Молодежный вестник. 2019 г.
27 № 26 (6393) / 2019 МВ символ года что «рыльце в пушку» у самого Город- ничего и «грешков» за ним множество. Развёл, понимаешь, коррупцию, раз- валил систему управления. Причём, спрашивается, здесь крысы? ГРЫЗУНЫ ВДОХНОВЛЯЮТ Они-то на самом деле создают жёст- кую сословно-социальную организацию, где есть Король и иерархически выстро- енная пирамида подчинения. Вспомним Эрнста Гофмана, его сказку «Щелкунчик и Мышиный король», ну и попутно Петра Чайковского с его гениальной музыкой к одноимённому балету. Они наделены столь обострён- ным музыкальным вкусом, что даже простецкие звуки дудочки и незатей- ливая мелодия заставляют их, знаю- щих о гибельности этого пути, идти вслед за исполнителем песенки. Не верите – перечитайте сказку братьев Гримм «Гамельнский крысолов», соз- данную по мотивам немецких легенд и преданий. Или же соответствующий фрагмент знаменитой повести швед- ской писательницы Сельмы Лагерлёф о путешествии мальчика Нильса. Животные эти неоднократно вдох- новляли поэтов, и не только детских. Среди них – фигуры вселенского мас- штаба. К примеру, Пушкин. «Жизни мышья беготня, что тревожишь ты меня?» – писал Александр Сергеевич в минуты душевной смуты, уподобляя человеческое существование «мыши- ной возне», наполненной мелочными хлопотами, заботами, занятиями. Они дерзко-бесстрашны и спокой- но разгрызают скорлупу крокодильих яиц и лакомятся их содержимым. Та- ково, между прочим, древнеегипетское народное наблюдение. Обладая сверхъестестественной интуицией, предчувствуя будущую ги- бель корабля и экипажа, они первыми покидают обречённое на гибель мор- ское судно. Они трудолюбивы, ведь «усердная мышь и доску прогрызёт» (пословица). Поистине, достоинств их не счесть! «КЫСЬ» Настоящий гимн Мышке пропела Та- тьяна Толстая в романе «Кысь». Сти- листика произведения однозначному определению не поддаётся: это и ро- ман-антиутопия, и сатира, и виртуозная игра слов, и причудливый сплав полу- реального с фантастическим. Последу- ющие цитаты – тому подтверждение. «Как сие (историю про репку) по- нимать? А так и понимать, что без мыши – никуда. Мышь – наша опора… так что в общем и целом… картинка у нас выходит такая: коллектив опирает- ся на мышь, как она есть краеугольный камень нашего счастливого бытия». Это из области социально-философ- ских рассуждений. Но можно же и про- ще. Вот вам из области кулинарии: «… вы ведь сырую мышь есть не будете? Шкурку сымете, правильно? Ежели суфле али бланманже с её взбить… вздумалось пти-фри а ля мод на оре- ховой скорлупе изготовить али запечь под бешамелью с крутонами? А то мы- шаток маленьких наловишь и давай шнель-кнопс наворачивать, блинча- тый, с волованчиками». Теперь о спро- се и предложении в период кризиса: «А потом книжицу отнесут на торжище и на мышей сменяют. За связку мышей можно книжицу выменять». Все вы- сказывания принадлежат совершенно разным героям: Главному Санитару Кудеяр Кудеярычу, Набольшему Мурзе Фёдору Кузьмичу, главному герою Бе- недикту; да впрочем и другие персона- жи чтут Мышь: «Приходите, Бенедикт, в гости. Я мышь запеку». «КУЛЬТУРНОЕ» ЖИВОТНОЕ Но вернёмся к разговору о «книжи- цах». Вспомним, какой вклад внесли грызуны в мировую культуру, в самые разные её сферы, ну и, конечно же, в наш язык. Итак, мышь компьютерная (ноутбучная). Быстродействующий сильный яд – мышь-як. Его, ослабев- шего, беспомощного тащат под мыш-ки. При переводе Священного Писания на старославянский язык библейские по- нятия «сила, мощь» потребовали сло- ва «мыш-ца» («…и сорок дней выходил Голиаф и похвалялся своею мышцею и никто не сразился с ним», пока не по- явился красавец пастушок и музыкант Давид, точным броском камня из пращи умертвивший гиганта). Как не вспомнить про игру в кошки-мышки (в современном значении «хитрить, лукавить, стараться обмануть»). А начиналось всё с невин- ной детской забавы: в группе выбира- лась «кошка», водящему завязывали глаза, остальные разбегались в разные стороны и писком давали о себе знать; кто был пойман – становился «кошкой». МЫШЬ В ФОЛЬКЛОРЕ А посмотрите, как глубоко проник в народное сознание (и не только рус- ское) этот образ. Итак, мышь фоль- клорная в пословицах и поговорках. Приводим лишь незначительную часть из того, что имеется. Со своими ком- ментариями, разумеется. Русское: кот из дома – мыши в пляс (при отсутствии вышестоящего руководства подчинённые впадают в состояние эйфории); отольются кош- ке мышкины слёзки (о неизбежности возмездия за причинённое зло); кан- целярская крыса (о бюрократе с не- человеческим лицом); невелика мыш- ка, а зубок востёр (и за самой кроткой внешностью может таиться ой какая угроза); (смотрит) как мышь на крупу (о неутолимом вожделении); гонять- ся за мышью (заниматься заведомо невыполнимым делом); старая крыса ловушку обходит (мудрость приходит с годами). Английское: кот в перчатках мышей не поймает (чистыми лапами (руками) грязное дело не делается). Немецкое: лучше гнёт кошки, чем справедливость мышей (о предпочти- тельности диктатуры по сравнению с демократией). Французское: хороший кот заслу- живает большую мышь (по трудам и награда). Испанское: слепая кошка пойма- ла дохлую мышь (о полном абсурде жизни). Нижеследующие пословицы и по- говорки не нуждаются в комментариях: всё прозрачно-ясно и мудро. Под каж- дой крышей свои мыши. Бесплатно только сыр в мышеловке. Кошка спит, а всё мышей видит. Был бы хлеб, а мыши будут. (Совсем) мышей не ловит (не о кошке, о человеке-бездельнике). Кошки грызутся – мышам раздолье. (Как) мышь под веником. Грозит мышь кошке, да из норы. И мышь в свою нор- ку тащит корку. У робкой кошки мышь резвится. Кошке игрушки – мышке слёзки. (В холодильнике) мышь пове- силась. Мышь не проскочит. Беден, как церковная мышь. И многие-мно- гие-многие другие, где главное дей- ствующее лицо Она – судьбоносный символ будущего года. Что ж, с Наступающим! И как можно меньше на жизненных дорогах хитро- умных мышеловок и злобных кошек, а как можно больше сыра разных сортов и отборного зерна! Игорь ФЛОРЕНСКИЙ, внештатный автор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz