Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)
'За годы послевоенной сталин ской пятилетки в каждой отрас ли промышленности, на каждом предприятии Советского Союза выросло много новаторов, масте ров социалистического труда. Миллионы передовиков наших предприятии накопили огромный опыт стахановского труда, кото рый представляет золотой фонд социалистического хозяйства. Изучать, обобщать, а затем внед рять этот опыт среди всех трудя щихся — это значит поставить неисчерпаемые резервы на служ бу дальнейшего развития нашей промышленности. Под руководством партийной организации инженерами п ста хановцами нашей тонкосуконной фабрики «Пролетарская победа» был разработан метод изучения и массового внедрения стахановско го опыта работы, который был применен на предприятиях лег кой промышленности и дал по ложительные результаты. Существо нового1 метода со стоит в следующем: Изучая и анализируя работу отдельных ноаатеров фабрики, мы пришли к выводу, что стаханов цы любой профессии, как пра вило, достигали успехов за счет различных приемов, выполняя их по-разному. У одного стаха новца данный рабочий прием выполняется с большим совер шенством и поэтому н а него за трачивается минимальное время, у другого этот прием выполняет ся неправильно’, что увеличивает затраты времени. Зато, этот ста хановец лучше владеет другим рабочим приемом и выигрывает во времени на его выполнении, компенсируя потери на других операциях. Мы проанализировали и ср ав нили работу трех лучших ткачих фабрики — !П. С. Козловой, К. Ф. Анисимовой и II. К. Чеканной, ра ботающих на сверхтнповом уплот нении и значительно перевыпол няющих нормы выработки. Для сопоставления' были взяты $ще основные операции: ликви дация обрыва основной нити и Ыона челнока. Какие же данные ЫЫ получили? Па смену челнока полагается затрачивать по норме выработки 2 ,8 секунды. Стаханов ки— то в. Козлова выпо-.шет опе рацию за 2,5 секунды, тов. Ани сим ова— за 3,2 секунды, а тов. .Пекина — за 4 секунды, т. е. тов, Козлова выполняет эту операцию быстрее, чем предусмотрено нор- :юй, а тт. Анисимова я •Пекина |е укладываются в норму. Ликвидация обрыва основной нити должна производиться по норме за 16,5 секунды, факти чески тов. Козлова затрачивает 2 5 секунд, тов. Анисимова— 14 секунд, а то®. Пекина— 30 се кунд. Таким образом, мы установи ли что все три ста-хановки раз личным способом выполняют од ну н т у же операцию, причем Амену челнока наиболее рацио нально производит тов. Козлова {вместо 2,8 секунды она тратит на операцию 2,5 секунды), а ликвидацию обрыва нити лучше всех выполняет стахановка тсв. Анисимова, которая экономит ш каждой операции 2 ,5 секунды. Приемы, применяемые для вы полнения этих операций тов. Че- М О Л О Д О Й к о м м у н а р 6 сентября 1.960 г., № 106 (3202) Н А Э К О Н О М И Ч Е С К И Е ТЕМЫ т киной, не могут считаться ра циональными, так как она за трачивает иа них времени боль ше предусмотренного нормой. По чему же в таком случае той. Пе кина систематически перевыпол няет план, работая на еверх- ТШ10ВОМ уплотнении, и является стахановкой? Тов. Пекина имеет преимуще ство перед другими стахановцами в том, что она лучше планирует свое рабочее время, т. е. сокра щает д-о минимума простои стан ков. Это дает ей возможность пе рекрыть потери времени, которые она допускает при выполнении рассмотренных двух операций. Ив этого следует, что стахановские методы планирования рабочего времени и организации рабочего места имеют такое же важное значение, как и приемы работы стахановцев. Если посмотреть работу всех стахановцев одной и той же про фессии в пределах одного пронз-- в-одства, то мы увидим еще бо лее пеструю картшгу при вы полнении одних и тех же опера ций. Поэтому мы пришли к вы воду, что опыт новаторов надо изучать и обобщать по опера циям и затем организовать мае совое его внедрение. Любой производственный про цесс состоит из отдельных рабо чих операций шли приемов. Так. иаиример, тк ач выполняет пять основных рабочих приемов, пря дильщик — четыре.. Для того, чтобы в совершенстве владеть профессией, надо и в совершен стве владеть этими приемами. Необходимо также для получения иаилучших результатов в работе уметь наиболее правильно чере довать, их по времени при работе на одном или многих станках, т. е. уметь правильно планиро вать св-о-е рабочее время, а также иметь наиболее рационально ор ганизованное рабочее место. Таким образом, мы изучаем и внедряем стахановский опыт по его отдельным операциям, вклю чая планирование рабочего вре-‘ мени и организацию рабочего места. Изучение и массовое внедрение стахановского опыта мы начи нали с таких операций, которые большее число раоочих выпол няет неправильно. Если рабочи ми плохо выполнялась несколь ко операций, то начинали -с та кой, которая имеет больший удельный вес в норме выработки или наиболее резко' влияет на качество выпускаемой продук ции. На оспове хрмгометражных данных нормировщик цеха со ставлял описание стахановских приемов изучаемой операция. На техническом совещании цеха, в котором участвуют начальник цеха, мастера, помощники масте ров, инструкторы и стахановцы, отбираются лучшие приемы вы полнения операций. В прядильном производстве при изучении приемов смены бобины было установлено, что одна из прядильщиц производи ла операцию быстро благодаря тому, что нити ровницы, нахо дящиеся в одной руке, она не распределяла по ровничным раз делителям, а сразу присучала. Это ускоряет процесс, но -часто / и У " ' , :"; '• ' : V V."• \ ' ■ \ 1л'.ФР- 'Г? %'%■ :V ** ”'4 /: . А*' А ' ‘ щ т щ $ т I Инженер Мытищинской тонкосуконной фабрики «Про. летарская победа» тов. Кова лев применил метод массово, го внедрения в производство стахановских приемов труда. Ценное начинание инженера- новаторд встретило единодуш ное одобрение трудящих ся заводов и фабрик нашей Родины. Метод тов. Ковале, ва подхватывается и коллек тивами промышленных пред, приятии нашей области. Ниже мы печатаем статью \ инженера тов. Ковалева, опуб ликованную в «Правде» 24 августа с. г. приводит к перепутышиппо оче редности нитей, операцию при ходится повторять, и весь полу ченный выигрыш во времени, пропадает. Такой способ выпол-| нения операции был отклонен техническим совещанием. Одна из ткачих выполняла прием быстро, по одной рукой, что вызывало в ее работе из лишнюю суетливость, перенапря жение. Такой метод также не был принят. Техническое сове щание одобряет и утверждает для внедрения только такие при емы стахаксвцзз, -которые вы полняются быстро, но вместе с тем спокойно, без лишнего на пряжения. Задача технического совеща ния цеха заключается не толь ко в том, чтобы выбрать лучший рабочий прием, оно должно на метить практические меры массо вого внедрения этого приема среди всех рабочих. Поэтому осо-| беппое внимание было уделено состоянию оборудования. Так, при -внедрении стахановских при емов смены челнока потребова лось предварительно привести в исправное состояние все челноч ные всробки. Мы убедились, ото без соответствующей подго товки оборудования невозможно! начинать массовое внедрение,| того или иного стахановского приема. Если машина пли стаио-к не подготовлены, то рабочие при всем желания не смогут освоить прием, и вместо массового внед рения стахановского опыта полу чится бесполезная трата време ня. Поэтому на техническом со вещании мастера, помощники ма стеров и стахановцы выясняют, какие требования к оборудова нию предъявляет изучаемый прием, какие мероприятия необ ходимо 'цр-овести перед массовым его внедрением, и тут же уста навливаются сроки выполнения намеченных мероприятий. Пе менее важное значение имеет организация рабочего ме ста. Например, перед массовым внедрением стахановского приема смены челнока понадобилось обеспечить всех ткачей запасны ми челноками, так как этого требовал стахановский метод. Изучению и распространению опыта стахановцев должно сопут ствовать общее улучшение со стояния оборудования, а также организационной и хозяйствен ной работы па предприятии. При утверждении того или иного рабочего приема необходимо учи тывать и то, чтобы в него вхо дили элементы, направленные к лучшему и экономному исполь зованию сырья и выработке вы сокого качества продукции. Стахановские приемы, приня тые на техническом совещании, окончательно утверждает методи ческое бюро по технической про паганде с обязательным участием плавного инженера фабрики. За тем описание приемов размно жается и раздается всем рабочим. Описания должны быть написа ны кратко, технически грамотно ц в доступной для рабочих фор ме. В цехах у нас имеются кра сочные плакаты, иллюстрирую щие, как надо выполнять отдель ные рабочие операции. Когда в цехе все подготовлено, мы собираем рабочих одной про фессии небольшими группами, обычно по комплектам, и прово дим первые занятия но изучению стахановского приема. Занятие поручается проводить хорошо подготовленному работнику. За тем начинается массовый инструк таж рабочих. Во время рабо ты инструктор или стахановец наблюдает за правильностью вы полнения этого приема работни цей и помогает ей исправить не достатки. Если работница освои ла прием при первом инструкта же п выполняет его в соответ ствии с утвержденным описа нием, делается соответствующая запись в журнале. Если ткачиха не освоила при ема, то ее инструктируют допол нительно. Через день инструк тор опять проверяет работу этой ткачихи и делает соответствую щую запись в журнале. , Так, например, стахановка тов. Макарова в первый день изу чения нового метода смены челно ка смогла выполнить операцию за три секунды, на две десятых секунды медленнее нормы. Опе рацию она в этот день выполня ла неправильно, не той рукой вынимая челнок. Через день на повторном занятия, она операцию выполняла правильно, но опять- таки н а две десятых секунды медленнее нормы. Еще через день, после третьего занятия, тс®. Макарова освоила новый прием и стала его выполнять за 2 ,8 секунды. При массовом внедрении ста хановених приемов необходимо больше внимания уделять рабо чим с небольшим стажем, а так же рабочим, хотя и имеющим большой стам работы, но выпол няющим отдельные приемы ра боты неправильно, с большой за тратой времени. В течение нескольких дней нам удается добиться усвоения нового стахановского метода почти всеми рабочими цеха. Рабочих, пе освоивших нового метода, мы выделяем в отдельную группу для дальнейшего обучения. Новые приемы работы должны быть усвоены и мастерами и по мощниками мастеров. Если от ра бочего требуется, чтобы он вы- - поднял прием и правильно и быстро, то от помощника мастера надо требовать только правиль ного выполнения приема. У нас ученики школы ФЗО избранную профессию изучали также по тем описаниям методов, которые раз работаны фабрикой. Таким обра зом, подготовка новых рабочих ведется на основе освоения науч но обоснованных передовых мето дов труда. Дружная, совместная работа стахановцев и инженеров во мно гом способствовала, успешному внедрению на фабрике стаханов ского опыта. При изучении одной операции было установлено, что ни одна бригада не укладывает ся в норму времени. Группе ин женеров и стахановцев было пору чено разработать такой способ выполнения этой операции, кото рый дал бы возможность сокра тить затраты времени. Эта задача была решена успешно. По ново му методу затраты времени на операцию сократились в полто ра — два раза. Наш опыт показал, что денем изучения и массового внедрения стахановского опыта должны заниматься вместе со стахановцами все инженерно-тех нические работники во главе с главным инженером» Что дало нашей фабрике мас совое освоение стахановского опы та по операциям? При неизмен ном оборудовании и числе рабо чих производительность труда значительно возросла, она увели чилась за короткий срок в пря дении на 20 процентов, в тк а честве _ „а 5 процентов. Число рабочих, выполняющих новые нормы выработки, увеличилось в прядении с 80 процентов до 99 процентов и в ткачестве с 85 процентов до 96 процентов. По примеру нашей фабрики многие предприятия легкой про мышленности стали применять оправдавшую себя форму переда чи стахановского опыта. Это по зволило обучить десятки ты сяч рабочих. На фабриках выросли новые стахановцы. Десятки ты сяч рабочих в легкой промыш ленности стали выполнять и пе ревыполнять нормы выработки. Значительно повысился выпуск продукции первым сортом, сни зились угары и отходы произ водства, поднялась производи тельность оборудования. Опыт массового внедрения ста хановских методов применим не только для рабочих массовых профессий, но и для рабочих других категорий, не только для текстильщиков, но и для рабо чих других отраслей промышлен ности. Все трудящиеся социали стической Родины своим добле стным трудом активно участвуют в социалистическом строительст ве. Задача состоит в том, чтобы помочь всем рабочим достичь уровня стахановцев, бережно и тщательно отбирать и изучать стахановский опыт работы и за тем делать его достоянием всех трудящихся. Инженер Ф. КОВАЛЕВ, Мытищинский. район, Московской области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz