Молодежный вестник. 2019 г.
№ 11 (6378) / 2019 МВ 25 #жизньрусскогослова#впоискахпрекрасного#имениевдохновения#поклонитесьдубу своими глазами ПОД ЗВУКИ ЛАННЕРОВСКОГО ВАЛЬСА В разное время гостями дома были всё менее известные российскому электорату литераторы Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Д.В. Григо- рович, Н.В. Успенский, В.М. Гаршин, выдающиеся артисты М.С. Щепкин, М.Г. Савина, другие представители русской культуры. Липецкие учителя дополнили этот достойный список. Атмосфера дома поистине вол- шебна! Типологических экспонатов практически нет. В ряду литературных музеев Спасское-Лутовиново – один из немногих, где коллекция почти полностью состоит из подлинных ре- ликвий, ранее принадлежавших пред- кам писателя и ему лично. После входа в каменную галерею сразу попадаешь в просторную сто- ловую. В углу столовой огромные напольные английские часы в виде башни с надписью «strike – silent» (бьют-молчат). В середине комнаты – большой раздвижной дубовый стол, за которым часто подавали Ивану Сергеевичу его любимый суп с ку- риными потрошками. Вокруг стола – старинные стулья из карельской бе- рёзы. Возле стены – буфет красного дерева, выполненный в классических пропорциях стиля ампир. Работа рус- ских мастеров. У противоположной стены – фортепиано «Лихтенталь». Его владелец всегда с восторгом го- ворил о музыке и жалел, что у него нет голоса. «Сейчас бы отдал свой талант писателя за посредственный голос... и сколько женщин я бы очаро- вал, влюбил в себя, сколько супруже- ского счастья я бы расстроил», – го- ворил он, смеясь. ПРИЮТ СПОКОЙСТВИЯ, ТРУДОВ И ВДОХНОВЕНЬЯ В малой гостиной стоит знамени- тый диван, прозванный Тургеневым «самосон». Писатель уверял: диван этот клонит его ко сну всякий раз, когда он на него приляжет. Однажды молодой граф Толстой заснул на нём с рукописью «Отцов и детей» на могу- чей груди. До этого будущий автор од- ного из лучших романов всех времён и народов провёл ночь с цыганами. А вот и письменный стол, за которым рождались бессмертные образы Ба- зарова и Павла Петровича Кирсано- ва. Расположен он в кабинете Турге- нева и неизменно вызывает трепет культурной общественности. Над сто- лом – потемневшая от времени икона Спаса Нерукотворного, а у противопо- ложной стены – этажерка с огромны- ми томами знаменитой энциклопедии безбожника Дени Дидро. Со статьями Вольтера, Руссо, Монтескьё и прочих вольнодумцев эпохи Просвещения. НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ… За работой Иван Сергеевич заси- живался порой до глубокой ночи, так что спать ложился прямо в кабинете, за большими ширмами, покрытыми прекрасными акварельными букета- ми. Дабы не беспокоить слуг барской прихотью. Другой рабочей комнатой писателю служила просторная библи- отека, содержащая уникальную кол- лекцию книг по философии, истории, политэкономии и лингвистике. На всех европейских языках (Тургенев знал двенадцать, в том числе грече- ский и латынь). Многие уникальные издания имеют автографы В.Г. Бе- линского, А.И. Герцена, самого Турге- нева. Посреди библиотеки – бильярд, на котором хозяин Спасского-Лутови- нова играл, по свидетельству совре- менников, «ни хорошо, ни худо, но… как человек впечатлительный, всею душою предавался игре – приходил в комическое отчаяние от неудачи, не скрывал досады, видя успех против- ника, и никогда не играл молча или серьёзно… проигравши партию, тот- час же собирался жестоко мстить, и если выигрывал следующую партию – торжествовал». Есть в этом удивительном доме и своё «казино»! С овальным столом из той же карельской берёзы. С вы- движными ящичками. К картам друг Флобера и Мопассана не проявлял интереса, а вот шахматы были силь- нейшей его страстью. После охоты и французской оперной дивы Полины Виардо. «Лучшим шахматистом сре- ди литераторов и лучшим литерато- ром среди шахматистов» в шутку на- зывала Ивана Сергеевича «Могучая кучка» знаменитого «Современника». НАРУШИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ Недалеко от главного дома в 40-е годы девятнадцатого столетия был вы- строен флигель для дяди Тургенева, управляющего хозяйством Спасско- го. С мая 1852 по декабрь 1853 года во флигеле жил сам Иван Сергеевич, сосланный под надзор полиции, как бы сейчас сказали, «за оскорбление власти и государственных символов». Оскорблением послужила написан- ная неблагонадёжным литератором книга «Записки охотника». В настоя- щее время во флигеле создана лите- ратурная экспозиция. Её материалы рассказывают о неразрывной связи жизни и творчества писателя с род- ными местами. Здесь можно увидеть музыкальные инструменты, на кото- рых крепостные музыканты играли во время представлений домашнего театра деспотичной помещицы Вар- вары Петровны Лутовиновой, а также здоровенное ружьё Тургенева, изго- товленное специально для крупного русского писателя (рост – 193 санти- метра) пражским оружейным масте- ром Антонином Лебедой. При осмотре данного экспоната вспомнилось одно школьное сочинение, в котором автор, подчёркивая связь увлечения писате- ля охотой с его желанием и умением наблюдать человеческие характеры, между прочим написал: «Тургенев с помощью ружья исследовал крепост- ных крестьян». На этом беглый обзор экспозиции можно завершить. ПЕСНЬ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ В рамках всероссийской акции «Ночь музеев» в Спасском-Лутовино- ве в день прибытия делегации липец- кой школы № 51 давала бесплатный концерт Любовь Казарновская. Симво- лический этот факт не могли оставить без внимания знатоки биографии пев- ца дворянской культуры. В поместье у своего рыцаря «проклятая цыганка» (так называла Полину Виардо-Гарсиа мать писателя) так и не удосужилась побывать, а вот другая оперная певи- ца почтила гения своим присутствием. Думаю, партии и романсы, некогда любимые Тургеневым в исполнении Виардо, Любовь Юрьевна исполнила не хуже. Особенно понравилась слу- шательницам песня цыганки Земфи- ры «Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня…». Впрочем, изголо- давшаяся по культуре публика, на- питанная тургеневской атмосферой, каждый выход примадонны сопровож- дала продолжительными аплодисмен- тами. Ответ на вопрос, «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совер- шается дома», в этот день нашёл бла- гополучное разрешение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz