Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

М П П ПП П Й 1 ГПММУНЛР I н о я б р я 1950 г., № 130 (3 2 2 6 ) В Л А Д И М И Р П О П О В , л а у р е а т С та л и н ск ой п р ем и и (Г л а в а и з н о в о го р о м а н а «Т ри ф р о н т а » ) Два года назад об лас тное кн и ж. но-газетное из да те льс тво в гор. Сталино выпустило роман моло­ дого писателя В. Попова «Сталь и шлак». Эта книга, посвященная героическим трудовым будням ме­ таллургов, борьбе советских лю­ дей против фашистских оккупан­ тов в годы войны, быстро заво­ евала популярность у читателей. Автор романа «Сталь и шлак» — инженер Евакиевского металлур­ гического завода Владимир Федо­ рович Попов. 'Решением прави­ тельства В. Попов за свой роман был удостоен Сталинской премии второй степени. Сейчас Владимир Федорович ☆ Несколько раз Макаров заходил в партийный комитет, надеясь уви­ деть парторга, но его все не было. Василия Николаевича это не удивляло. В Донбассе тоже Гаевой большую часть времени проводил на заводе, в цехе, среди рабочих. Найти его было нелег­ ким делом. Обычно он приходил сам и всегда туда, где был наи­ более нужен, расспрашивал, ре­ шал на месте ряд вопросов, и после его ухода у многих отпа­ дала необходимость итти в пар­ тийный комитет. Вот и на этот раз Гаевой по­ явился перед Макаровым неожи­ данно. Встретились они в цехе, около печи, встретились так, словно виделись только вчера, и не было в недалеком прошлом ни эвакуации, ни взрыва завода, ни тревожных дней езды на автома­ шинах под обстрелом фашист­ ских стервятников. Только руку Макарову парторг сжал сильнее обычного и внимательнее, чем всегда, заглянул ему в глаза. Он ничего не спрашивал, потому что все уже знал, не утешал, так как верил, что лучшее лечение от лю­ бого горя — это забвение в ра­ боте. Они молча прошли через цех. Гаевой не любил общих вопросов: как дела, как жизнь? Только в кабинете, сняв кепку (и поэтому Макаров понял, что парторг рас­ положился надолго), Гаевой спро­ сил; — Повеселело в печах? — Не только в печах, на душе у людей повеселело, и знаешь, Григорий Андпеевнч, не только потому, что печи жарче пошли. Силу коллектива люди почувство­ вали, силу критики и нашли пути для очистки газопровода. А появился газ, и в печах повесе­ лело. — Вот это хорошо. Критики здесь давно недоставало и веры в нее не было. — Гаевой вниматель­ но рассмотрел диаграмму работы цеха. — Ты, говорят, здесь очень толково соревнование провел? — Говорят, хорошо получилось, и цену я сейчас многим людям знаю. — Смотри не ошибись. Иной (ножет себя мобилизовать на ко­ роткое сильное напряжение. По­ кажет товар лицом, а потом роты нет. Важнее другое — по­ стоянное, повседневное горение, а рто труднее. То, что Владимир Ильич называл героизмом будней. — Если и ошибусь, то не на­ много, люди на ходу подправят. — Это хорошо, если на ходу. Значит, врос уж е в коллектив. — Немного. __ Врос. Не скромничай. Знаю. К ведь первую ночь у Шатилова кпал. — У Шатилова? — переспросил Макаров, __У него. В гостиницу итти не Хотелось. Ротов к себе звал, но Знаешь, не привык я у директо­ ров одалживаться. Хотя он и ста­ рый соратник. Ну, так насчет со. ревиования. Пошумели и умолкли? — Нет, соревнуемся. живет в шахтерском городе Ста­ лино. В беседе с корреспондентом ТАСС писатель сообщил, что в настоящее время он работает над новым романом «Три фронта». Это — вторая часть задуманной им трилогии о советских метал­ лургах. В новом романе читатель встретит всех основных действую­ щих лиц книги «Сталь и шлак». В последнее время В. Попов по­ бывал на многих заводах Дон­ басса и Урала. Здесь он познако­ мился со знатными людьми совет­ ской металлургии, которые и яви­ лись прототипами многих героев нового произведения. ☆ —. Как обычно? Договор, про­ верка, итоги. А потом договоры опять на месяц в ящик. — Ну, да... — Нет, это не пойдет. — Га­ евой встал, сбросил пальто, но не сел: — Это не пойдет. Пермяков и Шатилов должны были под­ сказать тебе кое-что новое, и это новое нужно подхватить. Макаров задумался, но Гаевой не дал ему долго размышлять. . Ты пойми, Василий Николае, вич, иногда, бывает, соревнование возьмут и заштампуют, опошлят. Иной хозяйственник произнесет слова «социалистическое соревно­ вание» гак, что у меня самого во рту кисло станет. Чувствую, что для него это форма, вернее про­ форма, что он давно забыл, какое великое содержание вкладывает жизнь, партия наша в это поня­ тие, а для него это слова, штамп. Гаевой сел. — Начал ты очень хорошо, из­ воль и продолжать так, на подъ­ еме, на высоком тонусе, на новых началах. С газом стало лучше, ты и притих немного, берешь то, что дает техника, а надо брать и то, что могут дать люди. Дошло? — До сердца дошло, — ото­ звался Макаров, — а вот здесь, — он постучал пальцем по лбу, — еще ничего не родилось. Гаевой молчал и смотрел в окно. Мимо прешел паровоз, подавав­ ший к пенам вагонетки с шихтой. Стены здания слегка задрожали. Пар скрыл цех, но потом рассеял­ ся, и снова стали видны печи. Завалочное окно одной из них от­ крылось, и сноп ярчайшего света ударял Гаевому в глаза. Он за­ жмурился и отвернулся. — Вот в чем дело, Вася, — проникновенно сказал он, — пой­ ми: и лучшие наши сталевары только двадцать — тридцать про­ центов операций ведут образ, цово. Возьми Шатилова — он вла­ деет искусством не студить печь во время закрывания отверстия, часто начинает завалку немедлен­ но после выпуска, еще не зак- в «Сталевары» — глава из романа «Три фронта». Действие происхо­ дит в 1943 году на эвакуирован­ ном на Урал заводе. Читатель снова встречается с героями ро­ мана «Сталь и шлак»: секретарем партийного комитета^завода Гае­ вым, начальником цеха Макаро­ вым, директором завода Ротовым, сталеваром, воспитанником ФЗО Иваном Смирновым, молодым до­ нецким металлургом Шатиловым, кадровым уральским сталеваром Пермяковым, его женой Анной Петровной, дочерью Ольгой и многими другими. ☆ отверстия. Держит высокую тем­ пературу в печи—он мастер тепло­ вого режима, А Пермяков мастер шлакового режима — у него в печи всегда прекрасный шлак, активный, подвижной, облегчаю­ щий передачу тепла металлу. Макаров смутился. Гаевой был механиком по специальности и сам :такой тонкости заметить не мог. А это значит, что очень подробно и по душам успел он поговорить с. людьми. — Иван Смирнов — ученик Пермякова, слепок с него, — продолжал Гаевой. — Сегодня но­ вого он ничего не расскажет, но жадность к учебе у него неве­ роятная. На тринадцатой печи, самой холодной в твоем цехе, ра­ ботает сталевар Чечулин, топ ма­ стер завалки. Он так распреде­ ляет руду и камень, что шихта лег­ ко плавится, а вот доводка у не­ го не получается, то ли печь пло­ хо греет, то ли уменья нехватает, еще не ясно. Он не лучший ста­ левар в цехе, но на этой печи са. мые высокие показатели у него. — Мне обо всем этом в первую ночь рассказали. Я ведь соврал, что спал у Шатилова. Не спал я и ребятам спать не давал. А у него товарищи по комнате — пе- чевые, хорошие ребята. На собра­ нии, вот беда, говорить не умеют, их на беседу вызвать надо, и тогда... слушай, записывай, дей­ ствуй. Ты мою мысль понял? Паровоз снова прошел мимо окон, на этот раз увозя порожние вагонетки. Снова все заволокло паром... — Вот теперь, наверное, Валь- ский развернулся, — спросил Ма­ каров. — Какие-либо вести с той стороны есть? — Есть, — неохотно ответил Гаевой, застегивая пуговицы паль, то. — Пустить завод наши люди гитлеровцам не дают. Хотя «ру­ ководство», — Гаевой интонацией поставил кавычки, — там «силь­ ное». Смаковский — управляю­ щий, Вальский — начальник мар­ тена, Крайнев... — Макаров стиснул зубы так, что они скрип­ нули...—- Крайнев -— начальник ме­ ханического цеха. — Не может быть,— прошептал Василий Николаевич. — Я тоже так думал, что не может быть, но сведения самые точные. — А возможно Крайнев..; — Возможно. Я хотел бы ,в это верить. Ты' понимаешь, Вася, когда так ошибаешься в чело­ веке, начинаешь меньше уважать себя. Ну что Ты за руководитель, если, тварь за человека принимал. ГЯбвой надел кепку. —• Так ты меня понял в части соревнования? — Понял. — Ну, действуй. У двери Гаевой остановился. — Утром я был у тебя дома. Вадимка поправился, можно его и в детский сад, а Елену необходимо в цех. Тяжело ей одной дома. Подумай куда и скажи. (Продолжение следует) В Бухарест по приглашению Всеобщей конфедерации труда и Румынского общества укрепления связей с СССР (Арлюс) прибы­ ла советская профсоюзная делегация. На снимке: член делегации ткачиха Купавинской тонкосукон. ной фабрики лауреат Сталинской премии Л. Ф. Кононенко (вторая справа) среди учащихся полиграфической школы № 1. у ' Фото В. Соболева (ТАСС). „БЕСПРИДАННИЦА" (НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ ТЕАТРА ДРАМЫ) О большой силой рассказал А. Н. Островский печальную историю гибели русской девушки Ларисы Огудаловой, все вина ко­ торой заключалась только в _том, что она была «бесприданницей». «Бесприданница» —' ответствен­ ный спектакль для театра, актеров, занятых в нем, и, в первую оче­ редь, для исполнительницы глав­ ной роли. В творческой жизни молодой ак­ трисы Р. Т. Матюшкиной работа над образом Ларисы явилась очень серьезным испытанием. И можно с большим удовлетворе­ нием отметить, что испытание это она вполне выдержала. Попытка Р. Т. Матюшкиной по-своему про. честь одну из труднейших в классическом репертуаре роль,— конечно, самое ценное в ее работе. В этом залог того, что ей пред­ стоит пройти интересный, творче­ ский путь советской актрисы. Именно поэтому хотелось бы обратить' внимание и Р. Т. Ма­ тюшкиной и постановщика спек­ такля С. А. Марголина на неко­ торые обстоятельства. Нельзя не упрекнуть режиссера в недооцен­ ке того, насколько важно для мо­ лодой актрисы ясное понимание развития образа. В первом акте зритель видит Ларису через год после того, как Паратов ушел от большого, настоящего чувства любви к нему. Рана, нанесенная им — неизлечима, "но за год боль притупилась. Жить надо и глав­ ное — жить хочется. А в четвер­ том акте Лариса благодарит Ка- рандышева, убившего ее. Чем меньше время, в течение которого происходят события, тем сильнее должен быть контраст в смене со­ стояний образа. Иначе — отсутст­ вие развития роли, монотонное звучание ее. В известной степени это и получилось при сценическом разрешении образа Ларисы. Это, если касаться основного — замысла роли. Но важно, ко­ нечно, и беспрерывно правдивое, искреннее воплощение замысла во всем поведении героя на сцене. Напомним одно второстепенное место из второго акта спектакля: Лариса встревожена ссорой между Карандышевым и Паратовым, боит. ся ее последствий, уходит за шампанским и быстро возвра­ щаясь... чуть-чуть излишне эф­ фектно останавливается в дверях. Эта поза красива, но она не со­ ответствует тому состоянию бес­ покойства, в котором находится Лариса. Талантливая актриса, су­ мевшая оценить за короткий срок пребывания на сцене силу воздей­ ствия жеста и интонации, и овла­ деть этой силой, должна сей­ час не останавливаться на достиг­ нутом, а стремиться как можно глубже и полнее проникать во внутренний мир создаваемых об­ разов. В 'роли «блестящего барина» Паратова впервые в воронежском театре выступил артист Н. С. На- лигацкий. Выступление удачное, во многом способствующее успеху спектакля. Артист сумел, не отка­ зываясь от «блеска», но социаль­ но верно понимая его, показать же­ стокость, бездушие барина. В его словах о любви звучит нескры­ ваемое издевательство. Исполни­ тель произносит их с тонко най­ денной интонацией. Первая встре­ ча Н. С. Налигацкого с Воронеж, ским зрителем позволяет надеяться на то, что и все последующие бу­ дут такими же интересными. Если женщина не любит свою дочь, не понимает и не разделяет ее смертельной тоски, — это пло­ хая мать, очень скверная жен­ щина. Такой и предстает Огуда- лова в очень хорошем исполне­ нии заел. арт. РСФСР Р. Г: Д а­ нилевской, игра которой лишний раз подтверждает то, как важно для актера понять в роли глав, ное. Карандышева хорошо играет A. К. Полянский. Вернее сказать, хорошо играет драматическую сторону существования этого ма­ ленького человека. Мало освещен­ ными остались такие черты ха­ рактера Карандышева, как сухость его, ограниченность и беспредель­ ное себялюбие. Чем собственно отличается Карандышев от Воже- ватого и Кнурова в своем отно­ шении к Ларисе? Ведь и для него она была только «вещью». Зритель не может не разделить с Ларисой того презрения, которое она испытывает к }кениху, когда поняла его полное ничтожество. Попытка облагородить Каранды­ шева только мешает воспринять этот образ таким, каков он есть на самом деле. Это стремление облагородить образ еще отрицательнее 'сказа­ лось на Кнурове (А. И. Падь- мин). Кнуров, покупатель всего и вся, с омерзительной расчетли­ востью выбрал момент, чтобы предложить Ларисе роль содер­ жанки, когда она задыхается от тоски, когда, как ему кажется, она будет согласна на все. Сцена ведется артистом неверно. Кнуров, искрение страдающий вместе с Ларисой? Зачем? Для того, чтобы обмануть ее? Но она все равно н ичего не видит и не слышит. А контраст между бесстыдством, та. ким же, как и у Паратова и дру­ гих, бесстыдством «хозяев» жизни и ужасом положения беззащит­ ной жертвы. — этот контраст стерт, приглушен, он недостаточ­ но социально четко разрешен. Такую же ошибку допускает и Е. С. Аристов, имеющий все Дан­ ные для хорошего исполнения роли купца Вожеватого. Напрасно режиссер в образе Робинзона (заел. арт. РСФСР B. И. Флоринский) не подчеркнул моментов, когда з*гот невольно опустившийся актер вспоминает о том. что и он человек. Тогда фразы Робинзона в четвертом акте прозвучали бы как гневный про­ тест по адресу кнуровых и воже- ватых. Указанные недостатки спектакля «Бесприданница» исправимы. Театр правильно сделал, включив эту пьесу в свой репертуар. н. СМОЛЕНСКИЙ. Зам. ответственного редактора И. В. СИДЕЛЬНИКОВ. Газета выходит по средам, пятницам и воскресеньям. Адрес редакции: г. Воронеж, проспект ответств секретаря, отделов пропаганды, культуры, литературы и искусства, учащейся молодежи - ответств секрсарн. и д и молодежи—48-52, физкультуры и спорта, писем и объявлений— Революции, 22. Телефоны: ответств. редактора — 44-97, - 43-85, комсомольской жизни, сельской молодежи, рабочей 42-67. _______ _________________ _ ЛЕ03359, ц. Воронеж, типография изд-ва «Коммуна», Заказ Ме 5024-1950 г, .Тираж 40 тыс* экд.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz