Молодой коммунар. 1950 г. (г. Воронеж)
МОЛОДОЙ КОММУНАР 7 июля 1950 г., № 80 (3176) К некоторым вопросам языкознания Ответ товарищу Е. Крашенинниковой Т ов . Краш енинникова ! Отвечаю на 1. Вопрос. Ваши вопросы. В Вашей статье убедительно показано, что язык не есть ни базис, ни надстройка. Правомерно ли было бы считать, что язык есть явление, свой ственное и базису и надстройке, или же правильнее было бы счи тать язык явлением промежуточ ным? Ответ. Конечно, языку, как общественному явлению, свой ственно то общее, что присуще всем общественным явлениям, в том числе базису и надстройке, а именно: он обслуживает общест во так же, как обслуживают его все другие общественные явле ния, в том числе базис и над стройка. Но этим собственно и исчерпывается то общее, что присуще всем общественным явле. ниям. Дальше начинаются серь езные различия между обществен ными явлениями. блага, |водит лишь Дело в том, что У обществен ных явлений, кроме этого обще го, имеются свои сгаецифические особенности, которые отличают их друг от друга и которые бо лее всего важны для науки. Спе цифические особенности Сазаса состоят в том, что он обслужи вает общество экономически. Спе цифические особенности над стройки состоят в том, что она обслуживает общество политиче скими, юридическими, эстетиче скими и другими идеями и соз дает для общества соответствую щие политические, юридические и другие учреждения. В чем же состоят специфические особенно сти языка, отличающие его от других общественных явлений? Они состоят в том, что язык об служивает общество, как сред ство общения людей, как средство обмена мыслями в обществе, как средство, дающее людям возмож ность понять друг друга и нала дить совместную работу во всех сферах человеческой деятельно сти, как в области производства, так и в области экономических отношений,, как в области поли тики , так и в области культуры, к ак в общественной жизни, так и в быту. Эти особенности свой- . ствениы только языку, .и именно потому, что они свойственны | ющев ец шесто, только языку, язык является объектом изучения самостоятель ной науки, — языкознания%Без этих особенностей языка языке 8наиие потеряло бы право на са мостоятельное существование. одинаково обслуживать различ ные классы общества, как ста рые, так и новые. Дает ли это обстоятельство основание для то го, чтобы причислить язык к разряду орудий производства? Нет, не дает. Одно время Н. Я. Марр, видя, что его формула — «язык есть надстройка над базисом», — встречает возражения, решил «перестроиться» и объявил, что «язык есть орудие производ ства». Был ли драв Н. Я. Марр, причислив язык к разряду ору дий производства? Нет, он был безусловно не прав. Дело в том, что сходство между языком и орудиями производства исчерпывается той аналогией, о которой я говорил только что. Но зато между языком и орудиями производства существует корен ная . разница. Разница эта со стоит в том, что орудия производ ства производят материальные а язык ничего не пронз или «производит.» всего слова. Точнее говоря, люди, имеющие орудия производ ства, могут производить мате риальные блага, но те же люди, имея язык, но не имея ору дий производства, не могут про изводить материальных благ. Не трудно понять, что если бы язык мог производить материаль ные блага, болтуны были бы самыми богатыми людьми в мире. 2. Вопрос. Маркс и Энгельс определяют язык как «непосред ственную действительность мы сли»,. как «практическое,... дей ствительное сознание». «Идеи,— говорит Маркс,— не' существуют оторванно от языка». В какой мере, по Вашему мнению, язы кознание должно заниматься смысловой стороной языка, семан тикой и исторической семасио логией и стилистикой, или пред метом языкознания должна быть только форма? Ответ. Семантика (семасиоло гия) является одной из важных частей языкознания. Смысловая сторона слов и выражений имеет серьезное значение в деле изу чения языка. Поэтому семантике (семасиологии) должно быть обе спечено в языкознании подоба- Еороче: язык нельзя причи слить ни к разряду базисе®, ни к разряду надстроек. Его нельзя также причислить к разряду «промежуточных» яв лений между базисом и надстрой кой, так как таких «промежуточ ных» явлений не существует. Но может быть язык можно было бы причислить к разряду производительных сил общества,, к . разряду, скажем, орудий про изводства? Действительдо, между языком и орудиями производства существует некоторая аналогия: Однако, разрабатывая вопросы семантики и используя ее дан ные, никоим образом нельзя переоценивать ее значение, и тем белее—нельзя злоупотреблять ею. Я имею-в виду некоторых язы коведов, которые, чрезмерно ув лекаясь семантикой, пренебре»- гают языком, как «непосред ственной действительностью мы сли», неразрывно связанной с мышлением, отрывают мышление от языка и утверждают, что язык отживает свой век, что можно обойтись и без. языка. Обратите внимание на следую щие слова Н. Я. Марра: «Язык существует, лишь по скольку он выявляется в звуках; действие мышления происходит и без выявления... Язык (звуковой) стал ныне уже сдавать свои орудия производства, так же как | функции новейшим изобретениям, и язык, проявляют своего рода | побеждающим безоговорочно про- безразличие к класса* и метут | странство, а-мышление - идет и гору от неиспользованных его на- Журнал «Большевик» № 12. • коплений в прошлом и новых стяжании и имеет сместить заменить полностью язык. Бу дущий язык — мышление, рас тущее в ‘свободной от природной материи технике. Перед ним не устоять никакому языку, даже звуковому, всетаки связанному с нормами природы» (См. «Из бранные работы» Н. Я. Марра). Если эту «труд-магическую» тарабарщину перевести на про стой человеческий язык, то мож но притги к выводу, что: а) Н. Я. Марр оурывает мыш ление от языка; б) И. Я. Марр считает, что общение людей можно осуще: ствить и без языка, при помощи самого мышления, свободного от «природной материи» языка, сво бодного от «норм природы»; в) отрывая мышление от язы ка и «освободив» его от языко вой «природной материи», Н. Я. Марр попадает в болото' идеализма. Говорят, что мысли возникают в голове человека до того, как они будут высказаны в речи, возникают без языкового мате риала, без языковой оболочки, так сказать, в оголенном виде. Но это совершенно неверно. Ка кие бы мысли ни возникли в голове человека, они могут воз никнуть к существовать лишь на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. Оголенных мыслей,, свободных от языкового материала, свободных от языковой «природной мате рии» — ве существует, «Язык есть непосредственная действи тельность мысли» ( М а р к с ) . Реальность мысли проявляется в языке. Только идеалисты могут говорить о мышлении, не связан ном с «природной материей» языка, о мышления без языка. Короче: переоценка семантики и злоупотребление последней привели 'Н. Я. Марра к идеа лизму. Следовательно,' если уберечь семантику (семасиологию) от преувеличений и злоупотребле ний, вроде тех, которые допу скают Н. Я. Марр и-некоторые его «ученики», то она может привести языкознанию большую пользу. 3. Вопрос. Вы совершенно справедливо говорите о том, что идеи, представления, нравы и нравственные принципы у бур жуа и у пролетариев прям» про тивоположны, Классовый харак тер- этих явлений безусловно от разился на семантической стороне языка (а иногда и на его фор ме — из словарном составе, — как правильно указывается в Вашей етатьд). Можно ли, анали зируя конкретный языковый ма териал и, в первую очередь, смы словую сторону языка, говорить а классовой сущности выражен ных им понятий, особенно в тех случаях, когда речь идет о язы ковом выражении ве только мысли человека, но и его отношения к действительности, где особенно ярко проявляется его , классовая принадлежность? Ответ. Короче говоря, Вы хо тите знать,— влияют ли классы па язык, вносят ли они в ? язык свои специфические слова и вы ражения,- бывают? ли случаи, чта- же словам й выражениям раз личное смысловое значение в за висимости от классовой принад лежности? Да, классы влияют на язык, вносят в язык свои специфиче ские слова и выражения и ино гда по разному понимают одни и те же слова и выражения. Это не подлежит сомнению. Из этого однако не следует, что специфические слова и вы ражения, равно как различие в семантике, могут иметь серьезное значение для развития единого общенародного языка, что они способны ослабить его значение или изменить его характер. Во-первых, таких специфиче ских слов и выражений, как и случаев различия в семантике, до того мало в языке, что они едва ли составляют один процент всего языкового материала. Сле довательно, вся остальная подав ляющая масса слов и выражений, как и их семантика, являются о б щ и м и для всех классов об щества. Во-вторых, специфические сло ва и выражения, имеющие клас совый оттенок, используются в речи не по правилам какой-либо «классовой» грамматики, которой не существует в природе, а. по правилам грамматики существу ющего общенародного языка. Стало быть, наличие специ фических слов и выражений и факты различия в семантике языка не опровергают, а, наобо рот, подтверждают наличие и не обходимость единого общенарод ного языка. 4. Вопрос. В своей статье Вы совершенно правильно оцениваете Марра, как вульгаризатора марксизма. Значит ли это, что лингвисты, в том числе и мы, молодежь, должны отбросить в с е лингвистическое наследие Марра, которого все же имеется ряд ценных языковых исследований Со них писали в дискуссии т.т. Чикобава, Санжеев и дру гие)? Можем ли мы, подходя к Марру, критически, вез же брать у него полезное и ценное? Ответ. Конечно», произведения Н. Я. Марр® состоят не только из ошибок. Н. Я. Марр допускал грубейшие ошибки, когда он вне сил в языкознание элененть марксизма в искаженном виде когда он пытался создать само стоятельную теорию языка. Яо 5 Н. Я. Марра есть отдельные, хо рошие, талантливо написанные произведения, где он, забыв « своих теоретических претензиях, добросовестно и, нужно сказать, умело исследует отдельные язы ки. В таких произведениях можно найти не мало ценного я поучи тельного. Понятно, что это цен ное и поучительное должно быть взято у Н. Я. Марра и исполь зовано. 5. Вопрос. Одной из основных причин застоя в советском язы кознании многие лингвисты считают ф о р м а л и з м . Очень хотелось бы знать Ваше мнение о том, в чем заключается фор мализм в языкознании и как его преодолеть? Ответ. Н. Я. Марр и его «уче ники» обвиняют в «формализме» всех языковеде®, не разделяющих «новое учение» Н. Я. Марра. Это, конечно, несерьеено в не умно. Н. Я. Марр считал грамматику пустой «формальностью», а лю дей, считающих грамматический строй основой языка — форма листами. Это и вовсе глупо. Я думаю, что «формализм» выдуман авторами «нового уче ния» для облегчения борьбы со своими противниками в языко знании. Причиной застоя в советском языкознании является не «фор мализм», изобретенный Н. Я. Мар ром и его «учениками», а арак чеевский режим и теоретические прорехи в языкознании. Аракче евский режим создали «ученики» Н Я. Марра. Теоретическую не разбериху впесли в языкознание Н. Я. Марр и его ближайшие со ратники. Чтобы не было застоя, надо ликвидировать и то и дру гое. Ликвидация этих язв оздоро вит советское языкознание, -вы ведет его .на широкую дорогу и даст возможность советскому языкознанию занять первое место мировом языкознании. И. СТАЛИН. 29 июня 1950 г. СЕВАСТОПОЛЬЦЫ В ВОРОНЕЖЕ Далеко на изгибе роки показа лась светлоголубая шлюпка. Вот она быстро подходит к пристани. Девять моряков Черноморского военно-морского флота закончили один из труднейших этапов шлю почного перехода Севастополь — Москва. Командир экипажа капитан- лейтенант Жубышкин рапортует о прибытии команды в Воронеж представителю городского Совета депутатов трудящихся т. Горбу нову. Па коротком митинге в честь встречи с отважными моряками- севастополыдами выступает инст руктор Обкома комсомола т. Гав рилки, член Воронежского Досфло* та т. Рашуля и другие. Участник похода ~ гаавстар- шива т. Петров от имени мюря- бы люди придавали одним и тем | ков-черноморцев и трудящихся города-героя Севастополя передает горячий привет жителя* Воро нежа. В тесном дружеском кругу во ронежцев старший матрос т. По номаренко рассказал о своем по ходе: — Весь экипаж шлюиш — старшие матросы гг. Вечери», Карнухии, Гранаткин, Чубов, Михейкин, матрос Грищенко —- комсомольцы, отличники боевой и политической подготовки. 24 мая мы вышли из Севастополя. Дни и ночи мы двигались на вес лах и под парусом, пройдя 2 400 километров. В Азовском море нас захватил шторм. Теперь до финиша осталось немного. Вместе со шлюпочными команда ми военных моряков Северного, Балтийского и Каспийского но рой в Деть Военпо-Морското фло та 23 июля мы бром в Москве*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz