами, образ Мусорг­ ского главенствует и не перестает быть на всем протяжении кино­ картины ярким, волнующим, жиз­ ненно правдивым, обаятельным. Он предстает перед нами как могучий художник в пору полно­ го расцвета своего дарования, чер­ павший образы и мелодии своих музыкальных произведений из на­ рода. Именно народность в искус­ стве, высокая идея служения на­ роду красной нитью проходит че­ рез всю творческую жизнь Мусорг­ ского, наполненную страстным творческим исканием, напряженной борьбой за утверждение реали­ стического музыкального искус­ ства. Даже когда разочарованный и уставший в борьбе с велико­ светскими чиновниками Балаки­ рев близок к отчаянью и готов1 бросить музыку, Мусоргский про­ должает бороться и вместе со Стасовым возвращает его к жизни и к новой борьбе. Кинофильм знакомит нас с пре­ красным образом Стасова, создан­ ным артистом Н. Черкасовым. Стасов, этот неутомимый труже­ ник народного искусства, ИСП0Л-: ненный огромной веры в творче­ ские силы «могучей, кучки», ока­ зывает на. композиторов, в том числе и на Мусоргского, благо­ творное влияние. Он ищет и пред­ лагает им темы, подбирает мате­ риалы, одобряет, морально под­ держивает их в минуты слабости и разочарования. Его поведение и речь, произнесенная на суде, зву­ чит обличительно, сильно и вызы- *) «Мусоргский». Художествен­ ный кинофильм производства сту­ дии «Ленфильм». Авторы сцена­ рия А. Абрамова и Г. Рошаль. По­ становка Г. Рошаль. Режиссер Г. Казанский. Художники Н. Су­ воров и А. Векслер. Музыкальная фёдакпия и музыка к фильму Д. Кабалевского. вает у зрителей чувство восхище­ ния. Кадры, рассказывающие о твор­ ческих исканиях Мусоргского, явл ляются в кинофильме самыми сильными, наиболее полно раскры­ вающими духовный мир компози­ тора. Миллионы советских зрите­ лей, часто слушая изумительные мелодии великого русского компо­ зитора Мусоргского, увидели его живым, явившимся перец ними во всем своем обаянии художника, творца, гения русской музыкаль­ ной культуры, волевым, страст­ ным, беспокойным. Его внешний облик, вдохновенное лицо, движе­ ния соответствуют его душевным порывам. Вот он перед нами, живой, тво­ рящий. Мелодия, еще не нашедшая точного музыкального выражения, уже звучит в нем самом, и перед его мысленным взором рождают­ ся и возникают массовые народ­ ные сцены. Режиссер Г. Рошаль сумел найти форму художествен­ ного раскрытия образа композито­ ра через его видения. Перед зри­ телем встают те же картины, рож­ денные музыкальным гением Му­ соргского, и образы сильного и могучего народа подсказывают ему мотивы будущей оперы «Борис Годунов». Чувство большого волнения вы­ зывает прекрасная, убедительная и художественно правдивая песня юродивого, в мелодии которой слышатся и тоска и гнев угнетен­ ного народа Зритель принимает кинофильм как новое достижение советской кинематографии. Он выходит из театра под сильным впечатлением образа Мусоргского. И все же нельзя отделаться от досады, вы­ зываемой рядом недостатков. Оби­ лие материала о деятельности «могучей кучки», стремление соз­ дателей кинофильма показать Мусоргского, выделить его из группы соратников и друзей, при­ вели к нестройности композиции фильма. Мусоргский — великий компо­ зитор, прославивший нашу Родину гениальными музыкальными произ­ ведениями. Но рядом и вровень с ним стоят не менее гениальные фигуры, наследники великого Глинки: Римский-Корсаков, Боро­ дин, Даргомыжский. В фильме они незаслуженно представлены как «младшие братья» Мусоргского, который сам немыслим без «могу­ чей кучки». Мы увидели только их внешний облик, некоторые черты их характера, но не увидели внутреннего мира этих замеча­ тельных творцов, чья гениальная музыка принадлежит к высшим достижениям мировой культуры. Но эти недостатки не снижают глубокого интереса к кинофильму о Мусоргском, который проявляет а нему наш совет'■кий зритель. М. БУЛАВИН. Шло комсомольское собрание. Обсуждался вопрос о комсомолке Зое Шапошниковой. Она два года не платила членских взносов, не участвовала в комсомольской жизни. Свое выступление секретарь комсомольской организации кол­ хоза им. Сталина Анна Чернова закончила предложением — ис­ ключить Шапошникову из членов ВЛКСМ за отрыв от комсомоль­ ской жизни и грубое нарушение Устава ВЛКСМ. В такой формулировке и было принято решение комсомольского■ собрания. Присутствовала на со­ брании и Зоя. Понурившись, сидела она в сторонке. Не поднимая галопы, чувствовала на себе осуждающие ■взгляды товарищей. «Не достойна, не достойна» — горько думала Шапошникова... Вздрогнула, ког­ да у нее спросили, согласна ли с исключением. Что она могла сказать? — Раз не место мне с вами, то что же — исключайте, — тихо, со слезами на глазах огветчйа Зоя. Решение комсомольской орга­ низации колхоза им. Сталина об исключении Шапошниковой из рядов ВЛКСМ .вскоре рассматрива­ лось на бюро райкома ВЛКСМ. В райкоме Зою встретили тепло, внимательно выслушали. Зоя рас­ сказала все... В комсомол она вступила в 1946 году, 15-летней девушкой. В комсомольской организации кол­ хоза «Пролетарий» состояла па учете. Платила членские взносы, посещала комсомольские собрания, участвовала в колхозпых работах. Чувствовала, что на этом ее обя­ занности, как комсомолки, не ис­ черпывались, что-то она должна делать больше. Но ей не поручали никакого дела. А сама не реша­ лась обратиться к секретарю ком­ сомольской организации, не веря в свои силы. Потом Зоя уехала на торфо- преднриятие в другую область. — За весь год, пока я работала там, — рассказывала Зоя, — у пас не было ни одного комсомоль­ ского собрания. Не собирали и членские взносы. В 1949 году я приехала домой без учетной кар­ точки. Белогорьевскип райком .вскоре подучил учетную карточку. Зою направили в комсомольскую орга­ низацию колхоза им. Сталина. Секретарь комитета ВЛКСМ т. Чер­ нова неприветливо встретила Ша* пошникову: — Какая она теперь комсомол* ка? Больше года не платила члене1 ские взносы... Только ради формы Зою взяли на учет, а потом о ней забыли. Затем вызвали на собрание ц..< исключили. — Желаешь ты быть в кюмео- моле? — спросили Зою на бюро* — Да, желаю, — твердо отве­ тила она и тихо добавила: —< Только исключили ведь меня, то­ варищи... Бюро отменило решение первич* ной комсомольской организации* Зоя восстановлена в комсомоле. Во многом она была не права. Как комсомолка, она не должна была забывать о своем комсомольском долге — уплате членских взносов. Бюро райкома комсомола строго наказало Зою. Но еще большая вина ложится и на комсомольцев колхоза. Первичная организация ВДКСМ призвана чутко, кропотливо «ос-1 писывать молодежь. Заглянуть в душу каждого, найти для девушки или юноши интересное дело —* долг первичной организации. В. ЕВТУШЕНКО» Белогорневский район. ☆ Украинская ССР. Славянская школа механиза­ ции сельского хо­ зяйства готовит трактористов, элек­ тромехаников и ра­ дистов для кол­ хозов Сталинской области. По при­ зыву знатной трак­ тористки депутата Верховного Совета СССР П. А. Ан­ гелиной в школу приехала большая группа девушек из различных районов области. На снимке: на уроке тракторовож- дения. Слева на­ право — слуша­ тельницы А. Осад- чая (Авдеевская МТС), М. Безмаб- лова (Покровская МТС) и П; Хиж- няк (Константи- уновская МТС). Фото С. Гендель- мана (ТАСС). ☆ - г ’ * - е д з * -» ■* * У ' \ '/'У- и /: ■ % К

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz