Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)
8 д е к а б р я 1950 г., № 146 (3242 )’ МОЛОДОЙ КОММУНАР Новое в работе кафедры русского языка В мае 1950 года статьей профес сора Чикобава газета «Правда» открыла на своих страницах дис куссию по вопросам советского языкознания. Она преследовала цель: вскрыть основные разно гласия в языкознанци, вывести его из состояния застоя, обуслов ленного монопольным положением так называемого «нового учения» о языке академика Н. Я. Марра. Блестящим завершением дис куссии явились работы товарища И. В. Сталина «Марксизм и во просы языкознания». Товарищ Сталин последовательно вскрыл крупные ошибки нашего языко знания. Он доказал, что язык не является надстроечным элемен том над базисом, что «формула о «классовости» языка есть оши бочная, немарксистская формула». Товарищ Сталин создал марк систскую науку языкознания. Его работы явились вкладом ве личайшей ценности не только в советское языкознание, но и в Теорию марксизма-ленинизма. После выхода в свет работ товарища Сталина о языкознании в жизни факультета русского языка и литературы Воронежского педагогического института про изошли большие изменения. Рабо ты товарища Сталина сделали ко ренной поворот е научной работе, в методике преподавания языко ведческих дисциплин— современ ного русского языка, языкозна ния, истории русского языка, ста рославянского языка и в изуче нии этих дисциплин студентами. Перестроилась работа кафедры русского языка. За научными со трудниками кафедры закреплены темы лекций и докладов, которые помогут студентам глубоко изучить труды товарища Сталина. Кандидат наук В. Н. Пахомова разрабатывает тему «Развитие товарищем Сталиным учения об образовании национальных язы ков». Заведующая кафедрой рус ского языка доцент М. В. Самби- кина с целью пересмотра мето дики преподавания грамматики в свете учения товарища Сталина взяла тему «Работа по граммати ке в средней школе». Ассистент М. В. Клементьева разрабатывает тему «Учение Ленина— Сталипа о языке и обществе и критика Антинаучных концепций буржу азных лингвистов». Для проверки осуществления перестройки преподавания лингви стических дисциплин организо ваны взаимные посещения лек ций, практических занятий пре подавателями педагогического ин ститута и университета. Резуль таты посещений были обсуждены на заседаппи кафедры русского языка Воронежского государствен ного университета. Значительные изменения вне сены в программы языковедче ских дисциплин. На 2, 3 и 4-м курсах педагогического ищ а 2-м курсе учительского институтов введен новый куре лекций «Ос нова сталинского учения о языке». Этот же курс читается и для заочников. Студенты факультета па практических занятиях и са мостоятельно работают над книгой В. В. Виноградова «Русский язык». Пересмотрена тематика курсо вых работ для студентов 3 — 4-гс курсов. Они изучают такие темы: «Учение товарища Сталина о грамматическом строе языка и методика грамматического разбора в 5, 6 и 7-м классах», «Анализ школьного учебника в свете ста линского учения о языке» и дру гие. Перестроило свою деятельность и научное студенческое общество, в котором _когда-то. самодовлели теории Н. Я. Марра. Сейчас мно гие члены общества, готовясь к предстоящей научно-студенческой конференции, с увлечением рабо тают над рядом тем, в основу ко торых положены работы товарища Сталина о языкознании. Подлинно марксистская теория развития языкознания величай шего ученого нашей эпохи И. В. Сталина вызвала глубокий интерес в самых различных слоях советского общества. Учитывая это, работники кафедры русского языка института прочли десятки лекций для колхозников Голоснов- ског<! и Землянского районов, для руководителей школ трудовых ре зервов, для учителей железнодо рожных школ и т. д, Гениальные работы товарища Сталина по языкознанию еще раз убедительно свидетельствуют о неустанной заботе нашей партии и правительства о советской пауке, которая борется за правду, свободу, мир и счастье во всем мире, о науке, по которой ориен тируется вся передовая прогрес сивная мысль. М. ГРИБАНОВ, В. ДУБРОВС КИЙ. На снимке: ур ок зоологии в 7-м классе «В» 7-й школы рабо чей молодежи гор. Воронежа. На переднем плане (слева .напра во) — преподаватель Лариса Михайловна Иовлева, слесарь-инст- рументалыцик завода 'имени Коминтерна Виктор Радионов ц уче ница печатного цеха типографии «Коммуна» Александра Бузина. Фото А. Галкина. 6 9 * При воронеж ском заводе имени Дзержинского ра ботает вечерний институт инжене ров транспорта. На снимке; на занятиях' в инсти туте. Фото А. Галкина. ☆ Славное тридцатилетие 30 лет преподает русский язык и литературу в Пчельниковской ■емилетней школе Березовского района Анна Павловна Моисеева. Больше 80 ее воспитанников ра- зотают сейчас учителями, врача ми, инженерами, агрономами в различных городах и селах стра ны. 22 бывших ученика Анны Павловны ста'ли командирами Со ветской Армии и флота. Правительство высоко оценило самоотверженный труд учитель ницы-общественницы, наградив ее орденом Трудового Красного Знамени. Много писем и телеграмм полу чает учительница от своих быв* ших воспитанников. Инженер Ва< сия из г. Красноярска пишет А т не Павловне: «...В навсегда по# любил литературу. Полюбил про# изведеиия Пушкина и Гоголя, Маяковского и Шолохова. Благо* дарю Вас за то, что Вы привил^ мне и другим Вашим питомцам любовь к пауке и литературе...» К тридцатилетнему юбилей Анна Павловна получила множе ство поздравительных телеграмм и писем. А общественность сел# тепло отметила эту славную годов* щину. и . ПОПОВ» ДРУЖИНА РЕКОМЕНДУЕТ В КОМСОМОЛ В начале учебного года в Лес ковской семилетней школе насчи тывалось всего 9 членов ВЛКСМ. Секретарь ученической комсо мольской организации С. Ватол и н а , члены учительской комсо мольской организации и пионер вожатая решили провести ряд бе сед и докладов. В школе был ор ганизован кружок по изучению Устава ВЛКСМ. На пионерских сборах рассказывали пионерам 9 славной истории ВЛКСМ, о героях* комсомольцах. Многие учащиеся пожелали стать комсомольцами. Недавно пионерская дружин# рекомендовала в комсомол 32 луф1 ших пионеров. На днях еще ив* сколько пионеров будут рекомендО* ваны пионерской дружиной $ члены ВЛКСМ. В Д ЕТСКОЙ Б И Б Л И О Т Е К Е В ТЕХНИКУМАХ ОБЛАСТИ ВЕЧЕРА ДЛЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Избирательный участок № 69 помещается в здании Воронеж ского архитектурно-строитель ного техникума. Учащиеся тех никума, которые работают агитаторами на этом участке, устраивают для избирателей интересные вечера. Преподаватели и учащиеся провели несколько бесед, рас сказали о творце самой демо кратической в мире Консти туции, о великих стройках на шей страны. Большой популярностью сре ди избирателей пользуются хор учащихся техникума, выступ ления чтецов-декламаторов и участников хореографического кружка. С. ТАТАРИНЦЕВ. ОТЛИЧНИЦА УЧЕБЫ, АГИТАТОР Ученица Березовского сель скохозяйственного техникума Майя Ситникова сочетает от личную учебу с большой об щественной работой. У жите лей десятидворки колхоза имени Хрущева Майя — же ланный гость. Ее по праву на зывают лучшим агитатором на избирательном участке. Среди учащихся она пользует ся большим авторитетом. Избирая делегата на област ную комсомольскую конферен цию, участники районной ком сомольской конференции еди нодушно назвали имя Майи Ситниковой. В. ГРИДЯЕВ. ВЫПУСКАЮТ б СТЕЙНЫХ ГАЗЕТ В Борисоглебском дорожном техникуме систематически вы пускается Б стенных газет. В газете «Комсомольское знамя» учащиеся рассказывают об ус пехах лучших комсомольцев, об опыте работы комсоргов, критикуют нарушителей дис циплины и неуспевающих. В стенгазете «Дорожник», органе партийной, комсомоль ской и профсоюзной организа ций техникума, освещаются вопросы учебно-воспитатель ной работы. Хорошо оформляются и ре гулярно выходят газеты «Окно в технику», «За отличнун учебу». Стенная печать помогает уча шимся в учебе, расширяет их кругозор. И. ВОЛКОВ. V __________ — Много разнообразной литера туры имеется для пионеров и школьников в детской библио теке г- Борисоглебска. Здесь насчитывается свыше 10 тысяч книг. 3 800 юных читателей постоянно пользуются услу гами библиотеки. Сотрудники библиотеки про водят большую работу среди школьников. Три передвижкй обслуживают средние школь) города. Здесь регулярно созы* ваются читательские конфереН* ции. За последнее время читД# тели обсудили книгу Е. Ко» шевой «Повесть о сыне». В. ПРОХОРОЙ. Занятия не состоялись... В Семилуках срывают учебу колхозных кадров Мягкий свет настольной лампы ложится на раскрытый учебник по агротехнике. Шелестят страни цы. Девушка то и дело отрывает взгляд от книги,, делает торопли вые записи в тетради и затем опять углубляется в чтение... Комсомолка Татьяна Ключан- ская, колхозница сельхозарте ли «Заря социализма»,— живая, любознательная девушка. Она страстно любит книги, жадно тя нется, к знаниям. У молодой кол хозницы имеется своя библиотека на 250 различных книг. — Теперь мало одного желания вырастить высокий урожай, говорит Татьяна. — Для этого необходимо хорошо знать агротех нику. По руководители колхоза до сих пор не наладили агротехни ческую учебу. Недавпо я и мои одруги— комсомолки Мария Гор лова, Татьяна Пономарева, Анна Востроилова пришли к председа телю колхоза товарищу Ручин- скому. Очень хотелось высказать наболевшее. Попросили организо вать агротехучебу, но он отмах нулся от нас: «Вот непоседы! И чего вы торопитесь е этими кур сами?». Так обидно стало... Сельхозартель «Заря социализ ма» располагает большими воз можностями для удовлетворения возросших запросов молодежи. В колхозе работают 4 агронома с высшим образованием и два зоо техника. Но, как ни странно, специалистов до сих пор не при влекли к руководству курсами. Агроном Семилукского райсель- хозотдела по агропропагаще тов. Долгополов пытается доказать, что в районе, организованы и образцо во работают 35 агро-зоотехниче ских кружков. В них якобы обу чается около тысячи молоды* колхозников. В качестве примера он приводит сельхозартель имени Маленкова. Мы побывали в атом колхозе и убедились в обратно!*, — Пять раз у нас ерывалией занятия, — рассказывает иола* дой колхозник Иван Цуненво. -нг Агроном Гольтман по неизвестный причинам Не является на занятий, Однажды мы ждали ее три часа, Потом послали Ольгу ПвруновУ на квартиру, и оказалось, что он# преспокойно сидит дома и... вЦ» шпвает носовые платки. Часто срываются занятия Я# курсах в сельхозартелях «Хлф» бороб», имени Чапаева. I Удивительно, что райсельхоз* отдел и райком ВЛКСМ смири* лись е таким нетерпимым полб» жением. Аи. МОИСЕЕВ, И. ИВАНОВ*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz