Молодежный вестник. 2019 г.
№ 2 (6369) / 2019 МВ 11 #цифровизацияшкол#проблемыобразования#догаджетовыйпериод#дислексия#образование народный эксперт Необходимо направить своё внимание на решение задач, которые ставит время. Темп жизни убыстряется с каждым днём, объёмы информации растут, и люди во избежание по- тери контроля над ними должны постоянно меняться. Другими словами, современный человек – если он желает идти в ногу со вре- менем – обязан непрерывно совершенство- ваться, приспосабливаться к новым условиям, уметь решать несколько задач одновременно. Без применения цифровых технологий здесь просто не обойтись. Современные школьники выросли с гадже- тами в руках. Теперь эти устройства – неотъ- емлемая часть их жизни. Разве не логично ис- пользовать это в интересах образования? Не секрет, что желание учиться у подрастающе- го поколения находится на рекордно низком уровне, а педагоги конкурируют с бесчислен- ными развлечениями в телефонах, планшетах и ноутбуках. Но что мешает интегрировать эти устройства в процесс обучения? Технологии могут рассматриваться в качестве виновника многих проблем образования, а могут исполь- зоваться для улучшения взаимодействия сто- рон образовательного процесса и повышения эффективности их совместной работы. Цифровое образование создаёт новые воз- можности, учёба превращается в занимательное приключение, где обучающийся – главный герой. Мобильные платформы и электронные учебники – это ролевые игры с учениками; технология дополненной реальности позво- ляет ребятам, что называется, своими рука- ми в виртуальной среде из атомов создать молекулы сложного химического соединения; процесс обучения становится динамичнее с использованием цифровых учебников, когда учащийся может воспользоваться ссылками на соответствующие материалы или ресурсы. Таким образом школьник привыкает ориенти- роваться в больших объёмах информации. А это как раз то качество, которое необходимо для работодателей в цифровой экономике. Электронный образовательный контент предполагает самостоятельность освоения, а значит, цифровизация школы позволит сделать обучение более индивидуальным. Разгрузит учителя. Педагог, тративший в былые годы мно- гие часы на проверку тетрадей, теперь может провести онлайн-опрос на любом этапе урока, чтобы выяснить, как дети усвоили материал. В традиционной школе учитель находил- ся в центре процесса, для учащихся он был основным источником знаний. Теперь педа- гог становится наставником, направляющим ученика по максимально индивидуализиро- ванной траектории обучения. Главным в этом процессе становится ученик! бёнка? Для ответа на этот вопрос необходимы долго- срочные исследования. Но проводились ли они? Или излучение, исходящее от монитора в течение шести уроков, постоянное использование наушников, огра- ничение спектра тактильных ощущений благотворно влияют на здоровье детей? Быть может, Министер- ство просвещения пока только занимается разра- боткой норм применения электронных устройств в образовательном процессе с привлечением психоло- гов, психофизиологов, клиницистов и организаторов здравоохранения? Если так, почему общество ничего не знает о результатах этой работы? Зато мы прекрасно знаем, что в ряде стран, где дети используют информационные технологии с самого ран- него возраста, общественность и экспертное сообще- ство уже бьют тревогу. Но это у них, а что же в России? У нас всеобщая электронная школа ещё не начала работать, но уже сейчас письму уделяется всё мень- ше и меньше внимания. Очевидно, при переходе на электронные учебники его похоронят окончательно. Так что прости-прощай орфография, пунктуация и грамматика – здравствуй поголовная безграмотность. Доказано, постоянное использование гаджетов развивает у детей дислексию. Сегодня уже у 30% младших школьников наблюдается данное расстрой- ство, дисграфия – более чем у 37%! И это гораздо больше по сравнению с «догаджетовым» периодом. Представляете, как скакнут цифры с введением элек- тронных учебников? Зато мы избавимся от унылой и никому не нужной писанины. Кстати, ещё раз о её ненужности. Письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления, активизирует мозговые процессы гораздо сильнее по сравнению с вводом текста на клавиатуре смарт- фона, планшета или компьютера. По этой причине сила воображения, креативность, возможности памя- ти, творческие способности – всё это гораздо лучше развито у детей, занимающихся «рутинным» перепи- сыванием текстов из обыкновенной книжки в самую обычную тетрадь. Однако так ли необходимы эти ка- чества оператору айфона? Главное, чтобы раз в год он не забывал покупать новую дорогую модель циф- ровой техники, а умение генерировать и правильно формулировать свои мысли для этого не нужно. По этой причине программа цифровизации школы планирует заменить книгу на электронный учебник, учителя – на виртуального тьютора. Теперь, когда есть автоматический станок по производству при- носящего доходы потребителя, учитель не нужен, он становится экономически невыгоден, так как ему необходимо платить зарплату, обеспечивать его со- циальную защищённость. Думается, после внедрения этих технологий нач- нётся планомерное сокращение учителей, замена их посредниками между учеником и обучающей про- граммой. Утешает только то, что большинство наших педагогов предпенсионного возраста, а в свете новых мер правительства по социальной защите населения их увольнение грозит работодателю штрафом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz