Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

22 н о я б р я 1 9 5 0 г., № 139 (3 2 3 5 ) МОЛОДОЙ КОММУНАР 3 Больше года в доме № 4 по улице Чайковского работает агитатор студент III курса Воронежского государственного ме­ дицинского института комсомолец Владимир Казаченко. На снимке; В. Казаченко проводит беседу с домохозяйками о событиях в Корее. Фото А. Галкина. За сотни тысяч новых радиоточек! Известно, что советское ра­ дио — могучее средство коммуни­ стического воспитания, верный проводник идей большевистской партии, испытанный пропаган­ дист, агитатор и организатор маос на успешное выполнение тароднохоаяйствениых задач, пла­ менный борец за мир. IV пленум ЦК ВЛКСМ обязал все комсомольские организации активизировать свою деятельность в культпросветучреждениях, при­ нять меры к тому, чтобы эта по­ четная работа была подчинена задачам удовлетворения все бо­ лее . растущих культурных запро­ сов многомиллионных масс трудя­ щихся. Комсомольские организации на­ шей области значительно больше стали уделять внимания вопросам радиовещания и радиофикации. У микрофонов областного и районно­ го вещания систематически вы ­ ступают многие комсомольские работники и рассказывают об шыте работы организаций ВЛКСМ. ' Больше инициативы проявляют комсомольцы и в деле дальней­ шей радиофикации нашей обла­ ч и . Достаточно сказать, что мно­ гие комсомольцы колхоза «Побе­ дитель», Двуреченского сельсове­ та, Липецкого района, первыми приобрели и установили в квар­ тирах -радиоприемники, а сейчас уже 70 колхозных семейств этой артели имеют у себя сетевые приемники, регулярно слушают радиопередачи. Комсомольцы принимают актив­ ное участие и в развитии радио­ любительства, помогают молоде­ жи овладевать нашей замечатель­ ной радиоаппаратурой. Недавно цри Подолетненской семилетней школе, Семилукского района, был создан кружок радиолюбителей. Молодежь энакомится в нем с устройством радиоприемников, делает детекторные приемники. Кружковцы являются членами областного радиоклуба. По инициативе комсомольцев колхоза им. Ленина, Хлевенского района, правление приобрело ра­ диоприемник, который был уста­ новлен на агитпункте Мало-Мяг- вовского избирательного участка. Сейчас, в дни избирательной кам­ пании, здесь часто организуется -коллективное слушание радиопе­ редач. Эти примеры надо множить. За­ дача заключается в том, чтобы все городские и сельские органи­ зации еще более активно боро­ лись за -превращение нашей об­ ласти в область сплошной радио­ фикации. В городах и районах уже имеется более 130 тысяч радиоточек и приемников. Возрос­ шие культурные запросы труже­ ников села требуют, чтобы эта цифра была увеличена в несколь­ ко раз. Пужно, чтобы райкомы ВЛКСМ усилили требования к комсомоль­ цам, работающим в органах свя­ зи, чаще спрашивали у них: «Что делаете для роста радио­ сети? Как осуществляется помощь кружкам радиолюбителей? Как пропагандируются с-реди молоде­ жи новейшие достижения радио­ техники?». В равной мере это относится и ж горкомам ВЛКСМ, которые должны добиться усиле­ ния роли комсомольцев связистов в радиофикации сельской местно­ сти. Здесь огромное поле деятель­ ности для городских организа­ ций, шефствующих иад укруп­ ненными колхозами. Во многих укрупненных колхо­ зах оборудованы свои радиоузлы. Колхозные радисты нуждаются в квалифицированной консультации по радиотехнике, в лекциях, в специальной литературе. Долг комсомольцев радиоработников — оказать колхозам в этом деле вся­ ческую помощь. Наша задача — организовать систематическое обслуживание на­ селения радиопередачами, концер­ тами, лекциями. В клубах, крас­ ных уголках, агитпунктах, обще­ житиях, всюду, где имеются ра­ диоприемники, должны быть ор­ ганизаторы коллективного радио- слушапия. Советское радио — большая культурная сила. Советское ра­ дио — одно из средств агитацион­ но-массовой работы с избирате­ лями. Вот почему надо и впредь добиваться, чтобы . радиофикация области развивалась более быст­ рыми темпами. ~ В. ДОКУКИН, председатель- областного комитета радиоинформации. К Р И Т И К А И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я Детям нуЖнЫ хорошие сказки Русский фольклор издавна от­ ражал в своей идейной основе возвышенные народные мечты о сиоооде, справедливости и сча­ стье. Народ наделяд положи­ тельных героев былин, сказок и песен лучшими, присущими ему чертами: силой богатырской, от­ вагой неуемной, мужеством несги­ баемым, неподкупностью, истин­ ной мудростью. трудолюбием, правдолюбием, отзывчивостью и верностью узам дружбы. Герои сказок летали на «ков­ рах-самолетах», ходили в «сапо- гах-скороходах», с поразительной быстротой строили изумительные дворцы, насаждали чудесные са­ ды. Справедливость в них неиз­ менно торжествовала, а темные силы, коварство, ложь, жадность, зависть — наказывались. Эта ска­ зочная жизнь выгодно отличалась от окружающей суровой, беспо­ щадной действительности. Яркая, красивая фантазия скрашивала серые, тягостные будни простого человека, она поднимала его над ними, нередко рождая мысль об активном действии в подражание сказочным героям. Однако не только облагоражи­ вающие, возвышающие идеи нес в себе старинный Фольклор. Были средц герое-в сказок и Иванушки- дурачки — существа внутренне немощные, безвольные, терпеливо и покорно переносившие все жиз­ ненные невзгоды, .всецело- зависи­ мые от случая, жившие чужой си­ лой, помогавшей им из сострада­ ния к их кротости и глупости. Терпелива», всевыносягцая глу­ пость обычно вознаграждалась покойной жизнью, ибо именно в этом состоял, по замечанию Горь­ кого, «социально-педагогический смысл сказки о дураке». Идейные истоки подобных ска­ зок имели свое историческое объяснение в условиях материаль­ ной жизни дореволюционного кре­ стьянства, жившего в полной и вечной зависимости от сил приро­ ды. Поддерживать популярность «смиренного дурака» было небес­ полезно и классам, власть имущим. В наше время полного торже­ ства коллективной энергии, воли и разума советских люден, в но­ вых, коренным образом изменив­ шихся социальных условиях жиз­ ни колхозной деревни нет пи­ тательной почвы для проповеди человеческого бессилия и надеж­ ды «на авось», на «утро вечера мудренее». Наоборот, вся об­ становка жизни нашего • народа, когда советский человек высту­ пает истинным властелином при­ роды, по велению собственного рассудка преобразующим ее, уме­ ло противостоящим ее стихийным силам, — все возбуждает закон­ ную гордость человека самим со­ бой, зовет к активному дейст­ вию. Короче говоря, у советского человека не пользуются популяр­ ностью люди духовно бесплодные, недееспособные. От этого он за- рекает и детей своих. Именно с этой точки зрения нам и хочется рассмотреть выпушен­ ный недавно Воронежским обла­ стным книгоиздательством сбор ник сказок А. К, Барышниковой (Куприянихи) и А, Н. Королько­ вой, обработанных для детей пи­ сателями М. М. Сергеенко и А И. Шубиным. Слов нет, в сборнике есть хо­ рошие. умные, поучительные сказ ки: «Как братья счастье искали». «Как барин собакой брехал» «Угольщик», «Мальчик с паль­ чик» и некоторые другие. Они воссоздают образы людей смелых, неподкупных, твердых в достиже­ нии цели, умных, сметливых, учат ценить дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, осуждают коварство, зависть, жадность и другие по­ роки. И в то же время включение в сборник ряда сказок, таких, на­ пример, как «Иван-болтун», «Иван- дурак», «Незнайка», вызывает не­ доумение: зачем нашим детям эти перепевы о незадачливых дурач­ ках, вся мудрость которых со­ стоит в благолепии и долготерпе­ нии, которые только и делают, что в трудные минуты льют «слё­ зы горючие», а «счастье» неиз­ менно получают из чужих рук? Типична в этом отношении сказка «Незнайка». Она повест­ вует, что «в некотором царстве, в некотором государстве жил-был один вдовец. Остался от жены у него сын — парень пригожий и послушный. Звали его Незнайкой: что ни спросишь у него, он все отвечает «не знаю». Долго ли, коротко ли, но женился этот че­ ловек второй раз. Молодая ма­ чеха Незнаюшку не взлюбила, стала его бить да укорять». Ну, а далее, «как полагается», этого де- заурядного своей кротостью и простотой Незнайку многократно выручает .его «маленький конек» — бледный вариант «Сивки-буркн вещей коуркн», который спасает его от коварства злой мачехи, без труда награждает его богатой женой — царевной, повидимому, вершиной, идеалом счастья. Между прочим, награда за мно- готерпение богатыми, умными Марьям,и-королевнами да мужь­ ями - царевичами, приносящими с собой беспечную, бездумную жизнь, освобождающую от необ­ ходимости трудиться, — является самым распространенным вариан­ том благополучного окончания сказок, вошедших в рецензируе­ мый сборник («Иван-болтун», «Иван-дурак», «Брат и сестра», «Капризная невеста»). Некоторые сказки, вошедшие в сборник, вообще навязывают де­ тям порочную мораль. Так, скажем, в «Старухе» делается попытка оправдать подлость. «Героиня,» сказки — старуха-бездельни. ца, своеобразный организатор жуликов. По ее наущению «ре­ бята» . обкрадывают односельчан, она' же «угадывает» за мзду, где спрятано уворованное, и на том наживается, «Ворожея» оказывает­ ся также невольной избавитель­ ницей от законной кары еще трех жуликов — повара, лакея и ку­ чера, укравших шкатулку с день­ гами у царя. Невольно возникает вопрос: неужели именно то обсто­ ятельство, что последняя покража совершена у царя, является" мо­ ральным оправданием всей гнус­ ности старухи? Неужто этот «со­ циальный мотив» и составляет соль сказки? Очевидно, так как в кон­ це концов подлость торжествует — старуха..хорошо живет, «чай по-, пивает, булочки поедает». В дру­ гой сказке — «Ннконец Шг-/,с того света выходец» иным мане­ ром, но тоже обкрадывает в д о в у сосед-паренек, а ее ■младший сын. в свою очередь, — барина. Подобные «социальные мотивы», на наш взгляд, не могут и не должны даже в сказках оправ­ дывать. пороки. В ряде сказок в том или ином варианте детям преподносится утверждение изживших себя нрав­ ственных принципов, домостроев­ ских порядкор и т. п, Так, сказка «Капризная невеста» в связи с тем, что дочь выполнила волю отца — вышла замуж по его при­ казу, поучает: «В старину-то было не так, как сейчас,—что отец ска­ жет, то и бывало». А заключи­ тельная мораль ее гласит: «Вы­ ходит, хитрый парень был царе- вич-дроздовик, отучил жену привередничать. Теперь она такая добрая стала женщина, всегда мужа уважает». Содержание многих сказок Я основном строится вокруг сватов­ ства, свадеб, пиров, выпивок, кар­ тежных игр и т. п. Они не сво­ бодны от грубых, вульгарных выражений, вроде: «старуха сло­ пает», «вместо пуза сорокаведер­ ная бочка», бесконечных руга­ тельств — «сиди, дурак!», «молчи, дурак!» и т. д. Спрашивается, как могло полу- читься, что в наши дни детей одарили подобным сборником ска. зок? Повинны в этом, бесспорно, в первую очередь нетребовательные, невзыскательные составители сбор­ ника (редактор Г. Кривошеева), У народных сказительниц А. К, Барышниковой и А. Н. Королько­ вой есть немало хороших сказок,; близких, доступных, а главное нужных детям, причем сказок новой тематики, несущих в себе проповедь новой, социалистической морали. Однако такие сказки остались незамеченными. Не помо­ гли издательству и писатели Шу­ бин. Сергеенко — особенно. Сказ­ ки, отобранные н обработанные Шубиным, в меньшей степени со­ держат идейные и стилистические вывихи, обработаны с большей ответственностью и пониманием детской психологии. И в этой связи нам вообще хо­ чется высказать несколько сообра­ жений о положительных героях В тематике сказок для детей. Художественная литература на­ ших дней, как известно, все боль­ ше и больше проникается герои, ческой романтикой коммуннстиче. ского созидания. Тема труда, воз­ вышенного в нашей стране нй степень искусства, тема коллек­ тивного творчества, ставшего все­ побеждающей силой, является центральной в лучших произведе­ ниях литературы. Это отражает естественный процесс, когда мил­ лионы советских людей все глуб­ же осознают себя твордами жизни* творцами истории, творцами приро­ ды. Наша область славится новыми песнями, которые поет вся страна» К нам приезжают многочисленные экспедиции, бережно записываю­ щие творения песенной культуры нашей колхозной деревни; на сле­ тах народных певцов создаются замечательные произведения о светлой жизни, о счастье, найден­ ном в коллективном труде. Так почему же нет такого внимания К народным сказителям со стороны областного отделения Союза со­ ветских писателей? Почему все дело сводится к новым переизда­ ниям, подчас, устаревших сказок? Мы не вправе забывать, что юные читатели: ждут хороших сказок о поистине фантастических свершениях в нашей стране. Мы не вправе забывать мудрое ука­ зание' А.' М. Горького о том, что для детей нужно писать и сочи­ нять много лучше, чем даже для взрослых. Ф. ГРИГОРЬЕВ. В поселке Слрелица П Е Р Е Д О В О Й Р У Д Н И К Рудник Бахчеево — пере, довой в Воронежском рудо­ управлении. Почти полгода он является обладателем яерехо. дящего Красного знамени ди­ рекции и рудничного комитета. Славными делами встречают молодые горняки приближаю, щийся день выборов в местные Советы. Машинист экскаватора Николай Овчинников добывает за смену 300 тонн огнеупорной глины при норме 240. Еже­ дневно перевыполняют произ­ водственные задания экскава. торщик Михаил Лебедев, то­ карь Сергей Турищев и дру. гие. А Г И Т К О Л Л Е К Т И В Молодые рабочие активно участвуют в избирательной кампании. 80 юношей и девушек рабо­ тают агитаторами на десяти- дворках. Комитет комсомола и посел­ ковый агитпункт провели три семинара с агитаторами. На занятиях обсуждались методы и формы бесед с избирате. лями, прочитаны лекции о Сталинской Конституции, международном положении. Силами комсомольцев при агитпункте организован «стол справок», выпускаются «бое­ вые листки» и стенная газета. М О Л О Д Е Ж Ь У Ч И Т С Я В поселковой школе рабо­ чей молодежи занимается более 80 юношей и девушек. Среди них — токарь Григорий Плохих, литейщик Николай Шевков, машинист паровоза Иван Шерстяных, стрелоч. ница Ира Подшивалова и др. Электрик Юрий Кулаков, шофер Виктор Гончаров и то. карь Анатолий Новиков —. учащиеся . заочники Москов­ ского станкостроительного техникума. В МОИСЕЙКИН. Семилукский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz