Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

8 д е к а б р я 1950 г., № 146 (3242 )’ МОЛОДОЙ КОММУНАР Новое в работе кафедры русского языка В мае 1950 года статьей профес­ сора Чикобава газета «Правда» открыла на своих страницах дис­ куссию по вопросам советского языкознания. Она преследовала цель: вскрыть основные разно­ гласия в языкознанци, вывести его из состояния застоя, обуслов­ ленного монопольным положением так называемого «нового учения» о языке академика Н. Я. Марра. Блестящим завершением дис­ куссии явились работы товарища И. В. Сталина «Марксизм и во­ просы языкознания». Товарищ Сталин последовательно вскрыл крупные ошибки нашего языко­ знания. Он доказал, что язык не является надстроечным элемен­ том над базисом, что «формула о «классовости» языка есть оши­ бочная, немарксистская формула». Товарищ Сталин создал марк­ систскую науку языкознания. Его работы явились вкладом ве­ личайшей ценности не только в советское языкознание, но и в Теорию марксизма-ленинизма. После выхода в свет работ товарища Сталина о языкознании в жизни факультета русского языка и литературы Воронежского педагогического института про­ изошли большие изменения. Рабо­ ты товарища Сталина сделали ко­ ренной поворот е научной работе, в методике преподавания языко­ ведческих дисциплин— современ­ ного русского языка, языкозна­ ния, истории русского языка, ста­ рославянского языка и в изуче­ нии этих дисциплин студентами. Перестроилась работа кафедры русского языка. За научными со­ трудниками кафедры закреплены темы лекций и докладов, которые помогут студентам глубоко изучить труды товарища Сталина. Кандидат наук В. Н. Пахомова разрабатывает тему «Развитие товарищем Сталиным учения об образовании национальных язы­ ков». Заведующая кафедрой рус­ ского языка доцент М. В. Самби- кина с целью пересмотра мето­ дики преподавания грамматики в свете учения товарища Сталина взяла тему «Работа по граммати­ ке в средней школе». Ассистент М. В. Клементьева разрабатывает тему «Учение Ленина— Сталипа о языке и обществе и критика Антинаучных концепций буржу­ азных лингвистов». Для проверки осуществления перестройки преподавания лингви­ стических дисциплин организо­ ваны взаимные посещения лек­ ций, практических занятий пре­ подавателями педагогического ин­ ститута и университета. Резуль­ таты посещений были обсуждены на заседаппи кафедры русского языка Воронежского государствен­ ного университета. Значительные изменения вне­ сены в программы языковедче­ ских дисциплин. На 2, 3 и 4-м курсах педагогического ищ а 2-м курсе учительского институтов введен новый куре лекций «Ос­ нова сталинского учения о языке». Этот же курс читается и для заочников. Студенты факультета па практических занятиях и са­ мостоятельно работают над книгой В. В. Виноградова «Русский язык». Пересмотрена тематика курсо­ вых работ для студентов 3 — 4-гс курсов. Они изучают такие темы: «Учение товарища Сталина о грамматическом строе языка и методика грамматического разбора в 5, 6 и 7-м классах», «Анализ школьного учебника в свете ста­ линского учения о языке» и дру­ гие. Перестроило свою деятельность и научное студенческое общество, в котором _когда-то. самодовлели теории Н. Я. Марра. Сейчас мно­ гие члены общества, готовясь к предстоящей научно-студенческой конференции, с увлечением рабо­ тают над рядом тем, в основу ко­ торых положены работы товарища Сталина о языкознании. Подлинно марксистская теория развития языкознания величай­ шего ученого нашей эпохи И. В. Сталина вызвала глубокий интерес в самых различных слоях советского общества. Учитывая это, работники кафедры русского языка института прочли десятки лекций для колхозников Голоснов- ског<! и Землянского районов, для руководителей школ трудовых ре­ зервов, для учителей железнодо­ рожных школ и т. д, Гениальные работы товарища Сталина по языкознанию еще раз убедительно свидетельствуют о неустанной заботе нашей партии и правительства о советской пауке, которая борется за правду, свободу, мир и счастье во всем мире, о науке, по которой ориен­ тируется вся передовая прогрес­ сивная мысль. М. ГРИБАНОВ, В. ДУБРОВС КИЙ. На снимке: ур ок зоологии в 7-м классе «В» 7-й школы рабо­ чей молодежи гор. Воронежа. На переднем плане (слева .напра­ во) — преподаватель Лариса Михайловна Иовлева, слесарь-инст- рументалыцик завода 'имени Коминтерна Виктор Радионов ц уче­ ница печатного цеха типографии «Коммуна» Александра Бузина. Фото А. Галкина. 6 9 * При воронеж­ ском заводе имени Дзержинского ра­ ботает вечерний институт инжене ров транспорта. На снимке; на занятиях' в инсти­ туте. Фото А. Галкина. ☆ Славное тридцатилетие 30 лет преподает русский язык и литературу в Пчельниковской ■емилетней школе Березовского района Анна Павловна Моисеева. Больше 80 ее воспитанников ра- зотают сейчас учителями, врача­ ми, инженерами, агрономами в различных городах и селах стра­ ны. 22 бывших ученика Анны Павловны ста'ли командирами Со­ ветской Армии и флота. Правительство высоко оценило самоотверженный труд учитель­ ницы-общественницы, наградив ее орденом Трудового Красного Знамени. Много писем и телеграмм полу­ чает учительница от своих быв* ших воспитанников. Инженер Ва< сия из г. Красноярска пишет А т не Павловне: «...В навсегда по# любил литературу. Полюбил про# изведеиия Пушкина и Гоголя, Маяковского и Шолохова. Благо* дарю Вас за то, что Вы привил^ мне и другим Вашим питомцам любовь к пауке и литературе...» К тридцатилетнему юбилей Анна Павловна получила множе­ ство поздравительных телеграмм и писем. А общественность сел# тепло отметила эту славную годов* щину. и . ПОПОВ» ДРУЖИНА РЕКОМЕНДУЕТ В КОМСОМОЛ В начале учебного года в Лес­ ковской семилетней школе насчи­ тывалось всего 9 членов ВЛКСМ. Секретарь ученической комсо­ мольской организации С. Ватол­ и н а , члены учительской комсо­ мольской организации и пионер­ вожатая решили провести ряд бе­ сед и докладов. В школе был ор­ ганизован кружок по изучению Устава ВЛКСМ. На пионерских сборах рассказывали пионерам 9 славной истории ВЛКСМ, о героях* комсомольцах. Многие учащиеся пожелали стать комсомольцами. Недавно пионерская дружин# рекомендовала в комсомол 32 луф1 ших пионеров. На днях еще ив* сколько пионеров будут рекомендО* ваны пионерской дружиной $ члены ВЛКСМ. В Д ЕТСКОЙ Б И Б Л И О Т Е К Е В ТЕХНИКУМАХ ОБЛАСТИ ВЕЧЕРА ДЛЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Избирательный участок № 69 помещается в здании Воронеж­ ского архитектурно-строитель­ ного техникума. Учащиеся тех­ никума, которые работают агитаторами на этом участке, устраивают для избирателей интересные вечера. Преподаватели и учащиеся провели несколько бесед, рас­ сказали о творце самой демо­ кратической в мире Консти­ туции, о великих стройках на­ шей страны. Большой популярностью сре­ ди избирателей пользуются хор учащихся техникума, выступ­ ления чтецов-декламаторов и участников хореографического кружка. С. ТАТАРИНЦЕВ. ОТЛИЧНИЦА УЧЕБЫ, АГИТАТОР Ученица Березовского сель­ скохозяйственного техникума Майя Ситникова сочетает от­ личную учебу с большой об­ щественной работой. У жите­ лей десятидворки колхоза имени Хрущева Майя — же­ ланный гость. Ее по праву на­ зывают лучшим агитатором на избирательном участке. Среди учащихся она пользует­ ся большим авторитетом. Избирая делегата на област­ ную комсомольскую конферен­ цию, участники районной ком­ сомольской конференции еди­ нодушно назвали имя Майи Ситниковой. В. ГРИДЯЕВ. ВЫПУСКАЮТ б СТЕЙНЫХ ГАЗЕТ В Борисоглебском дорожном техникуме систематически вы­ пускается Б стенных газет. В газете «Комсомольское знамя» учащиеся рассказывают об ус­ пехах лучших комсомольцев, об опыте работы комсоргов, критикуют нарушителей дис­ циплины и неуспевающих. В стенгазете «Дорожник», органе партийной, комсомоль­ ской и профсоюзной организа­ ций техникума, освещаются вопросы учебно-воспитатель­ ной работы. Хорошо оформляются и ре­ гулярно выходят газеты «Окно в технику», «За отличнун учебу». Стенная печать помогает уча шимся в учебе, расширяет их кругозор. И. ВОЛКОВ. V __________ — Много разнообразной литера­ туры имеется для пионеров и школьников в детской библио­ теке г- Борисоглебска. Здесь насчитывается свыше 10 тысяч книг. 3 800 юных читателей постоянно пользуются услу­ гами библиотеки. Сотрудники библиотеки про­ водят большую работу среди школьников. Три передвижкй обслуживают средние школь) города. Здесь регулярно созы* ваются читательские конфереН* ции. За последнее время читД# тели обсудили книгу Е. Ко» шевой «Повесть о сыне». В. ПРОХОРОЙ. Занятия не состоялись... В Семилуках срывают учебу колхозных кадров Мягкий свет настольной лампы ложится на раскрытый учебник по агротехнике. Шелестят страни­ цы. Девушка то и дело отрывает взгляд от книги,, делает торопли­ вые записи в тетради и затем опять углубляется в чтение... Комсомолка Татьяна Ключан- ская, колхозница сельхозарте­ ли «Заря социализма»,— живая, любознательная девушка. Она страстно любит книги, жадно тя­ нется, к знаниям. У молодой кол­ хозницы имеется своя библиотека на 250 различных книг. — Теперь мало одного желания вырастить высокий урожай, говорит Татьяна. — Для этого необходимо хорошо знать агротех­ нику. По руководители колхоза до сих пор не наладили агротехни­ ческую учебу. Недавпо я и мои одруги— комсомолки Мария Гор­ лова, Татьяна Пономарева, Анна Востроилова пришли к председа­ телю колхоза товарищу Ручин- скому. Очень хотелось высказать наболевшее. Попросили организо­ вать агротехучебу, но он отмах­ нулся от нас: «Вот непоседы! И чего вы торопитесь е этими кур­ сами?». Так обидно стало... Сельхозартель «Заря социализ­ ма» располагает большими воз­ можностями для удовлетворения возросших запросов молодежи. В колхозе работают 4 агронома с высшим образованием и два зоо­ техника. Но, как ни странно, специалистов до сих пор не при­ влекли к руководству курсами. Агроном Семилукского райсель- хозотдела по агропропагаще тов. Долгополов пытается доказать, что в районе, организованы и образцо­ во работают 35 агро-зоотехниче­ ских кружков. В них якобы обу­ чается около тысячи молоды* колхозников. В качестве примера он приводит сельхозартель имени Маленкова. Мы побывали в атом колхозе и убедились в обратно!*, — Пять раз у нас ерывалией занятия, — рассказывает иола* дой колхозник Иван Цуненво. -нг Агроном Гольтман по неизвестный причинам Не является на занятий, Однажды мы ждали ее три часа, Потом послали Ольгу ПвруновУ на квартиру, и оказалось, что он# преспокойно сидит дома и... вЦ» шпвает носовые платки. Часто срываются занятия Я# курсах в сельхозартелях «Хлф» бороб», имени Чапаева. I Удивительно, что райсельхоз* отдел и райком ВЛКСМ смири* лись е таким нетерпимым полб» жением. Аи. МОИСЕЕВ, И. ИВАНОВ*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz