Молодежный вестник. 2019 г.
№ 20 (6387) / 2019 М В 10 Путь русской песни Пятилетняя девчушка лихо отплясывала на семейном торжестве, в такт подпевая, «а мне по фэн-шую на твои слова и любовь большую…» Гости умилялись, шли на танцпол поддержать юное дарование. Русских песен на празднике не пелось: не современно это. Ситуация взята из жизни – и у людей думающих умиления вызывать не может. Ж ива ли сегодня народная пес- ня? Об этом разговор с пре- подавателем фольклорного отделения липецкой Детской школы искусств № 2, хормейстером и руково- дителем фольклорного ансамбля Го- родского Дворца культуры Екатериной Федяниной. – Не хочу говорить о своём наро- де плохо, но отрицать факт оторван- ности большинства из нас от своих культурных корней невозможно. Хотя, может, я преувеличиваю – весь мир слушает рок, r`n`b, джаз. – Есть один нюанс. Возьмём зако- нодателя современной музыкальной моды – США. Перечисленные вами направления – не что иное как перера- ботанный и переосмысленный фоль- клор народа Америки. В силу куль- турно-исторических причин тот же рок весьма органичен для Британии. А вот Испания, Италия, страны Балканского полуострова звучат уже по-своему. У скандинавов в последнее время по- пулярна народная музыка. Про страны Востока не говорю: достаточно при- ехать туда, чтобы услышать. И только Россия (за исключением националь- ных республик) звучит непонятно как. Прямо скажем, тревожный сигнал: всё это ведёт к стиранию культурных гра- ниц, разрушению этноса. – Не знаем, не умеем, не хотим петь своих песен. Что это: признак вырождения, следствие отсутствия музыкального образования, резуль- тат «эффективной работы» радио и телевидения? – Ухо современного обывателя на- строено на другую частоту. Чтобы по- яснить свою мысль, придётся прибег- нуть к небольшому музыковедческому экскурсу. Дело в том, что гармония (в смысле последовательности аккордов) чужда русским народным песням. О ней можно говорить только в смысле многоголосного хорового пения, осно- ванного не на аккордах, а на голосо- ведении. Народ поёт полифонически, с помощью системы так называемых подголосков. Запевала, начав песню, обычно ведёт в хоре главную мело- дию, она занимает по высоте среднее место. Остальные певцы от неё укло- няются вверх или вниз, смотря по роду голоса, видоизменяют её, украшают или поют её же, но с небольшими укло- нениями. В общем, образуют сопрово- ждение мелодии. Каждый, словно кру- жево, плетёт свой голос, а потом мно- гоголосие сплетается в неповторимый гармонический рисунок. Это потрясаю- ще. Но потребителю современных по- пулярных хитов недоступно. Увы, русские в большинстве сво- ём потеряли способность понимать эту красоту. Культурное пространство сегодня формируют радио, телевиде- ние, Интернет, а они ориентированы на массового, этнически дезориенти- рованного, примитивно мыслящего по- требителя. Вместо колыбельной мама суёт под ухо ребёнку пиликающий смартфон, вместо стихов и народных сказок – компьютерные мультфильмы на планшете. Потешки должны малы- шам читать, песенки забавные петь, приговорами народными каждую лож- ку сопровождать. Так ребёнок входит в родную ему языковую стихию, с моло- ком матери впитывает национальную культуру, учится понимать её, ценить. Сегодня тёплое живое слово уступает место бездушной цифре. – Как у вас появилась и сохрани- лась любовь к народной песне? – Мне повезло, хотя и мой путь в народную песню был непростым. Бабушка в своё время закончила Са- ратовскую консерваторию по классу народных инструментов, работала в Грозненском музыкальном училище и с детства учила меня музыке. После начала военных действий из Чечни пришлось уехать. В одном из сёл Ли- пецкой области бабушка устроилась в школу музыкальным педагогом. Понят- но, что и я ходила к ней на занятия – играла на аккордеоне. И после девяти классов подала документы в Усман- ский педагогический колледж на учите- ля начальных классов с дополнитель- ной подготовкой в области истории. ЕКАТЕРИНА ФЕДЯНИНА (СПРАВА) РАЗВИВАЕТ НАРОДНУЮ КУЛЬТУРУ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz