Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)
22 н о я б р я 1 9 5 0 г., № 139 (3 2 3 5 ) МОЛОДОЙ КОММУНАР 3 Больше года в доме № 4 по улице Чайковского работает агитатор студент III курса Воронежского государственного ме дицинского института комсомолец Владимир Казаченко. На снимке; В. Казаченко проводит беседу с домохозяйками о событиях в Корее. Фото А. Галкина. За сотни тысяч новых радиоточек! Известно, что советское ра дио — могучее средство коммуни стического воспитания, верный проводник идей большевистской партии, испытанный пропаган дист, агитатор и организатор маос на успешное выполнение тароднохоаяйствениых задач, пла менный борец за мир. IV пленум ЦК ВЛКСМ обязал все комсомольские организации активизировать свою деятельность в культпросветучреждениях, при нять меры к тому, чтобы эта по четная работа была подчинена задачам удовлетворения все бо лее . растущих культурных запро сов многомиллионных масс трудя щихся. Комсомольские организации на шей области значительно больше стали уделять внимания вопросам радиовещания и радиофикации. У микрофонов областного и районно го вещания систематически вы ступают многие комсомольские работники и рассказывают об шыте работы организаций ВЛКСМ. ' Больше инициативы проявляют комсомольцы и в деле дальней шей радиофикации нашей обла ч и . Достаточно сказать, что мно гие комсомольцы колхоза «Побе дитель», Двуреченского сельсове та, Липецкого района, первыми приобрели и установили в квар тирах -радиоприемники, а сейчас уже 70 колхозных семейств этой артели имеют у себя сетевые приемники, регулярно слушают радиопередачи. Комсомольцы принимают актив ное участие и в развитии радио любительства, помогают молоде жи овладевать нашей замечатель ной радиоаппаратурой. Недавно цри Подолетненской семилетней школе, Семилукского района, был создан кружок радиолюбителей. Молодежь энакомится в нем с устройством радиоприемников, делает детекторные приемники. Кружковцы являются членами областного радиоклуба. По инициативе комсомольцев колхоза им. Ленина, Хлевенского района, правление приобрело ра диоприемник, который был уста новлен на агитпункте Мало-Мяг- вовского избирательного участка. Сейчас, в дни избирательной кам пании, здесь часто организуется -коллективное слушание радиопе редач. Эти примеры надо множить. За дача заключается в том, чтобы все городские и сельские органи зации еще более активно боро лись за -превращение нашей об ласти в область сплошной радио фикации. В городах и районах уже имеется более 130 тысяч радиоточек и приемников. Возрос шие культурные запросы труже ников села требуют, чтобы эта цифра была увеличена в несколь ко раз. Пужно, чтобы райкомы ВЛКСМ усилили требования к комсомоль цам, работающим в органах свя зи, чаще спрашивали у них: «Что делаете для роста радио сети? Как осуществляется помощь кружкам радиолюбителей? Как пропагандируются с-реди молоде жи новейшие достижения радио техники?». В равной мере это относится и ж горкомам ВЛКСМ, которые должны добиться усиле ния роли комсомольцев связистов в радиофикации сельской местно сти. Здесь огромное поле деятель ности для городских организа ций, шефствующих иад укруп ненными колхозами. Во многих укрупненных колхо зах оборудованы свои радиоузлы. Колхозные радисты нуждаются в квалифицированной консультации по радиотехнике, в лекциях, в специальной литературе. Долг комсомольцев радиоработников — оказать колхозам в этом деле вся ческую помощь. Наша задача — организовать систематическое обслуживание на селения радиопередачами, концер тами, лекциями. В клубах, крас ных уголках, агитпунктах, обще житиях, всюду, где имеются ра диоприемники, должны быть ор ганизаторы коллективного радио- слушапия. Советское радио — большая культурная сила. Советское ра дио — одно из средств агитацион но-массовой работы с избирате лями. Вот почему надо и впредь добиваться, чтобы . радиофикация области развивалась более быст рыми темпами. ~ В. ДОКУКИН, председатель- областного комитета радиоинформации. К Р И Т И К А И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я Детям нуЖнЫ хорошие сказки Русский фольклор издавна от ражал в своей идейной основе возвышенные народные мечты о сиоооде, справедливости и сча стье. Народ наделяд положи тельных героев былин, сказок и песен лучшими, присущими ему чертами: силой богатырской, от вагой неуемной, мужеством несги баемым, неподкупностью, истин ной мудростью. трудолюбием, правдолюбием, отзывчивостью и верностью узам дружбы. Герои сказок летали на «ков рах-самолетах», ходили в «сапо- гах-скороходах», с поразительной быстротой строили изумительные дворцы, насаждали чудесные са ды. Справедливость в них неиз менно торжествовала, а темные силы, коварство, ложь, жадность, зависть — наказывались. Эта ска зочная жизнь выгодно отличалась от окружающей суровой, беспо щадной действительности. Яркая, красивая фантазия скрашивала серые, тягостные будни простого человека, она поднимала его над ними, нередко рождая мысль об активном действии в подражание сказочным героям. Однако не только облагоражи вающие, возвышающие идеи нес в себе старинный Фольклор. Были средц герое-в сказок и Иванушки- дурачки — существа внутренне немощные, безвольные, терпеливо и покорно переносившие все жиз ненные невзгоды, .всецело- зависи мые от случая, жившие чужой си лой, помогавшей им из сострада ния к их кротости и глупости. Терпелива», всевыносягцая глу пость обычно вознаграждалась покойной жизнью, ибо именно в этом состоял, по замечанию Горь кого, «социально-педагогический смысл сказки о дураке». Идейные истоки подобных ска зок имели свое историческое объяснение в условиях материаль ной жизни дореволюционного кре стьянства, жившего в полной и вечной зависимости от сил приро ды. Поддерживать популярность «смиренного дурака» было небес полезно и классам, власть имущим. В наше время полного торже ства коллективной энергии, воли и разума советских люден, в но вых, коренным образом изменив шихся социальных условиях жиз ни колхозной деревни нет пи тательной почвы для проповеди человеческого бессилия и надеж ды «на авось», на «утро вечера мудренее». Наоборот, вся об становка жизни нашего • народа, когда советский человек высту пает истинным властелином при роды, по велению собственного рассудка преобразующим ее, уме ло противостоящим ее стихийным силам, — все возбуждает закон ную гордость человека самим со бой, зовет к активному дейст вию. Короче говоря, у советского человека не пользуются популяр ностью люди духовно бесплодные, недееспособные. От этого он за- рекает и детей своих. Именно с этой точки зрения нам и хочется рассмотреть выпушен ный недавно Воронежским обла стным книгоиздательством сбор ник сказок А. К, Барышниковой (Куприянихи) и А, Н. Королько вой, обработанных для детей пи сателями М. М. Сергеенко и А И. Шубиным. Слов нет, в сборнике есть хо рошие. умные, поучительные сказ ки: «Как братья счастье искали». «Как барин собакой брехал» «Угольщик», «Мальчик с паль чик» и некоторые другие. Они воссоздают образы людей смелых, неподкупных, твердых в достиже нии цели, умных, сметливых, учат ценить дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, осуждают коварство, зависть, жадность и другие по роки. И в то же время включение в сборник ряда сказок, таких, на пример, как «Иван-болтун», «Иван- дурак», «Незнайка», вызывает не доумение: зачем нашим детям эти перепевы о незадачливых дурач ках, вся мудрость которых со стоит в благолепии и долготерпе нии, которые только и делают, что в трудные минуты льют «слё зы горючие», а «счастье» неиз менно получают из чужих рук? Типична в этом отношении сказка «Незнайка». Она повест вует, что «в некотором царстве, в некотором государстве жил-был один вдовец. Остался от жены у него сын — парень пригожий и послушный. Звали его Незнайкой: что ни спросишь у него, он все отвечает «не знаю». Долго ли, коротко ли, но женился этот че ловек второй раз. Молодая ма чеха Незнаюшку не взлюбила, стала его бить да укорять». Ну, а далее, «как полагается», этого де- заурядного своей кротостью и простотой Незнайку многократно выручает .его «маленький конек» — бледный вариант «Сивки-буркн вещей коуркн», который спасает его от коварства злой мачехи, без труда награждает его богатой женой — царевной, повидимому, вершиной, идеалом счастья. Между прочим, награда за мно- готерпение богатыми, умными Марьям,и-королевнами да мужь ями - царевичами, приносящими с собой беспечную, бездумную жизнь, освобождающую от необ ходимости трудиться, — является самым распространенным вариан том благополучного окончания сказок, вошедших в рецензируе мый сборник («Иван-болтун», «Иван-дурак», «Брат и сестра», «Капризная невеста»). Некоторые сказки, вошедшие в сборник, вообще навязывают де тям порочную мораль. Так, скажем, в «Старухе» делается попытка оправдать подлость. «Героиня,» сказки — старуха-бездельни. ца, своеобразный организатор жуликов. По ее наущению «ре бята» . обкрадывают односельчан, она' же «угадывает» за мзду, где спрятано уворованное, и на том наживается, «Ворожея» оказывает ся также невольной избавитель ницей от законной кары еще трех жуликов — повара, лакея и ку чера, укравших шкатулку с день гами у царя. Невольно возникает вопрос: неужели именно то обсто ятельство, что последняя покража совершена у царя, является" мо ральным оправданием всей гнус ности старухи? Неужто этот «со циальный мотив» и составляет соль сказки? Очевидно, так как в кон це концов подлость торжествует — старуха..хорошо живет, «чай по-, пивает, булочки поедает». В дру гой сказке — «Ннконец Шг-/,с того света выходец» иным мане ром, но тоже обкрадывает в д о в у сосед-паренек, а ее ■младший сын. в свою очередь, — барина. Подобные «социальные мотивы», на наш взгляд, не могут и не должны даже в сказках оправ дывать. пороки. В ряде сказок в том или ином варианте детям преподносится утверждение изживших себя нрав ственных принципов, домостроев ских порядкор и т. п, Так, сказка «Капризная невеста» в связи с тем, что дочь выполнила волю отца — вышла замуж по его при казу, поучает: «В старину-то было не так, как сейчас,—что отец ска жет, то и бывало». А заключи тельная мораль ее гласит: «Вы ходит, хитрый парень был царе- вич-дроздовик, отучил жену привередничать. Теперь она такая добрая стала женщина, всегда мужа уважает». Содержание многих сказок Я основном строится вокруг сватов ства, свадеб, пиров, выпивок, кар тежных игр и т. п. Они не сво бодны от грубых, вульгарных выражений, вроде: «старуха сло пает», «вместо пуза сорокаведер ная бочка», бесконечных руга тельств — «сиди, дурак!», «молчи, дурак!» и т. д. Спрашивается, как могло полу- читься, что в наши дни детей одарили подобным сборником ска. зок? Повинны в этом, бесспорно, в первую очередь нетребовательные, невзыскательные составители сбор ника (редактор Г. Кривошеева), У народных сказительниц А. К, Барышниковой и А. Н. Королько вой есть немало хороших сказок,; близких, доступных, а главное нужных детям, причем сказок новой тематики, несущих в себе проповедь новой, социалистической морали. Однако такие сказки остались незамеченными. Не помо гли издательству и писатели Шу бин. Сергеенко — особенно. Сказ ки, отобранные н обработанные Шубиным, в меньшей степени со держат идейные и стилистические вывихи, обработаны с большей ответственностью и пониманием детской психологии. И в этой связи нам вообще хо чется высказать несколько сообра жений о положительных героях В тематике сказок для детей. Художественная литература на ших дней, как известно, все боль ше и больше проникается герои, ческой романтикой коммуннстиче. ского созидания. Тема труда, воз вышенного в нашей стране нй степень искусства, тема коллек тивного творчества, ставшего все побеждающей силой, является центральной в лучших произведе ниях литературы. Это отражает естественный процесс, когда мил лионы советских людей все глуб же осознают себя твордами жизни* творцами истории, творцами приро ды. Наша область славится новыми песнями, которые поет вся страна» К нам приезжают многочисленные экспедиции, бережно записываю щие творения песенной культуры нашей колхозной деревни; на сле тах народных певцов создаются замечательные произведения о светлой жизни, о счастье, найден ном в коллективном труде. Так почему же нет такого внимания К народным сказителям со стороны областного отделения Союза со ветских писателей? Почему все дело сводится к новым переизда ниям, подчас, устаревших сказок? Мы не вправе забывать, что юные читатели: ждут хороших сказок о поистине фантастических свершениях в нашей стране. Мы не вправе забывать мудрое ука зание' А.' М. Горького о том, что для детей нужно писать и сочи нять много лучше, чем даже для взрослых. Ф. ГРИГОРЬЕВ. В поселке Слрелица П Е Р Е Д О В О Й Р У Д Н И К Рудник Бахчеево — пере, довой в Воронежском рудо управлении. Почти полгода он является обладателем яерехо. дящего Красного знамени ди рекции и рудничного комитета. Славными делами встречают молодые горняки приближаю, щийся день выборов в местные Советы. Машинист экскаватора Николай Овчинников добывает за смену 300 тонн огнеупорной глины при норме 240. Еже дневно перевыполняют произ водственные задания экскава. торщик Михаил Лебедев, то карь Сергей Турищев и дру. гие. А Г И Т К О Л Л Е К Т И В Молодые рабочие активно участвуют в избирательной кампании. 80 юношей и девушек рабо тают агитаторами на десяти- дворках. Комитет комсомола и посел ковый агитпункт провели три семинара с агитаторами. На занятиях обсуждались методы и формы бесед с избирате. лями, прочитаны лекции о Сталинской Конституции, международном положении. Силами комсомольцев при агитпункте организован «стол справок», выпускаются «бое вые листки» и стенная газета. М О Л О Д Е Ж Ь У Ч И Т С Я В поселковой школе рабо чей молодежи занимается более 80 юношей и девушек. Среди них — токарь Григорий Плохих, литейщик Николай Шевков, машинист паровоза Иван Шерстяных, стрелоч. ница Ира Подшивалова и др. Электрик Юрий Кулаков, шофер Виктор Гончаров и то. карь Анатолий Новиков —. учащиеся . заочники Москов ского станкостроительного техникума. В МОИСЕЙКИН. Семилукский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz