Молодежный вестник. 2019 г.

Молодежный вестник. 2019 г.

№ 20 (6387) / 2019 М В 11 моя профессия Тут-то меня и прослушали в первый раз. Руководитель ансамбля русской народной песни Александр Викторо- вич Дрютов позвал к себе в коллектив. Помню своё первое выступление. На родительском собрании. Очень боялась, громко пела частушки. Всем понравилось, заметили (у меня ещё коса длинная была, ниже колен). По- няла, что хочу этим заниматься. Стала солисткой. Выходить на сцену, быть в центре внимания, ездить с выступле- ниями – всё это мне ужасно нрави- лось. А вот педагогам – не очень. Из-за конфликта с одним из преподавателей пришлось перевестись на другую спе- циальность. – Когда созрело понимание того, что аутентичная народная песня – это ваша судьба? – Постигать музыкальные прему- дрости необходимо именно в специ- ализированном образовательном уч- реждении. Педагогический колледж этим потребностям не отвечал. Реши- ла поменять место учёбы. Валентина Васильевна Грибанова, заведующая отделением по подготовке руководи- телей народного хора областного кол- леджа искусств имени Игумнова, по- звала на прослушивания. Я поступила и отучилась четыре года. Была приятно удивлена атмос- ферой колледжа. Добрые, открытые люди, нет ненормальной конкуренции, все дружат. Сплочённости нашего от- деления по-хорошему завидовали. Праздники отмечали всегда вместе. И обязательно пели. Экспромтом. На много голосов. К нам сбегались и пиа- нисты, и скрипачи. Именно здесь впер- вые услышала аутентичное народное пение, на занятиях у Надежды Васи- льевны Чесноковой. До этого не обращала внимания на живую русскую речь. В семье разгова- ривали на современном литературном русском, а здесь я столкнулась с диа- лектным пластом языка. Некоторых песен сначала просто не понимала, но… Русская стилизованная песня кра- сивая, в народе более популярная, каждое слово текста понятно слуша- телям, но для меня она неживая. Это что-то искусственно созданное. Когда услышала настоящий фольклор – эти созвучия, напевы, мелодичный, живой язык – будто пелена с глаз спала. И Воронежскую государственную акаде- мию искусств я закончила именно по- тому, что «заболела» этим делом все- рьёз и надолго. – И каково это – заниматься рус- ской песней в России? Так хочется, чтобы «болезнь» ваша оказалась «заразной», чтобы в стране нача- лась «фольклорная пандемия». – Используя ваш язык, могу ска- зать: некоторое отношение к распро- странению «очагов» этого «заболева- ния» я имею. Ещё во время учёбы в колледже организовала в селе Брес- лавка Усманского района детский фольклорный ансамбль «Овсень». В области нас хорошо знали, много и по России ездили, в активе – два тура по Европе, Гран-при на фольклорном фестивале во Франции в 2011 году. Удивительно, но Европа принимает русскую традиционную культуру на ура. После выступления в перепол- ненном концертном зале в предме- стьях Парижа буквально толпы людей просили спеть ещё, вызывались опла- тить счета в кафе, чтобы иметь воз- можность записать наши голоса. Потом был творческий кризис. Ре- бята выросли, разлетелись, мне со- кратили нагрузку, зарплату. Несколько лет работала бесплатно. Начинать сначала не было никакого стимула. Пришлось уйти. Работала во второй липецкой музы- кальной школе с 2011 года. Мой ученик Вова Чекалин стал лауреатом и по- бедителем нескольких конкурсов, на его счету – золотая медаль областных Дельфийских игр. А потом позвали работать в Копце- вы Хутора Липецкого района, в мест- ный Дом культуры. Сказали, нужен хороший фольклорный ансамбль. Начала работать. Очень отзывчивые люди. Увлечение народной песней бы- стро сдружило. Кстати, они и сейчас приезжают ко мне на репетиции в Го- родской Дворец культуры. И мама моя в этом коллективе поёт. Фольклорный ансамбль «Оберег». Однажды мне сказали: «Ваша фи- лармония нам не нужна». Я быстро надоела им со своим фольклором. На- верное, рассчитывали на репертуар Надежды Кадышевой и большую мас- совку. А люди просто не хотят это петь. Был у меня там и детский коллектив, но после того, как ушла в декрет, ребят передали другому педагогу. С этого года – на новом месте: ра- ботаю и с детками, и со взрослыми (ансамбль «Родные напевы»). В конце октября-начале ноября в ДК на Трак- торном концерт. Собираюсь включить туда и детский фольклорный ансамбль из школы искусств № 2. Его репертуар – особая тема. Ког- да училась, ездила в фольклорные экспедиции, сейчас нет возможности это делать. К тому же по сёлам всё больше поздний традиционный фоль- клор встречается. Преимущественно частушки. Люди уходят, а вместе с ними исчезает и огромный пласт са- мобытной культуры. Песен обрядовых практически уже никто не знает. Помню, бабушка одна посулила нам песню старинную исполнить. При- готовились записывать, а она как за- тянет: «Шумел каамыш, дерееевья гнууулись...» Сейчас и это приходится собирать. Но мы не отчаиваемся, ста- раемся сохранить то, что есть, и про- должаем верить в «фольклорную пан- демию». Евгений КОЗЛОВ архив героини АНСАМБЛЬ «ОВСЕНЬ» УСПЕШНО ГАСТРОЛИРОВАЛ ПО ЕВРОПЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz