Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)

'За годы послевоенной сталин­ ской пятилетки в каждой отрас­ ли промышленности, на каждом предприятии Советского Союза выросло много новаторов, масте­ ров социалистического труда. Миллионы передовиков наших предприятии накопили огромный опыт стахановского труда, кото­ рый представляет золотой фонд социалистического хозяйства. Изучать, обобщать, а затем внед­ рять этот опыт среди всех трудя­ щихся — это значит поставить неисчерпаемые резервы на служ­ бу дальнейшего развития нашей промышленности. Под руководством партийной организации инженерами п ста­ хановцами нашей тонкосуконной фабрики «Пролетарская победа» был разработан метод изучения и массового внедрения стахановско­ го опыта работы, который был применен на предприятиях лег­ кой промышленности и дал по­ ложительные результаты. Существо нового1 метода со­ стоит в следующем: Изучая и анализируя работу отдельных ноаатеров фабрики, мы пришли к выводу, что стаханов­ цы любой профессии, как пра­ вило, достигали успехов за счет различных приемов, выполняя их по-разному. У одного стаха­ новца данный рабочий прием выполняется с большим совер­ шенством и поэтому н а него за­ трачивается минимальное время, у другого этот прием выполняет­ ся неправильно’, что увеличивает затраты времени. Зато, этот ста­ хановец лучше владеет другим рабочим приемом и выигрывает во времени на его выполнении, компенсируя потери на других операциях. Мы проанализировали и ср ав ­ нили работу трех лучших ткачих фабрики — !П. С. Козловой, К. Ф. Анисимовой и II. К. Чеканной, ра­ ботающих на сверхтнповом уплот­ нении и значительно перевыпол­ няющих нормы выработки. Для сопоставления' были взяты $ще основные операции: ликви­ дация обрыва основной нити и Ыона челнока. Какие же данные ЫЫ получили? Па смену челнока полагается затрачивать по норме выработки 2 ,8 секунды. Стаханов­ ки— то в. Козлова выпо-.шет опе­ рацию за 2,5 секунды, тов. Ани­ сим ова— за 3,2 секунды, а тов. .Пекина — за 4 секунды, т. е. тов, Козлова выполняет эту операцию быстрее, чем предусмотрено нор- :юй, а тт. Анисимова я •Пекина |е укладываются в норму. Ликвидация обрыва основной нити должна производиться по норме за 16,5 секунды, факти­ чески тов. Козлова затрачивает 2 5 секунд, тов. Анисимова— 14 секунд, а то®. Пекина— 30 се­ кунд. Таким образом, мы установи­ ли что все три ста-хановки раз­ личным способом выполняют од­ ну н т у же операцию, причем Амену челнока наиболее рацио­ нально производит тов. Козлова {вместо 2,8 секунды она тратит на операцию 2,5 секунды), а ликвидацию обрыва нити лучше всех выполняет стахановка тсв. Анисимова, которая экономит ш каждой операции 2 ,5 секунды. Приемы, применяемые для вы ­ полнения этих операций тов. Че- М О Л О Д О Й к о м м у н а р 6 сентября 1.960 г., № 106 (3202) Н А Э К О Н О М И Ч Е С К И Е ТЕМЫ т киной, не могут считаться ра­ циональными, так как она за­ трачивает иа них времени боль­ ше предусмотренного нормой. По­ чему же в таком случае той. Пе­ кина систематически перевыпол­ няет план, работая на еверх- ТШ10ВОМ уплотнении, и является стахановкой? Тов. Пекина имеет преимуще­ ство перед другими стахановцами в том, что она лучше планирует свое рабочее время, т. е. сокра­ щает д-о минимума простои стан­ ков. Это дает ей возможность пе­ рекрыть потери времени, которые она допускает при выполнении рассмотренных двух операций. Ив этого следует, что стахановские методы планирования рабочего времени и организации рабочего места имеют такое же важное значение, как и приемы работы стахановцев. Если посмотреть работу всех стахановцев одной и той же про­ фессии в пределах одного пронз-- в-одства, то мы увидим еще бо­ лее пеструю картшгу при вы ­ полнении одних и тех же опера­ ций. Поэтому мы пришли к вы воду, что опыт новаторов надо изучать и обобщать по опера­ циям и затем организовать мае совое его внедрение. Любой производственный про­ цесс состоит из отдельных рабо­ чих операций шли приемов. Так. иаиример, тк ач выполняет пять основных рабочих приемов, пря­ дильщик — четыре.. Для того, чтобы в совершенстве владеть профессией, надо и в совершен­ стве владеть этими приемами. Необходимо также для получения иаилучших результатов в работе уметь наиболее правильно чере­ довать, их по времени при работе на одном или многих станках, т. е. уметь правильно планиро­ вать св-о-е рабочее время, а также иметь наиболее рационально ор­ ганизованное рабочее место. Таким образом, мы изучаем и внедряем стахановский опыт по его отдельным операциям, вклю­ чая планирование рабочего вре-‘ мени и организацию рабочего места. Изучение и массовое внедрение стахановского опыта мы начи­ нали с таких операций, которые большее число раоочих выпол­ няет неправильно. Если рабочи­ ми плохо выполнялась несколь­ ко операций, то начинали -с та­ кой, которая имеет больший удельный вес в норме выработки или наиболее резко' влияет на качество выпускаемой продук­ ции. На оспове хрмгометражных данных нормировщик цеха со­ ставлял описание стахановских приемов изучаемой операция. На техническом совещании цеха, в котором участвуют начальник цеха, мастера, помощники масте­ ров, инструкторы и стахановцы, отбираются лучшие приемы вы ­ полнения операций. В прядильном производстве при изучении приемов смены бобины было установлено, что одна из прядильщиц производи­ ла операцию быстро благодаря тому, что нити ровницы, нахо­ дящиеся в одной руке, она не распределяла по ровничным раз­ делителям, а сразу присучала. Это ускоряет процесс, но -часто / и У " ' , :"; '• ' : V V."• \ ' ■ \ 1л'.ФР- 'Г? %'%■ :V ** ”'4 /: . А*' А ' ‘ щ т щ $ т I Инженер Мытищинской тонкосуконной фабрики «Про. летарская победа» тов. Кова­ лев применил метод массово, го внедрения в производство стахановских приемов труда. Ценное начинание инженера- новаторд встретило единодуш­ ное одобрение трудящих­ ся заводов и фабрик нашей Родины. Метод тов. Ковале, ва подхватывается и коллек­ тивами промышленных пред, приятии нашей области. Ниже мы печатаем статью \ инженера тов. Ковалева, опуб­ ликованную в «Правде» 24 августа с. г. приводит к перепутышиппо оче­ редности нитей, операцию при­ ходится повторять, и весь полу­ ченный выигрыш во времени, пропадает. Такой способ выпол-| нения операции был отклонен техническим совещанием. Одна из ткачих выполняла прием быстро, по одной рукой, что вызывало в ее работе из­ лишнюю суетливость, перенапря­ жение. Такой метод также не был принят. Техническое сове­ щание одобряет и утверждает для внедрения только такие при­ емы стахаксвцзз, -которые вы ­ полняются быстро, но вместе с тем спокойно, без лишнего на­ пряжения. Задача технического совеща­ ния цеха заключается не толь­ ко в том, чтобы выбрать лучший рабочий прием, оно должно на­ метить практические меры массо­ вого внедрения этого приема среди всех рабочих. Поэтому осо-| беппое внимание было уделено состоянию оборудования. Так, при -внедрении стахановских при­ емов смены челнока потребова­ лось предварительно привести в исправное состояние все челноч­ ные всробки. Мы убедились, ото без соответствующей подго­ товки оборудования невозможно! начинать массовое внедрение,| того или иного стахановского приема. Если машина пли стаио-к не подготовлены, то рабочие при всем желания не смогут освоить прием, и вместо массового внед­ рения стахановского опыта полу­ чится бесполезная трата време­ ня. Поэтому на техническом со­ вещании мастера, помощники ма­ стеров и стахановцы выясняют, какие требования к оборудова­ нию предъявляет изучаемый прием, какие мероприятия необ­ ходимо 'цр-овести перед массовым его внедрением, и тут же уста­ навливаются сроки выполнения намеченных мероприятий. Пе менее важное значение имеет организация рабочего ме­ ста. Например, перед массовым внедрением стахановского приема смены челнока понадобилось обеспечить всех ткачей запасны ­ ми челноками, так как этого требовал стахановский метод. Изучению и распространению опыта стахановцев должно сопут­ ствовать общее улучшение со­ стояния оборудования, а также организационной и хозяйствен­ ной работы па предприятии. При утверждении того или иного рабочего приема необходимо учи­ тывать и то, чтобы в него вхо­ дили элементы, направленные к лучшему и экономному исполь­ зованию сырья и выработке вы ­ сокого качества продукции. Стахановские приемы, приня­ тые на техническом совещании, окончательно утверждает методи­ ческое бюро по технической про­ паганде с обязательным участием плавного инженера фабрики. За­ тем описание приемов размно­ жается и раздается всем рабочим. Описания должны быть написа­ ны кратко, технически грамотно ц в доступной для рабочих фор­ ме. В цехах у нас имеются кра­ сочные плакаты, иллюстрирую­ щие, как надо выполнять отдель­ ные рабочие операции. Когда в цехе все подготовлено, мы собираем рабочих одной про­ фессии небольшими группами, обычно по комплектам, и прово­ дим первые занятия но изучению стахановского приема. Занятие поручается проводить хорошо подготовленному работнику. За­ тем начинается массовый инструк­ таж рабочих. Во время рабо­ ты инструктор или стахановец наблюдает за правильностью вы ­ полнения этого приема работни­ цей и помогает ей исправить не­ достатки. Если работница освои­ ла прием при первом инструкта­ же п выполняет его в соответ­ ствии с утвержденным описа­ нием, делается соответствующая запись в журнале. Если ткачиха не освоила при­ ема, то ее инструктируют допол­ нительно. Через день инструк­ тор опять проверяет работу этой ткачихи и делает соответствую­ щую запись в журнале. , Так, например, стахановка тов. Макарова в первый день изу­ чения нового метода смены челно­ ка смогла выполнить операцию за три секунды, на две десятых секунды медленнее нормы. Опе­ рацию она в этот день выполня­ ла неправильно, не той рукой вынимая челнок. Через день на повторном занятия, она операцию выполняла правильно, но опять- таки н а две десятых секунды медленнее нормы. Еще через день, после третьего занятия, тс®. Макарова освоила новый прием и стала его выполнять за 2 ,8 секунды. При массовом внедрении ста хановених приемов необходимо больше внимания уделять рабо­ чим с небольшим стажем, а так же рабочим, хотя и имеющим большой стам работы, но выпол­ няющим отдельные приемы ра боты неправильно, с большой за­ тратой времени. В течение нескольких дней нам удается добиться усвоения нового стахановского метода почти всеми рабочими цеха. Рабочих, пе освоивших нового метода, мы выделяем в отдельную группу для дальнейшего обучения. Новые приемы работы должны быть усвоены и мастерами и по­ мощниками мастеров. Если от ра­ бочего требуется, чтобы он вы- - поднял прием и правильно и быстро, то от помощника мастера надо требовать только правиль­ ного выполнения приема. У нас ученики школы ФЗО избранную профессию изучали также по тем описаниям методов, которые раз­ работаны фабрикой. Таким обра­ зом, подготовка новых рабочих ведется на основе освоения науч­ но обоснованных передовых мето­ дов труда. Дружная, совместная работа стахановцев и инженеров во мно­ гом способствовала, успешному внедрению на фабрике стаханов­ ского опыта. При изучении одной операции было установлено, что ни одна бригада не укладывает­ ся в норму времени. Группе ин­ женеров и стахановцев было пору­ чено разработать такой способ выполнения этой операции, кото­ рый дал бы возможность сокра­ тить затраты времени. Эта задача была решена успешно. По ново­ му методу затраты времени на операцию сократились в полто­ ра — два раза. Наш опыт показал, что денем изучения и массового внедрения стахановского опыта должны заниматься вместе со стахановцами все инженерно-тех­ нические работники во главе с главным инженером» Что дало нашей фабрике мас­ совое освоение стахановского опы­ та по операциям? При неизмен­ ном оборудовании и числе рабо­ чих производительность труда значительно возросла, она увели­ чилась за короткий срок в пря­ дении на 20 процентов, в тк а­ честве _ „а 5 процентов. Число рабочих, выполняющих новые нормы выработки, увеличилось в прядении с 80 процентов до 99 процентов и в ткачестве с 85 процентов до 96 процентов. По примеру нашей фабрики многие предприятия легкой про­ мышленности стали применять оправдавшую себя форму переда­ чи стахановского опыта. Это по­ зволило обучить десятки ты сяч рабочих. На фабриках выросли новые стахановцы. Десятки ты ­ сяч рабочих в легкой промыш­ ленности стали выполнять и пе­ ревыполнять нормы выработки. Значительно повысился выпуск продукции первым сортом, сни­ зились угары и отходы произ­ водства, поднялась производи­ тельность оборудования. Опыт массового внедрения ста­ хановских методов применим не только для рабочих массовых профессий, но и для рабочих других категорий, не только для текстильщиков, но и для рабо­ чих других отраслей промышлен­ ности. Все трудящиеся социали­ стической Родины своим добле­ стным трудом активно участвуют в социалистическом строительст­ ве. Задача состоит в том, чтобы помочь всем рабочим достичь уровня стахановцев, бережно и тщательно отбирать и изучать стахановский опыт работы и за­ тем делать его достоянием всех трудящихся. Инженер Ф. КОВАЛЕВ, Мытищинский. район, Московской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz