Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)
М П П ПП П Й 1 ГПММУНЛР I н о я б р я 1950 г., № 130 (3 2 2 6 ) В Л А Д И М И Р П О П О В , л а у р е а т С та л и н ск ой п р ем и и (Г л а в а и з н о в о го р о м а н а «Т ри ф р о н т а » ) Два года назад об лас тное кн и ж. но-газетное из да те льс тво в гор. Сталино выпустило роман моло дого писателя В. Попова «Сталь и шлак». Эта книга, посвященная героическим трудовым будням ме таллургов, борьбе советских лю дей против фашистских оккупан тов в годы войны, быстро заво евала популярность у читателей. Автор романа «Сталь и шлак» — инженер Евакиевского металлур гического завода Владимир Федо рович Попов. 'Решением прави тельства В. Попов за свой роман был удостоен Сталинской премии второй степени. Сейчас Владимир Федорович ☆ Несколько раз Макаров заходил в партийный комитет, надеясь уви деть парторга, но его все не было. Василия Николаевича это не удивляло. В Донбассе тоже Гаевой большую часть времени проводил на заводе, в цехе, среди рабочих. Найти его было нелег ким делом. Обычно он приходил сам и всегда туда, где был наи более нужен, расспрашивал, ре шал на месте ряд вопросов, и после его ухода у многих отпа дала необходимость итти в пар тийный комитет. Вот и на этот раз Гаевой по явился перед Макаровым неожи данно. Встретились они в цехе, около печи, встретились так, словно виделись только вчера, и не было в недалеком прошлом ни эвакуации, ни взрыва завода, ни тревожных дней езды на автома шинах под обстрелом фашист ских стервятников. Только руку Макарову парторг сжал сильнее обычного и внимательнее, чем всегда, заглянул ему в глаза. Он ничего не спрашивал, потому что все уже знал, не утешал, так как верил, что лучшее лечение от лю бого горя — это забвение в ра боте. Они молча прошли через цех. Гаевой не любил общих вопросов: как дела, как жизнь? Только в кабинете, сняв кепку (и поэтому Макаров понял, что парторг рас положился надолго), Гаевой спро сил; — Повеселело в печах? — Не только в печах, на душе у людей повеселело, и знаешь, Григорий Андпеевнч, не только потому, что печи жарче пошли. Силу коллектива люди почувство вали, силу критики и нашли пути для очистки газопровода. А появился газ, и в печах повесе лело. — Вот это хорошо. Критики здесь давно недоставало и веры в нее не было. — Гаевой вниматель но рассмотрел диаграмму работы цеха. — Ты, говорят, здесь очень толково соревнование провел? — Говорят, хорошо получилось, и цену я сейчас многим людям знаю. — Смотри не ошибись. Иной (ножет себя мобилизовать на ко роткое сильное напряжение. По кажет товар лицом, а потом роты нет. Важнее другое — по стоянное, повседневное горение, а рто труднее. То, что Владимир Ильич называл героизмом будней. — Если и ошибусь, то не на много, люди на ходу подправят. — Это хорошо, если на ходу. Значит, врос уж е в коллектив. — Немного. __ Врос. Не скромничай. Знаю. К ведь первую ночь у Шатилова кпал. — У Шатилова? — переспросил Макаров, __У него. В гостиницу итти не Хотелось. Ротов к себе звал, но Знаешь, не привык я у директо ров одалживаться. Хотя он и ста рый соратник. Ну, так насчет со. ревиования. Пошумели и умолкли? — Нет, соревнуемся. живет в шахтерском городе Ста лино. В беседе с корреспондентом ТАСС писатель сообщил, что в настоящее время он работает над новым романом «Три фронта». Это — вторая часть задуманной им трилогии о советских метал лургах. В новом романе читатель встретит всех основных действую щих лиц книги «Сталь и шлак». В последнее время В. Попов по бывал на многих заводах Дон басса и Урала. Здесь он познако мился со знатными людьми совет ской металлургии, которые и яви лись прототипами многих героев нового произведения. ☆ —. Как обычно? Договор, про верка, итоги. А потом договоры опять на месяц в ящик. — Ну, да... — Нет, это не пойдет. — Га евой встал, сбросил пальто, но не сел: — Это не пойдет. Пермяков и Шатилов должны были под сказать тебе кое-что новое, и это новое нужно подхватить. Макаров задумался, но Гаевой не дал ему долго размышлять. . Ты пойми, Василий Николае, вич, иногда, бывает, соревнование возьмут и заштампуют, опошлят. Иной хозяйственник произнесет слова «социалистическое соревно вание» гак, что у меня самого во рту кисло станет. Чувствую, что для него это форма, вернее про форма, что он давно забыл, какое великое содержание вкладывает жизнь, партия наша в это поня тие, а для него это слова, штамп. Гаевой сел. — Начал ты очень хорошо, из воль и продолжать так, на подъ еме, на высоком тонусе, на новых началах. С газом стало лучше, ты и притих немного, берешь то, что дает техника, а надо брать и то, что могут дать люди. Дошло? — До сердца дошло, — ото звался Макаров, — а вот здесь, — он постучал пальцем по лбу, — еще ничего не родилось. Гаевой молчал и смотрел в окно. Мимо прешел паровоз, подавав ший к пенам вагонетки с шихтой. Стены здания слегка задрожали. Пар скрыл цех, но потом рассеял ся, и снова стали видны печи. Завалочное окно одной из них от крылось, и сноп ярчайшего света ударял Гаевому в глаза. Он за жмурился и отвернулся. — Вот в чем дело, Вася, — проникновенно сказал он, — пой ми: и лучшие наши сталевары только двадцать — тридцать про центов операций ведут образ, цово. Возьми Шатилова — он вла деет искусством не студить печь во время закрывания отверстия, часто начинает завалку немедлен но после выпуска, еще не зак- в «Сталевары» — глава из романа «Три фронта». Действие происхо дит в 1943 году на эвакуирован ном на Урал заводе. Читатель снова встречается с героями ро мана «Сталь и шлак»: секретарем партийного комитета^завода Гае вым, начальником цеха Макаро вым, директором завода Ротовым, сталеваром, воспитанником ФЗО Иваном Смирновым, молодым до нецким металлургом Шатиловым, кадровым уральским сталеваром Пермяковым, его женой Анной Петровной, дочерью Ольгой и многими другими. ☆ отверстия. Держит высокую тем пературу в печи—он мастер тепло вого режима, А Пермяков мастер шлакового режима — у него в печи всегда прекрасный шлак, активный, подвижной, облегчаю щий передачу тепла металлу. Макаров смутился. Гаевой был механиком по специальности и сам :такой тонкости заметить не мог. А это значит, что очень подробно и по душам успел он поговорить с. людьми. — Иван Смирнов — ученик Пермякова, слепок с него, — продолжал Гаевой. — Сегодня но вого он ничего не расскажет, но жадность к учебе у него неве роятная. На тринадцатой печи, самой холодной в твоем цехе, ра ботает сталевар Чечулин, топ ма стер завалки. Он так распреде ляет руду и камень, что шихта лег ко плавится, а вот доводка у не го не получается, то ли печь пло хо греет, то ли уменья нехватает, еще не ясно. Он не лучший ста левар в цехе, но на этой печи са. мые высокие показатели у него. — Мне обо всем этом в первую ночь рассказали. Я ведь соврал, что спал у Шатилова. Не спал я и ребятам спать не давал. А у него товарищи по комнате — пе- чевые, хорошие ребята. На собра нии, вот беда, говорить не умеют, их на беседу вызвать надо, и тогда... слушай, записывай, дей ствуй. Ты мою мысль понял? Паровоз снова прошел мимо окон, на этот раз увозя порожние вагонетки. Снова все заволокло паром... — Вот теперь, наверное, Валь- ский развернулся, — спросил Ма каров. — Какие-либо вести с той стороны есть? — Есть, — неохотно ответил Гаевой, застегивая пуговицы паль, то. — Пустить завод наши люди гитлеровцам не дают. Хотя «ру ководство», — Гаевой интонацией поставил кавычки, — там «силь ное». Смаковский — управляю щий, Вальский — начальник мар тена, Крайнев... — Макаров стиснул зубы так, что они скрип нули...—- Крайнев -— начальник ме ханического цеха. — Не может быть,— прошептал Василий Николаевич. — Я тоже так думал, что не может быть, но сведения самые точные. — А возможно Крайнев..; — Возможно. Я хотел бы ,в это верить. Ты' понимаешь, Вася, когда так ошибаешься в чело веке, начинаешь меньше уважать себя. Ну что Ты за руководитель, если, тварь за человека принимал. ГЯбвой надел кепку. —• Так ты меня понял в части соревнования? — Понял. — Ну, действуй. У двери Гаевой остановился. — Утром я был у тебя дома. Вадимка поправился, можно его и в детский сад, а Елену необходимо в цех. Тяжело ей одной дома. Подумай куда и скажи. (Продолжение следует) В Бухарест по приглашению Всеобщей конфедерации труда и Румынского общества укрепления связей с СССР (Арлюс) прибы ла советская профсоюзная делегация. На снимке: член делегации ткачиха Купавинской тонкосукон. ной фабрики лауреат Сталинской премии Л. Ф. Кононенко (вторая справа) среди учащихся полиграфической школы № 1. у ' Фото В. Соболева (ТАСС). „БЕСПРИДАННИЦА" (НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ ТЕАТРА ДРАМЫ) О большой силой рассказал А. Н. Островский печальную историю гибели русской девушки Ларисы Огудаловой, все вина ко торой заключалась только в _том, что она была «бесприданницей». «Бесприданница» —' ответствен ный спектакль для театра, актеров, занятых в нем, и, в первую оче редь, для исполнительницы глав ной роли. В творческой жизни молодой ак трисы Р. Т. Матюшкиной работа над образом Ларисы явилась очень серьезным испытанием. И можно с большим удовлетворе нием отметить, что испытание это она вполне выдержала. Попытка Р. Т. Матюшкиной по-своему про. честь одну из труднейших в классическом репертуаре роль,— конечно, самое ценное в ее работе. В этом залог того, что ей пред стоит пройти интересный, творче ский путь советской актрисы. Именно поэтому хотелось бы обратить' внимание и Р. Т. Ма тюшкиной и постановщика спек такля С. А. Марголина на неко торые обстоятельства. Нельзя не упрекнуть режиссера в недооцен ке того, насколько важно для мо лодой актрисы ясное понимание развития образа. В первом акте зритель видит Ларису через год после того, как Паратов ушел от большого, настоящего чувства любви к нему. Рана, нанесенная им — неизлечима, "но за год боль притупилась. Жить надо и глав ное — жить хочется. А в четвер том акте Лариса благодарит Ка- рандышева, убившего ее. Чем меньше время, в течение которого происходят события, тем сильнее должен быть контраст в смене со стояний образа. Иначе — отсутст вие развития роли, монотонное звучание ее. В известной степени это и получилось при сценическом разрешении образа Ларисы. Это, если касаться основного — замысла роли. Но важно, ко нечно, и беспрерывно правдивое, искреннее воплощение замысла во всем поведении героя на сцене. Напомним одно второстепенное место из второго акта спектакля: Лариса встревожена ссорой между Карандышевым и Паратовым, боит. ся ее последствий, уходит за шампанским и быстро возвра щаясь... чуть-чуть излишне эф фектно останавливается в дверях. Эта поза красива, но она не со ответствует тому состоянию бес покойства, в котором находится Лариса. Талантливая актриса, су мевшая оценить за короткий срок пребывания на сцене силу воздей ствия жеста и интонации, и овла деть этой силой, должна сей час не останавливаться на достиг нутом, а стремиться как можно глубже и полнее проникать во внутренний мир создаваемых об разов. В 'роли «блестящего барина» Паратова впервые в воронежском театре выступил артист Н. С. На- лигацкий. Выступление удачное, во многом способствующее успеху спектакля. Артист сумел, не отка зываясь от «блеска», но социаль но верно понимая его, показать же стокость, бездушие барина. В его словах о любви звучит нескры ваемое издевательство. Исполни тель произносит их с тонко най денной интонацией. Первая встре ча Н. С. Налигацкого с Воронеж, ским зрителем позволяет надеяться на то, что и все последующие бу дут такими же интересными. Если женщина не любит свою дочь, не понимает и не разделяет ее смертельной тоски, — это пло хая мать, очень скверная жен щина. Такой и предстает Огуда- лова в очень хорошем исполне нии заел. арт. РСФСР Р. Г: Д а нилевской, игра которой лишний раз подтверждает то, как важно для актера понять в роли глав, ное. Карандышева хорошо играет A. К. Полянский. Вернее сказать, хорошо играет драматическую сторону существования этого ма ленького человека. Мало освещен ными остались такие черты ха рактера Карандышева, как сухость его, ограниченность и беспредель ное себялюбие. Чем собственно отличается Карандышев от Воже- ватого и Кнурова в своем отно шении к Ларисе? Ведь и для него она была только «вещью». Зритель не может не разделить с Ларисой того презрения, которое она испытывает к }кениху, когда поняла его полное ничтожество. Попытка облагородить Каранды шева только мешает воспринять этот образ таким, каков он есть на самом деле. Это стремление облагородить образ еще отрицательнее 'сказа лось на Кнурове (А. И. Падь- мин). Кнуров, покупатель всего и вся, с омерзительной расчетли востью выбрал момент, чтобы предложить Ларисе роль содер жанки, когда она задыхается от тоски, когда, как ему кажется, она будет согласна на все. Сцена ведется артистом неверно. Кнуров, искрение страдающий вместе с Ларисой? Зачем? Для того, чтобы обмануть ее? Но она все равно н ичего не видит и не слышит. А контраст между бесстыдством, та. ким же, как и у Паратова и дру гих, бесстыдством «хозяев» жизни и ужасом положения беззащит ной жертвы. — этот контраст стерт, приглушен, он недостаточ но социально четко разрешен. Такую же ошибку допускает и Е. С. Аристов, имеющий все Дан ные для хорошего исполнения роли купца Вожеватого. Напрасно режиссер в образе Робинзона (заел. арт. РСФСР B. И. Флоринский) не подчеркнул моментов, когда з*гот невольно опустившийся актер вспоминает о том. что и он человек. Тогда фразы Робинзона в четвертом акте прозвучали бы как гневный про тест по адресу кнуровых и воже- ватых. Указанные недостатки спектакля «Бесприданница» исправимы. Театр правильно сделал, включив эту пьесу в свой репертуар. н. СМОЛЕНСКИЙ. Зам. ответственного редактора И. В. СИДЕЛЬНИКОВ. Газета выходит по средам, пятницам и воскресеньям. Адрес редакции: г. Воронеж, проспект ответств секретаря, отделов пропаганды, культуры, литературы и искусства, учащейся молодежи - ответств секрсарн. и д и молодежи—48-52, физкультуры и спорта, писем и объявлений— Революции, 22. Телефоны: ответств. редактора — 44-97, - 43-85, комсомольской жизни, сельской молодежи, рабочей 42-67. _______ _________________ _ ЛЕ03359, ц. Воронеж, типография изд-ва «Коммуна», Заказ Ме 5024-1950 г, .Тираж 40 тыс* экд.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz