Молодежный вестник. 2019 г.

Молодежный вестник. 2019 г.

№ 21 (6388) / 2019 МВ 28 Тоже люди весия есть социальное зло, отврати- тельное и опасное следствие постыд- ной страсти. Теперь-то я всё осознал и прочувствовал. Осуждаю коварный порок и в меру сил своих борюсь с по- зорным наследием бездумной моло- дости. Но любовь к весёлым выпиво- хам из наглядной агитации советского прошлого сохранил. ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ЭРМИТАЖЕ На открытие выставки плакатов антиалкогольной тематики «Пьянству бой» я не попал – откровенно сказать, просто не знал о её существовании. Но, как говорится, не суть, и лучше поздно, чем вообще ни разу… Встреча с героями прошлого всё- таки состоялась и прошла в камерной обстановке. Не то что где-нибудь в Эрмитаже или Екатерининском двор- це, где от наплыва китайских тури- стов созерцать прекрасное порой нет никакой возможности. Здесь же по- сетителей в зале не было, сотрудник музея любезно позволила фотогра- фу сдвинуть стёкла витражей, дабы снимки шедевров советского агитпро- па не бликовали при вспышке. Экспозиция насчитывает более сорока работ и является не только ценным документальным свидетель- ством советских антиалкогольных кампаний, но и самобытным, инте- ресным артефактом эпохи, породив- шей коллективное бессознательное современности. АНТИТЕЗЫ Передо мною два плаката: на од- ном изображён могучий труженик с метлой. Красный, как заря коммуниз- ма. Решительно попирает он ногами чёрных карликов нэпмановской на- ружности. Надпись также не остав- ляет человечкам никаких шансов: «В коммунизм не пройдёт алкоголизм»! Тяжёлое наследие царского режима побеждено прогрессивной идеологи- ей и железной волей пролетария. На другом – позеленевший произ- водитель самогона в окружении змее- вика, дистиллятора и ёмкости с само- пальным C2H5OH. Взгляд его уныл, как бы направлен в себя: полосатый шлагбаум загораживает мужчине до- рогу к светлому будущему. Надпись гласит: «С таким багажом путь в ком- мунизм закрыт». Что это, когнитив- ный диссонанс, родовое проклятие многострадального этноса? Не от того ли слова часто у нас расходят- ся с делом? На плакате Е. Осипова и В. Хочинского группа завербованных трезвенников голосует за здоровый образ жизни и одновременно разли- вает за спиной пол-литра. Компози- ция сопровождается стихотворным резюме: За трезвость голос подадут И тут же снова поддадут. Не так ли и мы, публично заявляя о необходимости борьбы с чрезмер- ным употреблением и успехах, до- стигнутых на этом поприще, забыва- ем упомянуть о растущем количестве алкомаркетов и магазинов по прода- же самогонного оборудования? МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ Организованные попытки приве- сти общество к трезвости принима- лись государством неоднократно. За историю СССР таких починов было пять, и каждый раз обещания спра- вить трезвые поминки по зелёному змию оставались втуне. Особенно активно антиалкоголь- ная кампания велась в трудовых коллективах, что нашло отражение в агитационных афишах экспозиции. Нерадивые колхозники, станочники, слесари – главные персонажи пред- ставленных на выставке работ. «Не стесняйся, пьяница, носа своего, он ведь с нашим знаменем цвета одного...» Можете бросать в меня камни, пригвоздить к позорному столбу или подвергнуть остракизму в рамках нацпроекта по оздоровлению нации, но не избыть мне ностальгию по советскому прошлому и от наследия его не избавиться! П омню, в детстве я любил раз- глядывать карикатурные кар- тинки в сатирическом журнале «Крокодил». Особенно нравились алкоголики. Всегда с блаженной улыбкой на устах, с оттопыренными карманами и развязанными шнурка- ми – они производили впечатление людей счастливых, никуда не торопя- щихся, словно по щучьему велению получивших от жизни самое важное и необходимое. Чем-то напоминали они клоунов в цирке: всё время смешат народ нелепыми выходками, падают. До старта личного алкогольного марафона ещё оставалось время, и я просто не понимал, что потеря равно- Три пути мы видим тут, К бедам все они ведут. Чтоб найти «безбедный» путь, Водку, пьяница, забудь!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz