Молодежный вестник. 2019 г.
№ 20 (6387) / 2019 МВ 7 по душам Нередко у меня на приёме оказываются люди, которые говорят: «Несмотря на то, что мне уже 30 (40 и больше лет), я не знаю, чего хочу в жизни. Не знаю, чем заниматься, где работать, с кем жить и как себя реализовать». К огда мы начинаем разбираться в этой проблеме, зачастую ока- зывается, что у человека есть несколько препятствий к достижению жизненных целей. «Я хочу, но не хочу». Внешне человек транслирует одно, например, говорит: «Я хочу работать и зарабатывать, чтобы жить достой- но». Но при этом у него есть внутрен- няя установка, которую он усвоил в детстве: ничего не делай, не высовы- вайся, будь несчастен! И тогда в жиз- ни он станет бессознательно действо- вать так, чтобы реализовывать этот запрет: упускать возможности, приво- дить себя в неприятные ситуации. В то же время он не будет осознавать долю своего участия во всём этом, списывая всё на судьбу, случайность, результат действия других людей. Инфантильность. Она также мешает достижению целей. Внутренне невзрослому че- Мимо цели? ловеку трудно брать на себя ответ- ственность, переносить дискомфорт, жертвовать чем-то ради цели: време- нем, энергией, деньгами. Находясь на детской позиции, он думает, что всё должно сложиться само собой. Он хочет только получить, при этом не отдав ничего взамен. Такого во взрос- лом мире не бывает. Внутренняя выгода от недости- жения цели. Этот пункт связан с предыдущими. Но, так как он достаточно часто встре- чается, хотелось бы выделить его от- дельно. Например, человек из года в год не может найти работу и обе- спечивать себя. Его содержат роди- тели. Внешне это выглядит как лень или невезение. Его устраивает такое положение дел, реализуется его вну- тренняя цель – агрессия в сторону ро- дителей: «Когда-то вы обидели меня, теперь платите за это. Вы будете вы- нуждены меня содержать до конца своих дней». Человек не делает выбор. Он хочет успеть всё и сразу. В итоге не получается нигде. Опять же, иногда это выгодно человеку вну- тренне – не выбирать и оставаться в ситуации неопределённости: «Я не выбираю конкретную цель, значит, не отказываюсь от множества дру- гих». Если у человека есть трудности с достижением жизненных целей, нужно проанализировать эту ситуацию. Задать себе вопросы: О чём на самом деле я мечтаю? Каким и где хочу видеть себя через несколько лет? Что я могу сделать уже сегодня для реализации этих целей? Что мне мешает? Внутренне и внешне. Как изменится моя жизнь, когда я до- стигну запланированного? Если представить, что я не хотел бы достигать этого, то почему? Как относились к разного рода дости- жениям в семье, где я рос? За активность меня хвалили или ругали? Назвал ли бы я своих родителей де- ятельными людьми? Чего они добились в жизни? Хотел бы я быть на них похож? Какие выгоды я имею, не достигая по- ставленной цели? Человек не может довести нача- тое до конца. Здесь не последнюю роль может играть инфантилизм либо внутренняя установка: не заканчивай начатое, иначе будет плохо, грустно, случится что-то ужасное. Цель не моя. Достаточно часто люди ставят перед собой ложные жизненные це- ли. Внешне они могут казаться им достаточно привлекательными или логичными, но не соответствовать их истинному внутреннему желанию. Например, в семье растёт девочка, у её мамы в молодости была мечта стать педагогом, но по каким-то при- чинам она им не стала. Сознатель- но или бессознательно мама может с самого детства подталкивать дочь к определённому выбору профессии. Дочь пытается угодить маме, выби- рает именно эту специальность. Но особых успехов не добивается. А мо- жет быть, даже учёба и реализация в профессии даётся ей нелегко именно потому, что в глубине души она хоте- ла выбрать что-то другое. Марина ВОСТРИКОВА, практикующий психолог Сергей КОЖЕВНИКОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz