Молодежный вестник. 2019 г.

Молодежный вестник. 2019 г.

№ 21 (6388) / 2019 МВ 29 среда обитания Там украшают флаг, обнявшись, серп и молот. Но в стенку гвоздь не вбит и огород не полот. Думаю, поэт Иосиф Бродский ни в коем случае не хотел обидеть совет- ского человека. Мы-то с вами умные люди, не злоупотребляем и понимаем, что феномен асоциализации находит прочное основание в архетипических образах древнего эпоса. Любимый ска- зочный герой нашего народа – Емеля, лежащий на печи и радостно созерца- ющий действительность. Жизненный опыт советских людей зачастую подсказывал именно такую манеру поведения. Употребление же алкоголя становилось естественной реакцией на безрезультатность и бесперспективность нерационально организованного труда, создавало иллюзию прозрения, выхода за рамки производительных сил и производ- ственных отношений. КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ И ИЗ ЖИЗНИ Вот группа весёлых строителей коммунизма, интерпретирующих обе- денный перерыв как дионисийскую мистерию. Лица их светятся радо- стью, правые ладони союзно сжи- мают гранёные фиалы. Вкопанный ими же плакат с надписью «Пьян- ству – бой!», брошенные впопыхах рабочие инструменты символизиру- ют бессилие человека перед грозной стихией дионисийского начала. В одной из таких бригад я рабо- тал на монтаже системы вентиляции спортивного комплекса технического университета и впервые испытал на себе силу тока советского сварочного аппарата. А вот бригадир хлеборобов, при- корнувший на сжатой ниве в обнимку с бутылкой непомерных размеров. Данная гипербола призвана подчерк- нуть не столько степень опьянения персонажа, сколько меру усталости от возложенных на него ответственно- сти и обязанностей. «Бригадиру грош цена, коль любитель он вина...» Скажу больше, такой «уставший от жизни» хлебороб однажды чуть не угробил двух неосторожных молодых людей. Случилось так, что вечер застал нас с другом в поле. Завидев вдалеке машину, мы направились к ней. Во- дитель, комбайнёр и пастух радушно встретили незнакомых парней и, на- скоро допив четверть свекольного са- могона, предложили подвезти до бли- жайшей деревни. Та поездка сделала меня философом. Момент отнюдь не позитивный, если учесть, что весь путь водитель проделал с периодиче- ски закрывающимися глазами на ско- рости 70-80 км/ч. ВСЁ ИДЁТ ИЗ СЕМЬИ Когда-то плакат был действенным идеологическим оружием в борьбе с пьянством и размещался не только на информационных стендах и в про- изводственных боевых листках, но и в газетах, журналах, которые выписы- вали всей семьёй. Проблема отцов и детей, выбора жизненного пути, ознаменованно- го умеренностью и рациональным взглядом на предопределённость пре- бывания личности в формате стагни- рующей общественно-экономической формации, – ещё одна тема выставки антиалкогольных плакатов. Любопытен «витязь на распутье». Под седлом современного богаты- ря – бутылка водки, впереди – версто- вой столб с направлениями движения: больница, кладбище, тюрьма. Какую дорогу выберет беспечный ездок? Пристрастие к сорока- градусной и категорич- ность И. Баева – авто- ра плаката – лишает ге- роя рисунка каких-либо перспектив. Но как ока- зался добрый молодец верхом на столь опас- ном скакуне? Ответ на этот вопрос желающие также могут найти сре- ди экспонатов выстав- ки. На одном из них отец, спроворивший из пивных и винных про- бок погремушку малют- ке-сыну. «Почесал отец в затылке – и дитя своё развлёк, но от пробки до бутылки путь не так уж и далёк». Не могу судить, имели ли по- добные прецеденты место в реальной жиз- ни, но суть проблемы автор плаката передал верно. Мы её понима- ем так: правильные по- веденческие установки ребёнок должен впитывать с молоком матери, но никак не отца. К ЧЕЛОВЕКУ ЛИЦОМ Улица также воспитывает человека, и этот аспект художниками-борцами с алкоголизмом учтён и реализован. Ин- тересно, как в рамках идеологической конъюнктуры создатель плаката реша- ет несколько поставленных перед ним идеологических задач. Джинсы, майки с модными заграничными брендами, импортные транзисторные приёмники неизменно сочетаются в героях пла- катов с тягой к спиртному. Критике и осмеянию подвергается не только известное пристрастие, но и чуждый образ жизни, способный совратить гражданина социалистического госу- дарства с пути истинного. Что это, как не забота государства о личности? Так создавались установки, тен- денции, комплексы времени, когда место рекламы алкоголя занимало пусть наивное, но всё-таки социально ориентированное творчество. Может, поэтому и алкоголики на этих плака- тах всё-таки люди, и ты относишься к их ситуации с сочувствием. Евгений КОЗЛОВ Павел ОСТРЯКОВ За трезвость голос подадут – И тут же снова поддадут.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz