Молодежный вестник. 2019 г.
№ 10 (6377) / 2019 МВ 25 #обстоятельствапроисшествия#вечортыпомнишь#эхорусскогонарода#эрзацкультура#сцена в начале было слово ной жаждой денег и, походя, ни о чём не думая, выкинули «наше всё» на помойку, унизив тем самым, опустив на самое дно Пушкина, величие стра- ны. Для меня и сегодня трудно подо- брать всему случившемуся название. ДВЕ «КАПИТАНСКИЕ ДОЧКИ» С тех пор много раз видел на свал- ке книги, но, боясь заметить среди них Пушкина, проходил мимо. И толь- ко однажды, направляясь через двор областной больницы № 2 к узкому проходу с выходом на улицу, увидел у мусорного бака распластанную, за- ляпанную колёсами мусоровоза «Ка- питанскую дочку». Не стесняясь прохожих, поднял шедевр русской классики, вытер но- совым платком и бережно положил в пакет. Дома привёл книгу в порядок и поставил на полку рядом с давно при- обретённым таким же экземпляром. Там она и стоит до сих пор – пройти мимо неё на свалке у меня не хвати- ло ни сил, ни совести. ТИРАЖИ КАК ЗНАКИ ИНТЕРЕСА Кто-то скажет: а надо ли по проше- ствии стольких лет по этому поводу ныть и петь «Лучинушку»? Ведь Пуш- кин сегодня никем никуда не выбра- сывается. А вот с этим я категорически не согласен. Сегодня Пушкина выбрасы- вают не из квартир – из жизни. В это здравомыслящему человеку трудно поверить, однако факты, как говорят, упрямая вещь. В самом начале перестройки, в 1985 году, вышли сочинения Пушки- на в трёх томах. Тираж каждого тома составил 10 миллионов 700 тысяч эк- земпляров. В магазинах за ними стоя- ла очередь и хватало не всем. Последняя моя покупка сборника стихов поэта состоялась в 2016 году в Москве. Тираж – 2000 экземпляров. Сборник был в свободной продаже, и никакой очереди за мной не наблюда- лось. Для Москвы тираж две тысячи – величина микроскопическая, а для страны – и вовсе ничего. Располагая такими данными, не- сложно подсчитать, насколько упал интерес к Пушкину в наши дни. Де- лим 10 миллионов 700 тысяч на 2 тысячи и получаем 5350. Во столько раз за четверть века уменьшилась популярность гениального классика. Вдумайтесь, в эту цифру: не в десять, не в сто, а в тысячи раз стало меньше поклонников Пушкина! Вот и получа- ется: поэта выкинули из своей жизни большинство россиян. МНЕ ПАМЯТНЫ ИНЫЕ ВРЕМЕНА Сегодня о них мало кто вспомина- ет. А ведь с тех пор прошло всего 25 лет – отрезок времени для истории, можно сказать, мизерный. Пушкин тогда был у всех на слуху. Его сти- хи и отрывки прозы учили наизусть в каждом классе, начиная с «Зима, крестьянин, торжествуя…», «Унылая пора, очей очарованье», «К Чаадае- ву» до «Памятника», «Письма Татья- ны к Онегину» и рассуждений Петра Гринёва из «Капитанской дочки» о русском бунте – «бессмысленном и беспощадном». Сегодня старшеклассники не зна- ют из Пушкина, наверное, и сотой доли того, что знали в школе мы. Иные из молодых людей, случайно читая «Зимнее утро», на строке «Ве- чор, ты помнишь, вьюга злилась...» останавливаются, недоумевая: откуда автор взял это странное имя – Вечор? В наши годы такого не могло быть в принципе: внимательно изучая произведения Пушкина, мы хорошо знали языковые нюансы его време- ни. Повторю известное всему про- свещённому миру: Пушкин является родоначальником современного рус- ского литературного языка. Его стихи, как и проза, читаются легко и легко запоминаются. К тому же каждое про- изведение классика, независимо от жанра, насыщено блистательными афоризмами, бывшими в своё время в большом ходу. Рассказывая о поэте, не могу не сказать о личном, сокровенном: с Пушкина началось моё вхождение в профессию. Мне было 15 лет, когда опубликовал в газете свою первую за- метку. В ней рассказывалось о прове- дённом в нашем 8 «б» классе вечере, посвящённом творчеству поэта. Вот и получается: великий классик приоб- щил меня к делу, ставшему смыслом всей моей жизни. ОН БЫЛ «НАШИМ ВСЕМ» Пушкин действительно был «на- шим всем». Уверен, с его уходом из сознания большинства россиян в стране понизился уровень культуры и образования. И это неудивительно, ибо Пушкин являлся опорой, внутрен- ним стержнем духовности и нрав- ственности великой державы. А если сказать иначе, краеугольным камнем всего общественного здания страны. Лишившись этой опоры, зданье по- шатнулось, и мы потихонечку начали уходить в сторону от столбовой доро- ги прогресса. Грустно оттого, что за четверть века количество книжных магазинов в не- когда самой читающей в мире стране сократилось, наверное, в сотни раз. «ДИВЕРТИСМЕНТЫ» ЭРЗАЦ-КУЛЬТУРЫ Если говорить о нашей класси- ческой музыке, балете, тут мы по- прежнему на высоте. Что касается её других направлений, как то: театр, кино, эстрада и телевидение – то тут возникают многие вопросы. То, что творится сегодня в означенных от- раслях, иначе как эрзац-культурой не назовёшь. По сценам многих театров бегают голые люди, говорящие на жаргоне извозчиков и ведущие себя так, будто только вчера с дерева слезли. В кино сплошная пальба, мордобой, попут- ные сиюминутные романы. На теле- видении взяли за правило ворошить грязное бельё знаменитостей. При этом на зрителей выливаются такие потоки гнусных подробностей, что впору святых выносить. ПОСЛЕСЛОВИЕ Вернёмся, однако, к Пушкину. С ним, а вернее, с его всеобъемлющи- ми духовностью и нравственностью, мы были высококультурной и хоро- шо образованной нацией. Без него по этим позициям занимаем, скажем так, не самые первые местa. Будет ли в ближайшем будущем востребован нами Пушкин, до сих пор призываю- щий нас «Отчизне посвятить души прекрасные порывы»? Ответ на этот вопрос непрост. Но искать его надо. А для начала, многоуважаемый чи- татель, возьмите с полки хотя бы одну книгу Пушкина. Откройте, начните чи- тать. Вас многое поразит и удивит. И мысль, и слог, и гениальное наблюде- ние о прошлом и будущем. Мы слиш- ком далеко зашли в отрицании своих прежних идей и идеалов. Похоже, страна не нуждается сегодня в голо- сах, которые, подобно пушкинскому, были «эхом русского народа».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz